Вы здесь

Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХиГС и ФБС СНГ. Трудовые миграционные потоки в экономическом взаимодействии России и стран Центральной...

Трудовые миграционные потоки в экономическом взаимодействии России и стран Центральной Азии

Дадабаева З. А.

Одним из важнейших социальных факторов, оказывающих влияние на развитие межхозяйственных связей, на уровень темпов развития экономики и масштабы интеграционных процессов, является уровень и качество занятости населения.

Диспропорциональное размещение населения на пространстве СНГ предполагает решение задач по упорядочению мер демографической и миграционной политики. Среди них уменьшение демографического давления за счет перераспределения трудовых ресурсов с учетом интересов, заинтересованных стран с убыточным населением и стран со значительным его ростом.

Возникающие серьёзные демографические проблемы приобретают высокую актуальность, прежде всего, для выявления числа трудоспособного населения и потенциальных иждивенцев, для определения уровня урбанизации и миграции, социальной незащищенности различных слоёв населения, негативных тенденций в обществе.

Современное формирование миграционных потоков имеет свои особенности. В контексте экономического взаимодействия в рамках СНГ существенную роль играет эффективное функционирование рынка труда, который складывался с учетом возможных интеграционных возможностей. На современном этапе формирование эффективного интеграционного пространства невозможно без действенного механизма правового регулирования трудовой миграции и контроля над миграционными процессами.

На пространстве СНГ наиболее устойчивым демографическим потенциалом располагает Центрально-Азиатский регион. Изменения демографического характера в СНГ (за счет продолжающегося ускоренными темпами роста населения в Центральной Азии) радикально преобразовали численность населения и оказали воздействие на его состав и распределение не только в региональном масштабе.

Диспропорциональное размещение населения внутри региона и на пространстве СНГ предполагает уменьшение демографического давления за счет перераспределения трудовых ресурсов с учетом интересов заинтересованных стран с убыточным населением и стран со значительным его ростом.

Значительные демографические и трудовые ресурсы предполагают миграционный обмен в общем социокультурном пространстве, базирующемся пока ещё на сохранении общего языка межнационального общения. Быстрый темп роста населения в большей мере ускоряет, прежде всего, процесс распространения бедности в регионе. Более того, стремительный прирост населения в относительно бедных странах рассматривается специалистами как, условно говоря, «проедание» экономического роста, снижение потенциального уровня жизни.

Поэтому одним из важнейших составных факторов интеграции является миграционный межгосударственный обмен. Несмотря на то что в СНГ он характеризуется неравномерностью экономического развития, слабостью экономических реформ, политической нестабильностью, высокими темпами роста населения.

На Украине, в Молдавии, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане он привел к ситуации, когда основное трудоспособное население оказалось включенным в процесс легальной, а чаще нелегальной трудовой миграции.

Это привело к увеличению рисков общей конфронтации между государствами, усугублению проблем здравоохранения, питания, образования и безработицы. Именно бедственное экономическое состояние большинства населения республик вынудило выехать на заработки основную трудоспособную её часть. С середины 90-х гг. прошлого века в поисках работы и заработка население Центрально-Азиатского региона мигрирует в другие страны. Такая внешняя миграция является способом снижения безработицы в регионе и сокращением дефицита платёжных балансов за счет поступления денежных переводов.

Главные страны – получатели переводов трудовых мигрантов из России – Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия большинство неофициальных денежных переводов из России вывозится в виде наличной валюты. По примерным оценкам, из России ежегодно вывозится до 15 млрд. При абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млрд налоговых отчислений для российской экономики [2, с. 18].

По объему денежных переводов по итогам 2011 г. среди стран СНГ лидируют Узбекистан, Таджикистан и Украина. Общая сумма переводов из России в Узбекистан достигла 1,126 млрд долл. США в IV квартале 2011 г. по сравнению с 836 млн долл. США за тот же период 2010 г. [4]. Переводы таджикских мигрантов составили 47 % ВВП республики, мигранты из Киргизии и Молдавии перечислили 29 % ВВП 23 % ВВП соответственно [5].

Высокий уровень занятости предполагает наиболее полное обеспечение всех отраслей народного хозяйства рабочей силой в соответствии с их потребностями в количественном и качественном составе. Однако в силу объективных и субъективных причин уровень занятости населения республик недостаточно высок, а качество используемых трудовых ресурсов оставляет желать лучшего.

Структурная перестройка экономики, финансовая нестабильность, трансформация государственного сектора – все эти факторы определяют ситуацию на национальных рынках труда стран Центральной Азии в последнее десятилетие. До обретения независимости рынок труда гарантировал всеобщую занятость и поэтому отличался слабой производительностью и низкой мобильностью людей. С переходом к рыночной экономике характер рынка труда сильно изменился.

Проводимые в ходе модернизации общества преобразования в странах Центральной Азии выявили общие закономерности в социально-трудовой сфере, характерные для стран региона: сокращение численности занятого населения, перераспределение работающих по формам собственности, увеличение числа безработных, неполная занятость, падение уровня жизни значительной части населения, усиление социальной напряженности на рынке труда.

Масштабы трудовой миграции крайне отрицательно влияют на экономические процессы стран-доноров. Они рискуют потерять реальные возможности для восстановления собственной экономической системы и могут сами столкнуться в скором времени с нехваткой трудовых ресурсов, особенно квалифицированных. Ощущается также негативное влияние нелегальной миграции на развитие политических процессов. При проведении выборов в органы власти и управления в какой-либо центрально-азиатской республике у нелегалов отсутствует возможность реализовать свои конституционные права избирателя, так как они находятся за пределами своего государства нелегально и не могут официально принять участие в избирательном процессе.

Страны СНГ занимают разные позиции в миграционном обмене. Россия, и Казахстан – страны, где проводились и проводятся наиболее успешные экономические реформы, в большей степени принимают трудовых мигрантов. К умеренным экономическим реформаторам с авторитарным стилем управления относится Узбекистан – страна преимущественного выезда трудовых мигрантов, но в последнее время одновременно и страна, принимающая трудовых мигрантов (правда, не в столь массовом масштабе). Иностранная здесь рабочая сила – это в основном граждане Турции, Кореи, Афганистана, Китая.

Для Киргизии и Таджикистана характерен низкий уровень рыночных реформ, на фоне высокой рождаемости, которая вытесняет избыточные трудовые ресурсы из стран. Вместе с тем даже в Таджикистане присутствует доля трудовых мигрантов из других республик Центральной Азии и Китая.

В складывающихся условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов в принимающих странах остро встаёт вопрос о реализации идеи создания единого рынка труда. Ещё один аргумент в пользу интеграции состоит в том, что усиливающееся расслоение общества на богатых и бедных, низкий уровень доходов и высокий уровень безработицы молодёжи создают социальную напряженность в обществе и может привести к кризису в политической и экономической жизни страны, среди трудоспособной части населения. Причём в первую очередь это касается молодёжи. Незанятая масса молодых людей вливается в преступные группировки и религиозные экстремистские объединения. А это создаёт благоприятную почву для внешних и внутренних экономических и политических конфликтов. Поэтому для России важно, чтобы государства, граничащие с ней, развивались стабильно и люди имели легальную возможность работать и на её территории. Это должно привести к стабильности на её границах и на территории иностранных государств.

Увеличение территориальной дифференциации в демографическом потенциале в странах СНГ приводит к ситуации, когда на одном полюсе находится Россия, где численность населения сокращается, на другом – страны Центральной Азии, где население продолжает расти. В связи с этим увеличивается демографическое давление на рынки в этих странах.

Развитие международной трудовой миграции способно принести значительные выгоды и странам-донорам, и странам-реципиентам. Значительный приток мигрантов на начальном этапе экономического развития становится неотъемлемым элементом механизма, обусловливающего устойчивый экономический рост. Мировая практика показывает, что международная трудовая миграция способна не только компенсировать количественную недостаточность национальной рабочей силы. Международные трудовые мигранты, обычно, заполняют рабочие места, которые оказываются невостребованными национальной рабочей силой и, опосредованно создают условия, стимулирующие рабочую силу внутри страны-реципиента повышать свою профессиональную квалификацию. А это в свою очередь подстёгивает экономический рост, основанный на использовании высоких технологий, и развитие человеческого потенциала.

Официальный экспорт рабочей силы дает дополнительные валютные вливания в экономику в виде отчислений фирм-посредников. Кроме того, доходы работающих за рубежом выше, чем в республике, это может способствовать росту сбережений населения. Они, при наличии определенных стимулов, могут послужить важным источником инвестиций в экономики стран-доноров. Нужно только обеспечить мигранту условия для нормальной интеграции в российский социум, а не создание каких-то преференций – либо позитивных, либо негативных для него [1, с. 18]. При этом нельзя забывать, что интеграция означает изменение – как иностранного населения, так и коренного [3]. Эффективность управления миграцией зависит от степени международного сотрудничества. Рабочий-мигрант должен иметь поддержку направляющей и принимающей стороны. Мигранты вправе претендовать на равные возможности с гражданами принимающей страны, но при этом у них должна быть потребность соблюдать законы и устои жизни принимающей страны.

В целом трудовая миграция как нелегальная, так и легальная является неотъемлемой частью переходных экономик стран Центрально-Азиатского региона. Она имеет как негативные, так и положительные тенденции.

К положительным факторам можно отнести то, что миграция:

а) амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов значительной части населения региона;

б) уменьшает социальную напряженность от безработицы (сохраняется потребительский рынок, формируется альтернативная сфера занятости);

в) частично компенсирует естественную убыль населения (Россия).

Негативными тенденциями является то, что:

а) неконтролируемая нелегальная миграция тормозит создание цивилизованного рынка труда;

б) нелегальная миграция превращает мигрантов в бесправных рабов, что приводит к социальной напряженность в обществе и угрожает национальной безопасности;

в) сужаются сферы приложения труда;

г) увеличиваются риски общей конфронтации между государствами;

д) наблюдается спад производства и безработица в странах-донорах;

е) усугубляются социальные проблемы в странах-реципиентах.

Существующая на постсоветском пространстве система миграционного контроля пока не позволяет эффективно контролировать иммиграционные потоки и осуществляется неэффективно. Несмотря на имеющийся потенциал и предпринимаемые усилия, пока страны СНГ не сумели создать единый объединяющий механизм, обеспечивающий в равной степени регулирование миграции и гарантирующий социальную безопасность приезжающих, способный уменьшить напряженность в обществе и улучшить социально-политическую обстановку в странах-донорах и странах-реципиентах.

Список литературы

1. Маркедонов С. Российские власти и простые граждане переоценивают угрозу миграции // Московский комсомолец. 10.09.2007.

2. Рязанцев С. Трудовая миграция в странах ЕврАзЭС // Экономическое обозрение. 2007. № 1(9). С. 18.

3. Швейцарский опыт интеграции мигрантов (по материалам круглого стола «Плавильный котёл или мультикультурное общество». www.ferghana.ru/article.php?id=5169.

4. URL: http://news.olam.uz/economica/8783.html.

5. URL: http://top.rbc.ru/economics/21/11/2012/826165.shtml.