Вы здесь

Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХиГС и ФБС СНГ. Об угрозах безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. Гильфанов А. Р. (...

Об угрозах безопасности Российской Федерации в пограничной сфере

Гильфанов А. Р.

Оперативная обстановка, складывающаяся на Государственной границе Российской Федерации, в целом характеризуется как стабильная и прогнозируемая. Вместе с тем основными угрозами безопасности в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи государственной границы, а также незавершенность её международно-правового оформления с некоторыми сопредельными государствами [6].

Отдельные элементы обстановки, характерные для южных границ России, зачастую сопряжены с широким распространением радикальных исламских течений, которые наряду с политической нестабильностью в Северо-Кавказском регионе создают реальные предпосылки для проникновения на территорию страны членов террористических и экстремистских религиозных организаций.

В приграничных районах криминально активны организованные преступные группы, в том числе трансграничные, которыми предпринимаются энергичные попытки по налаживанию противоправной деятельности через государственную границу, связанную с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотрафиком, незаконной миграцией, контрабандой и расхищением морских биоресурсов.

Иностранные спецслужбы и неправительственные организации пользуются последствиями мирового финансово-экономического кризиса для ослабления международного политического авторитета России, ее экономического и оборонного потенциала, в условиях осложнения внутренней социально-экономической обстановки деструктивные радикально-политические объединения инициируют протестную активность в различных регионах страны.

Учитывая, что приведенные выше примеры являются преимущественно результатом внешнего воздействия на Российскую Федерацию, совершение преступлений, связанных с противоправной деятельностью через государственную границу и её незаконным пересечением, будут выступать угрозообразующим фактором для обеспечения безопасности России.

Говоря о проблемах обеспечения безопасности государства в целом и пограничной безопасности в частности, необходимо сформулировать базовые понятия, применяемые в работе – «угорозообразущий фактор», «безопасность Российской Федерации» и «незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», как основной путь проникновения на территорию Российской Федерации лиц, представляющих опасность охраняемым ценностям государства.

Основным термином, необходимым для понимания значимости предотвращения такого преступления, как незаконное пересечение государственной границы, в системе обеспечения безопасности государства является непосредственно термин «безопасность». В данном контексте необходимо упомянуть о соотношении таких понятий, как «национальная безопасность» и «безопасность Российской Федерации», встречающихся в формулировках основных документов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Определение национальной безопасности сформулировано в Указе Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6] (далее – Стратегия) как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Безопасность Российской Федерации в соответствии с законом отнесена к ведению федеральной службы безопасности [7]. При этом её обеспечение, осуществляется органами федеральной службы безопасности (наряду с другими органами исполнительной власти) во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности, т. е. в тех областях, которые в соответствии со Стратегией являются составляющими национальной безопасности.

Учитывая то, что в обеспечении «национальной безопасности», как и «безопасности Российской Федерации», задействованы все силы и средства, допустимые государством к использованию для отстаивания стратегических национальных приоритетов, в том числе органы исполнительной власти, такие как федеральная служба безопасности, можно утверждать, что «национальная безопасность» и «безопасность Российской Федерации» будут являться тождественными понятиями.

Вместе с тем в ст. 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» [4]установлено, что охрана государственной границы является составной частью её защиты и осуществляется пограничными органами. Угрозы, возникающие в связи с её незаконным пересечением, будут направлены на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Поэтому, на наш взгляд, вполне допустимо говорить о незаконном пересечении Государственной границы как об угрозообразующем факторе безопасности Российской Федерации.

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой определяет термин «фактор» как движущую силу, причину какого-либо процесса, определяющего его характер [3]. Данная формулировка вполне применима для определения степени влияния преступлений, совершаемых через государственную границу, на формирование угроз безопасности Российской Федерации.

Таким образом, относительно рассматриваемой проблемы следует понимать угрозообразующий фактор как причину возникновения ситуаций, при которых создается возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию России, обороне и безопасности государства [6].

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [7], а также подп. 10 п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 [9], одной из основных задач ФСБ России является организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы.

В связи с этим руководством ФСБ России уделяется особое внимание выработке конкретных мер, направленных на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов безопасности по охране и защите государственной границы.

Необходимо отметить, что при совершении незаконного пересечения границы вне пунктов пропуска, процесс предварительного расследования значительно осложняется тем, что рассматриваемое преступление зачастую выступает т. н. базой для подготовки и совершения иных преступлений, нередко имеющих более высокую степень общественной опасности.

Так, в 2012 г. Пограничным управлением ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике осуществлена многоэтапная операция по пресечению противоправной деятельности трансграничной организованной преступной группы, причастной к незаконным поставкам и реализации на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, перемещавшихся на территорию России через перевалы Главного Кавказского Хребта вне установленных пунктов пропуска.

Так, при возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 322 УК РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 312-ФЗ) [3] – незаконное пересечение государственной границы из Республики Абхазия в Российскую Федерацию – стороной защиты в прокуратуру республики была принесена жалоба о неправомерном возбуждении уголовного дела с требованием о прекращении уголовного преследования ввиду того, что граница Российской Федерации и Республики Абхазия не оформлена в международно-правовом отношении [10].

Такая позиция представляется слабо обоснованной и недостаточно проработанной. При разрешении подобных вопросов необходимо руководствоваться действующим постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4732-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», которое устанавливает норму о том, что до заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами – бывшими союзными республиками СССР границе с этими государствами придается статус Государственной границы Российской Федерации [5].

Таким образом, постановлением Верховного Совета, независимо от притязаний третьих сторон (бывших республик СССР и иных государств), были определены границы России в пределах административных границ РСФСР. Обоснованность данной позиции подтверждена результатами проверки материалов уголовного дела, проведенной надзирающим прокурором, по результатам которой принесённая стороной защиты жалоба оставлена без удовлетворения, после чего производство по уголовному делу было завершено вынесением обвинительного приговора.

Кроме того, не следует забывать, что согласно ст. 3 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [12], а также ст. 9, 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» [4] разрешение на пропуск через границу может быть получено гражданами только в установленных пунктах пропуска после прохождения предусмотренных законодательством пограничного и иных видов контроля. Следовательно, надлежащим разрешением будет считаться особая, регламентированная законодательством Российской Федерации и возможная к совершению исключительно в установленных пунктах пропуска процедура по получению субъектом, желающим пересечь государственную границу, физической возможности на совершение таких действий.

Таким образом, в целях обеспечения эффективной работы органов государственной власти, имеющих своей целью обеспечение безопасности России на государственной границе, следует применять меры уголовного преследования при пресечении её пересечения не только без действительных документов или надлежащего разрешения, но и в неустановленных местах, а также при нарушении других требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной границе.

Учитывая существующие тенденции, в предстоящем периоде можно ожидать увеличение количества незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации и сопутствующих преступлений, прежде всего террористической направленности, а также преступлений, связанных с контрабандой оружия, боеприпасов, наркотических средств, прибытием на территорию России функционеров иностранных неправительственных организаций, финансируемых иностранными спецслужбами, эмиссаров международных террористических организаций, имеющих своей целью нанесение ущерба безопасности России. В этой связи можно уверенно говорить о незаконном пересечении государственной границы как об угрозообразующем факторе безопасности Российской Федерации, что указывает на необходимость выработки конкретных мер, направленных на повышение эффективности оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов и органов безопасности.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.).

3. О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2012 № 312-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7637.

4. О Государственной границе Российской Федерации: закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 // Российская газета. 1993. № 84.

5. О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: постановление Верховного Совета СССР от 1 апреля 1993 г. № 472-1 // Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 595.

6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

7. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 1208.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349.

9. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 33. Ст. 3254.

10. УД № 109053. – ПУ ФСБ России по КЧР (2011 г.). Т. 4. С. 215–234 // Архив ПУ ФСБ России по КЧР.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

12. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.

13. Электронный толковый словарь Ефремовой Т. Ф. URL: http://www.efremova.info/word/faktor.html.