РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Преодоление острого демографического кризиса – важный фактор, определяющий успех экономических и социальных преобразований. Эта крупнейшая проблема современности усугубилась в России вследствие структурных изменений в экономике, произошедших за последние десятилетия. Начиная с 1992 г. наблюдается естественная убыль населения, связанная с высокой смертностью (особенно мужчин трудоспособного возраста) и низким уровнем рождаемости. Для преодоления этой тенденции необходима реализация скоординированных действий, направленных на сокращение смертности трудоспособного населения, стимулирование рождаемости и проведение действенной миграционной политики.
Решение данных задач напрямую будет способствовать созданию условий для модернизации и реструктуризации отечественной экономики. Такие актуальные демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи, а значит, в перспективе уменьшение трудовых ресурсов, в том числе современных профессиональных кадров, определяющих интеллектуальный и научный потенциал страны, могут привести к глубокому системному кризису, обесценению физического и человеческого капиталов.
Неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости и ожидаемой средней продолжительности жизни, приводит к демографическому старению и сокращению численности населения. По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), только за период между переписями населения России 1989 и 2002 гг. смертность в стране выросла в 1,5 раза, численность лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (9,5 %), численность детей и подростков сократилась на 9,7 млн. человек (27 %). По сравнению с 1989 г. в 2002 г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 года.
Численность постоянного населения РФ на 1 мая 2010 г. составила 141,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 41,7 тыс. Естественная убыль населения в январе–апреле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 24,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения. Отмечается сокращение числа выбывших за пределы России на 2,1 %, в том числе в страны дальнего зарубежья – на 13,6 %.
Ключевые демографические тенденции, на основе которых становится возможным делать прогнозы на будущее, можно определить, сопоставляя важнейшие демографические показатели, приведенные ниже.
Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ.
Сложившаяся демографическая ситуация характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения и высокими коэффициентами смертности.
1. «Пессимистический» вариант предполагает продолжение негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 90-е годы, с дальнейшим снижением уровня рождаемости и ростом смертности. Согласно этому варианту численность населения России к 2030 г. снизится до 127 млн. человек. Эксперты отмечают, что только повышением рождаемости проблему не решить, так как численность населения в России снижается в первую очередь из-за высокого уровня смертности, при этом сокращение трудоспособного населения происходит прежде всего из-за высокой смертности, обусловленной главным образом болезнями сердечно-сосудистой системы и негативными внешними факторами: ДТП, отравлением алкоголем, правонарушениями.
2. По прогнозам, к 2031 г. численность населения РФ по среднему варианту составит немногим более 139 млн. человек (102 млн. – городское и 37 млн. – сельское население).
3. По мнению оптимистически настроенных экспертов, в скором времени последствия демографического кризиса могут быть преодолены, смертность стабилизируется, рождаемость установится на уровне, характерном для развитых стран, а численность населения вырастет до 148 млн. человек. Естественная убыль населения в январе–апреле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 24,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,2 тыс. человек.
Население России не только сокращается, но и стремительно стареет. По прогнозам ФСГС, доля людей старше 65 лет составит к началу 2011 г. 16,3 %, а на тысячу работающих будет приходиться 266 детей и 367 пенсионеров; к 2013 г. эти цифры существенно возрастут (320 и 530 соответственно). Таким образом, экономическая нагрузка на трудоспособное население будет все время расти. Среди удручающих факторов нашего демографического настоящего и будущего можно назвать также и то, что в России людей трудоспособного возраста умирает в разы больше, чем в странах Европейского союза, уровень младенческой смертности в 2–2,5 раза выше показателей развитых стран.
Но все-таки можно назвать и немало доводов в пользу оптимистического варианта демографической трансформации нашего общества. При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается увеличение числа рождений и уменьшение коэффициента смертности. Сохраняется надежда и на увеличение коэффициента рождаемости, однако успехов в этой области достичь очень непросто, требуется много времени.
Чтобы реализовать вышеописанный положительный демографический тренд, в России в рамках национального проекта «Здоровье» разработана концепция демографической политики до 2025 г. Ее основные цели: снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне не менее 140 млн. человек и создание условий для постепенного перехода к ее росту. В рамках проекта предполагается уменьшить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, повысить культуру здорового образа жизни, реализовать меры, направленные на существенное улучшение здоровья населения, полную реализацию его репродуктивных установок, создание условий для повышения ответственности населения за свое здоровье, проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии. Субъекты Федерации на основе концепции могут формировать собственную демографическую политику и разрабатывать соответствующие региональные программу.
Сокращение численности населения России сегодня в некоторой степени компенсирует миграция, включая содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», межправительственная комиссия разработала специальные план и программу, направленные на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов. В качестве пилотных выступают 12 регионов, которые, прежде всего, должны оценить свои потребности в трудовых ресурсах, готовность имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также жилья и создания рабочих мест.
Одной из основных причин демографического кризиса России является спад производства и массовая безработица, ведущая к деквалификации работников. Заработная плата основной массы работников в России упала в 90-е годы до крайне низкого уровня, который не способен стимулировать даже простое воспроизводство рабочей силы. Сложившаяся демографическая ситуация для страны является неестественной, однако представляется небезнадежной, если целями демографической политики РФ на среднесрочную и долгосрочные перспективы станут проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости с учетом региональных особенностей демографических процессов.
Многие отечественные ученые и общественные деятели уверены, что вывод страны из демографического кризиса, который продолжается уже более полутора десятка лет, – одна из самых злободневных проблем долгосрочного развития социальных процессов в России. Каким будет демографический профиль нашей страны через 10–30 лет, зависит от совместных усилий властей и гражданского общества, каждого россиянина.