Вы здесь

Россыпи. Малая проза. Мои путешествия (Ольга Реймова, 2016)

Мои путешествия


Пять дней в Венгрии

Трудно себе представить, что в очень преклонном возрасте начинаешь жить совсем другой жизнью.

Совершенно случайно я оказалась в делегации российских поэтов по приглашению венгерского поэта и переводчика, президента Фонда EOS 2007 Арона Гаала, на презентации совместного сборника стихов «Принесенное ветром эхо». Я не участвовала в этом сборнике, но не отказалась принять участие в презентации, тем более, что Арон Гаал перевёл на венгерский язык два моих стихотворения, ему пришлись по душе мои стихи «Одинокий остров» и «Крещендо», каждое из которых отражает настроение. Мне это было, несомненно, приятно, и я собралась в путь-дорогу. Хотя, если честно сказать, не была уверена, смогу ли одолеть всякие дорожные трудности, но всё обошлось почти без приключений. Арон Гаал живёт в родовом замке в пригороде Будапешта – Пилишясфалу, куда мы прибыли после небольшой экскурсии по Будапешту.

Наша делегация состояла из пяти человек: Марианна, Галина, Наталья, Дмитрий и я. Мне посчастливилось познакомиться с интересными людьми: и как поэтами, и как личностями, это незабываемо на всю мою оставшуюся жизнь.

В Москве в аэропорту Шереметьево мы как-то смогли узнать друг друга, хотя прежде не встречались. И, объединившись, полетели в Венгрию на крыльях поэзии и душевного сплетения.

В Будапеште нас встретил Арон Гаал со своими помощниками – Магдоленой и Яношем. Он тоже никогда нас не видел, и в руках у него был плакат «Содружество». Все обнялись, расцеловались, представились. Магдолена и Янош по-русски не понимали, но когда я назвала своё имя, Магдолена обняла меня и воскликнула «Мамо, мамо!» Маму Гаала звали Ольга-Елена. И мне в замке была выделена лучшая комната, в которой жила его мама Ольга-Елена. Это музейная комната, там красиво всё, со старинной мебелью, кафельной печкой, можно сказать почти королевским интерьером. И я попала в сказочный мир. Всё происходило в октябре 2013 года.

Мы прилетели в Будапешт 2 октября, было солнечно, по-осеннему прохладно, но очень красиво. Немного погуляли по Будапешту и нас повезли на гору Геллерт, там красивый вид на Дунай. К сожалению, забраться на эту гору мне было не под силу, и я всех ждала внизу, прогуливаясь по парку.

В первый день нашего приезда мы познакомились и с Будапештом, и с Дунаем, и с замком Гаала. Я не знаю, живут ли приведения в этом замке, но ощущения, что я в замке, меня не покидало. И мне показалось, что если и живут здесь приведения, то они нам были очень рады. Очень красивый сад, цветы в изобилии, здесь же дерево с грецкими орехами, которые приветствуя нас, падали к нашим ногам.

Арон Гаал не только прекрасный поэт и переводчик, он прекрасной души человек. Каждый из нас почувствовал тепло его души, его внимание, его расположение к нашему языку и к нашим людям. После каждого мероприятия мы собирались за столом на ужин, обсуждали проведённый день, читали стихи или прозу, пели, и очень вкусно нас угощала Магдолена – жена Арона. Мы удивлялись её умению так вкусно и разнообразно готовить, и как она всё это успевала, к тому же она была за рулём и присутствовала на всех мероприятиях. Она удивительная женщина! Наше восхищение ей! Но я подумала, глядя на всё, что у Арона, такого талантливого человека, и не могла быть другой жена, только такая, как Магдолена: всегда с улыбкой, с сочувствием, с состраданием и пониманием! Ведь только с такой женой можно творить чудеса в поэзии и быть крылатым!

Теперь про мероприятия.

3 октября после обильного завтрака, мы отправились в пригород Сент Андрей. Этот городок находится в одном часу езды от замка. Исторический, художественный маленький городок XVI века – центр сербской культуры в Венгрии. В этом городе у берегов Дуная в начале XX века жило много известных венгерских художников. Их дома, где они жили и работали, сегодня являются музеями.

Затем у нас состоялась встреча в Будапеште в обществе слепых и слабовидящих. Как оказалось, многие из присутствующих знают русский язык и поняли наши тексты. Встретили нас тепло и с большим вниманием к нам и к нашему языку, и к нашему творчеству. Каждый из нас прочитал по два стихотворения, Арон Гаал прочитал их перевод и затем пели «Подмосковные вечера» и «Калинку» под мой аккомпанемент на фортепиано. Я не была готова к игре, так как давно не садилась за инструмент, и очень была смущена тем, что Арон предложил мне немного поиграть, но отказаться я не смогла, и всё прошло весело и хорошо. А потом нас всех фотографировали. Встреча оставила очень приятное впечатление, особенно тронуло знание русского языка венграми. Те венгры, которым за 50 лет, учили русский в школе и рады были поговорить на этом языке, а нам было очень приятно.

4 октября мы прибыли в город Дорог. Мэр города организовал поэтический фестиваль, на котором присутствовало очень много венгерских поэтов и писателей, которые тоже выступали и пели, и угощали нас молодым вином и говорили с нами по-русски. Вот я подумала, живём мы на одной планете Земля, она нас родила, она нас держит, и мы должны быть все вместе, любить друг друга и дорожить всем, что подарила и дарит нам эта планета.

5 октября поездка в город Естергом, который был центром королевства до XVI века. В Естергоме состоялась встреча с венгерскими читателями в TAR-LAK Szalon. Встреча доставила всем радость, присутствовали учителя гимназии, которые когда-то были студентами университета в Советском Союзе. Вспоминали те ушедшие времена, вспоминали добрыми словами, и ещё многие говорили по-русски, знакомились, обменивались e-mail, рассказывали о себе и слушали нас, кричали нам «браво», высказывали желание встречаться почаще. У нас с венграми много общего.

Мне очень понравилась эта страна, её народ, который подарил каждому из нас тепло своей души.

Среди гостей на разных мероприятиях в Будапеште, в городе Дорог и в городе Естергом присутствовали известные поэты, писатели, певцы Венгрии, России и Словакии.

Ах, эти кошки…

Вы верите в привидения? А я нет, нет и нет! Не верила, потому что никогда прежде не бывала в замке. И вот выпало мне счастье, пришло приглашение побывать в красивой Венгрии и пожить несколько дней в родовом средневековом замке, которому, по меньшей мере, четыре века.

Когда вошла на территорию замка, меня окутала волна тихой безмятежности, всё красиво в самом дворе, много цветов и… много кошек. Главная Кошка – хозяйка двора – дымчатого цвета с жёлто-зелёными глазами, её паж – чёрный кот, и у них трое котят, один из которых чисто чёрный и зеленоглазый.

Мой взгляд из всего великолепия почему-то выхватил это семейство, за которым я каждый день наблюдала. Когда мы вошли, они все пристроились у наших ног и мяукали, мы решили, что они проголодались. Хозяева замка сразу же насыпали им кошачьего корма, и они принялись есть. Главная Кошка почему-то время от времени посматривала на меня. И маленький чёрный тоже ест и иногда на меня посматривает. Я стояла возле них как завороженная. Потом сняла несколько кадров на память, и мы пошли устраиваться по комнатам.

Мне была выделена самая лучшая комната, она как музей, антикварная мебель, печка, вид из окна на горы. Смотри в это окно, и стихи сами к тебе спустятся с гор. Прежде эта комната принадлежала хозяйке замка Ольге.

Каждый день был у нас очень плотно расписан, мы ездили на встречи, по святым местам, по разным близлежащим городам и посёлкам. А в замке мы обычно завтракали, ужинали и спали. Погода была прохладная, и в замке тоже прохладно. Те, кто расположился в мансарде, немного замёрзли. И я стала предлагать улучшить условия тем, кто в мансарде, пригласила к себе свою приятельницу, а другую, думала я, пригласит самая красивая из нашей группы, но она сказала:

– У меня в комнате есть ещё одно спальное место, но оно занято, – мы с удивлением посмотрели на неё, после небольшой паузы она добавила тихим голосом, – там живёт привидение, – я хмыкнула и подумала: вот выдумщица!

Мы так уставали за день, что ничего такого ночью необычного не происходило, как бы должно быть в старинном замке. Накануне отъезда, вернувшись после продолжительных мероприятий, я зашла в свою комнату и решила переодеться. Начала снимать свои кольца – у меня только серебряные кольца, но вспомнила, что нам ещё предстоит ужин и посиделки до полуночи, всё оставила на месте и спустилась вниз.

Хозяева не разрешают кошкам заходить в замок, у них прекрасные условия во дворе. А этот маленький Чёрный Зеленоглазый, как только дверь откроется, залетает в столовую и под стол. Я его брала на руки и тихонечко ему говорила:

– Нельзя сюда, иди к своим, они тебя ждут.

И выносила его к семейству. А он, с другим входящим, опять тут как тут, а как увидит меня, прячется, и это было довольно долго.

Когда села к столу, не сразу обратила внимание, что у меня нет моего любимого кольца на среднем пальце левой руки. Кольцо в виде ракушки из капельного серебра, и оно очень красиво переливается, жалко, если потеряла. Ну, думаю, наверное, не заметила, как сняла кольцо в комнате.

Все разговаривают, ужинают, я делаю всё автоматически, а сама всё время думаю о кольце: «потеряла я колечко, потеряла я любовь». И сама себя успокаиваю, что это кольцо мне никто не дарил, я его сама себе купила, поэтому ничего страшного. После посиделок вернулась в свою комнату и начала поиски кольца, которые не увенчались успехом. Я стала готовиться ко сну и вдруг…

У меня на шее на цепочке висел кулон «Святая Ольга», подаренный дочерью восемь лет назад, когда она вернулась из поездки в Ватикан. Я его носила с трепетом, и вдруг… этот кулон падает на ковёр совсем не слышно, а я увидела, цепочка целая, нигде не порвалась, и ушко у кулона в порядке. Мне стало почему-то не по себе, ну как он мог слететь с целой цепочки!!! Я сняла цепочку, нацепила кулон, надела всё на место, подумала, что за ерунда такая! Опять не хочу ни во что такое верить. И легла спать, а мысленно произнесла: «привидение, если ты решило со мной поиграть, пожалуйста, верни мне колечко, я его очень люблю».

Ночь спала спокойно, утром опять случилось нечто. Когда я оделась и собралась выходить из комнаты, у меня порвалась цепочка и всё упало на ковёр, как будто кто-то невидимый мне сорвал цепочку вместе с кулоном! И тут я подумала про привидение! И про высказывание нашей самой Красивой, что у неё живёт привидение… Я вздохнула, сказать было просто нечего, собрала остатки цепочки и кулон, убрала в сумку. За завтраком всем рассказала свои истории про свои незатейливые украшения, но опять с думой о кольце. Хозяин замка про всё это слышал, но не подал вида (он верит в привидения и он с ними встречался!). Мне хотелось увидеть его реакцию. А он… слегка прикрыл веками глаза и как бы он это ожидал – такое было выражение лица.

Конец ознакомительного фрагмента.