Вы здесь

Рука дающего не оскудеет. О добродетели милосердия. Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны богу. Евр. 13, 16 ( Сборник, 2001)

Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны богу

Евр. 13, 16

Поучительно самое название добродетели, которой учит Апостол. Она называется не только благотворением, но и общением (см.: Рим. 15, 26; 2 Кор. 8, 4). Почему общением? Глубокая мысль скрывается здесь. Христиане – все члены одного тела, коего Глава – Христос. Как члены тела между собой – не будь сего общения, не будет в них и жизни, – так и истинная жизнь христиан состоит в святом общении любви: нелюбящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14). Члены тела различны и по строению своему, и по положению, и по действиям, но все питаются от одного источника жизни, и каждый, приемля питательные соки и претворяя в существо свое, в то же время предпосылает их к другим; так и христиане, при всем различии званий и состояний, дарований и служений, – одно во Христе и должны взаимно делиться всеми дарами Божиими, не удерживать всего у себя, а все, чем изобилуют, почитать достоянием общим. Член тела менее ли того получает от других, сколько сам сообщает им? Благо жизни изобильно сообщается ему от всех. Так и христианин, благотворящий и служащий другим, от всех пользуется многими благами. Неужели и от бедных, которым благотворит? И от них, и притом благами самыми лучшими.

«Служение благотворения избыточествует, – говорит Апостол, – многими благодареньми Богу и молитвами за благотворителей» (см.: 2 Кор. 9, 12–14); а Сам Господь уверяет, что бедные благодетелям своим готовят пристанище небесное – в обителях вечных (ср.: Лк. 16, 9). Таким образом, и богатые, и бедные делаются друг другу помощниками, и каждый в другом видит не только своего брата, но и своего благодетеля. Вот самое вожделенное общение и благотворное равенство (см.: 2 Кор. 8, 14). Благотворения и общения заповедается христианам не забывать. Это – существо христианства; эта добродетель – первый плод той святой любви, без которой все совершенства и все добродетели ничтожны (см.: 1 Кор. 13, 1–3). Можно ли забыть ее христианам, можно ли забыть, когда все напоминает им о ней, когда на всяком почти шагу встречаем требующих нашей помощи? Но такова сила самолюбия нашего и страстей, что часто не позволяет нам видеть ничего, кроме своих потребностей истинных и мнимых, не позволяет видеть и Лазарей, лежащих при вратах нашего дома. «Не забывайте, – говорит Апостол, – ни в каком случае, ни в каком состоянии».

Имея блага жизни в изобилии, ты ничем не можешь извиниться, если не благотворишь, если излишек свой удерживаешь у себя, тогда как он весь принадлежит бедным. Но и не имея изобилия, даже сам нуждаясь во многом, не забывай благотворения и общения, потому что всегда есть у тебя блага, коими можно делиться с ближними, и всегда есть люди, более тебя нуждающиеся. «Точно ли есть такие блага?» – пишет Апостол не к богатым, а к тем, которым сам говорил: моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр. 10, 34).

Не забывайте – велико зло от забвения. Не благотворя другим, мы сами лишаемся многих благ от Бога, Который отъемлет Свое благоволение от немилостивых, благ от других, ибо не заслуживаем их любви и благодарности, благ даже от собственной совести, которая без дел благотворения никаким радостным чувством не утешит нас ни в этом, ни в другом мире.

Отчего богачи большей частью скучают? Отчего нет светлой радости и мира в домах их? Оттого что забывают заповедь благотворения и общения. Отчего и малоимущие жалуются, ропщут, завидуют? И они забыли благотворение и общение, забыли любовь братскую, которая долготерпит, милосердствует, не завидует (ср.: 1 Кор. 13, 4). Не забывайте, непрестанно помните о столь важной обязанности, помните, как о своем истинном благе, помышляйте о ней и среди неважных и среди важных занятий, изыскивайте и средства, и лучший образ благотворения; да будет это вашим любимым занятием, вашим всегдашним, неизменным образом жизни.

Главное побуждение к исполнению обязанности благотворения содержится в словах: таковые жертвы благоугодны Богу.

Много значит то, что благотворение и общение называются жертвой. Апостол пишет к христианам из евреев, которые хорошо знали и еще видели жертвы Иерусалимские, и объясняет, что, по принесении единой истинной жертвы Христовой, все прежние, как сень и образ, уже прешли, потеряли свою силу. При этом мог иной вопросить: «Теперь не останется ли верующим быть праздными? Теперь не потребуется ли от них более никаких жертв?». «Нет, – как бы так ответствует Апостол, – и от вас требуются жертвы, только не ветхозаветные. Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы. Вот одна жертва – благотворения и общительности не забывайте. Вот другая – таковые жертвы благоугодны Богу, то есть и жертвой хваления, совершаемой особенным служением Богу, и жертвой благотворения, совершаемой служением ближним (ср.: Евр. 13, 15–16).

Посему жертва благотворения так же благоугодна, как и жертва хваления, благоугодна всегда и во всяком случае. Это не жертва преобразовательная, которая по принесении жертвы истинной, перестав быть прообразованием, потеряла и силу свою. Это – жертва, которая как в Ветхом Завете имела силу не менее жертв обрядовых, так и в Новом есть благовонное курение, жертва приятная и благоугодная Богу (ср.: Флп. 4, 18). В Ветхом Завете, мы знаем, жертва Аарона спасала от смерти, жертва Давида прекратила язву в Иерусалиме, но и о жертве благотворения говорится: милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму (Тов. 4, 10). Жертва Гедеона низвела на него Дух Божий, укрепивший его против врагов (см.: Суд. 6, 26–34), но и о милостыне пишется, что лучше крепкого щита и твердого копья защитит она тебя против врага (Сир. 29, 16), и благотворителя так ублажает святой Давид: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его (Пс. 40, 2–3). Ради жертв законных, приносимых с верой, прощались грехи, но то же действие приписывалось и благотворению. Грехи твои милосердием к бедным искупи (ср.: Дан. 4, 24), – сказал пророк Даниил Навуходоносору, а Сам Бог у пророка Исаии объявляет: научитесь делать добро. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1, 17–18). Древние приносили и об умерших жертвы, как известно из примера благочестивого Иуды Маккавея (см.: 2 Мак. 12, 43; Сир. 7, 36). Вообще была уверенность у верующих пред законом, что самые жертвы обрядовые делаются более угодными Богу, если соединяются с благотворением. «Приноси, – пишет премудрый сын Сирахов, – жертву освящения и начатки святых». Потом присовокупляет: И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно (Сир. 7, 34, 35).

Что сказать после сего о силе жертвы благотворения во времена благодати новозаветной? Божественный Благотворитель человечества показал не только высочайший образец в Себе Самом, но и новое побуждение благотворителям. Он говорит им: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40) и, таким образом, делает благодетелям честь несравненную, называя Себя Сам должником их. Он же поставляет их на высокую степень блаженства в Своем Царствии, когда обращает к ним слово Свое: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Новая благодать явила нам высшие дары и милости Божии, а потому и от нас требует обильнейших жертв любви и милосердия.


Воскресное чтение. 1846