Вы здесь

Россия и мусульманский мир № 5 / 2010. ИСЛАМ И ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ:. СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ? (В. Н. Сченснович, 2010)

ИСЛАМ И ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ:

СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ?

Э. Королёва, публицист (г. Владивосток)

Сейчас много говорят и пишут о глобализации, о столкновении двух цивилизаций. Почему цивилизации должны столкнуться? Если есть такая идея, значит, она кому-то нужна. Зачем ведется умышленная мощная пропаганда нашей разницы? Да, мы по природе своей не можем быть одинаковыми, но это не означает, что религиозно разнополярные государства должны обязательно начать войну друг против друга. Любому мировому конфликту всегда предшествовало идеологическое или религиозное столкновение. Это предварительное противостояние являлось предвестником военных действий. То же самое происходит и сейчас. Религиозные полюса должны держать равновесие, сохранять баланс мирового пространства. Любое силовое перетягивание ведет к гибели одной или двух сторон одновременно.

Поликонфессиональный мир напоминает детские качели. Когда на двух краях находится одинаковое количество людей, все сидят спокойно, если происходит увеличение численности сидящих на одной из сторон, другая соответственно становится слабее и беззащитнее. Центром этих полюсов является вера людей. Различие, по словам Р. Генона, не означает оппозицию. Полосу разделения проводят умышленно те, кому это выгодно. Это общепринятый факт. Да, все мы разные, но это не повод для войн и столкновений. 80 % населения нет никакой разницы, в какой цивилизации они живут и как живут другие. Это происходит не от безразличия, а от отсутствия необходимости думать о тех, кто на тебя не похож. «Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей» (Г. Андреева). Расстановкой этих ролей занимаются государственные и религиозные деятели. «Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.» (Г. Андреева). К определенной социальной роли можно отнести и религиозность человека.

Спорят ученые, религиозные деятели, что нас ждет завтра. Пишутся сценарии, делаются прогнозы на будущее. Ведутся дискуссии о том, какой мировой порядок скоро наступит, яро отстаиваются определенные точки зрения, приводится масса доводов в пользу мощной идеи. Причем большинство «сценаристов» претендуют на их исключительность. Не надо громко спорить. Все громогласные идеи пусть не сразу, но обязательно через какой-то промежуток времени превращаются в прах. Мы в своей стране так и не построили коммунизм. Сколько в эту идею было заложено средств, а главное – человеческих жизней! Для чего? И почему? Можно, конечно, оправдывать всех вождей, что они хотели для нас только добра. И поэтому они боролись со всякой нечистью, мешающий им создавать мифическую страну под названием «Коммунизм». И таких примеров за все время существования человечества несчетное количество.

Будущая картина мира, по мнению разных западных исследователей, может быть представлена в двух вариантах. Первый – это неизбежное столкновение мусульманства и христианства, а как результат, по моему мнению, все-таки возможна ядерная война. Второй, конечно же, связан с процессами глобализации, победоносной в которой будет одна-единственная держава. Эти оба варианта имеют все необходимые доказательства в свою пользу. Если обратить внимание на эти сценарии будущего, то они не сулят нашей планете мирного сосуществования. Исход у них обоих будет печальным. Радует только одно, что у нас еще есть шанс изменить ход истории. И далеко не последнюю, если не первую, скрипку в международном оркестре сыграет Россия. Своим примером добрососедского сосуществования большого количества этносов и конфессий наша страна сумеет доказать всем, что мир можно построить даже без заключения международных договоров.

Жителей планеты очень сильно запугала нарастающая угроза с мусульманского Востока. Исламофобия становится болезнью многих политиков, не говоря уже о простых людях, жизнь которых сегодня ничего не стоит. Россию эта острейшая проблема не обошла стороной, но, в отличие от других стран, конфликты на религиозной почве здесь менее масштабны. Основа мирного сосуществования заложена, во-первых, в историческом прошлом нашего государства, во-вторых, в особом российском менталитете, в духе людей.

Давайте совершим небольшой экскурс в историю, касающуюся ислама и православия. Ислам в России на протяжении уже нескольких веков – вторая по численности и по значимости религия после православия. В истории страны он «играл и играет гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Он всегда оказывал (и продолжает в определенной мере делать это и сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России» (Ланда Р.Г., 1997, с. 40). На протяжении всего XX в. эти две великие религии одинаково испытали на себе все великие потрясения этого периода.

В последние 20 лет религиозная ситуация в Российской Федерации радикально изменилась. По мнению некоторых авторов, религиозная ситуация в исламском сегменте конфессиональной картины России определяется главным образом тремя тенденциями:

– во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый ваххабизм начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из низших общественных слоев;

– во-вторых, в связи со стабилизацией экономического положения в стране под влиянием работы зарубежных религиозных центров происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных организаций, выдерживавших определенную паузу после принятия Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Конец ознакомительного фрагмента.