Ферритин
Ферритин – маркер риска раковых опухолей. Официальные диапазоны значений ферритина могут различаться в разных лабораториях, но, как правило, норма между 30—300 нг/мл (=мкг/Л) для мужчин и 18—115 нг/мл (=мкг/Л) для женщин. Рекомендуемый уровень ферритина в крови 40—56,2 нг/мл. Ферритин служит для хранения железа в организме в нетоксичной форме. Свободное железо является токсичным для клеток, так как оно действует как катализатор в образовании свободных радикалов из активных форм кислорода. Сывороточный ферритин хорошо показывает уровень общего железа в крови. Концентрация ферритина резко возрастает при инфекциях, при воспалительных реакциях или при раке.
www.nps.org.au/australian-prescriber/articles/interpretation-of-biochemi...
www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11415455
www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16262999
www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28422073
Железо в крови, маркером которого является ферритин, повышает окислительный стресс и воспаление, что повышает количество мутаций в ДНК и РНК. Железо способствует образованию гидроксильных радикалов в результате реакции пероксида водорода с ионами железа, что впоследствии повреждает молекулы ДНК и РНК, что можно определить по маркеру 8-oxoGuo в моче. Маркер 8-oxoGuo повышается в моче у пациентов с генетически обусловленным высоким железом в крови, что было определено в результате Менделевской рандомизации. Менделевская рандомизация – метод, который используется в эпидемиологии, когда причинность выводится из связей между генетическими вариациями, модифицирующими изменяемый фактор риска, и заболеванием. Также взаимосвязь повышенного ферритина (железа) в крови с повышенным уровнем повреждения РНК по маркеру 8-oxoGuo в моче была показана на мышах, ткани которых подвергались воздействию сульфата железа. Исследования на мышах показали, что маркер повреждения РНК монотонно растет вместе с ростом уровня ферритина в крови. И это можно было предотвратить железохелатирующей терапией.
www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29157668
Снижение ферритина в анализах крови у изначально здоровых людей снижает риск смертности от большинства типов рака на 68,6% независимо от возраста. В результате рандомизированного контролируемого исследования на людях, проведенного в 1999—2005 годах с участием 1277 пациентов, было показано, что снижение ферритина в анализах крови у изначально здоровых людей (без онкологии, повышенного уровня ферритина и др. в течение предыдущих 5-ти лет) снижало риск смертности от большинства типов рака на 68,6% независимо от возраста.
www.bloodjournal.org/content/108/11/1807?sso-checked=true
https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00032357
Ученые из США в 2008 году опубликовали результаты клинического исследования, в котором участвовали здоровые 1277 пациентов (без онкологии в предыдущие 5 лет), которых разделили на две группы. Пациенты наблюдались в среднем около 4,5 года. Изначально ферритин в анализах крови в двух группах пациентов был равным. В процессе исследования в одной из групп использовалась терапия снижения уровня ферритина в анализах крови, и ферритин достигал в среднем 79,7 нг/мл. В контрольной группе, которой не снижали уровень железа, ферритин составлял примерно 122,5 нг/мл. В результате пациенты, которым снижали ферритин, заболели раком в 1,5 раза меньше, чем те, которым ферритин не снижали. Важно, что среди пациентов, которым снижали ферритин, заболели раком только те, у кого он все равно был более высоким – почти таким же, как у пациентов, которым ферритин не снижали.
www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18612130
Шестилетнее рандомизированное контролируемое исследование 2010 года (США) с участием 1277 пациентов показало, что повышенный уровень ферртина связан с более высоким риском смерти от рака (для большинства типов опухолей) и ССЗ, так как высокий ферритин связан с более высокими маркерами воспаления (С-реактивный белок и интерлейкин-6). А снижение ферритина с помощью кровопусканий снижало воспалительные маркеры и снижало риск смертности от рака на 68% и снижало риск смертности от ССЗ. На начальном этапе в исследование не включались пациенты со злокачественными опухолями в анамнезе, с нарушением метаболизма железа, с печеночными и почечными патологиями, перенесенными инфекциями и другими факторами, способными повлиять на изначальный уровень ферритина. Если уровень ферритина был повышен из-за инфекции или из-за воспалительного процесса, то анализ на ферритин повторяли после выздоровления. За весь период наблюдения у пациентов, которым делали кровопускания (4—6 раз в год), ферритин снизился в среднем на 70 нг/мл. Также избегали железосодержащих добавок и снижали потребление красного мяса. В итоге в группе кровопусканий ферритин снизился со 111,1 нг/мл (+-65) до 56,2 нг/мл (+-29,9). А вообще среди всех выживших за период наблюдения в обеих группах ферритин был 83,6 нг/мл (+-57,3), а среди умерших – 132,5 нг/мл (+-116,8). Таким образом, идеальным уровнем ферритина можно считать показатель не выше 56,2 нг/мл, но и не ниже 40 нг/мл, так как в этом случае возникают другие риски.