Вы здесь

Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХиГС и ФБС СНГ. Экологическая безопасность как элемент устойчивого развития Содружества Независимых...

Экологическая безопасность как элемент устойчивого развития Содружества Независимых Государств

Буряк Л. Г.

После распада СССР образовавшиеся новые независимые государства унаследовали большое число проблем не только политического, социального и экономического характера. Глубокий экологический кризис, охвативший республики бывшего СССР, требует немедленного эффективного решения со стороны стран – участниц СНГ. Природа не имеет границ. И несмотря на то, что разрушилась единая правовая и экономическая система СССР, природа была и остается единой и всеобщей. Поэтому проблема охраны окружающей среды стоит как перед каждым государством в отдельности, так и перед всем мировым сообществом в целом. Экологический кризис, который охватывает государства – участники СНГ, имеет несколько причин возникновения и развития. Это, прежде всего, экстенсивное развитее общества, кризис командно-бюрократической системы, распад СССР, нерациональное использование природных ресурсов, «нестыковка законов», слабость взаимодействия при решении вопросов использования природных ресурсов, действие устаревших подходов к решению экологических вопросов, принятых еще в Советском Союзе, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий и т. д. Одним из способов преодоления экологического кризиса является обеспечение экологической безопасности. Экологическая безопасность не может обеспечиваться в рамках одного государства. Она должна обеспечиваться на всех уровнях международных отношений.

Становление Содружества Независимых Государств происходит сложно, с большими трудностями, в политической обстановке, которую невозможно назвать стабильной. В ней много неопределенности. Это обусловлено тем, что, располагая достаточно полной системой координирующих органов, Содружество по своей эффективности заметно отстает от соответствующих органов таких организаций, как ОАГ, ЛАГ, НАТО и др.

Во многом это объясняется несовершенством правовой основы их деятельности. Наряду с учредительными и иными правовыми актами, правилами консенсуса, паритета, ротации и т. д. в них заложен принцип выборочного, частичного участия его членов в деятельности организации. Каждый член СНГ имеет «право приостановить действие настоящего Соглашения или отдельных его частей, уведомив об этом участников Соглашения за год» (ст. 10). Кроме того, наряду с положением временного Соглашения от 30 декабря 1991 г. о том, что решения Совета глав государств «принимаются с общего согласия – консенсусом» (ст. 2), существует ст. 3, по которой «любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе». Это означает, что предусмотрен иной порядок работы, чем принцип консенсуса.

Применение названного принципа выборочности уже рельефно проявилось в деятельности Содружества, в том числе и в политической области. Так, под Соглашением по стратегическим силам СНГ от 30 декабря 1991 г. стоит 11 подписей, под Соглашением об использовании воздушного пространства от 15 мая 1992 г. – 10 подписей, а под Соглашением о полномочиях высших органов СНГ по вопросам обороны от 20 марта 1992 г. – лишь 7 подписей, под Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. – 6 подписей.

Межгосударственное сотрудничество стран СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было принято в 1992 г. Сотрудничество предполагает координацию и проведение согласованной политики государств в этой сфере, подготовку рекомендаций по гармонизации природоохранного законодательства, содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, организацию скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, совершенствование экологического образования и воспитания.

Координирует деятельность в этой области Межгосударственный экологический совет, в заседаниях которого участвуют все государства – участники СНГ, за исключением Украины, не подписавшей вышеназванное соглашение.

Совет глав государств Содружества Независимых Государств, прошедший 05.12.2012 в Ашхабаде, принял решение об объявлении 2013 года Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ.

В г. Минске в Исполнительном комитете СНГ 24–25 июля состоялось заседание экспертной группы по доработке и согласованию проекта Плана основных мероприятий Года экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств.

В заседании приняли участие полномочные представители и эксперты Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины и Исполнительного комитета СНГ.

Участники заседания с учетом замечаний и предложений государств – участников СНГ доработали и согласовали проект Плана, включив в него мероприятия, прошедшие внутригосударственные согласования, а также признали целесообразным инкорпорировать проект Плана во второй раздел проекта Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2013–2014 годы.

По итогам работы участники заседания предложили Исполнительному комитету СНГ направить материалы заседания экспертной группы и проект Плана в государства – участники СНГ, а также в Комиссию по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ для рассмотрения на ее заседании 8 августа 2012 г.

Проектом Плана предусмотрено проведение в 2013 г. в столицах и городах государств – участников СНГ около 20 крупных международных форумов, посвященных Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств.

Планируется провести Шестой Невский международный экологический конгресс (май, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), Международный экологический форум молодежи «Учимся друг у друга» (октябрь, г. Баку), IV Международный кинофестиваль «Ареворди» («Дитя Солнца») для детей и юношества (г. Ереван), Международную конференцию «Опыт и перспективы развития региональных и национальных систем торговли выбросами парниковых газов» (октябрь, г. Минск), Вторую Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы экологической культуры и устойчивое развитие общества», посвященную Году экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ и 20-летию образования НИИ проблем экологии КазНУ им. Аль-Фараби (октябрь, г. Алматы, Республика Казахстан), III Международную конференцию «Современные проблемы геохимической экологии и сохранение биоразнообразия» (г. Бишкек), V Международную научную конференцию «Экологические особенности биоразнообразия» (июнь, г. Худжанд, Республика Таджикистан), а также ряд других мероприятий.

В рамках другой программы – по защите Каспийского моря от загрязнения – на Абшеронском полуострове были сооружены 16 станций, состоящих из водоочистных установок модульного типа, и создана «Система охраны экологической среды Каспийского моря».

За последние 15 лет площадь лесов была увеличена с 989 тыс. до 1 млн 21 тыс. гектаров, что означает рост доли покрытых лесами территорий в республике с 11,4 до 11,8 %.

Существенное развитие экономики Республики Армения, наблюдаемое за последние годы, вынуждает общество больше внимания уделять вопросам охраны окружающей среды.

В феврале 2010 г. в Армении ученые создали не имеющую аналогов в мире установку по переработке радиоактивных отходов, производство которой может начаться в течение нынешнего года. Армянское агентство развития содействует реализации этой программы.

Приоритетным направлением в природоохранной деятельности является охрана атмосферного воздуха. Так, при росте объемов промышленного производства выбросы в атмосферный воздух по основным загрязняющим веществам колеблются в незначительных пределах. Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в расчете на 1 млрд руб. ВВП в 2009 г. по сравнению с 2004 г. сократились – в 2,2 раза (с 27,2 до 12,4 т); от стационарных источников они уменьшились по диоксиду серы в 5 раз, оксидам азота – в 2,8, оксиду углерода – в 3,8, летучим органическим соединениям – в 2,9 раза. Улавливание загрязняющих веществ от стационарных источников в последние годы находится на уровне 87–88 % от их общего количества.

Строительство (реконструкция) очистных сооружений в 13 районных центрах, ряде городских поселков обеспечило снижение антропогенной нагрузки на средние и малые реки республики.

Значительной экологической проблемой республики по-прежнему остается опустынивание. Процессам опустынивания и деградации подвержены в разной степени земли 70 % территории республики, что во многом обусловлено природными особенностями страны. Из 188,9 млн пастбищ страны крайняя степень деградации наблюдается на 26,6 млн га. Катастрофическое сокращение акватории Аральского моря явилось, как известно, причиной объявления Аральского региона зоной экологического бедствия.

Одним из самых неблагополучных в республике остается Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Реализация программ по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона позволила выполнить работы по обеспечению безопасности ядерных и радиационно опасных объектов, в том числе по поддержанию режима нераспространения радиационного загрязнения, ликвидации и консервации отходов ядерной оружейной деятельности.

В Стратегии развития Кыргызской Республики вопросы экологической безопасности включены в один из пяти приоритетов развития страны.

Концепция и Программа устойчивого развития эколого-экономической системы «Иссык-Куль» утверждены в мае 2009 г.

Концепция рассматривает развитие Иссык-Кульской области как экосистему в целом, при котором обеспечивается высокое качество окружающей среды, экономический рост и рост благосостояния населения.

Приоритетное направление – восстановление и расширение системы водоснабжения и канализации в Молдове.

Цель проекта – обеспечить жителей качественной питьевой водой путем надлежащего сбора и обработки воды. В результате расширится доступ населения к питьевой воде, сократится уровень загрязнения в соответствующих регионах.

Эрозия, засоленность и высокий уровень грунтовых вод стали широко распространенными природными явлениями, возникающими вследствие условий рельефа и климата, а также плохой практики использования земли. По оценкам, 82,3 % всей земли и 97,9 % сельскохозяйственных угодий подвергаются эрозии, а более 15 % орошаемых земель засолены и заболочены.

В стране зарегистрировано около 4000 источников загрязнения окружающей природной среды (загрязнения водных источников, атмосферного воздуха, генерация всех видов отходов). Загрязнение водных источников обусловлено стоками промышленного, коммунального и сельскохозяйственного происхождения.

Необходимо проведение детального исследования по захоронению 55 млн т радиоактивных отходов в зоне радиоактивного воздействия бывшего Табошарского промышленного узла по добыче и переработке урановых руд, в тесном сотрудничестве с ОБСЕ, МАГАТЭ и ПРООН.

Одним из приоритетов государственной политики Туркменистана является экологический аспект, забота о сохранении богатой и разнообразной природы страны как неотъемлемой части национального достояния. В этом контексте отмечается реальная возможность пополнить Список всемирного наследия ЮНЕСКО как за счет историко-архитектурных, так и природных памятников Туркменистана, где особое место, безусловно, занимает величайшая пустыня континента – Каракумы, которая представляет собой уникальную, формирующуюся веками экологическую систему. В настоящее время в ЮНЕСКО находится на рассмотрении ряд соответствующих предложений, инициированных туркменской стороной.

Одним из самых ярких проектов, нацеленных на кардинальное улучшение экологической обстановки, стал грандиозный проект строительства Туркменского озера «Алтын асыр». Как известно, сельское хозяйство Туркменистана базируется на регулярном орошении. Сопутствующим и неотъемлемым фактором орошаемого земледелия является формирование в зонах орошения коллекторно-дренажных вод. Если прежде такие воды сбрасывались в Амударью и Каракумы, подтопляя пастбища, то теперь Туркменистан благодаря этому проекту первым в регионе отказывается от подобной практики, демонстрируя пример бережного отношения к окружающей среде.

Достигнуты успехи в снижении загрязнения воздушного бассейна в результате осуществления мер по сокращению вредных выбросов в атмосферу на крупнейших предприятиях республики в гг. Алмалык (АГМК), Бекабад (АПО «Узметкомбинат»), Навои (Цемкомбинат, НГМК) за счет строительства и реконструкции систем улавливания и пылегазоочистки цехов и производств. Например, в соответствии с мероприятиями, выполняемыми ОАО АГМК, в течение последних шести лет (2004–2009 гг.) в городе Алмалыке загрязнение воздушного бассейна находится в пределах санитарно-гигиенических нормативов (0,9 ПДК с.с.).

Список литературы

1. Блог Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева. URL: http://blog-medvedev.livejournal.com/49873.html?thread=29425873.

2. Большеротов А. Л. Система оценки экологической безопасности строительства / А. Л. Большеротов. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. – 216 с.

3. Материалы Исполнительного комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18424.

4. Материалы Международной конференции «Законодательство в СНГ – гармонизация в природоохранном аспекте». (Москва, 19 января 2001 г.). URL: http://zsv.fatal.ru/news/news03.htm.

5. Решение о Положении о Межгосударственном экологическом совете (Москва, 26 декабря 1995 года. Утверждено Решением Президиума МЭК).

6. Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды.

7. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности / Т. А. Хоружая М.: «Книга сервис», 2002. – 208 с.