Глава 1
Прогресс и интеллект общества
Мир меняется, в странах, якобы благополучных, жгут и грабят магазины, как это было в Британии летом 1911 года, убивают детей в школе, на отдыхе, отстреливают иммигрантов. Это происходит практически во всех странах некогда благополучной терпимой и политкорректной Западной Европы. Европейские власти никак не способны понять происходящее и правильно на него ответить. Норвежца, взорвавшего бомбу на площади и расстрелявшего подростков на острове, власти объявили сумасшедшим. Они не посмели вскрыть истинные причины происходящего, признать свою политику ошибочной и адекватно отреагировать, а предпочли спрятать голову в песок. Трусливые власти объявили, что на него повлияли виртуальные компьютерные игры. Они не пожелали заметить, что расклеиваются ярко-желтые листовки с угрозой: «Вы входите в зону, контролируемую шариатом, – необходимо соблюдать исламские законы», они развешиваются в трех районах Лондона. Аналогичный процесс идет по всей Западной Европе, а это уже не иммиграция, а оккупация. Когда-то в нашей стране создавали зону фашизма, но гостеприимства и толерантности у нашего народа не нашли. Надо оберегать свою веру, культуру и землю. Однако убегающего от проблем они догоняют, но только в более опасном виде. Норвежец подробно описал причину своих действий, он хотел убить бывшего премьер-министра, при которой был принят закон, открывший двери Норвегии для чужой культуры, чужого языка и чуждой религии. Таким образом, виноваты министры, принявшие закон без учета ситуации в стране. Западная демократия изжила себя, законы о религии, терпимости, политкорректности обернулись гибелью для коренного населения и его культуры. В Лондоне и иных городах Англии горят дома, грабят магазины, но ничего не делается для ликвидации истинных причин этих явлений, т. к. политической воли у властей нет. Во втором послании апостола Павла к коринфянам, глава 6, 14 сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Иммиграция предусматривает ассимиляцию, принятия образа жизни местных жителей, а не отторжение, слияние с местным населением, а не вытеснение. При глобализме надо выбрать одну культуру на всех. Какую же? Американскую? А есть ли вообще таковая?
Смогут ли европейские власти преодолеть инертность своего мышления, закостенелость сложившихся взглядов и свое самомнение? Ситуация в Европе напоминает Германию после Первой мировой войны, когда вместо военных к власти пришли разные социал-демократы, пацифисты, болтуны. По этому поводу газета «Дойче фольксвирт» писала: «Эти люди, – тоскуют о сильной личности, недюжинном интеллекте, целеустремленном лидерстве. Они до крайности устали от политики бескровных формул. В последние годы проявилась неуемная энергия нашего народа. Задача – указать положительную цель, на которую следует направить эту энергию, которая иначе может уничтожить государство». Эту цель веймарские республиканцы не нашли, пришел Гитлер и разрушил государство. Судя по всему, эта же участь ждет и теперешнюю Европу, надеюсь, не нас. Фашизм старл реакцией на антинациональную политику Веймарской республики и на иностранный грабеж. Бездарность руководства, властей республики, нацеленность на личное обогащение, а не на величие страны может иметь тяжелые последствия. Нельзя унижать великий народ. Так в Восточной Пруссии на выборах президента за Гитлера проголосовало 95,9 % населения (цитируется по книге «Германия на заре фашизма», Дорпален). В целом по Германии за Гитлера проголосовало 90 % населения. История должна учить людей, не повторить ошибок Наполеона и Гитлера, погубивших свои страны. Эмоции и интересную жизнь тоже надо учитывать, а не только ВВП и толерантность. Надо сказать, что большевики учли и рост ВВП и патриотический подъем, поэтому победили.
В настоящее время прогресс стал неким знаковым словом, положение государств оценивается по их прогрессивности. А что же это такое? Почему все так хотят прогресса, а пока прогрессирует только вымирание и деградация коренного населения стран Европы. Попытка уйти от проблемы – это откровенная глупость, не надо навязывать другим странам свой образ жизни, но себя надо защищать.
Почему же падает интеллект в странах Европы, некогда передовых? В этой книге мы попытались разобраться с этим явлением.
А что это такое, прогресс, стоит ли жить во имя его, приносит ли он нам счастье, радость жизни? Сравним житье тех, кто вовлечен в этот прогресс, с теми народами, где прогресс менее заметен. Среди прогрессивных народов мы наблюдаем рост числа психических заболеваний, рост самоубийств, распад семьи, вымирание и моральную деградацию. У менее прогрессивных народов мы видим гораздо худшие бытовые условия, меньший доход на душу населения, но в то же время рост этого населения и более высокий уровень психического здоровья, более крепкие семьи. Почему менее развитые народы более живучи и постепенно оккупируют землю прогрессивных народов и те исчезают с планеты? Нужно ли внести коррекцию в наш социальный и технический прогресс? Может, прогресс это постепенный конец света? Может, так и надо, таков закон Божий, такова наша природа? Зачем люди убивают себя алкоголем, наркотиками, и иным путем. Как-то я ознакомился с одной теорией, по сути лженаучной, но имеющей философскую подоплеку. На Африканском Роге жили обезьяны, ели бананы, но вот стали расти Драконовы горы, они преградили путь дождям, лес высох и стал саванной, т. е. степью с отдельными группами деревьев и с высокой травой, где водились саблезубые тигры и львы. Обглодав одну группу деревьев, обезьяны перебирались на другую, а их подстерегали львы и тигры. Заметить приближение опасности можно было, только встав на задние лапы и посмотрев, колышется ли трава. Обезьяны не могли хорошо вставать, не видели вовремя опасности и становились добычей хищников. Но вот у одной обезьяны случился выкидыш, и эмбрион выжил, он имел незрелый мозг, его приспособительные функции еще не развились, как у других, и стали развиваться под действием среды, он стал вставать на ноги и стал первым человеком. Таким образом, человек это недоделанная обезьяна и он естественно стремится к совершенству, т. е. хочет стать полноценной обезьяной, это движение к данной цели сопровождается потреблением наркотиков, пьянством и прочими формами поведения, разрушающими человеческий мозг и приближающими его к мозгу обезьяны. Однако кроме стремления стать обезьяной наблюдается тенденция к совершенствованию своей человечности. Как правило, к этой человечности человека надо принуждать. В начале статьи говорилось о пороках прогресса, хотелось бы сказать и кое-что хорошее о нем. Виноват не столь прогресс, сколь неграмотный подход к нему. Стремление к совершенству может и не иметь побочных вредных эффектов. Эти вредные для здоровья побочные эффекты можно если не ликвидировать, то хотя бы существенно уменьшить, изучив их. Вообще творчество и особенно научное творчество это и есть то, что препятствует нашему возвращению к первобытному состоянию. Бог творец, а мы созданы по образу и подобию Божьему, мы творцы и должны стремиться к Богу, а не к животному состоянию, чему способствует бытовая приземленность. Высокий уровень научного престижа при советской власти приближал человека к Богу, падение числа и качества научных исследований в наше время отдаляет нас от Бога. Такие вот парадоксы.
Таким образом, прогресс только тогда приносит пользу, а не вред, когда он находится в соответствии с природой человека. Пропаганда умного образа жизни, совершенствования своих знаний должна преобладать над желанием заработать на товаре любой ценой.
Почему же вымирают прогрессивные народы? Почему исчезают передовые цивилизации, такие как Древний Рим? Немецкий философ Освальд Шпенглер это вымирание объяснял преобладанием цивилизации над культурой, т. е. рационального поведения над иррациональным. Можно полагать, что цивилизация – это способ улучшить качество бытовой жизни индивидуума, а культура иррациональна, она определяет различия между национальностями, отчасти и отдельными семьями, т. е. обеспечивает структурность общества. Распад семьи и размывание национальностей приводят к вырождению культуры. Культура связана с биологией человека, с врожденными формами поведения, национальные обычаи скрепляют семью и нацию. Если цивилизация улучшает качество жизни отдельного человека, то культура сохраняет народ и может потребовать у него саму его жизнь. Право на жизнь народа должно быть выше права на жизнь отдельного человека. Таким образом, культура обеспечивает человеку образ жизни, присущий ему как биологическому объекту, способствует сохранению этого вида на земле. Благодаря культуре все еще существует homo sapiens на грешной земле. Культуру имеют все дикие животные, ее существенно теряют животные при одомашнивании. Поэтому потеря культуры, оскотинивание, погубит человека. Национальная идентичность дороже жизни. Как писала Анна Ахматова, находясь в блокадном Ленинграде, «Не страшно под пулями мертвыми лечь / Не горько остаться без крова / и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово». Такие слова писал человек, умирающий от голода, проходивший ежедневно среди лежащих на улице трупов. Мы видим, какие сильные эмоции несет в себе патриотизм, любовь к родному языку, к своему народу. Эти эмоции и составляют смысл жизни, благодаря им человек видит, что он не зря родился, что у него есть предназначение на земле. Другими словами, если народ хочет жить, то он должен права нации ставить выше прав человека-индивидуума. Александр Матросов, Гастелло, герои-панфиловцы и миллионы других героев во время Второй мировой войны отдали жизнь за право их потомков говорить по-русски, исповедовать свою веру, т. е. быть свободной русской личностью. За право жить в рамках своей культуры борются, как правило, все народы. Боролись и за ту демократичность, которую принесла советская власть. Основа демократии это единые стартовые возможности в жизни и для сына бедняка и для сына богача, эту советскую демократичность я ощутил на себе, поступив в престижный вуз с конкурсом 12 человек на место, хотя семья моя была очень бедна (вдова-библиотекарь с тремя детьми). Надо сказать, что равные возможности позволяют не только реализовать и уважать себя, но и резко снижают недовольство и озлобление в обществе, повышают интерес к жизни. Лишение этого права приводит к массовым самоубийствам, наркомании, к обесцениванию жизни как таковой. Лишение права на национальную самобытность, на свою землю и культуру приводит к скуке, способствует также вырождению народа. Мы должны понимать, что заботиться надо не только о качестве автомобиля и прочего, но и о качестве самого человека.
Естественно, что культура имеет биологические корни, а цивилизация социальные. Снижение роли биологических ориентиров приводит к размыванию культуры. Этот процесс происходит не только у человека, но в известной мере и у животных при одомашнивании. Культура способствует росту информативности в человеческом обществе, разделяет его на различные культурно обособленные группы-национальности. На различные группы подразделяются и все животные, это необходимое условие для жизни живых существ. Когда популяция мала и не может разделиться на такие культурно обособленные группы, вид вымирает. Цели цивилизации и культуры различны, в известной степени цивилизация антагонист культуре, поскольку она необходима для сохранения индивидуума, а культура для сохранения вида, народа. Другими словами, человека надо сохранять, делать жизнь его удобной, но не в ущерб своему народу в целом. Величие советской власти было в том, что право народа на жизнь ставилось выше права человека на жизнь.
Цивилизация тесно связана с промышленным производством, обеспечивающим рост бытовых удобств. Культура, разделяя общество, затрудняет процесс интеграции, свободного передвижения рабочей силы, препятствует глобализации и унификации, т. е. развитию всех этих свойств цивилизации. Разделяя общество, культура создает движение, в обществе выражающееся в общении и противостоянии культур, что в свою очередь порождает эмоции, которые дают человеку энергию для радости и смысла жизни. Каждый человек, входящий в тот или иной народ, стремится совершенствовать культуру своего народа, распространять ее среди людей, носителей иных обычаев. Развитая культура является сильнейшим оружием народа. Носитель более развитой культуры, как правило, ассимилирует другой народ с менее развитой культурой. Многие народы Европы переходили на латынь, как правило, испорченную (французы, румыны, итальянцы и иные). Русские заселили территорию с редким угро-финским населением, постепенно оба народа стали говорить на одном русском языке с некоторыми заимствованиями из местных диалектов. Когда японцы вторглись в Китай, китайцы не очень испугались. Китай завоевывали многие народы: чжурчжени, гунну, монголы, маньчжуры, ну и где же они? Они стали китайцами, их победили не солдаты, а могучая китайская культура.
Размывание культуры, религиозности, происходящее в Европе, приводит к снижению эмоциональности, интереса к жизни и к духовному росту. Все это приводит к форме поведения. замещающей нормальную биологически обоснованную жизнь на биологически ненужные и вредные для сохранения жизни типы поведения. Именно поэтому потеря культуры неизбежно приводит к вымиранию, поскольку она лежит в основе биологической сути человека и в известной степени всех млекопитающих, особенно хищников и приматов. Исчезновение или уменьшение культурных различий в обществе способствуют росту его однородности, т. е. к росту энтропии. Рост энтропии приводит к уменьшению движения внутри общества, т. е. снижает уровень его жизнеспособности. Из этого можно сделать вывод, что излишнее увлечение законами, наведением порядка внутри общества может привести к его гибели, что и наблюдается сейчас в Западной Европе. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим в главе «Порядок и хаос – необходимые условия существования живого». Мы видим, что в Европе, где порядок и все сыты, идет процесс вымирания и деградации населения, а вечно голодный Китай существует много тысяч лет. Надо беречь свою культуру, свою национальную исключительность.
Важным моментом сохранения культуры народа и его самого является любовь к своей культуре и образу жизни. Так, весь наш развал, расчленение государства при Горбачеве-Ельцине произошло в результате пропаганды неуважения к себе. Все средства массовой информации прославляли жизнь в Европе и особенно в США. Европа и США представлялись как нормальные, цивилизованные страны, которые опередили нас по своему развитию на много лет. Это была ошибка или преднамеренная провокация. Сейчас мы видим, что развитие Европы ведет ее к гибели, к сокращению коренного населения и замене его пришлым. Перед вторжением в Россию Наполеон сказал, что Россия «уже 50 лет пытается оказывать влияние на европейскую жизнь», что, по его мнению, было недопустимо. Как видим, Наполен боролся с внедрением чуждой культуры на его территорию, нам тоже такая борьба нужна.
Посмотрим, как прогресс влияет на сохранение культуры. Когда критикую любые аспекты жизни в других государствах, я неизменно слышу однотипный ответ «А у нас еще хуже» или что-нибудь в этом роде. Практически разговор о недостатках жизни за границей и у нас невозможен из-за эмоциональной реакции, не имеющей отношения к обсуждаемому вопросу. Однако так было не всегда, многие считали Советский Союз самой демократичной и социально ориентированной страной в мире. Ученые за рубежом, такие как Клаус Фокс, писательница Урсула Кучински снабжали нас сведениями о разработке атомного оружия в Англии и США, что ускорило создание советской атомной бомбы, а потом и водородной (на год раньше американцев). Это спасло мир от англосаксонского рабства, хотя и не полностью.
Приведу пример, как уже в наше время пресса настраивает русский народ против самого себя. Корреспондент газеты «Секретные материалы» в № 4 от 2009 года сообщает нижеследующее. «В августе текущего года я приготовил для одной из серьезных петербургских газет материал об операции «Дунай» – вторжении войск Варшавского договора в Чехословакию.
Материал начинался с воспоминаний Раисы Орловой, супруги знаменитого советского диссидента Льва Копелева: «На одной из московских кухонь мы в который уж раз говорили о Чехословакии, о том, где, когда, кто ошибался, можно ли было предотвратить вторжение.
О многом спорили, но, кажется, в одном все соглашались: 68-й год был решающим в нашей истории и в жизни каждого из нас.
В компании был молодой мексиканский художник, только что приехавший в Москву. Он с трудом понимал русский: «Вы все время говорите – 68-й год. А что у вас произошло в этом году?» Ему стали разъяснять, кто сердито, кто презрительно, кто раздраженно.
«А я не мог тогда знать, я тогда сидел в тюрьме. В мае 1968 года была большая демонстрация молодежи в Мехико, войска и полиция стреляли, больше пятисот человек были убиты. Среди них были и мои друзья. Тысячи раненых, тысячи арестованных. Меня год держали без суда, потом отпустили – у отца были связи. В тюрьме не было ни газет, ни радио, кормили плохо, часто били…»
Нам в тот вечер стало стыдно. Мы об этих событиях ничего не знали…»
Редакция эту обширную цитату сняла с номера. Спрашивается, почему сняла? Да потому что этот страшный американский погром в зависимой от них стране никак не увязывается с насаждаемой в России легендой о реакционности советской власти и ее жестокости в подавлении оппозиции в странах Варшавского договора. Это мирное, бескровное «подавление» весьма сильно отличается от подавления в Мексике, происходящем одновременно с Чехословакией. Почему наши интеллигенты так трепетно заботятся о Чехословакии, где ничего страшного не произошло, и с таким безразличием воспринимают море крови в Мексике? Кстати, и наше якобы антиамериканское правительство тех времен тоже равнодушно промолчало, хотя ему, казалось бы, очень выгодно прикрыть чехословацкие события мексиканской кровью. Сама собой напрашивается крамольная мысль, что чешские события специально спровоцированы советскими властями с целью самоуничтожения. Пятая колонна борцов за демократию способствовала самоуничтожению. Сейчас публикуется много материалов о подтасовках фактов событий в Прибалтике в период раскручивания сепаратизма. За подделку данных о количестве убитых работник морга награждался растворимым кофе. (См. «Секретные материалы» № 13, 2011.) Просоветские выступления пресекались, а сепаратистские поощрялись. Можно с уверенностью сказать, что нашу страну уничтожали наши же власти, а, в конечном счете, Ельцин расчленил страну. Однако некоторые авторы виновным пытаются представить не Ельцина и Горбачева, а давно умершего Сталина, создавшего, а не развалившего сверхдержаву. Вот такой абсурд! Надо проводить политику дегорбачевизации и деельцинизации, а говорят о десталинизации. И главное, всякая критика того или иного режима должна основываться на документах, а не на слухах. Число расстрелянных в период после Гражданской войны, по сообщениям разных авторов, колеблется от 40 тысяч до 40 миллионов человек. Однако это все домыслы, и каждый автор пишет то, что от него в данный момент требуется. Все материалы по арестам и расстрелам до сих пор засекречены. Возможно потому, что никаких репрессий и не было, а были обычные меры государства по поддержанию порядка и по сохранению режима. Известно, что Хрущев, получив данные о числе заключенных в лагерях, для доклада на XXI съезде партии? к полученному числу арестованных добавил нуль, был миллион, а стало десять, а теперь уже добавляют по инерции. А впрочем, и добавлять ничего не надо, просто взять да и написать любое число миллионов заключенных, взяв цифру с потолка. Когда же прекратим тиражировать вранье?
В конце 2011 года в Литве прошел судебный процесс по делу некоего литовца, заявившего, что в период распада СССР у Вильнюсского телецентра в толпу стреляли не омоновцы, а провокаторы-сепаратисты с верхних этажей противоположных зданий. Стреляли они из винтовок Мосина, которых у омоновцев не было, стреляли сверху вниз и т. д. Суд признал обвиняемого невиновным, а его доводы обоснованными. Эта ложь привела к разобщению наших народов, но никто за это не осужден, вот только суд в Литве это хоть что-то, хотя и поздновато.
Вообще, политическая ложь была свойственна и аристократам, и демократам у нас в стране. Например, много говорилось о связи Распутина с Вырубовой, а Павел Щеголев и Алексей Толстой написали фальшивый дневник, якобы принадлежащий Вырубовой, где описывались сцены разврата не только с Распутиным, но и с царем. После Февральской революции Анну Вырубову посадили в тюрьму с очень плохими условиями. Ей удалось добиться медицинской экспертизы, которая признала ее девственницей, Керенский, надо отдать ему должное, перед Вырубовой извинился. Вырубова (до замужества Танеева) вышла замуж за извращенца, брак был поэтому фиктивный. Демократы и аристократы травили Распутина, громоздя одну ложь на другую. В архивах полиции не обнаружено ни одного доказательства этих обвинений. Как-то царю сообщили, что Распутин проводит время с проститутками, хотя он как раз в это время был у царя. Цель – свержение царя – оправдывала любые, даже самые гнусные средства. Вся эта ложь отразилась на последующей нашей истории, ложь, начатую аристократами и демократами, продолжили и коммунисты, вот мы и оказались у разбитого корыта. Пора прекратить извращать свою историю, это слишком дорого обходится.
Однако политическая ложь, приведенная выше, еще не так опасна для человеческого общества, как извращение биологических взаимоотношений в этом обществе. Имеются в виду взаимоотношения лиц различного пола, их социальные функции, воспитание детей, нормы полового и социального поведения.
Для сохранения нации, человечества и для развития прогресса необходима подготовка полноценной смены уходящего поколения. Такую смену может обеспечить только полноценное материнство и общение с матерью. Воспитание на раннем этапе жизни обеспечивает дальнейшую психическую полноценность человека. Стремление втянуть женщину в такие мужские профессии, которые предусматривают длительный отрыв от семьи (армия, полиция, транспорт и т. д.), преступно по отношению к детям, а также и по отношению ко всему человечеству, без матери дети не вырастут полноценными. Вообще полноценную жизнь на земле надо сохранять – это приоритет. Полноценность жизни обеспечивается и полноценным взаимоотношением между полами, борьбой с половыми извращениями. Об этом и многом другом сказано в данной книге. Если мы будем соблюдать биологические и социальные правила жизни, тогда прогресс перестанет быть убийцей народов, а в конечном счете и всего человечества. Мы постоянно превозносим так называемые нормальные цивилизованные страны Запада, не замечая разрушительных процессов, в них происходящих. И это притом, что об этих процессах уже много и давно говорилось. Шпенглер обосновал причины неизбежного вырождения «прогрессивных» стран еще 100 лет тому назад. И вот началось, везде жгут, убивают и грабят. За отрыв от своих биологических корней приходится дорого платить. Назрела необходимость дать конкретное определение социальному прогрессу, надо знать, куда идешь.
Воспитание приучает ребенка любить людей и особенно своих близких, мать и другие члены семьи дают ребенку начальные знания об обществе и об окружающей среде. Это способствует росту интеллекта ребенка. Другим важным фактором развития детей является программа образования в дошкольных учреждениях и школе. Узкая специализация при преподавании приводит к парциальному интеллекту, к специализированному уму, к узости кругозора. Получается умный дурак. Такое явление широко распространено, скажем, в Америке. Ограниченность знаний не позволяет полноценно осмыслить все происходящее в мире. Человек становится заложником своей малограмотности, узости кругозора, притом он остается прекрасным специалистом в конкретной области знаний. Эту узость западные демократы культивируют вполне сознательно, т. к. таким неосведомленным человеком легче управлять. В России, начиная с Бецкого, всегда было хорошее образование, развивающее интеллект и широкий кругозор. Иван Бецкой по указу Екатерины II создал Институт благородных девиц, в основном для дворянских сирот. В программу обучения входили: русская словесность, география, Закон Божий, арифметика, история, архитектура, геральдика, иностранные языки, музыка. Учили также танцам, рукоделию, светским манерам, различным видам домоводства. Много времени уделялось гимнастике. Кроме этого, девочек обучали тому, как вести себя в свете. Большое внимание в программе обучения уделялось воспитанию детей, домашней экономии, шитью. Воспитанницы участвовали в концертах и спектаклях.
Этот социальный эксперимент, проводимый Бецким по поручению Екатерины II, не мог оказать влияние на все население России, но он не был бесполезен. На свет появилось целое поколение русских женщин – носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших, что эти идеалы осуществимы, вопреки всем жизненным превратностям. В этом светлом и чистом образе русской женщины черпали свое вдохновение Пушкин, Лермонтов, Тургенев и Лев Толстой.
Вообще воспитание, широта кругозора делают человека способным вписаться в общество и принести ему пользу, пользу отечеству. Когда страна воюет с кем-нибудь (с Ираком, Афганистаном, Ливией), а народ даже не знает, где эти страны находятся, это печально, т. к. при таком уровне знаний народ не может принимать решение, т. е. он не свободен. В этом случае возможны любые авантюры властей, что мы и видим на примере США. Лукавые власти специально не дают четкого определения понятию «свобода», сводя ее к свободе передвижения, разных демонстраций, но исключая из понятия «свобода» свободу духа, как производную широкой образованности, обеспечивающей полноценное понимание социальной ситуации. Таким образом, получается все прямо по Оруэллу: «Свобода это рабство». На Западе давно поняли, что рабом управлять легче, чем свободным человеком. Советский Союз был признан ООН самой грамотной страной в мире. А это опасно. Алкоголь и наркотики нужны плебеям, а не широта кругозора. В духе слов Лютера Кинга могу сказать «У меня есть мечта, видеть всех здоровых людей мыслящими».
Достойно сожаления, что наши теперешние власти в угоду Западу проводят реформы образования, противоречащие русским традициям и загоняющие наш народ в демократическое рабство, где люди запрограммированы на какой-то вымышленный идеал (демократия), который воспринимается без осмысления.
Русское образование всегда было лучшим в мире и должно таковым и остаться. Мы видим, как падает мораль, кругом нецензурная брань. По улицам ходят с бутылками пива, никого не стесняясь, что совсем недавно было абсолютно невозможно. Вот эти отклонения от общепринятого порядка, нужного людям для сохранения жизни, называются бесстыдством. В наше время это слово стало терять значение в связи с ростом вседозволенности. Однако рост бесстыдства опасен, так как это говорит о болезни общества, смертельной болезни. В Европе уже пожинают его плоды. Как я уже писал, в доброй старой Англии грабят и жгут магазины, в Норвегии стреляют подростков, да и в иных странах Запада тоже. Это плоды бесстыдства, сексуальной революции, социального распада, брошенных без семейного воспитания детей. Как не согласиться с Бецким, что воспитание сперва, а предметность потом. Вот он, закат Европы, предсказанный сто лет тому назад.
Заметим, что в традиционном обществе всякие проявления бесстыдства были практически невозможны. Они не только вызывали отвращение у окружающих, но и делали жизнь данного человека просто скучной. Безграмотные поморы, одним из них когда-то был и великий наш ученый Михаил Васильевич Ломоносов, сами строили карбасы (лодки), на которых плавали по рекам и морям, добывали зверя и торговали. Мастер чертил план судна на весле. Само строительство требовало подбора изогнутой ели (карга). Карга составляла киль и нос судна, а затем карбас сшивался можжевеловыми прутьями (вицами). Вицы подбирались и затем специально обрабатывались особым образом. Избы были у поморов в деревянных кружевах, много было различного рукоделья. Все это развивало мозг помора, растило наших Ломоносовых, делало жизнь человека и интересной и насыщенной, освоив какое-то дело, человек обретал уважение окружающих и собственное достоинство. Грамота была для такого развития не столь обязательна. Конечно, Михаил Васильевич освоил науку, развивал русскую словесность, но это стремление к самоусовершенствованию он получил в поморском поселке. Сейчас для большинства населения работа стала попроще. Книги, в основном примитивные, убогие сюжеты телевидения не всегда могут компенсировать это упрощение производства, знание природы. Однако над этой компенсацией надо думать, если не хотим получить рост криминала. Вообще пока человек занят интересной работой, которая требует от него и знания и умения и забирает все время, способствует его духовному росту, то у него не будет ни желания, ни времени для воровства и вандализма. Когда-то, работая в Вологде, я сравнивал избы в кружевных наличниках, с петухами на коньке и с палисадником с прямоугольными пятиэтажками. Сравнение было не в пользу последних. Так что технический прогресс не всегда приводит к прогрессу ума и культуры. Конечно, в современных домах жить лучше, удобнее, чем в избе, но культуры и духовности становится меньше. Как увязать культуру и цивилизацию без ущерба для того и другого? Вот в чем вопрос! Надо думать не над тем, как заменить человеческую жизнь чем-то иным, а о том, чтобы сохранить и творчество, и любовь, и общение между людьми, но притом сделать жизнь удобней в бытовом плане. Сейчас много пишут о грядущем огромном скачке в развитии цивилизации и о начале постчеловеческой эры, т. е. цивилизации машин, однако отдавать свою землю машинам мне неохота. Да и зачем убивать себя, уж лучше без машин, но жить. Подробно на это тему в главе «Хаос и порядок».