Нелегальная торговля одеждой на постсоветском пространстве – угроза экономической безопасности стран СНГ
Астанаева М. В.
Экономическая безопасность отдельной страны является одной из приоритетных задач для экономического развития и обеспечения благосостояния граждан. Являясь членом того или иного геополитического или экономического объединения, государство становится ответственным перед другими странами – членами союза за обеспечение экономической безопасности на собственной территории, приграничных территориях, а также на территориях других стран, так как само содружество и ведение общей экономической деятельности ставит государства в тесное взаимодействие и взаимовлияние. Россия, будучи членом Содружества Независимых Государств, участвует в обеспечении экономической безопасности международного сотрудничества, что является одним из условий борьбы с транснациональной экономической преступностью, влияющей на стабилизацию криминогенной обстановки в странах СНГ.
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации. Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Однако помимо позитивного расширения экономических возможностей, в интеграционных структурах появляются и возможности для большего развития негативных сторон – нелегальной торговли, так как география рынка сбыта расширяется. Внутренние проблемы с противозаконным распространением той или иной продукции становятся проблемами и для государств, входящих в СНГ, тем самым давая еще больше стимула для развития, – так как рынок потребления возрастает.
Объемы нелегальной торговли по всему миру растут, меняя свою географию в зависимости от сдавливания ее в том или ином регионе – рынок сбыта одного региона перетекает в другой, где есть лазейки для его развития. Согласно оценкам, во всем мире общая сумма незаконных продаж товаров и незаконных видов деятельности составляет 1,8 трлн долл. США. Для наглядности скажем, что это больше ВВП Испании (1,4 трлн долл. США в ценах 2011 г.). Среди пяти наиболее прибыльных видов незаконной деятельности фигурируют фальсификация лекарств (200 млрд долл. США, первое место), производство контрафактной электроники (169 млрд долл. США, третье место) и игорный бизнес (140 млрд долл. США), которые значительно опережают продажу оружия (24 место) или торговлю иммигрантами (16 место). Россия, являясь лидирующей в СНГ по обороту денежных средств и распространению контрафактной и преступной торговли, занимает девятое место в мире по объему нелегальной торговли – ежегодный оборот 49,04 трлн долларов[1].
Среди товаров нелегальной торговли в СНГ немалую долю рынка составляет торговля одеждой, которая является контрафактной и контрабандной, зачастую низкого качества, из дешевых материалов, непрошедших контроль влияния на здоровье человека. Мощнейшим двигателем развития такой торговли является присутствие на территориях бывшего постсоветского пространства большого количества вещевых рынков, часто не являющимися капитальными строительными сооружениями. Самым популярным местом покупки одежды (и обуви) у граждан стран СНГ считается открытый вещевой рынок (45 % респондентов), но при этом 58 % покупателей на рынках – сельские жители.
По данным экспертов рынка, с 2006 по 2010 г. объемы продаж одежды только в России выросли на 32,5 %, достигнув при этом 1032 700 000 изделий. Импорт одежды в Россию за эти годы вырос на 55 % (с 633 800 000 до 979 100 000 изделий), немалую долю импорта составляют вещи, привезенные из Китая в соседние страны и проданные России из государств – членов СНГ – Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. В ближайшие годы тенденция роста продаж одежды сохранится. А по оценкам аналитиков, в 2015 г. объемы продаж вырастут до 1290 600 000 штук только в России[2]. Годовой объем рынка одежды, например, Казахстана специалисты оценивают приблизительно в 5 млрд долл. США. Но эта оценка довольно условна, так как порядка 80 % рынка одежды составляет нелегально завезенный импорт[3]. Среди импортеров одежды в страны СНГ первое место занимает Китай, который в большей степени поставляет ее нелегально или «серыми схемами».
Во-первых, присутствие на рынки большого объема дешевого ширпотреба из Китая практически не дает развиваться легкой промышленности союзных государств, сегмент дешевых товаров становится занятым. Доля российских производителей в общем объеме рынка одежды составляет около 13 %. Производство одежды и другой текстильной продукции в КНР на 20–30 % дешевле, чем в странах СНГ. Причина того – небольшие затраты на рабочую силу. Это объясняет высокий спрос на дешевые китайские товары на территории постсоветского пространства. Единственной возможностью для предприятий остается занятие рынков среднего и высокого сегментов, что является непростой задачей с учетом устаревшего оборудования, отсутствия достаточного объема государственных или иностранных инвестиций, а также наличием большой конкуренции со стороны стран Европы и США.
Не только ввозимые готовые товары из Китая не дают легкой промышленности союзных государств развиваться, но и полуфабрикаты, привезенные из Китая и отшиваемые на территории стран СНГ, также не оставляют шансов развиваться имеющимся производствам. Более половины модных нарядов, которые граждане стран содружества покупают на рынках или в бутиках, произведены в одном из центров швейного производства СНГ в городе Бишкеке, столице Киргизии, где работают более 35 тыс. легальных и почти столько же нелегальных швейных предприятий по пошиву одежды, которой наполняют постсоветский рынок[4]. Три четверти населения Бишкека вовлечены в швейное производство. Поставщикам этой одежды дешевле производить, чем завозить швейную продукцию из Турции или Китая, не говоря уж о европейских странах. По своему внешнему виду и даже качеству многие товары трудноотличимы от оригинала, производимого мировыми брендами. Чтобы обеспечить производство исходными материалами, из Китая в огромных количествах завозятся рулоны тканей и тонны фурнитуры. При тех темпах развития, которые существуют на данный момент, Киргизия вполне может стать новым азиатским лидером в швейной промышленности. Самым крупным рынком в Киргизии считается бишкекский «Дордой», где покупатели в основном оптовики из России, Турции, Пакистана, Ирана. Ежемесячный товарооборот рынка «Дордой», по некоторым данным, составляет более 160 млн долл. США.
Во-вторых, вещевые рынки – как самые распространенные способы торговли нелегальной одеждой – занимаются не только продажей ширпотреба, как правило, такие рынки носят полукриминальный характер. На их территориях производится продажа наркотиков, оружия, поддельных лекарственных средств, детских игрушек из токсичных материалов, зачастую отмывание «грязных» денег, а также работают нелегальные иммигранты, незаконно проживающие в стране. Закрываясь маской продажи одежды, криминальные структуры ведут свою деятельность, создавая угрозу уже не только экономической безопасности стран содружества, но и безопасности стран в целом и их граждан. В связи с этим наряду с борьбой самыми опасными видами торговли – наркотиками, оружием и людьми, Содружество Независимых Государств должно ставить серьезную задачу борьбы с нелегальной торговлей одеждой.
Самой сильной мерой по сокращению рынка нелегальной торговли одеждой на территории стран СНГ было ограничение ввоза посредством ужесточения таможенных пошлин и пограничного контроля ввоза-вывоза товара. В данном направлении Россия когда-то вела активную борьбу с челноками, поднимались ввозные пошлины – ограничивался ввоз контрафактной продукции, челноки использовали различные методы снижения стоимости товаров при помощи сотрудничества с приграничными службами, однако и с этим влиянием велась борьба. После вступления Росси в ВТО ситуация кардинально изменилась, теперь ни Россия, ни другие страны – члены СНГ, вступившие в ВТО (Киргизия, Армения, Таджикистан), не могут запредельно поднимать ввозные пошлины.
Со времени вступления в ВТО Россия также снизила специфические таможенные пошлины на одежду в соответствии с обязательствами в рамках ВТО. Так, пошлина на ввоз пальто, плащей, курток с 23 августа составляет 10 %, но не менее 3 евро за кг (до этого действовала пошлина в размере 10 %, но не менее 5 евро за кг). Требование установить импортную пошлину на уровне не менее 3 евро за 1 кг предусмотрено Протоколом о присоединении Российской Федерации к ВТО. В следующие годы минимальная планка будет снижаться (к примеру, пошлина на ввоз мужских пальто и курток снизится до не менее 2,25 евро за 1 кг в 2015 г.). Требования ВТО предусматривают снижение импортных пошлин на ткани в будущем. Так, пошлина на шелковые ткани снизится с 5 до 4 % в 2013 г. и до 3 % в 2014 г. Вступление в ВТО и последующее изменение ставок таможенных пошлин приведет к прямым потерям для отрасли российской легкой промышленности, которые Минпромторг ранее оценивал на уровне 2,7 млрд руб.[5].
В связи с невозможностью регулирования рынка нелегальной торговли одеждой с помощью ввозных пошлин в условиях ВТО приоритетной задачей становится государственный и международный контроль ввоза и вывоза товара на приграничных территориях постсоветского пространства, а также создание цивилизованных мест и способов торговли одеждой.
В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из условий обеспечения экономической безопасности, взаимодействие государств – участников СНГ должно быть направлено на установление прямых экономических связей между регионами, развитие приграничной торговли, содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон, осуществление совместных инвестиционных проектов, оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры.
Россия уже вступила на путь цивилизованной организации торговли – постепенно устраняются открытые вещевые рынки, не являющиеся капитальными застройками, открываются новые торговые точки для торговли уже легальным товаром. С развитием интернет-продаж и повышением благосостояния населения активно развиваются крупные сети продаж одежды по низким ценам – крупные оптовики, закупающие крупные партии одежды контейнерами, вытесняют челночников, для которых таможенные пошлины являются блокирующими для бизнеса. Ликвидация вещевых рынков в Москве, таких как «Черкизовский», «Лужники», повышает интерес бизнесменов к организации стоковой торговли (торговля излишками сезонных коллекций по сниженным ценам), а также способствует появлению новых сетей по продаже одежды и аксессуаров в российских регионах и странах СНГ. Это совершенно естественный процесс, свидетельствующий о развитии торгового бизнеса в соответствии с современными требованиями.
Однако в других странах СНГ, таких как Киргизия, например, процесс формирования новых торговых точек представляется более сложным в связи с отсутствием инвестиций в стране и реальной угрозой потери трудовых мест на том же рынке «Дордой», на котором, по неофициальным данным, работает или подрабатывает три четверти населения города Бишкека.
Еще одной мерой по борьбе с нелегальной торговлей должна стать полная ликвидация изъятого из нелегального оборота товара. По данным правительства, доля нелегального и подпольного импорта и контрафактного производства товаров легкой промышленности достигает на внутреннем рынке более 50 %[6]. Когда эта продукция изымается, часть ее снова возвращается на рынок, так как в законодательстве не существует запрета на легализацию. В связи с этим должны быть внесены изменения в уголовно-прцессуальные кодексы стран СНГ, которые исключат такой способ распоряжения изъятой продукцией.
Помимо этого, одной из важнейших задач по борьбе с нелегальной и контрафактной торговлей должно стать противодействие коррупции на всех уровнях власти во всех структурах стран СНГ. Проблемы, угрожающие экономической безопасности стран СНГ, достаточно схожи. Это в первую очередь монополизированность, слабая диверсификация, большая роль добывающей промышленности в экономике и, безусловно, высокий уровень коррупции[7].
Страны СНГ имеют большой экономический, политический, общекультурный потенциал для тесного взаимодействия и получения результатов, выгодных всем членам организации. Необходимо активней использовать потенциал интеграционных связей, сложившихся в СССР для формирования межстранового легального рынка, в том числе и рынка одежды. Все вышеописанные меры по легализации торговли обеспечит экономическую безопасность России, а также ее дружественных стран. В условиях всевозрастающей конкуренции со странами Запада это позволит выработать систему экономической безопасности по многим наиболее важным направлениям.