Промышленная интеграция и программы социально-экономического развития стран Евразийского ЕЭП
Андрианов К. Н.
Важнейшим структурным элементом экономики ЕЭП является промышленность. Она представляет собой совокупность промышленных комплексов стран – членов ЕЭП – Российской Федерации, Беларуси, Казахстана.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) разработала проект по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС. Также была предложена стратегия его выполнения, предусматривающая концентрацию усилий на двух основных направлениях, а именно:
1. Содействие созданию инновационно-технологических альянсов технопарков, а также бизнес-инкубаторов, расположенных на территории ЕС и стран ЕврАзЭС.
2. Ускоренное выполнение рабочей программы по созданию Евразийской сети центров субконтрактации и промышленной кооперации.
В Республике Беларусь в 2015 г. прогнозируются самые высокие в ТС и ЕЭП темпы роста национальной экономики: 11–12 % против 6,9 % – в Республике Казахстан и 4,5 % – в Российской Федерации [1, с. 4]. Экономический рост в Республике Беларусь в основном планируется за счет прироста промышленного производства (до 9-10,5 % в 2015 г.) и продукции сельского хозяйства (до 7–8%) в условиях ускорения увеличения производительности труда (в 2013 г. – 9,3 %, в 2015 г. – 11,1-12,1 %) [1, с. 4].
В Казахстане и России прогнозируется более умеренный прирост промышленного производства – 6,5 % и 3,7 % к 2015 г. соответственно. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Казахстане – 4,2 % к 2015 г., в России – 2,8 % к 2015 г. Следует отметить, что производительность труда в России по прогнозу будет расти (3,9 % – в 2013 г., 5,1 % – в 2015 г.) [1, с. 4].
В Республике Беларусь планируется развитие биотехнологических производств, которое предусматривает создание новых видов продукции – иммунобиологических препаратов, ДНК-маркирования в паспортизации, направленного культивирования хозяйственно ценных штаммов микроорганизмов и т. д. Данные разработки используются в том числе для восстановления загрязненных экосистем и повышения нефтеотдачи пластов [1, с. 7].
Приоритетным направлением остается обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, так как перспективы развития данной отрасли являются достаточно высокими. В развитии химической промышленности приоритетами являются: производство минеральных удобрений и производство резиновых изделий, что обусловлено растущим внутренним спросом [1, с. 7].
В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений является развитие атомной энергетики для обеспечения ускоренного индустриально-инновационного развития страны путем увеличения объема добычи урана, создания новых производств ядерно-топливного цикла, развития инфраструктуры атомной энергетики и атомной науки. Особое внимание в среднесрочном прогнозе Республики Казахстан уделено развитию альтернативной энергетики, направленному на увеличение доли возобновляемых источников энергии (малые гидроэлектростанции, солнечные установки) в энергобалансе страны [1, с. 7].
В области энергосбережения планируется обеспечить снижение энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 10 % к 2015 г. В 2017 г. в Астане состоится международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017» на тему «Энергия будущего», которая позволит представить мировые технологии энергосбережения (использование альтернативных источников энергии) и внести свой вклад в инновационное развитие энергетики [1, с. 7].
В Российской Федерации большое внимание уделяется развитию машиностроительных отраслей, в частности:
– производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
– производству автомобильной техники;
– развитию производства космической техники, которое приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения;
– энергетическому машиностроению [1, с. 7–8].
В Республике Беларусь ключевым приоритетом обеспечения устойчивого развития является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества [1, с. 9].
В Республике Казахстан приоритетным направлением является устойчивое обеспечение роста экономики за счет ускорения диверсификации путем индустриализации и развития инфраструктуры [1, с. 9].
В Российской Федерации ключевым приоритетом является переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Таким образом, во всех государствах предусмотрено инновационное развитие экономики на долгосрочную перспективу по следующим направлениям:
Республика Беларусь:
– социальная политика, развитие человеческого потенциала и социальной сферы;
– развитие реального сектора экономики;
– рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений.
Республика Казахстан:
– подготовка к посткризисному развитию;
– ускорение диверсификации экономики;
– инвестиции в будущее (повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия);
– обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;
– укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений [1, с. 9].
Российская Федерация:
– развитие человеческого потенциала;
– создание конкурентоспособной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
– структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
– закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
– расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;
– переход к новой модели пространственного развития экономики [1, с. 10].
В Республике Беларусь предусматривается увеличить валовой внутренний продукт в 2020 г. по сравнению с 2005 г. в 2,0–2,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4–2,7, продукцию промышленности – в 1,6–1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3–2,6 раза [1, с. 11].
Экономический рост в Республике Казахстан к 2020 г. планируется за счет реализации планов по диверсификации экономики. Показатели роста перерабатывающих отраслей экономики к планируемому периоду будут больше показателей добывающих отраслей экономики. В планируемом периоде активы Национального фонда составят не менее 30 % к ВВП. Инфляция в прогнозируемый период в среднем будет удерживаться на уровне 5–8 % в год. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8 % [1, с. 11].
В Российской Федерации планируются среднегодовые темпы роста экономики до 2020 г. на уровне 4,4 % в год, прирост промышленного производства составит до 3,4 %, уровень бедности сократится до 9,9 %, произойдет снижение темпов роста инфляции до 5 % [1, с. 11].
В государствах – членах ТС и ЕЭП предусмотрено развитие следующих общих отраслей и сфер социально-экономического развития:
– развитие реального сектора экономики (про мышленность, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, транспортная сфера, энергетическая отрасль, нефтегазовый сектор, строительный комплекс);
– развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, трудовые ресурсы, социальная защита населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры и средств массовой коммуникации, развитие пенсионной системы);
– развитие финансового сектора (приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики, приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора);
– развитие информационно-коммуникационных технологий;
– экологическая безопасность [1, с. 11–12].
Стороны также стремятся к расширению и укреплению внешнеэкономического сотрудничества и международного взаимодействия [1, с. 12].
Кроме того, в Республике Беларусь приоритетное развитие должны получить следующие сферы: информатизация и производство программного обеспечения; нанотехнологии и наноматериалы; модернизация энергетического хозяйства; биотехнология и генетика; наука и сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт и др.); развитие малого и среднего предпринимательства [1, с. 12].
В Республике Казахстан приоритетное развитие получат традиционные отрасли: нефтегазовый сектор, горно-металлургический комплекс, атомная и химическая промышленности; развитие секторов, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства: машиностроение, стройиндустрия, оборонная промышленность, фармацевтика; развитие производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно на экспорт: агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм; развитие секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15–20 лет: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика [1, с. 12].
В Российской Федерации получат развитие высокотехнологичные отрасли: авиационная, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс. На развитие указанных секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ. Кроме того, приоритетными направлениями в социальной и экономической сферах будут высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие, безопасность граждан и общества, экономика лидерства и инноваций, экономика, конкурентоспособная на мировом уровне, и др. [1, с. 12].
1. Информация о сравнительном анализе прогнозов (программ) социально-экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (по состоянию на декабрь 2012 г.) // http://www.tsouz.ru/db/MP/Documents/Binder1.pdf