Глава 4
Проведение доследственной проверки, систематизация материалов
Всем, кому адресована эта книга, хорошо известно, что в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ следователь после принятия сообщения о преступлении проверяет его и в пределах своей компетенции принимает по нему в установленный законом срок одно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– о передаче сообщения по подследственности.
Проверка сообщений существенно ограничена по срокам, а реализовать необходимо довольно большой объем работы: отобрание многочисленных объяснений, получение заявлений, документов и их копий, проведение проверок, ревизий и др. Только по результатам полной и всесторонней проверки следователь вправе принять правовое решение в порядке ст. 145 УПК РФ.
Здесь помощь общественного помощника (практиканта) может оказаться незаменимой. Ему может быть поручено составление проектов запросов об истребовании документов и даже проекта процессуального решения по результатам проверки <16>. Не исключено, что следователь может поручить общественному помощнику даже отобрание некоторых объяснений. При этом он может либо предложить опрашиваемому лицу написать их собственноручно, либо сам составить текст <17>.
–
<16> Так, обязанность готовить в соответствии с поручением следователя проекты документов прямо предусмотрена п. 18 Положения, утвержденного Приказом председателя СК при прокуратуре РФ N 50 от 15.05.2008 (см. Приложение 1).
<17> Однако есть мнение, что практиканту вообще нельзя доверять отобрание объяснений. По мнению многих практических работников, это должен делать только следователь, поскольку такой подход больше соответствует духу закона. Другой вариант: участие практиканта в отобрании объяснений должно быть по правилам его же участия в допросе (см. 6.6). В любом случае по этому принципиально важному вопросу следует выяснить мнение руководства следственного органа.
Уважаемый общественный помощник, практикант! Прежде всего попросите курирующего следователя показать вам составленный им самим аналогичный документ. Именно он будет основным шаблоном. Кроме того, не стоит забывать, что в объяснении должно быть указано следующее:
– Ф.И.О. лица, дающего объяснение;
– место жительства и регистрации;
– место работы;
– контактный телефон;
– сведения о судимости;
– пояснения лица об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении;
– дополнения лица (если имеются);
– запись: "Написано мною собственноручно" либо "Мною прочитано, с моих слов записано верно";
– дата составления объяснения;
– подпись лица с ее расшифровкой <18>.
–
<18> Примеры этих и других процессуальных документов размещены на сайте labatr.bsu.ru, ссылка на данное руководство, электронное приложение N 4. Подробнее см. 1.4.
Кроме того, необходимо, чтобы в тексте объяснения опрашиваемому были письменно разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, так как указанный документ в отдельных случаях может рассматриваться в дальнейшем в качестве доказательства по уголовному делу <19>.
–
<19> Многие судьи, следователи, ученые-процессуалисты возражают против признания письменных объяснений доказательствами по делу. Но практика большинства регионов часто идет по этому пути, а вопросы допустимости доказательств не входят в предмет данного пособия.
На практике бывают случаи, когда опрашиваемое лицо желает самостоятельно подать заявление либо по поводу рассматриваемого сообщения, либо по другому преступлению. Общественный помощник (практикант) здесь может помочь в составлении заявления, в котором должно быть указано следующее:
– лицо или орган, в который направляется заявление;
– Ф.И.О. лица, подающего заявление;
– место жительства и регистрации;
– место работы;
– контактный телефон;
– обстоятельства, по поводу которых подается заявление;
– что именно просит заявитель;
– дата составления заявления;
– подпись лица с расшифровкой.
В случае если в заявлении имеется указание на совершение кем-либо преступления, в документе должно быть отмечено, что заявителю разъяснены положения ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
После получения заявления о совершении другого преступления, не имеющего отношения к рассматриваемому сообщению, общественный помощник (практикант) должен передать его следователю для регистрации и принятия правового решения в установленном законом порядке.
При истребовании документов в государственных, муниципальных учреждениях, коммерческих организациях и у предпринимателей общественному помощнику (практиканту) необходимо оформить проект запроса, передать следователю на проверку и затем получить его подпись. Вновь попросите куратора показать вам составленный им самим аналогичный документ. В запросе обычно указывается следующее:
– организация или лицо, в адрес которого направляется запрос;
– кратко суть поступившего сообщения о преступлении <20>;
–
<20> Посоветуйтесь со следователем, насколько подробно нужно изложить фабулу. Иногда, в интересах обеспечения тайны предварительного расследования, следователь разрешит указать только номер уголовного дела.
– перечень запрашиваемых документов и сведений;
– указание на правомочия следователя (ст. 38 УПК РФ, ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" и др.);
– указание на срок, в течение которого запрос должен быть исполнен;
– указание на процедуру направления ответа следователю (нарочным, почтой, факсимильной связью и т. д.);
– контактный телефон следователя, адрес доставки <21>.
–
<21> Если он отличается от юридического адреса следственного органа. Юридический адрес обычно указывается на бланке.
Запрос должен быть составлен на бланке следственного органа. Необходимо зарегистрировать исходящий документ в канцелярии в установленном порядке с указанием номера, даты и т. п. При этом запрос составляется в двух, иногда в трех экземплярах, один из которых приобщается к материалам проверки.
Добросовестные общественный помощник и практикант помнят о том, что срок проверки сообщения о преступлении ограничен тремя сутками. В случае если закончить проверку в указанный срок не представляется возможным, руководитель следственного органа может продлить этот срок до 10 суток, а в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий – до 30 суток. Продление осуществляется путем вынесения постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки и утверждения его руководителем следственного органа, органа дознания или прокурора (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Составление проекта этого документа иногда можно поручить общественному помощнику (практиканту). Только вновь попросите у следователя составленный им аналогичный документ.
После отобрания объяснений, заявлений, получения копий документов следователь принимает решение по результатам проверки сообщения о преступлении. Общественный помощник может помочь следователю собрать, проанализировать, подшить материалы, а квалифицированный и опытный помощник – составить проект одного из постановлений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности.
Постановление о возбуждении уголовного дела составляется в соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК РФ. При этом общественному помощнику, кроме прочего, необходимо проверить, соблюдены ли требования ст. 147 УПК РФ при возбуждении дела частно-публичного обвинения об обязательном наличии заявления потерпевшего.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела составляется в соответствии со ст. 148 УПК РФ. При этом в тексте постановления необходимо указать следующее:
– место, дату и время вынесения постановления;
– когда было получено сообщение о преступлении, его краткое содержание;
– результаты проверки по нему (объяснения опрошенных лиц, результаты исследования документов и др.);
– принятое по результатам проверки правовое решение;
– разъяснение заинтересованным лицам процедуры обжалования принятого решения;
– указание на направление копии решения надзирающему органу.
Теперь рассмотрим порядок систематизации, подшивки материалов проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ, поскольку очевидно, что эта работа может и должна быть делегирована общественным помощникам. А по уровню необходимой квалификации с ней может справиться и добросовестный практикант.
Далее речь пойдет о двух основных видах систематизации:
1. Если по материалам проверки возбуждено уголовное дело и они стали его частью (см. п. 1 ч. 1 ст. 145 УПК РФ);
2. Если по материалам проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то документы собираются, подшиваются в отдельный том (см. п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).
По первому виду систематизации на практике, в свою очередь, получили распространение два основных метода:
1.1. Группировка всех материалов единым блоком, после постановления о возбуждении уголовного дела и непосредственно перед документами собственно предварительного следствия;
1.2. Распределение данных материалов по уголовному делу раздельными блоками – в зависимости от их содержания, например по лицам: объяснения опрошенных лиц и другие материалы в отношении этих лиц – перед протоколами их последующих допросов и т. д.
Метод 1.2, по-видимому, исходит из задачи наглядно показать суду позицию опрошенного и в последующем допрошенного лица в хронологической последовательности – от предварительной проверки до окончания предварительного расследования. Вряд ли такой метод оптимален. По смыслу ст. ст. 6, 7, 240, 252, 297 УПК РФ суд должен дать оценку в том числе законности возбуждения уголовного дела. В случае если материалы проверки распределены разрозненными блоками по всему тому (томам), судье, другим участникам процесса намного труднее дать оценку законности принятия этого важного правового решения. Поэтому более правильным представляется использование первого метода систематизации (1.1).
Теперь кратко о внутренней последовательности подшивки документов доследственной проверки в общем томе (томах) уголовного дела. Оптимальным считается систематизация этих материалов по тому же алгоритму, что используется в отношении материалов всего уголовного дела:
1. Сразу после постановления о возбуждении уголовного дела подшиваются документы, которые указывают на поводы и основание его возбуждения:
а) заявление о преступлении в порядке ст. 141 УПК РФ <22>, в котором в обязательном порядке должна быть отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ. В случае если заявление было сделано по телефону или в устном виде, вместо него подшивается протокол, составляемый в порядке ч. 3 ст. 141 УПК РФ;
–
<22> Здесь и далее, разумеется, при наличии таких документов. Если названных и далее перечисляемых документов нет, переходим к следующему пункту перечня.
б) явка с повинной или протокол, составляемый в порядке ст. 142 УПК РФ;
в) рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ <23>.
–
<23> На документах, указанных в п. п. "а", "б", "в", должен быть штамп с датой и номером регистрации сообщения о преступлении в "Книге учета сообщений о преступлениях" органа внутренних дел или иного органа, осуществляющего предварительное следствие или дознание. С указанной в штампе даты отсчитываются сроки для принятия правового решения, предусмотренные ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ.
2. Материалы производства по делу об административном правонарушении. Далеко не по всем уголовным делам, например по фактам хулиганства, незаконного оборота наркотиков, нарушений различных правил безопасности и др., в практике распространено возбуждение уголовного дела по материалам дела об административном правонарушении (ст. ст. 6.8, 20.21, гл. 12 КоАП РФ и др.). В случае если имеются основания для возбуждения уголовного дела, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Материалы подшиваются после указанных в п. 1 документов. Рассмотрим пример распространенной на практике систематизации материалов административного производства по факту изъятия у лица наркотического средства:
– сопроводительное письмо о направлении материалов производства по делу об административном правонарушении руководителю следственного органа, либо начальнику органа дознания, либо прокурору для передачи по подследственности;
– постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ;
– протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ. В большинстве случаев это протокол доставления или задержания лица (ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ) или протокол личного досмотра физического лица (ст. 27.7 КоАП РФ);
– протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.8 КоАП РФ, составленный в порядке ст. 28.2 КоАП РФ;
– материалы производства по делу об административном правонарушении, собранные в порядке, предусмотренном гл. 26 КоАП РФ. Подшиваются блоками в хронологическом порядке. Здесь последовательно систематизируются:
а) протоколы изъятия образцов, к примеру, смывов с рук или элементов одежды задержанного лица;
б) постановления о назначении экспертиз (в нашем примере – химических экспертиз изъятого вещества и смывов с рук или элементов одежды) и заключения экспертиз;
в) объяснения опрошенных лиц;
г) документы, предусмотренные ст. 26.7 КоАП РФ (подшиваются также в хронологическом порядке).
3. Протокол осмотра места происшествия, постановления о назначении судебных экспертиз с сопроводительными письмами о направлении таких постановлений в экспертные учреждения, протокол или акт освидетельствования лица <24>.
–
<24> Напомним, что сама экспертиза должна быть проведена уже в рамках возбужденного уголовного дела. Нарушение данного правила может повлечь принятие решения о незаконности возбужденного уголовного дела и признание соответствующих доказательств недопустимыми. См., например: Надзорное определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. по делу N 32-Д06-39. Приговор по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью отменен и дело направлено на новое рассмотрение в районный суд, поскольку экспертиза, на которую суд сослался как на доказательство вины осужденного, проводилась до возбуждения уголовного дела // СПС "КонсультантПлюс".
4. Иные материалы, к числу которых можно отнести:
– справки (заключения) о проведенных в рамках доследственной проверки исследованиях (химические исследования по наркотическим веществам и т. п.);
– заключения документальных проверок и ревизий, проведенных до возбуждения уголовного дела;
– объяснения;
– акты ревизий, бухгалтерские и иные документы о хозяйственной деятельности;
– другие документы.
Как известно, в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. А при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. Ходатайства следователя (дознавателя) в порядке ч. 3 ст. 144 УПК РФ могут быть подшиты как после постановления о возбуждении уголовного дела, так и в порядке хронологии сбора документов.
Далее уже идут документы о следственных и иных процессуальных действиях, проводимых в рамках возбужденного уголовного дела (см. гл. 2).
Применительно к многоэпизодным уголовным делам следует использовать этот же способ систематизации. При этом материалы доследственных проверок по каждому эпизоду подшиваются непосредственно перед материалами предварительного расследования по соответствующему эпизоду.
Следует напомнить, что некоторые правила производства следственных действий должны применяться и при проведении проверочных мероприятий. В частности, опрос граждан в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, не допускается; опрашиваемым лицам следует разъяснять право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ. Следует соблюдать и ряд других общих правил, предусмотренных ст. 164 УПК РФ, которые вполне применимы к мероприятиям доследственной проверки.
По второму виду систематизации (в случае отказа в возбуждении уголовного дела) на практике применяется метод, аналогичный описанному выше (см. п. 1): материалы систематизируются в хронологическом порядке, в той же последовательности, но с одной особенностью. Очень часто следователи, дознаватели первым документом материала подшивают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В целом это вполне удобно для лица, изучающего или проверяющего материал, поскольку, открыв подшивку (том), сразу можно увидеть документ о принятом правовом решении. Однако в случае, если прокурор (п. п. 2, 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) или руководитель следственного органа (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), изучив материал, отменит решение об отказе в возбуждении уголовного дела и направит материал для дополнительной проверки, его придется полностью перенумеровывать, переподшивать и делать новую опись. Поэтому разумнее подшивать это постановление в конце материала. Правовых препятствий ни тому, ни другому способу систематизации нет. В любом случае после постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в обязательном порядке подшивается уведомление заявителю о принятом правовом решении.
Учитывая, что систематизация и подшивка "отказного" материала не представляют особой сложности, поручить данную работу можно общественному помощнику. Кроме того, учитывая, что значительная часть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в особенности в практике районных ОВД, однотипны, общественный помощник вполне может воспользоваться имеющимися у любого следователя или дознавателя примерами постановлений и подготовить его проект.
Следователь и дознаватель при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела обязаны соблюдать требования ст. ст. 144, 145 УПК РФ. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должно содержать информацию о наличии оснований для принятия этого правового решения, а также ссылки на отдельные документы их материалов проверки, значимые для принятия этого решения (объяснения лиц, акты проверок или ревизий, иные документы и т. д.), с указанием соответствующих листов материала.