Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам
Евр. 13, 2
Высокое свойство христианской любви составляет странноприимство. Только лжемудрие и самолюбие фарисейские предлагали себе и другим вопрос: кто есть ближний мой? (ср.: Лк. 10, 29). А любовь христианская не знает различия между присным и чужим, между рабом и свободным. Она, подобно Отцу Небесному, расточает милости свои над злыми и добрыми (Мф. 5, 45) и ходит на распутия, выжидает, подобно Аврааму, утомленных странников, вводит и упокоивает их, подобно Лоту, устрояет, как Сонамитянка, горницу и одр, трапезу, престол и свещник (см.: 4 Цар. 4, 10) для мимоходящих странных и возвышается до той степени самоотвержения, что, несмотря иногда на высокий сан и мирские отличия, сама умывает ноги и сама служит им.
Она знает, что все мы – странники и пришельцы в этом мире и что все также, рано или поздно, должны быть странниками и пришельцами в другом мире, с тем только различием, что здесь мы не можем и не должны созидать себе постоянного града (Евр. 13, 14), а там непременно должны уготовлять себе вечные обители (Лк. 16, 9). Как и чем уготовлять? Приобретайте себе — говорит Спаситель, – друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9), то есть употребляйте вверенные вам земные блага на вспоможение нуждающимся братиям вашим, чтобы, так сказать, руками их вы могли устроить себе блаженство в будущей жизни.
Итак, если пред вратами дома твоего явится бедный странник, не загради ему входа к себе, но приими и упокой его во имя Спасителя, ибо верен Тот, Который сказал: кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10, 41–42). Если этот, по-видимому ничтожный, знак странноприимства высоко ценится пред очами Божиими, то какая мзда не готова у любвеобильного Спасителя человеков для тех, которые жертвуют во имя Его имение свое для принятия и упокоения странных? Милость, оказанную нами странным, Он вменяет Себе так, точно как будто бы она действительно была оказана Ему Самому: алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, – скажет Он некогда на Страшном судилище Своем (Мф. 25, 35). Для Себя Он не требует благ наших, ибо Ему принадлежит вселенная и исполнение ея (Пс. 49, 12), но требует их для меньших братий Своих, нуждающихся ближних наших, особенно тех, которых нужда, обстоятельства или злоба людская, иногда же благочестивое влечение сердца, делают изгнанниками из родной земли и пришельцами в земле чужой, – следовательно, не имеющими где приклонить главу и часто страдающими от лишений и болезней.
Есть благочестивые души, которые понимают безотрадное положение странных в чужой им стране и потому с любовью жертвуют своим имением для упокоения их. Утешительный образец таких благотворителей Церковь представляет в лице святого Сампсона Странноприимца[2]. Будучи сыном богатых родителей и искусным врачом, он употреблял и богатство, и искусство свое на вспоможение бедным странникам до того, что сам обнищал. Однако Промысл Божий не оставил в нищете того, который был отцом и питателем странных и больных. Император Юстиниан, исцеленный им от тяжкого недуга, предложил ему просить у себя чего пожелает, и святой Сампсон так глубоко проникнут был страннолюбием, что просил у него только способов к устроению странноприимницы, в которой до глубокой старости служил больным и странным, и даже до смерти бодрствовал над своим богоугодным учреждением, ибо во время страшного пожара, опустошившего Константинополь, явившись чудесно над созданной им странноприимницей, защитил ее от пламени, которое готовилось уже пожрать ее. Многократно потом он являлся бывшим в ней, строго взыскивая и даже наказывая ленивых приставников, оставлявших в небрежении больных и странных, и чудесными исцелениями побуждая благотворительных людей к поддержанию его странноприимницы и продолжению его служения и трудов в ней. Блаженны те, которые, подобно сему святому странноприимцу, не забывают странполюбия (ср.: Евр. 13, 2) и, видя убогого или больного странника, не мимоходят его, как священник и левит, но, подобно благотворительному самарянину, приступают к нему и с любовью и заботливостью упокоивают его (см.: Лк. 10, 30–35). За временный кров, данный странному на земле, им обещаны кровы на небесах, за небогатую милостыню – помилование вечное (см.: Мф. 5, 7), за пожертвование малое – воздаяние великое! И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14, 14).
Воскресное чтение. 1846