Развитие сферы услуг с использованием государственно-частного партнерства на региональном уровне
Берестова Л. И.
Развитие государственно-частного партнерства в сфере услуг на региональном уровне становится в современных условиях одним из приоритетных направлений региональной социально-экономической политики. Эффективная модель регионального развития предполагает активное использование ресурсов негосударственных структур, привлечение коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций к решению задач, традиционно считавшихся прерогативой государства.
Необходимо отметить, что официального понимания и толкования термина государственно-частного партнерства в России сейчас не существует, как не существует и единого и системного понимания этого явления на государственном уровне. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом. Наиболее общее определение дано В. Г. Варшавским: «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг» [1].
На наш взгляд, приведенное определение государственно-частного партнерства не является полным и правильным. Современная практика социально-экономических отношений показывает, что важным субъектом государственно-частного партнерства являются негосударственные некоммерческие организации. Неправомерным является игнорирование возможностей использования ресурсов некоммерческого сектора для устойчивого социально-экономического развития региона. Напротив, анализ потенциала некоммерческих организаций является приоритетным направлением исследования возможностей государственно-частого партнерства в социальной сфере.
Можно выделить следующие характерные черты государственно-частногo партнерства.
1. Государственно-частное партнерство удовлетворяет потребности общественного сектора социальной сферы, используя или заимствуя ресурсы частного сектора.
2. Государственно-частное партнерство поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором.
3. Государственно-частное партнерство состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками государственно-частного партнерства могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации.
4. Участники партнерства разделяют полномочия и ответственность, функционируют на равных, совместно затрачивают время и ресурсы, разделяют инвестиции, риски и выгоды, поддерживают отношения в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ [2, с. 6].
Развитие эффективных институтов взаимодействия общественного и частного секторов является одним из важных условий формирования эффективной политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Эффективным инструментом взаимодействия государства и бизнеса может стать формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов государственно-частного партнерства, способствующих повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие программ профессионального образования, проведение НИОКР и коммерциализацию их результатов.
Существуют различные типы контрактов, которые заключаются в сфере социально значимых благ в зависимости от типа организации, вида выполняемых работ, условий осуществления деятельности [3, с. 250].
Особо следует остановиться на секторе негосударственных некоммерческих организаций как одном из основных субъектов государственно-частного партнерства. Чем больше развит сектор некоммерческих организаций, тем меньшая нагрузка ложится на государственный сектор. Если имеется негосударственная некоммерческая организация, успешно выполняющая миссию в той области, в которую предполагается направить дополнительные общественные расходы, имеет смысл привлечь ее в качестве партнера.
В настоящее время тенденции развития общественного сектора региональной экономики напрямую связаны с возможностью привлечения негосударственных организаций к производству общественных благ и оказанию услуг в социальной сфере. Необходимость взаимодействия различных секторов экономики для более эффективного решения социальных проблем не подвергается сомнению. Важно правильно выбрать институциональный механизм, т. е. форму, метод, технологию взаимодействия, применительно к каждому конкретному случаю для достижения лучшего желаемого результата.
Выделяют экономические и неэкономические формы взаимодействия. К экономическим формам взаимодействия относят:
• целевое финансирование деятельности некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней. В Республике Татарстан есть такая практика по отношению к детским и молодежным организациям, организациям инвалидов и ветеранов, некоторым экологическим организациям;
• социальный заказ, или, как правильнее было бы сказать, государственный заказ в социальной сфере. Законы о социальном заказе были приняты в Нижегородской, Пермской, Саратовской и других областях России. Суть его заключается в конкурсном отборе лучшего исполнителя целевой социальной программы, разработанной и финансируемой органами власти. К участию в конкурсе приглашаются некоммерческие, а в некоторых случаях и коммерческие организации;
• государственный или муниципальный грант. Если в предыдущем случае речь шла о выборе лучшего исполнителя для уже имеющегося, конкретного проекта, то в случае с грантом мы имеем дело с конкурсом инициатив некоммерческого характера, когда заказчик, грантодатель еще не знает, что он хочет получить в результате, а выбирает для финансирования наиболее интересные, социально значимые с его точки зрения проекты. Конкурсы грантов проводятся уже во многих городах России. Эта технология более популярна и востребована, чем социальный заказ;
• фонды местного сообщества, как технология объединения ресурсов власти, бизнеса, общества для финансирования значимых инициатив и проектов на определенной территории. Идея состоит в том, что различные социальные проблемы местного сообщества должны решаться силами этого сообщества. Новая технология уже хорошо развивается в таких городах, как Москва, Тольятти, Тюмень, Тобольск;
• конкурсы социальных проектов, проводимые коммерческими организациями. В основном, такие конкурсы проводят крупные бизнес-корпорации;
• предоставление налоговых и иных льгот участникам благотворительной деятельности, создание благоприятного налогового режима для коммерческих организаций, принимающих участие в решении социальных вопросов.
Неэкономические формы взаимодействия включают в себя:
• проведение совместных мероприятий, например, конференций, фестивалей и т. д.;
• общественные или общественно-экспертные советы, которые чаще всего возникают при государственных организациях – министерствах, ведомствах, в них приглашают представителей некоммерческих организаций или бизнеса, наделяют их правом совещательного голоса при решении тех или иных вопросов, чаще всего инициированных самой властью;
• круглые столы с участием представителей различных секторов, которые проводятся для обсуждения различных проблем, с вынесением рекомендательного решения. Решают следующие задачи: информационный обмен, анализ опыта участников, выработка совместных решений, принятие обращений в различные органы;
• общественные палаты. Например, успешно действует Общественная палата Российской Федерации, состоящая из видных представителей общественности. Развивается практика создания общественных палат и на уровне регионов.
Сотрудничество между государственными структурами и некоммерческими организациями развивается, поскольку существует заинтересованность с обеих сторон, как государства, так и некоммерческой организации.
Развитие государственно-частного партнерства может способствовать формированию социального капитала в регионе. Существуют различные трактовки понятия «социальный капитал». Так, В. Э. Гордин под «социальным капиталом» подразумевает «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей» [4, с. 132].
Социальный капитал – это категория, которая не имеет согласованного определения и которую довольно сложно измерить, однако в современных условиях социальный капитал приобретает большое значение для социально-экономического развития региона. По нашему мнению, возможность неформального сотрудничества имеет большой смысл для экономики, политики и общества в целом. Например, в сфере экономики при высоком уровне взаимного доверия между экономическими субъектами снижаются операционные расходы, что положительно влияет на экономику и улучшает способность людей сотрудничать в качестве предпринимателей для решения проблем.
Можно сформулировать ряд факторов, которые напрямую влияют на объем социального капитала отдельного региона.
• Взаимное доверие между гражданами, региональными и муниципальными органами власти, негосударственными институтами. Существуют различные технологии, позволяющие повысить уровень доверия в обществе. Практически все они направлены на рост информированности населения относительно действий властей и привлечение жителей местного сообщества к обсуждению и решению проблем региона.
• Эффективное сотрудничество и партнерство. Привлечение негосударственных организаций к выполнению региональных и муниципальных социальных программ является примером успешного сотрудничества в рамках управления социальной сферой.
• Наличие и развитость сетей. Имеются в виду транспортные, информационные, организационные, социальные, государственно-управленческие и прочие сети.
• Насыщенность социальными технологиями. Одной из успешно действующих социально-экономических технологий в Республике Татарстан является ежегодное проведение конкурса социальных проектов для государственных и негосударственных организаций «Общественная инициатива». К новым социальным технологиям можно отнести Фонды местного сообщества, действующие в Москве, Тюмени, Тобольске, Тольятти; Законы о социальном заказе, принятые в Нижегородской, Псковской, Томской, Новосибирской и других областях России.
• Степень развитости и динамика развития общественных институтов.
• Уровень образованности (культуры) населения. Образование не только способствует усвоению определенных знаний, методик, но и культивирует определенные моральные нормы, которые становятся важным источником социального капитала.
• Добровольчество. Привлечение добровольцев к решению социальных проблем региона – явление достаточно новое для современной России, но уже активно развивающееся. В Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Елабуге, Чистополе, Бугульме и Нижнекамске на сегодняшний день действуют около 20 добровольческих организаций, входящих в Координационный совет добровольчества Республики Татарстан. Ресурсный центр добровольчества г. Казани занимается поиском волонтеров для социальных орга низаций.
• Состояние института семьи.
Социальной прибылью может быть:
– снижение уровня преступности (как взрослой, так и подростковой);
– снижение социальной напряженности;
– снижение количества больных наркоманией и алкоголизмом;
– снижение количества детей, страдающих различными заболеваниями;
– снижение числа людей, нуждающихся в социальной поддержке и многое другое.
Данные показатели невозможно исчислять в денежном выражении, однако очевидно, что все они в совокупности дадут еще один очень важный социальный фактор – это повышение стабильности в обществе.
Стратегия достижения социальной прибыли связана с понятием «социальное инвестирование». Социальное инвестирование – это совокупность действий государства и общества для получения социальной прибыли и приводящих к росту социального капитала. По сути, социальное инвестирование – это любые позитивные действия социальной сферы. Социальное инвестирование отличается от обычного (экономического) многообразием единиц измерения прибыли. И государственно-частное партнерство в социальной сфере, безусловно, способствует активизации процессов в этой области.
Таким образом, становится очевидным, что государственно-частное партнерство является важным инструментом регионального социально-экономического развития. Задача органов региональной власти заключается в создании благоприятных институциональных условий для развития государственно-частного партнерства и внедрения инновационных механизмов взаимодействия.
1. Варнавский В. Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике. URL: http//www.opec.ru/poitttатос. аар?ппр1=ро|пйосргщ1йдпо=50580//33 (дата обращения: 27.06.2012).
2. Гордин В. Э. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг: учеб. пособие / В. Э. Гордин, М. Д. Сущинская. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2005. С. 132.
3. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. С. 6.
4. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 250.