Историко-педагогический анализ становления и развития профессионального педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений военного профиля
Варфоломеев В. В.
Анализ проблемы развития педагогического мастерства касается многих сторон этого сложного педагогического процесса и осуществляется в рамках рассмотрения более широких социально-педагогических проблем: усиления эффективности педагогической деятельности, стимулирования высококачественного педагогического труда, улучшения подготовки и повышения квалификации военно-преподавательских кадров.
Внимание к развитию педагогического мастерства, улучшению качества педагогической деятельности преподавателей вузов детерминируется комплексом объективных (социальные, культурные, экономические) и субъективных (профессиональные) факторов и в различные периоды истории отечественной военной школы динамика его изменений значительно колеблется в ту или иную сторону. В интересах более полного и разностороннего историко-педагогического анализа проблемы развития педагогического мастерства преподавателей вузов история развития отечественной военной школы была условно разделена на следующие основные периоды: 1-й – с древнейших времен по XVII в. (появление элементов военного воспитания ратников); 2-й – XVIII в. – первая пол. XIX в. (становление воспитательной системы в регулярной армии); 3-й – вторая пол. XIX в. – нач. XX в. (развитие военно-воспитательной системы как науки и практики); 4-й – 1918–1991 гг. (становление и развитие советской военно-воспитательной системы); 5-й – с 1991 г. по настоящее время (разработка концептуальных положений воспитания военнослужащих, совершенствование теории и практики военного воспитания в новых политических условиях) [3, с. 26].
Развитие военной школы связано с созданием Петром I регулярной армии. По мнению Л. Г. Бескровного, у России в этом деле был свой самостоятельный, отличный от Запада путь [2, с. 285–300]. Прежде всего, это сказалось в дифференцированной подготовке пехотных, артиллерийских, инженерных и прочих офицеров. Первая военная школа открылась в России в 1698 г. при Преображенском полку, далее в стране начинается создание целой сети военных школ [6, с. 45]. Вскоре возникли «Школа математических и навигационных наук» (1701 г.), артиллерийская (1701 г.) и инженерная (1709 г.) школы. В это же время создаются и школы по подготовке младшего командного состава для пехотных полевых и гарнизонных воинских частей (1721 г.). В годы правления Петра I было создано 50 таких учебных заведений [2, с. 291–295]. Главное их отличие, по мнению Л. С. Лалаева, состояло в ориентации на профессиональную подготовку сыновей нижних воинских чинов. Лишь в 1774 г. было принято решение о зачислении туда «неимущих» дворянских детей [7, с. 79]. Учебный процесс был строго регламентирован, прилежные и успешные ученики получали практику работы в канцеляриях и служили на посылках у гарнизонного командования. Правительство надеялось на получение новых хорошо образованных унтер-офицеров и офицеров, которые, «прилежным образом» обучившись, могли «и подчиненных своих при всяком действии обучать»[9, с. 351–391].
Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы для подготовки национальных офицерских кадров, Петр I по-новому поставил вопрос об их роли в армии, возложил на них основные функции по воспитанию солдат. Но в 30-40-е годы XVIII в., после смерти Петра I, негативные тенденции в подготовке Русской армии начали преобладать над прогрессивными взглядами, особенно под влиянием Остермана, Миниха, Бирона и других временщиков [3, с. 6]. Данные тенденции вытеснили идеи патриотизма, а среди воспитательных средств стало преобладать физическое наказание, особенно за факты нерадивости и непонятливости в обучении.
В основу воспитания были положены: идея защиты Отечества, соблюдение воинской чести и верность военной присяге. Л. Г. Бескровный [2, с. 300] утверждает, что созданные Петром Великим военные школы были образцом для стран Западной Европы, где первые учебные учреждения подобного рода возникли позднее. 8 сентября 1827 г. основывается первое военно-педагогическое заведение – Военно-учительский институт, готовящий преподавателей для учебных карабинерских полков, унтер-офицерских и полковых школ [5, с. 8–12].
Начало XIX в. в России было ознаменовано преобразованиями в области системы военного образования. С одной стороны, демократические процессы, происходившие в России, способствовали появлению в офицерской среде прогрессивных военно-педагогических взглядов и соответствующей им практики воспитания солдат. С другой же стороны, правительством насаждался в офицерской среде дух покорности и раболепия.
Во второй половине XIX в. начинается новый этап развития теории и практики военного воспитания в России, который обусловливали социально-экономические изменения, происходившие в стране. Основой основ было нравственное воспитание, имевшее соответствующие категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (по отношению к товарищам и равным себе, к начальникам и подчиненным, к другим людям; к царю и Отечеству, к самому себе и др.).
В 1853 г. в Военном ведомстве были разработаны специальные требования к преподавателям военных и общеобразовательных дисциплин, изложенные в «Положении об испытании желающих поступить в военно-учебные заведения» [5, с. 234–235].
С 1863 г. организацию отбора, подготовки и расстановки преподавательских кадров стало осуществлять Главное управление военно-учебных заведений, в котором центральное место принадлежало Педагогическому Комитету, занимавшемуся приведением к единой системе различных методов преподавания в военных вузах, а также анализом всех появлявшихся учебных пособий с целью определения их пригодности [4, с. 23]. Важную вспомогательную роль в этом деле отвели Педагогическому музею, служившему «постоянной выставкой образцов учебных пособий и снабжавшему таковыми для временного пользования как военно-учебные заведения, так и войсковые части…» [1, с. 319].
В связи с тем, что военно-учебные заведения имели различный образовательный уровень (так, академии давали исключительно высшее военное образование), конкретные требования к будущим педагогам были неодинаковы и зависели от статуса и престижности учебного заведения. В военных академиях преподавание учебных дисциплин производилось ординарными (штатными) и экстраординарными (сверхштатными) профессорами и преподавателями [12, с. 25–28]. Право преподавания могло быть предоставлено, за редкими исключениями, только на основании особого испытания, проводившегося в ходе работы Конференции академии (аналога современных Ученых советов вузов).
Без испытания к преподаванию могли быть допущены профессоры и преподаватели, читающие дисциплины в высших учебных заведениях, и лица, известные своими учеными трудами (последние допускались к преподаванию с одобрения Конференции после чтения пробных лекций) [12, с. 25]. Все остальные подвергались испытанию, заключающемуся в защите диссертации, а иногда и в чтении пробной лекции по одной из тем того курса, преподавание которого планировалось поручить испытуемому. Практически то же самое относилось и к военным училищам и кадетским корпусам (военным гимназиям). Основной целью проведения пробных лекций (уроков) была «оценка познаний испытуемых», а также их способности проводить занятия «ясно, отчетливо и понятно для учащихся» [12, с. 278]. К преподаванию военных дисциплин на основании пробной лекции и без экзамена допускались выпускники академий, окончившие их «по 2 разряду».
Специфика обучения и воспитания будущих офицеров, особенно в военных гимназиях и прогимназиях, потребовала создания специальных учебных заведений, способных выпускать подготовленных преподавателей, знающих как основы педагогики, так и особенности военной службы. 25 февраля 1865 г. приказом Главного начальника военно-учебных заведений № 8 было объявлено о Высочайшем утверждении Положения о приготовлении учителей для военных гимназий и об учреждении при Второй Санкт-Петербургской военной гимназии в виде опыта на 3 года Педагогических курсов [11, с. 11]. На них принимались молодые люди, как военные, так и гражданские, окончившие высшие учебные заведения, которые готовились к преподаванию в младших классах военных гимназий по двум предметам, в числе которых русский язык был обязательным.
В течение всего периода обучения слушатели посещали лекции по педагогике и общей дидактике, а также по предметам, выбранным ими для преподавания в гимназиях; разрабатывали и представляли Конференции гимназии письменные работы по теоретической и практической педагогике. Особенностью подготовки было то, что кандидатам в педагоги, оказавшимся в течение первых трех месяцев неспособными к педагогической деятельности, в дальнейшем отказывалось в обучении. Курс завершался экзаменами, успешная сдача которых давала право преподавать в любой военной гимназии [11, с. 83].
Успешная деятельность Педагогических курсов в течение трех лет привела к окончательному их утверждению 1 февраля 1869 г. и способствовала открытию 19 апреля 1869 г. Учительской семинарии Военного ведомства, предназначенной для подготовки учителей для военных прогимназий [9, с. 66]. С преобразованием в 1882 г. военных гимназий в кадетские корпуса Педагогические курсы и Учительская семинария были закрыты. В результате в течение длительного времени подготовка преподавателей для кадетских корпусов не велась. Только в 1903 г. при Главном управлении военно-учебных заведений были учреждены курсы для подготовки кандидатов на учительские должности в кадетские корпуса. На курсы принимались как военные, так и гражданские лица, окончившие как высшие учебные заведения гражданского ведомства, так и военные академии. Из числа чинов Военного ведомства к обучению допускались: строевые офицеры всех родов войск, прослужившие в строю не менее двух лет; офицеры и чиновники, состоявшие на административных должностях в заведениях, учреждениях и управлениях Военного ведомства; офицеры-воспитатели военно-учебных заведений, не исключая и окончивших педагогические курсы воспитателей [1, с. 331].
К основным путям повышения научно-педагогической квалификации преподавателей, как свидетельствуют материалы исследования, можно отнести следующее: стажировка в войсках; подготовка научных сообщений, трудов; командировки с целью изучения передового педагогического и военно-педагогического опыта отечественного и зарубежного; взаимное посещение учебных занятий; помощь опытных преподавателей; самостоятельная работа по повышению своей квалификации; научно-методические конференции, диспуты, съезды; командирская подготовка. Большое влияние как на повышение научно-педагогической квалификации профессорско-педагогического состава, так и всего военно-педагогического образования в целом в русской армии оказал Педагогический музей вузов. Целенаправленная учебно-методическая и научно-исследовательская работа, проводимая специальными отделами музея, в которых работали такие видные педагоги России, как С. А. Бершадский, П. Ф. Лесгафт, В. Я. Стоюнин, Н. А. Корф, Д. Д. Модзалевский, Е. Я. Герд, А. Н. Остроготский, П. Ф. Каптеров и другие, способствовала повышению педагогического мастерства преподавателей вузов, распространению передового опыта, вовлечению профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую работу.
Следующая положительная, на наш взгляд, особенность военно-педагогического образования того времени это то, что преподаватель военно-учебного заведения мог одновременно проводить занятия в нескольких вузах одного гарнизона. При этом в одном вузе он считался штатным преподавателем, в других либо прикомандированным для чтения определенного раздела курса, либо приглашенным для проведения определенных занятий. Большое число преподавателей в военно-учебных заведениях являлись гражданскими лицами.
Таким образом, оценивая систему отбора и подготовки преподавателей для военно-учебных заведений Российской империи во второй половине XIX – начала XX в., можно выделить следующие положительные аспекты, которые, несомненно, могут быть востребованы в современных условиях в целях совершенствования военного образования:
1) к работе в военных вузах привлекались известные ученые и педагоги;
2) для желающих преподавать в военных вузах проводились сложные испытания, позволявшие достаточно четко определить профессиональную пригодность кандидатов на замещение вакантных должностей;
3) подготовка преподавателей для военно-учебных заведений организовывалась на специальных педагогических курсах;
4) для офицеров, отобранных на преподавательские должности, с целью оценки их педагогических способностей устанавливался испытательный срок продолжительностью в один год, по результатам которого они либо назначались на должность, либо откомандировывались в войска;
5) проводились съезды преподавателей военно-учебных заведений с целью обобщения и распространения опыта лучших педагогов.
1. Барсков Я. Л. Педагогический музей военно-учебных заведений: 1864–1914. Исторический очерк. СПб., 1914.
2. Бескровный Л. Г. Военные школы в России в первой половине XVIII в. // Исторические записки. Т. 42. М., 1953.
3. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования императора Александра Николаевича 1700–1880. Ч. 1. СПб., 1880. – 283 с.
4. Исторический очерк Учительской семинарии военного ведомства: 1863–1885. К., 1905.
5. Калюжный А. С. Историко-педагогический опыт воспитания в российской армии и на флоте: учеб. пос. Н. Новгород: НГТУ, 2004.
6. Лалаев М. С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений: 1832–1892. СПб., 1892.
7. Мельницкий Н. Х. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. Т. 4. СПб., 1860.
8. Михеев С. История русской армии. М., 1911. Ч. 4.
9. Об обучении солдатских детей в гарнизонных школах 1732 г. // РГВИА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 55. Ч. 1.
10. Парибок П. М. Первая русская пушкарская школа // Советская педагогика. 1943. № 5–6.
11. Педагогический сборник. Kн. VI. СПб., 1865.
12. Свод военных постановлений за 1869 год. Кн. XV. СПб., 1896.