Вы здесь

Руги и русы. Часть вторая. На Балтике (С. Н. Чернявский, 2016)

Часть вторая

На Балтике

Глава 1. Великое переселение славян

1. Расселение «Склавинов»

Вернемся ненадолго в эпоху Готских войн. Они оказались затяжными и кровавыми, но Юстиниан переиграл всех противников. Гепиды, «склавины» и кутургуры попытались вторгнуться на Балканы, потерпели неудачу и были оттеснены за Дунай. Византийская армия под начальством блестящего полководца Нарсеса вторглась в Италию и нанесла готам несколько поражений. В битве при Тагине был разбит и погиб Тотила. В сражении при Молочной горе пал его преемник Тейя (552). Италия и Далмация вошли в состав Византии, Паннонией владели лангобарды. Византийцы перебросили главные силы на Восток и ввязались в тяжелую борьбу с Персией на Кавказе.

Легче всех поражение антивизантийской коалиции перенесли «склавины». Самоназвание этого народа – словене, то есть владеющие Словом. Они создали мощное вождество, центр которого находился на Волыни. В книге об антах мы разъясняли термин «вождество» и проводили параллель с аналогичными образованиями у древних монголов в XII веке.

Главным племенем словенского союза были дулебы, жившие на Волыни. Название это – германское. Славяне вообще любили брать имена покоренных племен.

Словене враждовали с антами – их перессорила византийская дипломатия. Однако до взаимного истребления дело не дошло.

Словене явно считали себя старшими по отношению к антам. И, видимо, имели на это право. Они были сильнее и многолюднее. «Склавины» не только оттесняли антов на восток, но как бы «обтекали» их с севера. В первые века новой эры на среднее и верхнее течение Днепра вышли балтийские племена – предки литовцев и латышей. После краха гуннской державы словене тоже начали продвигаться в эти места. Сперва на Припяти сели древляне. Затем еще дальше на север двинулись кривичи. Некоторые исследователи относят это движение уже к V веку, но столь ранняя датировка представляется слишком смелой. Археологи отмечают появление в верховьях Днепра т. н. культуры длинных курганов, которую более-менее уверенно отождествляют с кривичами. Но и ее датировка вызывает споры. Есть версия, что кривичи появились в верховьях Днепра лишь в VIII веке, вытеснив отсюда галиндов-литовцев. Согласно этой версии, они вместе с дреговичами относились к числу переселенцев из Великой Польши – вятичей и радимичей, которые потеснили старые славянские племена Поднепровья – древлян, полян, северян.

Кажется, имело место не одномоментное переселение, а несколько миграционных волн, и одной из последних стали собственно кривичи. Против ранней датировки массового переселения есть два возражения: климат в верховьях Днепра был тогда неблагоприятен, а земледельческие орудия – слишком примитивны для того, чтобы обеспечить питание и выживание для большого числа людей.

Гораздо охотнее словене переселялись на запад. В VI веке они заняли Словакию, после того как оттуда ушли в Паннонию лангобарды в результате Готских войн. Тогда же «склавины» заселили Малую Польшу. Позднее часть их двинулась дальше на север, куда и раньше уходили отдельные славянские роды. Так на южном берегу Балтики образовались вождества, известные как венеды.

2. Венеды и русы

Главное, от чего нужно предостеречь исследователей славянского мира, – это от попыток его удревнить.

Какова же ситуация к началу VI столетия? После кровавых войн между германцами и необъяснимого Великого переселения германских племен южные берега Балтики опустели. Здесь живут остатки германцев, но прежних великих и многолюдных народов уже нет.

К середине VI века большая группа славян приходит в Великую Польшу. Здесь возникает суково-дзедзицкая археологическая культура. Ряд польских историков считает ее вариацией пражско-корчакской культуры, которую обычно приписывают «склавинам». Но большинство ученых всё же полагает, что перед нами – особая славянская культура, и принадлежит она, скорее всего, «венедам», то есть представителям третьей группы славян, которые обособились в VI столетии.

Подробности процесса неизвестны. Ясно лишь одно: славяне явились на берега Балтики и мирно ассимилировали остатки живших там германцев. Вероятно, эти славяне – предки позднейших ободритов («бодричей» в транскрипции Шафарика и Нидерле). Странно, что в суково-дзедзицких поселениях даже нет укреплений. Это села, а не крепости. Воевать было не с кем. Значит, с балтийскими ругами у славян возникли дружественные отношения.

На острове Руяна располагалась столица местных ругов – Аркона. В наших былинах его зовут Буян, а немцы называют Рюген, «остров русов». Под этим именем остров и сейчас входит в состав Германии. В то же время Рюген нельзя смешивать с таинственным «островом русов», упоминания о котором содержатся в сочинениях средневековых арабских географов. Там речь идет, скорее всего, о Поднепровье, а искомым островом может быть что угодно, включая Хортицу. Тема пресловутого «острова русов» для нашей книги настолько побочна, что возвращаться к ней мы уже не будем. Интересующегося читателя отсылаем к классической работе Б.Н. Заходера, которая представлена в списке литературы (см.: Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. С. 299), а также к сочинениям арабских авторов, представленных в списке литературы, начиная с ибн Русте.

…Сперва венеды были исключительно мирным народом. В книге об антах мы приводили отрывок о том, как несколько балтийских славян явились в Византию в разгар Аварских войн и хвастались, что не знают боевых действий, а всё их оружие – это гусли. Даже если эта анекдотическая история преувеличена, то не сильно. Видимо, уже начались климатические изменения, в результате которых большой массив земель на Балтике сделался пригоден для охоты и земледелия. Земли и зверья стало настолько много, что новые поселенцы – славяне – даже не воевали со старыми – германцами, а мирно их поглотили.

Но, увы, идиллия длилась недолго, население размножилось, и вскоре Балтика сделалась ареной борьбы, где лилась кровь и гибли люди.

3. Авары

Если непосредственная причина Великого переселения германских народов – это агрессия готов, то главным толчком для Великого переселения славян стало нашествие аваров. Мы подробно писали об Аварских войнах в книге об антах. Следует лишь напомнить канву. В 560 году авары, преследуемые тюркютами, появились на Днепре. Вскоре они подчинили кутургуров, заключили союз со «склавинами» и разгромили антов. Следующие сорок лет – это почти непрерывные войны аваров с антами, византийцами и даже временами со «склавинами». Авары захватили у «склавинов» территорию Чехии и Словакии, подчинили племена дунайцев в Валахии и Молдавии, прогнали антов с Днепра и терроризировали византийцев, доходя до стен Константинополя и Фессалоник. Благодаря искусной дипломатии значительную часть своих сомнительных подвигов авары совершали руками славян и кутургуров, а сами осуществляли руководство над ними и получали лучшую часть добычи. Жизнь на Балканах и в Поднепровье превратилась в кровавый ад. Обстановка осложнилась тем, что лангобарды вступили в союз с аварами, покинули Паннонию и вторглись в Италию, захватив у византийцев значительную часть этой страны.

Сами авары перенесли в освободившуюся Паннонию центр державы и продолжали грабительские войны, которые сказочно обогатили всё племя. Византийцы понемногу собрались с силами и стали одерживать победы, но война требовала чрезмерного напряжения сил, на которое государство оказалось неспособно. Император Маврикий (582–602) не хотел этого понимать. К тому же он обогащал и продвигал своих родственников, что выглядело скандальным на фоне всеобщего обнищания. Наконец войско взбунтовалось и провозгласило императором Фоку (602–610), которого поддержали цирковые партии. В Византии вспыхнула гражданская война. Авары воспользовались этим и уничтожили антов. Последнее упоминание об этом народе имеется под 602 годом. Анты были частью перебиты, частью переселились в Карпаты, Чехию и на берега Эльбы. Далее начинается один из самых темных периодов в истории славян. Мы получаем массу вопросов, на которые нет ответа. Анты бегут на запад. Может быть, они пытаются найти защиту у старших родичей-«склавинов»? Или, напротив, воюют с ними и пробиваются через их земли? Оба варианта возможны, но второй вероятнее. Ибо вслед за антами авары атакуют «склавинов»; нападение столь сильно и внезапно, что вождество словен полностью разбито, а люди бегут кто куда. Примерно к 610 году союз дулебов перестал существовать. Авары обошлись с побежденными очень жестоко; легенды об этом попали в Повесть временных лет.

Тогда и началось Великое переселение славян. Кто-то бежал на север, в страну кривичей, кто-то в Польшу. Иных авары переселяли на Балканы и в Чехию; например, в чешские земли выселились остатки дулебов (возможно, по приказу кагана аваров). Два главных племени союза антов – сербы и хорваты – разлучились. Сербы поселились на Эльбе, в стране Лужица, и подчинились франкам, только бы уйти из-под власти ненавистного кагана. Хорваты широко расселились от Галиции до Северной Чехии. Часть этого племени тянула к франкам. Часть – к аварам. Наконец в 626 году (дата обоснована нами в книге об антах, хотя она противоречит хронике Фредегара) в Чехии, Моравии и Хорутании вспыхнул мятеж славян против аваров. Его возглавил кельтский купец Само. Вскоре после этого значительная часть сербов и хорватов переселилась в Далмацию, где стала союзником византийцев против Аварского каганата. Со временем на этой территории возникли Сербия и Хорватия.

А что же Поднепровье? Оно вновь опустело, как и в IV столетии. Археологи находят здесь предметы т. н. мартыновской археологической культуры. Некоторые осторожно относят ее к «поздним антам». Но анты были перебиты или переселены. Ученых озадачивает наличие явно германских предметов в культурном слое этой эпохи. Объяснение, на наш взгляд, довольно просто. Это проявили себя руги – германцы, оставшиеся в Поднепровье. Почему они остались? Возможно, руги предали антов и вовремя покорились аварам. Осуществлять реальную власть в этих отдаленных местах каганата авары не могли, требовался надсмотрщик и охранитель территории. Таким надсмотрщиком и стали днепровские руги.

Возникает законный вопрос: почему «росомоны» не проявили себя раньше – в пеньковско-корчакскую эпоху, то есть в период господства антов? Ответа нет, но именно здесь – перспективное направление для новых археологических исследований.

Мы еще вернемся на берега Днепра, чтобы понять, как родилась Русь. Но сейчас нужно проследить судьбу балтийских славян. Как ни странно, эта отдаленная ветвь наших родичей сыграла роль в становлении Руси. Пока не всё ясно, но наметить канву необходимо. Отправимся на берега Балтики.

Глава 2. Империя франков

1. Темный век

В начале VII века в Полабье словно из ниоткуда возникает славянское племя вильцев; они же велеты, лютичи. Прежде оно жило в Великой Польше, но подверглось натиску аваров, которые охватили своими набегами часть будущей территории Польши от Карпат до Мазурских озер. Вильцы переселились на Южную Балтику, заняв земли между Эльбой и Одрой к югу от ругов-руян и бодричей-ободритов. Такое переселение могло случиться после 602 года (разгром антов) и до 626 года (начало восстания Само).

Сегодня ученые делают догадки, что вильцы сделались врагами аваров, а ободриты и местные руги выступили в качестве союзников каганата, потому что были недовольны переселением новых пришельцев-славян в свои земли.

Еще одна часть славян бежала в Поморье – позднейшую Померанию. Здесь, на бывших землях ругов и готов, выросли торговые города и расселились племена кашубов, которых ныне принято считать частью поляков, хотя это иной этнос.

Таковы скудные сведения о полабских и поморских славянах той поры. В 626 году вспыхнуло восстание Само, и славяне-балтийцы, отрезанные от Аварского каганата, были предоставлены своей собственной судьбе. С франками они не контактировали, ибо были отделены от них племенами саксов и лужицких сербов. С византийцами – тем более. Ученые Ромейской империи с трудом могли понять, что происходит в лежащих неподалеку Далмации и Паннонии. Но о том, какие политические события имеют место дальше на севере – в Великой Польше, в Поморье и Полабье, – не знал в ту пору никто.

Аварское нашествие сыграло роковую роль в становлении государственности у славян, погибли оба главных вождества – «склавины» и анты. Новые племена были мельче и постоянно враждовали между собой. Каждое из них состояло из небольших родов, которые сами постепенно превращались в племена.

В первой половине VIII столетия вождества полабских славян оформились окончательно. Вскоре после этого на их границы вышли франки Пипина Короткого и Карла Великого, и мы получаем письменные свидетельства о быте и политической истории полабской ветви славян, то есть о потомках той ветви, которую условно принято называть венедами.

Первым франкским историком, обратившим внимание на славян, был Эйнгард – приближенный Карла Великого (IX век). Он сочинил биографию этого западноримского императора, где говорилось о столкновениях франков с вильцами и чехами. В дальнейшем этой темы касались церковные и светские историки, жившие в Саксонии. Некоторые из них были саксами, как Видукинд Корвейский, другие – верхнегерманцами, как Адам Бременский, но все одинаково прославляли мощь тевтонских войск и решимость правителей в борьбе со славянами. Видукинд творил в X столетии, Адам Бременский – в XI, Титмар Мерзебургский – на стыке двух веков, Гельмольд из Босау и Саксон Анналист – в XII, Арнольд Любекский – в XIII. Кроме того, сохранились летописи или анналы в разных городах Германии – Фульде, Кведлинбурге, – которые тоже содержат упоминания о славянах. Основываясь на их сочинениях, можно получить представление об истории балтийских славян и об их гибели.

Мы проследим вкратце ход этой борьбы, а потом попробуем пояснить, какое отношение балтийская «Славия» имела к истории Руси.

2. Вильцы, ободриты, руяне

Адам Бременский дает краткую географию балтийских славян. Он называет Славию «самой обширной провинцией Германии», особенно если считать частью этой провинции Чехию и поляков, «ибо ни по наружности, ни по языку они ничем от них не отличаются» (Деяния архиепископов Гамбургской церкви. Кн. II, 21). Отметим неумеренный аппетит немцев на земли соседей, но сузим границы. Под Славией имеется в виду территория Восточной Германии – та, на которой впоследствии была образована ГДР. В VIII – XI веках эта земля была населена славянами, и лишь столетие спустя сюда хлынули неудержимым потоком германские переселенцы, что и позволило изменить этнический облик края.

Адам называет славян винулами, но выводит это имя не от венедов, а от вандалов. Кажется, он вообще не знает, что лангобардов, проживавших когда-то на землях Южной Балтии, называли винилами, иначе появилась бы еще одна версия (упоминание о винилах есть у ученого-лангобарда Павла Диакона, который написал историю своего народа). В XVI веке балтийских славян западные ученые частенько звали вендами и выводили это название опять-таки от вандалов, что привело к путанице. Знаменитый дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн уверенно называл вандалов славянами в «Записках о московитских делах». Его превзошел сербский католик Мауро Орбини. В работе «Царство славян» он записал в наши предки и маркоманов, и лангобардов, и прочие германские племена.

Но не будем осуждать ученых прошлого лишь за то, что они обладали меньшими познаниями, чем мы. В их рассуждениях было рациональное зерно. На раннем этапе своей истории германцы и славяне активно взаимодействовали друг с другом. Мы видим это на примере славян и ругов, но не только. Племенное название дулебы – несомненно германское. Западнославянское племя силезян ассимилировало вандалов-силингов, в результате чего появилась Силезия. И так далее.

Коллизия с балтийскими славянами очень интересна. Постепенно и ненасильственно германцы растворились в массе славянских переселенцев, ассимиляция продолжалась в VII и VIII столетиях.

А потом начался обратный процесс. В VIII веке Западная Европа пережила новый виток этногенеза. На месте «германцев-2» и вельсков появились новые народы – французы, немцы, итальянцы. Зародился классический романо-германский мир. Он был агрессивен и откровенно враждебен по отношению к славянам. Если с «германцами-2» славяне, возможно, ощущали некое очень дальнее родство, то с романо-германским миром – уже нет. Замечательный ученый периода зенита Российской империи А.Ф. Гильфердинг (1831–1872), тонко чувствовавший нюансы этнопсихологии, ссылается на характерный пример.

736 год. Баварский подвижник Стурми (то есть представитель зарождавшегося романо-германского мира) едет в Тюрингию проповедовать христианство и натыкается на толпу славян, которые купаются в реке. «Перед этим множеством голых людей, – свидетельствует житие подвижника, – осёл, на котором сидел муж божий, задрожал от испуга, и смрад их возбудил отвращение в самом проповеднике». Слово за слово, Стурми оскорбил славян, те в свою очередь решили его побить. Подвижник одумался, извинился, его отпустили. Славяне были беззлобными людьми, но сколь велико взаимное непонимание в бытовых деталях! Забавно, что гигиенический аспект очень долго будет определяющим в отношениях между славяно-византийским миром и романо-германским. Немецкий дипломат Лиутпранд Кремонский, посетив Константинополь в X веке, сочтет императора Никифора II Фоку (963–969) грязным и дурно пахнущим. В свою очередь, славяне и византийцы много, с отвращением и знанием дела будут писать о грязных и неприятных западноевропейцах, которые не ведают элементарной гигиены. То есть отторжение представителей двух миров (или, пользуясь удачным термином Л.Н. Гумилева, суперэтносов) произойдет на уровне запахов. Со временем добавятся религиозные разногласия, разойдутся литературные вкусы, будет различным отношение к власти пап и императоров. Взаимная ненависть станет лишь нарастать.

* * *

Вернемся к сочинению Адама Бременского и посмотрим, какие славянские племена он помещает в Южной Балтии. «Славянские племена весьма многочисленны, – заявляет хронист, – первые среди них – вагры, граничащие на западе с трансальбианами (голштинцы, ветвь саксов. – С. Ч.) …За ними следуют ободриты, которые ныне зовутся ререгами… Далее, также по направлению к нам, – полабы… За ними глиняне и варны. Еще дальше обитают хижане и черезпеняне, которых от доленчан и ратарей отделяет река Пена… Есть и другие славянские племена, которые проживают между Эльбой и Одером, как то: гаволяне, живущие по реке Гавель, доксаны, любушане, вилины, стодоряне и многие другие. Самые сильные среди них – это живущие посредине ратари; город их, знаменитая на весь мир Ретра, является центром идолопоклонства. Большой храм построен там для демонов, главным из которых является Редегост… Этот город имеет девять ворот и со всех сторон окружен глубоким озером» (Деяния архиепископов Гамбургской церкви. Кн. II, 21).

Адам Бременский смешивает два союза славян – ободритов (бодричей) и вильцев (лютичей). Изыскания поздних славистов, прежде всего Шафарика и Нидерле, позволили уточнить и дополнить список племен, входящих в оба вождества.

Ободриты граничили с саксами. Предполагается, что в их союз входили следующие племена: вагры с городами Штаргард и Любек (Старгород и Либице), полабы, жившие возле Гамбурга, древане, расселившиеся к югу от Эльбы (их столица – Люнебург), собственно бодричи-ободриты со стольным городом Шверин (Зверин); к востоку от бодричей жили варны, а к югу – глиняне. Перед нами – типичный племенной союз в архаической фазе. От главного этноса отделяются мелкие роды, которые впоследствии превращаются в племена и управляются собственными вождями, но помнят о своем единстве. Конечно, аналогичные вождества возникнут и в Древней Руси, но никто уже не вспомнит детали. Для летописца это просто поляне, северяне, вятичи, радимичи, кривичи, древляне, дреговичи, новгородские словене, белые хорваты, уличи и тиверцы. Названий мелких племен, входящих в эти вождества, никто не знает.

Не нужно думать, что такое дробление – свойство исключительно славян или евразийских кочевников. Оно характерно для всех архаичных народов. Достаточно присмотреться к соседям славян – саксам. Их страна делится на четыре части – Вестфалию, Остфалию, Ангрию, Нордальбингию. В последней мы видим племена гользатов (предки голштинцев) и дитмаршей. Разумеется, столь же раздроблены были и остальные саксонские вождества. Перед нами типичное общество «германцев-2». Оно не хуже и не лучше славян.

Названия славянских вождеств мы знаем исключительно в немецкой транскрипции. Первым начал придавать племенам «славянское» звучание Шафарик. Впоследствии его выводы неоднократно пытались уточнять позднейшие ученые-слависты. Именно Шафарик придумал название «бодричи» вместо «ободриты». Таким же образом было восстановлено название «лютичи» применительно к вождеству вильцев, или велетов. Впервые о вильцах-велетах пишет Эйнгард в «Истории Карла Великого», откуда мы и знаем оба имени. Этноним вильцев отсылает нас к тотемизму. Вильцы – это волки. Они хотят подчеркнуть свою связь с этими свирепыми животными и запугать врагов. Волк был символом страха у славян и германцев. Таким же символом в средневековом Китае был лис. Волк-оборотень, вервольф, – это ужас германца. Славяне тоже испытывали трепет перед этим волшебным символом, хотя и меньший, чем немцы. Вспомним полоцкого князя Всеслава из «Слова о полку Игореве», который оборачивался «шизым волком». Это важный этнопсихологический нюанс, который разделяет два суперэтноса. Немцы панически боятся вервольфа, а славяне с гордостью принимают имя вильцы – волки и с оттенком уважения описывают подвиги колдуна Всеслава Полоцкого, который оборачивается волком, когда ему нужно.

Впоследствии немецкие нацисты, с их склонностью к языческой магии, сместят понятия и вернут сочетанию «волк-оборотень» оттенок уважения. Гитлер назовет словом «Вервольф» свою ставку под Винницей; этим же звучным словом будут именовать военные и партизанские подразделения германской армии во время Второй мировой войны.

…Вильцы-велеты-лютичи расселились к востоку от ободритов, отняв у них часть земель. Посмотрим, какие роды входили в данное вождество. Хижане жили вокруг города Ростока на берегу Балтики. Возможно, по-славянски название этого пункта звучало как «Ростов», но затем было искажено немцами. Южнее, вплоть до города Деммина (Дымина), разместилось небольшое племя черезпенян. К востоку от Дымина жили доленчане, а к югу – ратари, или редарии. Далее читателей ждет курьез. Восточнее ратарей и доленчан обитало племя укров. Оно жило на восточной окраине вождества вильцев и примыкало к Щецинской лагуне. Видукинд Корвейский зовет их на своей варварской латыни vucrani. Перед нами – «украинцы» балтийских славян. Они жили на восточной окраине союза вильцев-лютичей и граничили с поморянами. Укры вымерли уже давно, не позднее XIII века и гораздо раньше, чем мыслители Западной Европы начали создавать теорию наций. А потому укров так и не «назначили» отдельной нацией западных славян. Мертвые народы были неинтересны европейцам с точки зрения контроля за ресурсами. Зато живые этносы интересны вдвойне. Так из этноса малороссов родилась нация «украинцев», которую сегодня пытаются противопоставить русским. С точки зрения этнологии это выглядит забавно, но геополитика оперирует другими категориями и превращает фарс в трагедию.

К югу от укров и ратарей жили два племени из вождества вильцев. Это, во-первых, стодоряне, владения которых располагались вокруг града Бранный Бор, или Бранибор. Впоследствии немцы переименовали его в Бранденбург. Во-вторых, спреване, которые поселились к востоку от стодорян на реке Шпрее. Наконец, южнее стодорян, у крепости Магдебург, жили моричане. Все они входили в союз вильцев-лютичей.

Южнее располагалось вождество сербов. Обычно их зовут лужицкие сербы, чтобы отличить от одноименного народа, который ныне живет на Балканах. Но Лужица – это «старшая» Сербия. В книге об антах мы говорили, что современные сербы переселились на юг именно из Лужицы, то есть из Южной Балтии, с территории бывшей ГДР.

Лужицкие сербы раньше всех подчинились немцам, приняли католичество и получили в награду жизнь. Это единственный этнос полабских славян, доживший до наших дней. Они говорят по-немецки, исповедуют лютеранство, но этнографическими обычаями, унаследованными от древних славян, потешают туристов.

Наконец, на острове Рюген и прилегающих континентальных землях жило племя руян, или ран. Это – потомки ругов.

Немцы не любили руян, но отдавали им должное. Гельмольд из Босау пишет, что раны – пиратский народ, который грабит датчан. Датчане тоже не вызывают симпатии у хрониста, но они хотя бы приняли кое-как христианство, а значит – стали своими. Руяне – язычники. Их главный идол – не то Ругевит, не то Свентовит, двуликий бог с золоченым усом и серебряной бородой, как балтийский Перун. Он требует человеческих жертв. Обычно руяне казнили пленных немцев и датчан перед статуей Свентовита.

Внутреннее устройство племени – типичный «первобытный коммунизм». Руяне не знали бедности и лишений, ибо выручали друг друга. Мужчины должны были воевать и добывать пропитание и сокровища, женщины работали по хозяйству. Жили в простых хижинах, а общие ценности хранили в крепостях. Если нападал враг, руяне отправляли в крепости жен и детей, а сами устраивали засады и пытались истребить противника. В быту они очень гостеприимны, на что указывали даже враги. Гельмольд из Босау пишет: «Хотя ненависть к христианству и жар заблуждений были у ран (ругов, руян. – С. Ч.) сильнее, чем других славян, однако они обладали и многими природными добрыми качествами. Ибо им свойственно в полной мере гостеприимство, и родителям они оказывают должное почтение. Среди них нигде не найти ни одного нуждающегося или нищего потому, что тотчас же, как только кто-нибудь из них ослабеет из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью его поддерживал. Ибо гостеприимство и попечение о родителях занимают у славян первое место среди добродетелей. Что касается прочего, то земля руянская богата плодами, рыбой и дикими зверями. Главный город этой земли называется Аркона» (Славянская хроника. Кн. II, 12). Перед нами вроде бы пиратское общество, где всё имущество складывают в общую казну и за этот счет содержат сограждан. Но немцы полагают, что внутреннее устройство этого общества лучше и справедливее, чем у романогерманцев. Карл Великий с группой «товарищей» (comes, comte – это «товарищ» на латыни и старофранцузском; впоследствии французы сделали из него титул «конт» – граф) тоже основал королевство разбойников, но главную выгоду получил узкий слой элиты, то есть сам Карл и его графы. Мы далеки от того, чтобы идеализировать ругов; просто отметим, что их вождество устроено справедливее, чем империя Карла Великого.

Это было не просто разбойничье, а теократическое общество. Во главе руян, если верить сообщениям Гельмольда, стоял не князь, но жрец бога Свентовита. Страх перед грозным богом и священная связь с ним помогали держать общинников в узде.

В литературе культ этого бога прекрасно описал А.К. Толстой. В балладе «Ругевит» этот глубоко православный человек предвосхитил неоязычников. В его описании Свентовит-Ругевит превратился в грозное божество с семью лицами, охраняющее от врагов остров Руяна.

Над древними подъемляся дубами, Он остров наш от недругов стерег;В войну и мир равно честимый нами, Он зорко вкруг глядел семью главами, Наш Ругевит, непобедимый бог.

Был у руян и князь, но он выполнял функции полководца, как древнеспартанский царь. Правильнее было бы назвать его воеводой. Вероятно, это двоевластие – отголосок двуязычия. Можно даже предположить, что жрец происходил из древних ругов, а князь – из славян-пришельцев, хотя это, конечно, лишь гипотеза.

Наличие святилища и верховного жреца – подсказка, помогающая понять, почему небольшое племя руян сохраняло независимость на протяжении пятисот лет. На его свободу не покушались ни вильцы-лютичи, ни ободриты. Видимо, Аркона была главным священным местом балтийских славян. Она играла примерно ту же роль, что Дельфийский оракул в Древней Элладе. Греческие полисы непрерывно воевали между собой, но на расположенный в захолустной Фокиде Дельфийский храм долгое время не покушался никто. То же происходило у славян.

Руги-руяне никогда не грабили своих. Походы совершались исключительно против скандинавов. В конце концов руги так разозлили датчан, что те предприняли карательную экспедицию на «остров русов» и разрушили святилище Свентовита. Событие произошло в XII веке. До этого времени никто не мог одолеть маленькое агрессивное племя.

Как Руяна превратилась в культовый центр? Ответа нет. Первыми в Прибалтику пришли ободриты. За ними проследовали вильцы, которые стали врагами ободритов и развязали войну. Гипотеза только одна: вильцам и ободритам после междоусобицы понадобился центр стабильности, который помог бы сохранить равновесие в регионе и уберечь оба вождества от взаимного истребления. Аркона играла роль такого центра.

3. Славяне и франки

«Германцы-2» не были страшны для славян. Эти народы оказались в той же мере жестоки, коварны, разобщены, как и славянские вождества. Большая часть «германцев-2» приняла арианство и погибла в борьбе с православными на территории Римской империи. Первыми смерть приняли вандалы и остготы, которых уничтожили византийцы. Вестготы и лангобарды со временем перешли в православие, но от разложения это их не спасло. Вестготов уничтожили арабы в 711 году, а лангобарды получили еще полстолетия, чтобы разлагаться в ожидании смерти, после чего пали под ударами Пипина Короткого и Карла Великого.

Лишь одно племя эпохи Великого переселения народов сумело уцелеть и трансформироваться в новый народ – франки. Во-первых, они сразу приняли не арианство, но православие. Во-вторых, не переселялись, а расселялись, расширяя свой ареал за счет более слабых народов, что сделало этнос и государство более устойчивыми.

Наконец, в VIII веке франки обновились, за счет чего отразили арабов, покорили лангобардов и создали империю, хотя современники, конечно, не поняли причины такого подъема. Между тем произошел новый виток этногенеза, и на месте старых этносов состоялось рождение романо-германского мира, который с полным правом можно назвать католическим, потому что нюансы вероисповедания стали индикатором этнической принадлежности. Этот процесс совпал с падением старой династии «длинноволосых королей», которые совершали бесконечные переделы владений в рамках господствующей семьи. Их место заняли майордомы – «главноуправляющие», «домоуправы». Или, как мы сказали бы на современный манер, мажордомы. У каждой ветви «длинноволосых королей» был свой мажордом. Наконец один из «домоуправов», Пипин Короткий (майордом 741–751, король751—768), объединил Франкию, сверг последнего правителя старой династии и провозгласил королем себя. Еще до этого против Пипина восстал его сводный брат Грифон (748). Грифона поддержали саксы. Тогда Пипин призвал на подмогу врагов саксов – славян. А.Ф. Гильфердинг полагает, что это были ободриты, но, скорее всего, перед нами вильцы. Они привели такое войско, которое «показалось врагам стотысячным». Грифон был осажден Пипином в одной из саксонских крепостей, капитулировал, был прощен, интриговал и наконец погиб в 753 году. Что касается ободритов, то они сделались союзниками франков, тогда как вильцы – врагами.

Наследником Пипина стал Карл Великий (король 768–800, император 800–814). Он принялся энергично расширять пределы державы франков. Самую затяжную из всех войн Карл Великий вел с племенем саксов. Союзниками франков выступили некоторые славяне. «С ними были также славяне сорбы и ободриты, чей князь звался Витцан», – пишет Саксон Анналист (Хроника, 789). Саксы потерпели несколько поражений, их вождь Видукинд (не путать с историком, который носил то же имя) принял христианство, был амнистирован и сделался графом. В свою очередь ободриты попросили помощи у франков против вильцев, и в 789 году Карл Великий отправился в новый поход, чтобы защитить славянских друзей и сделать приобретения для своего королевства.

Франкскими войсками руководил сам Карл, ободритами – князь Вильчен (Вильцен, Витцан); его имя произошло от «волка».

Предводителем вильцев-лютичей был Драговит. Силы оказались неравны, и вильцы отступали до реки Пены в середине своих владений. В итоге Драговит признал себя и всех вильцев подданными Карла Великого, после чего наступил мир. Поступок славянского князя оказался очень важен. Впоследствии немцы будут ссылаться на него как на прецедент и считать земли вильцев своей собственностью.

В 795 году саксы в очередной раз восстали против франков. Ободриты выступили на стороне Карла Великого, ибо считались теперь не просто его союзниками, но вассалами. Князь Вильчен пытался переправиться через Эльбу, чтобы соединиться с войсками Карла, но попал в засаду и погиб. Саксы отбросили ободритов от своих границ. Преемником Вильчена сделался Дражко. Вряд ли это одно лицо с Драгомиром – князем вильцев. Вильцы в то время оставались врагами ободритов, и никакая сила не могла их объединить. Наоборот, сокращенное имя ободритского князя (полная форма – это тот же Драгомир) подчеркивает, что перед нами – разные люди.

Южная часть Саксонии наконец подчинилась франкам, но северные районы продолжали борьбу. Карл Великий сражался три года на Нижнем Везере, выжег страну, перебил много людей и вывел на освободившееся место колонии франков. Вскоре на месте старых саксов возник новый смешанный этнос с привычным именем, но обновленным стереотипом поведения. Это уже были не «германцы-2», а одно из подразделений немцев.

Франкам осталось захватить Нордальбингию. В 798 году Карл Великий отправил туда послов, которые были убиты. Пришлось воевать. Карл натравил на Нордальбингию ободритов. Князь Дражко выступил в поход, перебил в сражении у Свентаны в Голштинии 4000 саксов и занял Нордальбингию, после чего отправился ко двору франкского короля с докладом. Он застал Карла Великого в Тюрингии. Король пожаловал заэльбские земли ободритам. Впрочем, ненадолго.

Франки продолжали расширять границы империи: ее создали по воле Карла в 800 году, который получил императорский венец из рук римского папы. В это время полным ходом шла война франков с аварами, закончившаяся гибелью Аварского каганата. Подробности известны плохо, но вскоре франки стали воевать уже со славянами за бывшие аварские земли. В 805 году Карл Юный, сын императора, вторгся в Чехию, разгромил славянские войска и убил князя Леха.

В 806 году настала очередь лужицких сербов. Сербский князь Милодух пал в сражении с франками, а на реке Заале немцами был выстроен замок Галле для наблюдения за сербскими землями. Здесь же Карл основал марку (если говорить на немецкий манер), или маркизат (по-французски), – военное пограничное владение во главе с маркграфом/маркизом. В том же году был захвачен удобный плацдарм на Эльбе в земле небольшого сербского племени морочан. Со временем здесь возникнет немецкая крепость Магдебург. Это были первые попытки западноевропейцев занять земли славян.

Вскоре в игру вмешались скандинавы.

Конунг Готтрик (804? – 810) объединил значительную часть Дании и напал на славян, чтобы вытеснить их из Нордальбингии. Война началась в 808 году. Готтрик заключил союз с вильцами и сумел оторвать от союза ободритов два племени: глинян и смолян, которых привлек на свою сторону. Эти племена, как видно, были недовольны правлением верховного князя Дражко.

Вильцы атаковали с суши, а даны – с моря. Вместе они захватили несколько славянских градов и сожгли крупный торговый центр Рёрик. Славянское название этого места транскрибируют как Рарог – Сокол. Во время штурма Рарога в плен попал местный князь Готлиб (Годолюб). Датский конунг приказал его повесить.

Для ученых-антинорманистов это сообщение имеет высокую важность. В преданиях, зафиксированных В.Н. Татищевым, Годолюб – отец знаменитого Рюрика, основателя русской княжеской династии. Однако всё это кажется сомнительным. Подробнее мы рассмотрим вопрос в третьей части книги, когда перейдем к биографии Рюрика. А пока продолжим разговор о балтийских славянах.

4. Усмирение вильцев

Война между ободритами и данами была очень жестока и кровопролитна. В ней погиб племянник Готтрика – Регинальд, храбрейший из датских витязей. Но силы оказались неравны, и две трети ободритской земли обещали платить дань королю данов. Оставшаяся треть покорилась вильцам. Нордальбингия отошла к данам.

Готтрик выселил купцов из разрушенного Рарога в одно из своих поселений, которое с этой поры получает известность как город Шлезвиг. Это дает повод объединить историю знаменитого Хрерика Ютландского (который тоже претендует на то, чтобы быть основателем государства Русского – подробности см. в третьей части) с историей Рюрика из Рарога. Мы можем, конечно, допустить, что маленький сын Годолюба попал к датчанам, был ими воспитан, а потом вспомнил о своем славянском происхождении… Однако, на наш взгляд, эта версия годится лишь для романа.

Узнав о разгроме ободритов, император Карл Великий пришел на помощь и направил против данов Карла Юного. Принц вторгся в земли глинян и смолян, изменивших князю Дражко, разорил их, однако больше никаких успехов не добился и отступил, понеся большие потери. Смоляне и глиняне отстояли независимость.

Тогда же Карл Великий захватил у датчан Нордальбингию и оставил ее себе, основав здесь пограничную марку. Впоследствии на этом месте возникнет немецкое графство Гольштейн, или Голштиния. Ее первой столицей стал Гамбург, основанный франками на берегах Эльбы.

С данами Карл Великий заключил мир. Они отказались в его пользу от Нордальбингии. Со своей стороны ободриты тоже помирились с Готтриком. Князь Дражко отдал в заложники данам своего сына, навербовал отряд саксов, присоединил ополчение славян и обрушился на своих врагов-вильцев, которых считал более слабыми, чем даны, и более опасными, чем франки. В 809 году Дражко совершил победоносный поход на вильцев, взял добычу и вернулся к себе. Он отвоевал южную треть земли ободритов, которую уступил вильцам за год до этого.

Теперь самое время было заняться двумя отпавшими племенами – смолянами и глинянами. Дражко напал на них и взял главный город смолян – Коннобург в немецкой транскрипции. В переводе на славянский это Конев, Конноград, или Конская крепость.

Вождество ободритов восстановило границы, но насладиться властью князю Дражко было не суждено. Он явился на развалины Рарога, чтобы заново отстроить город, но был убит людьми, подосланными Готтриком (810). Тогда же даны разорили побережье Фризии. Убийство князя Дражко в связи с этим обретает смысл: Готтрик решил порвать с франками и избавился от их славянского союзника.

Карл Великий собрал армию, чтобы наказать Готтрика. Однако мстителем оказался один из датских дружинников, который по какой-то причине убил конунга. Новым королем сделался племянник убитого конунга по имени Хемминг, который немедленно заключил мир с императором.

Ободриты выбрали князем некоего Славомира в обход Чедрага (Щедрый?) – сына Дражко. Передача власти от отца к сыну у славян еще не практиковалась. Ободриты отправили к Карлу Великому гонцов, чтобы тот утвердил Славомира. Карл сделал это, и вскоре мы видим поход франков против глинян, вновь отпавших от ободритов. На сей раз глиняне разбиты (811) и сошли с исторической сцены. Остатки их слились с ободритами.

Настало время расправы с вильцами. Инициатором войны сделался Славомир, который убедил франков оказать ему помощь.

Карл Великий подошел к делу с размахом. Он снарядил три корпуса для вторжения. Первый двинулся из Нордальбингии, соединился с ободритами и напал на вильцев с севера. Два других атаковали в центре и на юге. Вильцы были разбиты, запросили мира и признали себя вассалами франков.

5. Чедраг

Вскоре император умер. Преемником Карла Великого сделался его набожный сын Людовик I Благочестивый (814–840). Прежде всего он столкнулся с данами. Их конунг Хемминг скончался, передав трон своим братьям. Однако дети Готтрика, кузены Хемминга, устроили переворот (815). Их звали Олаф и Эрик.

Свергнутые братья Хемминга бежали сперва в землю ободритов, а затем ко двору императора Людовика Благочестивого. Император собрал войско и направил его против данов под началом одного из своих графов, Балдрика. Вспомогательные отряды на помощь франкам выставил князь ободритов Славомир.

Франкское войско оккупировало юг Ютландии, но даны эвакуировали семьи, переместились на корабли и ушли из-под удара. Франки вернулись назад. Затем Людовика отвлекли распри в Италии, и он оставил данов в покое.

Уже через год возникла усобица у ободритов. Чедраг, сын князя Дражко, требовал для себя власти и владений. Из этого следует, что некоторым славянам не пошло на пользу общение с франками. Они усвоили, что сыновья наследуют отцам, и научились требовать для себя уделы, то есть стали вести себя как феодалы.

Людовик Благочестивый приказал Славомиру и Дражко разделить ободритскую землю, но сами славяне были к этому не готовы. Перед нами – архаическое общество свободных людей, которым чужды римские законы и немецкие феодальные обычаи. Славомир объявил, что слагает с себя обязанности франкского вассала, и заключил союз с данами. Датские конунги Олаф и Эрик атаковали Нордальбингию и поднялись вверх по Эльбе, где к ним присоединилось войско ободритов.

В 817 году последовало ответное нападение франков на славян. Часть племенных вождей предала Славомира, тот угодил в плен и был приведен в имперскую столицу Ахен, откуда отправился в ссылку. Страну ободритов получил Чедраг (817 – после 826).

Несколько лет он хранил верность императору, затем стал тяготиться господством франков, снесся с данами и объявил о независимости (821). Надо отдать должное дальновидности франков, которые не убили Славомира, а приберегли на случай размолвки с ободритами. Людовик Благочестивый предложил Славомиру поддержку, чтобы тот вернул власть. Правда, властвовать князю так и не пришлось. Славомир в дороге заболел и умер, успев перед смертью принять христианство. После этого Чедраг неожиданно проявил сговорчивость и признал зависимость от императора. Объяснение этому вполне прозаическое: на ободритов напали вильцы. Они даже просили помощи у Людовика Благочестивого, но при имперском дворе хватило ума не ввязываться в конфликт, а подождать, кто победит. У империи накопилось столько внутренних проблем, что ей стало не до славянской окраины. Чедрага «простили». Вильцы на это не рассчитывали и поняли, что ошиблись, когда Чедраг помирился с франками и обрушил все силы на своих сородичей.

Вильцев преследовали неудачи, на войне погиб их князь Люб. У него осталось двое сыновей – Милогост и Целодраг. Первый из них сделался князем и немедленно заключил мир с ободритами. Вероятно, это вызвало неудовольствие части племени, потому что вскоре Милогост был смещен. Тем не менее он вместе с братом еще успел съездить на сейм к императору во Франкфурт в 823 году, где безуспешно просил помощи против Чедрага. Вместо этого франки произвели замену у вильцев и возвели в князья Целодрага.

Не всё ладно было и в вождестве ободритов. Можно предположить, что Чедраг пытался укрепить свою власть и создать полноценное государство. Это не понравилось вождям мелких племен, входивших в союз. Они составили донос императору. Чедраг был вызван на сейм в Ингельгейм, приехал, но, будучи невероятно хитрым и ловким человеком, оправдался и был отпущен. Это – последнее известие о князе ободритов. Неизвестно, погиб он или умер своей смертью, но франки не имели отношения к его судьбе. После смерти Чедрага верх одержали родовые старейшины. Дело его погибло. Вождество не стало королевством. Ободриты остались федерацией мелких племен, а потому были уязвимы в борьбе с соседями.

6. Вызов и ответ

Следующие десять лет – темное время в истории «полабов». В XVIII столетии герцоги Мекленбурга – далекие потомки вильцев – пытались составить генеалогию князей балтийских славян, но насколько она достоверна, сказать трудно. В настоящее время историки относятся к ней с большим скепсисом, но объявлять эти списки полностью вымышленными нельзя. Просто их точность в разных частях неравноценна. В истории славян столько недоговоренностей и лакун, что мы не имеем права пренебрегать никакими данными, хотя и должны относиться к ним критически. Согласно мекленбургским спискам, Чедраг умер в 830 году, а его наследником стал сын Гостомысл (830–844). Похожее имя славянского князя (Gotzomiuzli) зафиксировано в одной из немецких хроник, то есть перед нами – историческое лицо.

В течение «темного» десятилетия произошло важное событие: вильцы и ободриты помирились друг с другом и договорились о совместных действиях против франков. Это означает, что наиболее дальновидные старейшины увидели опасность, исходившую от романо-германского мира, созданного Карлом Великим. Впрочем, нетерпеливые франки сами делали всё для того, чтобы вызвать ненависть славян по отношению к себе. Католические прелаты предприняли попытку крестить восточных варваров. Дело это оказалось не столь безобидным, как выглядит на первый взгляд. Принятие крещения означало, что славяне обязаны платить десятую долю имущества в пользу Церкви, то есть на кормление монахов и епископов. Но в архаических обществах такую дань не платили даже князьям, а если и платили, то не готовы были к дополнительным расходам в пользу церковников. К тому же славянам предлагалось отречься от привычных богов, чего никто не хотел. Наконец, новая вера предполагала и новые молитвы на незнакомой латыни. Всё это вместе означало экономическое ослабление славян и распад примитивного общества, основанного на первобытном равенстве, а следовательно, психологическую ломку. Восточный вариант христианства не предполагал такого насилия над совестью и психическим складом славян. Впрочем, даже и среди восточного славянства христианские ценности приживались с большим трудом. С католичеством дела обстояли еще хуже.

Балтийские славяне недолго терпели немецкие безобразия. Христианство было отвергнуто, и в 836 году вильцы и ободриты, выступив в союзе (неслыханное дело!), восстали и отказали императору в повиновении.

Время было выбрано удачно. Людовик Благочестивый погряз во внутренних распрях, не умел управлять обширными владениями, доставшимися от отца, столкнулся с проблемой норманнских набегов, решить ее не смог, вдобавок поссорился с сыновьями, и в империи начались усобицы.

В 838 году «благочестивый» император всё же собрался с силами и отправил против мятежных славян войско под началом графов Адальгара и Эгилона. Славяне возобновили союз с данами, после чего датский король Эрик отправил Людовику наглые требования: признать его власть над Фризией и полабскими славянами. К тому времени викинги уже основательно разорили Фризию и даже строили разбойничьи вики-городки на ее территории, где хранили добычу. Раздробленные славяне не могли объединиться и выступили младшими партнерами по отношению к данам.

Конец ознакомительного фрагмента.