Возрастание роли человеческого капитала как фактора экономического развития
Валишвили М. А.
На протяжении длительного периода времени представители различных ветвей науки, в их числе экономисты, социологи, психологи, задаются вопросом, является ли человек, обладающий определенными способностями к труду, богатством с точки зрения развития общества, национальной экономики или биологического вида.
Изучение человека, его физических качеств и творческих способностей, влияющие на производственную деятельность, находятся в центре внимания экономистов-теоретиков с истоков классической школы политэкономии. Так, в работах Уильяма Петти (1623–1687 гг.), считающегося «отцом» политической экономии и статистики, мы встречаем его знаменитую фразу: «Первое, что необходимо сделать, – это подсчитать»[27], которая находит свое применение в первой попытке подсчитать человеческий капитал Англии. В «Политической арифметике» (1676 г.) «стоимость» населения Англии Петти оценил в 417 млн. фунтов стерлингов, а вещественное состояние более чем в полтора раза ниже – в 250 млн. В своих расчетах он также попытался дифференцировать стоимость простых людей, солдат и моряков и добился некоторых успехов на данном поприще. В соответствии с его методами расчетов «ценность основной массы людей, как и земли, равна 20-кратному годовому доходу, который они приносят»[28]. В дальнейшем Карл Маркс справедливо заметит, что именно Петти сформулировал новый постулат «Население – богатство»[29].
Человеческий капитал может рассматриваться как в широкой, так и в узкой трактовке. В широком смысле – это производительный фактор развития экономической системы, общества, семьи, включающий знания, умения, профессиональные и личные качества трудовых ресурсов, интеллектуальный и управленческий труд. В узком смысле человеческий капитал – это знания, уровень образования и здоровья работников.
По аналогии с капиталом в классическом его понимании человеческий капитал можно рассматривать как запас и поток. Человеческий капитал как запас включает в свою структуру уже имеющийся у человека запас здоровья, знаний, умений, способностей, которые содействуют росту производительности труда. В структуру капитала-запаса включают врожденные способности, культуре поведения, знания (как общие, так и специальные), способности, навыки и опыт, приобретенные в процессе деятельности, и главное – умение их применить на практике. Если же рассматривать человеческий капитал как поток, то можно сказать, что это инвестиции в образование, воспитание, поддержание здоровья человека. Вложения в человека стали важным активом, обеспечивающим в будущем повышенный поток доходов, как для самого человека, так и для организации, в которой он реализует свой профессиональный и личностный потенциал.
Тенденция к замещению факторов экономического роста от физического к человеческому вызвана переходом от индустриального к постиндустриальному типу производства. Разработка и практическое использование инновационных элементов деятельности имеет объективную потребность во всесторонне развитом человеке.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что экономический рост не всегда является социально эффективным, а следовательно, направленным на развитие человеческого капитала. И эта тенденция наглядно просматривается исходя из анализа показателей ВВП и ИРЧП разных стран. Рассмотрим данный факт на примере России, Беларуси, Казахстана и Украины.
Приоритетной задачей экономического роста многие годы является рост валового внутреннего продукта (ВВП). Однако уровень и качество жизни граждан зависит не от объема ВВП (на душу населения), а от структуры его использования и распределения на социальные нужды. В последнее время прослеживается весьма негативная тенденция к снижению затрат на развитие систем образования и здравоохранения при стабильных темпах роста показателя ВВП. В целом по странам Содружества в 2012 г. прирост ВВП составил 3,4 %, что несколько ниже показателей 2011 г. – 4,7 % (о темпах роста ВВП некоторых стран СНГ см. на графике 1).
График 1. Динамика ВВП за период 2000–2011 гг.
Основным индикатором, характеризующим уровень финансирования систем, обеспечивающих развитие человеческого капитала, является отношение государственных расходов на образование и здравоохранение к объему ВВП. При общих высоких темпах восстановительного роста экономик стран СНГ в 2000-х гг. доля инвестиций на развитие человеческого капитала остается весьма скромной (см. табл. 1).
На начало 2009 г. в странах Содружества Независимых Государств (по данным Статкомитета СНГ) соотношение расходов бюджетов на здравоохранение с ВВП составило: в Казахстане – 2,8 %, в Украине и в России – 3,7 %, в Беларуси – 4 %. В рейтингах Всемирной организации здравоохранения страны Содружества занимают места на 60-70-х строчках, а Россия вообще перешла во вторую сотню. Это говорит о необходимости срочного реформирования системы и самого подхода к финансированию системы здравоохранения.
Уровень грамотности населения и степень охвата населения как минимум средним образованием являются показателями, включенными в расчет индекса развития человеческого потенциала ООН. Бесспорно, уровень образованности граждан является важнейшим показателем развития человеческого потенциала и его реализации в человеческом капитале нации. Общий объем государственных расходов на образование в странах СНГ (по данным на 2008 г.) также не велик: Россия – 4 %, Белоруссия – 5,2 %, Украина – 6,4 %, Казахстан – 3,6 %, от объема ВВП. Несмотря на невысокие значения, доля государственных расходов от ВВП близка к показателям развивающихся стран Восточной Европы (в 2005 г. наименьшая доля государственных расходов на образование в Европе была отмечена в Словакии (3,85 %) и Румынии (3,48 %), а самая высокая составила 8,28 % в Дании). Но эти расходы включают в себя не только содержание учреждений образования, но и содержание государственных органов, занимающихся управлением в сфере образования.
Общий объем расходов на образование и здравоохранение стран СНГ
Составлена автором по данным Статкомитета СНГ.
Также острой проблемой большинства стран Содружества является проблема бедности. По данным за 2010 год, численность населения живущего за чертой бедности, по доходам составляет: в России – 20,5 %, в Беларуси – 12,1 %, в Казахстане – 26,7 % и в Украине – 25,6 %.
Другим важным индикатором развития человеческого капитала страны является долголетие её граждан. В соответствии с расчетами, проведенными в рамках Докладов о развитии человека, за последние 40 лет в трех странах бывшего Советского Союза – Беларуси, Украине и Российской Федерации – и шести странах Африки ожидаемая продолжительность жизни фактически снизилась. По оценкам ООН, примерно 25 % жителей СНГ не доживает до 60 лет. Среди стран, рассматриваемых нами в данной статье, ситуация не так критична, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет: 70,3 года в Беларуси, 68,8 лет в России, 68,5 лет в Украине и 67 лет в Казахстане[30].
На сегодняшний день разработано множество комплексных методик и отдельных показателей социально-экономического развития, включающие уровень и качество развития человеческий капитала. Но несмотря на это, основным по-прежнему является Индекс развития человеческого капитала, ежегодно рассчитываемый экспертами Программы развития человека ООН.
В Отчёте о развитии человеческого потенциала за 2011 г. Россия, Беларусь, Казахстан и Украина входят в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Россия занимает 66 место – из 187 (индекс развития человеческого потенциала 0,755), уступая позицию своему ближайшему партнеру по единому государству – Белоруссии (65 место). Казахстан и Украина занимают 68 и 76 место соответственно. Тенденции в области ИЧРП в период с 2000 по 2011 гг. см. на графике 2. Для сравнения на графике мы отразили показатели двух стран – лидеров рейтинга 2011 г., с очень высоким уровнем человеческого развития – Норвегии (1 место) и Швеции (10 место).
График 2. Тенденции в области ИЧРП 2000–2011 гг.
Основными причинами отката России и ее партнеров на столь невысокие позиции являются низкий показатель долголетия (в частности, Россия по продолжительности жизни на последнем месте в Европе) и размер среднедушевого дохода. Так, например, значение индекса, не связанное с доходом, во всех рассматриваемых нами странах на порядок выше (максимум зафиксирован в Украине – 0,810). Как мы видим, недоиспользование потенциальных возможностей в развитии человека составляют более 11 %.
Следует отметить, что Россия, имея достаточно высокий уровень роста ВВП особенно в период 2000–2008 гг. (рейтинг ВВП Всемирного банка за 2010–2011 гг. – 9) занимает 66 позицию рейтинга человеческого развития, в то время как Чили (рейтинг ВВП – 56, ИРЧП – 38) и Куба (рейтинг ВВП – 93, ИРЧП – 50)[31]. Эти страны, обладающие уровнем роста ВВП ниже, чем Россия, достигли более высокого уровня ИРЧП, так как использовали его в целях развития человека. По мнению автора, объяснить данный нетривиальный факт можно следующим образом: например, власти страны могут расходовать имеющиеся в обществе материальные ресурсы по-разному, одни потратят их на закупку вооружения, а другие на развитие системы здравоохранения. Так же как 10 % самых высокообеспеченных граждан страны могут истратить на свое потребление большую часть национального дохода, обрекая 90 % остальных граждан на нищету. Это пример наглядно иллюстрирует всю значимость социально ориентированной политики государства по отношению к своим гражданам.
В широком смысле можно сказать, что ИРЧП измеряет среднюю степень прогресса страны в уровне развития человека.
Проведя анализ и рассмотрев множество подходов к определению человеческого капитала, мы можем заключить, что это – накопленный к определенному моменту времени комплекс психофизических, интеллектуальных, профессиональных качеств, навыков и мотивов поведения человека (т. е. человеческий потенциал), которые реализуются в процессе осуществления производственной деятельности и посредством инвестирования, в целях личностного роста и развития той экономической системы, в рамках которой он осуществляет свою деятельность.
Социальная сфера является главным источником развития человеческого потенциала и человеческого капитала, а следовательно, и экономики государства. Первоочередной целью любой социально-экономической системы на макроуровне должно быть социальное развитие, в то время как рост макроэкономических показателей должно являться средством достижения поставленной цели. Только при таких условиях система может качественно развиваться. Если в ближайшее время приоритеты развития России и ее главных партнеров по СНГ не изменятся, то рост не перестанет отражаться только в показателе валового национального продукта, мы не сможем догнать страны, обладающие главным стратегическим ресурсом развития – высокоразвитым человеческим капиталом.
1. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com.
2. Доклад о развитии человека 2006: Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2006/chapters/russian.
3. Доклад о развитии человека 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех: пер. с англ.; ПРООН. – М., Издательство «Весь Мир», 2011. – 188 с.
4. Корицикий А. В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. 1999.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 357.
6. Пети У. Трактат о налогах и сборах // Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. С. 175.
7. Петти У. Экономические и статистические работы. М.: Директ-Медиа, 2007. – 324 с.
8. Schultz T. W. The economic value of education. New York: Colambia University Press. 1963.