Вы здесь

Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. Эффективность и качество контроля (К. Ю. Белая, 2016)

Эффективность и качество контроля

Если вы хотите, чтобы все свои силы ваши сотрудники направляли на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то, чтобы их исправить, используйте тотальный контроль.

Н. Вересов

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) – на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправдано стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

– Что мы вкладываем в понятие эффективности?

– Какие показатели эффективности можно выделить?

Для эффективности контроля сам процесс его проведения должен соответствовать следующим принципам.

Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию о состоянии дел, выявить проблемы, а в том, чтобы улучшить качество образовательного процесса, решить задачи, стоящие перед организацией. Следовательно, само проведение контроля важно как средство достижения стоящих перед организацией целей и задач. Бесполезно иметь информацию о различных отклонениях, если она не используется для последующей методической работы по коррекции или устранению этих отклонений.

Соответствие делу. Контроль должен объективно оценивать то, что на данный момент действительно важно, что является наиболее проблемным, слабым звеном в педагогической деятельности коллектива.

Своевременность контроля. Не в скорости и частоте его проведения, а с учетом временных рамок основного плана, затрат на проведение и доведение до коллектива полученных результатов. Таким образом, система контроля – система, дающая информацию педагогам с целью устранения проблем или их предупреждения.

Гибкость контроля. Как и планы, контроль должен быть достаточно гибким, и если что-то непредвиденное можно спрогнозировать, контроль становится ненужным.

Простота контроля. Наиболее эффективный – простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие его методы требуют меньших усилий и более экономичны.

Экономичность контроля. Если затраты на систему внутреннего контроля превосходят создаваемые ею преимущества (затраты рабочего времени, отвлечение ресурсов и др.), лучше отказаться от его проведения или провести менее тщательный контроль. Он должен быть экономически оправдан.

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Итак, чтобы организация нормально функционировала и развивалась, руководитель должен периодически иметь информацию о фактическом положении дел и возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т. е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы его система была эффективной, она должна обеспечивать:

– информированность;

– полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;

– выбор целей;

– четкую спланированность;

– заинтересованность всех ее участников;

– повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, – максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:

– отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;

– создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;

– моделирование педагогического процесса;

– предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;

– создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дают наибольшие эффект и результат.

В соответствии с федеральными образовательными стандартами дошкольного образования оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

– диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

– внутренняя оценка, самооценка Организации;

– внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная.

Важнейший элемент системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации – оценка качества психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Именно психолого-педагогические условия составляют основной предмет оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Ключевой уровень оценки – уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвуют ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и серьезной работы над основной образовательной программой, которую они реализуют. Все виды внутреннего контроля в Организации и его результаты формируют доказательную основу для корректировки образовательного процесса, постоянного совершенствования условий образовательной деятельности и при необходимости внесения изменений в основную образовательную программу.

Семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений могут участвовать в оценивании качества образовательной деятельности Организации.

Система оценки качества дошкольного образования:

– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.