Вы здесь

Россия и Азербайджан. Векторы взаимоотношений. ГЛАВА I. СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (А. М. Исмаилова)

ГЛАВА I. СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 1. Завоевание Северного Азербайджана Российской империей

В начале XIX в., когда происходило завоевание Северного Азербайджана Россией, здесь существовали многочисленные ханства – феодальные государства.

В конце XVIII – начале XIX в. в Азербайджане было около 20-ти самостоятельных государств. Некоторые из них имели экономическую и политическую связь с Россией. В этот период внутреннее и внешнеполитическое положение Азербайджана было чрезвычайно сложным. В таких условиях в стране не было единой силы, способной противостоять планам царской России, шахского Ирана и султанской Турции.47 Созданию централизованного государства в Азербайджане мешали также господство натурального хозяйства, политическая и экономическая отсталость, феодальная раздробленность, нашествия иноземных захватчиков.

Официально азербайджано-русские отношения стали складываться ещё с XV в. В 1465 г. правитель большого азербайджанского государства Ширвана ширваншах Фаррух Ясар и московский князь Иван III обменялись посольствами, утвердили союз между своими государствами. Русские торговые люди становятся частыми гостями в Ширване, а азербайджанские – в Москве.48

Еще больше укрепились связи Азербайджана с русским государством после того, как в результате завоеваний Ивана IV волжский торговый путь перешёл непосредственно в руки Москвы и границы этого царства продвинулись к Каспийскому морю.

Иногда некоторые феодальные правители чтобы выстоять в борьбе с другими, вынуждены были лавировать между Россией, Ираном и Высокой Портой.

Наиболее ярким представителем этого течения был выдающийся государственный деятель Азербайджана XVIII века Фатали-хан Кубинский, который в марте 1775 г. вынужден был обратиться за помощью к России.49

В это время политика России в Закавказье, в том числе и в Азербайджане, носила в высшей степени агрессивный характер. Восточная политика в России в первые десятилетия занимала подчиненное место по сравнению с западной.50 Но в отдельные моменты восточная политика приобретала первостепенное значение. В этой связи особое значение приобретали Кавказ и Закавказье,51 к которым были устремлены "жадные взоры" русского царизма также, как и англо- французских колонизаторов.52

По этому поводу К. Маркс писал: "Тот, кто держит в своих руках устье Дуная, господствует и над самим Дунаем – этим путем в Азию… Если эта держава владеет к тому же еще и Кавказом, тогда ей принадлежит Черное море"53.

Интересы развития производительных сил в Азербайджане на рубеже XVIII-XIX вв. требовали преодоления экономического кризиса и политической раздробленности в стране, создания необходимых условий для дальнейшего прогрессивного исторического развития.54

Большое значение для всех народов Кавказа имело присоединение Восточной Грузии к России в 1801 г.,55 после чего усиливается и политика России по захвату Азербайджана.56 Процесс оккупации Азербайджана был подготовлен российскими политиками и военными, и он был реализован коварно и беспощадно. Разумеется, царская Россия, стремясь овладеть Азербайджаном, всем Закавказьем, исходила из собственных экономических и политических интересов, преследовала колонизаторские цели. Азербайджан все больше интересовал царскую Россию в качестве источника дешевого сырья (шелк, хлопок, нефть, сельхозпродукты) и рынка сбыта для русской промышленности. Казну интересовали и доходы края, которые должны были первоначально покрыть расходы по содержанию аппарата угнетения.57

Присоединение Грузии и части Азербайджана к России вызывало упорное противодействие шахского Ирана и султанской Турции. Англия и Франция подстрекали к войне с Россией Иран и Турцию.

В мае 1804 г. началась русско-иранская война (1804-1813 гг.). Несмотря на помощь западноевропейских государств противнику, Россия разбила шахское войско и одержала победу.58 12 октября 1813 г. в сел. Гюлистан в Карабахе между Россией и Ираном был подписан договор59, согласно которому, Иран признавал завоевание Россией Дагестана, Грузии с "Шурагельской провинцией", Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также ханств Карабахского, Гянджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского, Ленкоранского.60 По Гюлистанскому договору только Россия имела право держать военный флот на Каспийском море.61

Гюлистанский мирный договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами, состоявшегося 15 сентября 1814 г.62 Гюлистанский договор имел большое значение. В результате договора был создан важный форпост для распространения русского влияния на весь Кавказ.63 Включение Закавказья в состав более высокоразвитой той в экономическом отношении Российской империи создавало благоприятные условия для его хозяйственного и культурного развития, способствовало включению Закавказья в единый хозяйственный рынок и развитию капитализма.64 Рассматривая Кавказ как колонию, царское правительство проявляло интерес к развитию местной промышленности и хозяйства. В.И. Ленин отмечал: "Русский капитализм втягивал … Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности, создавая себе рынок для своих фабрик".65

После новых российских оккупаций в Южном Кавказе обострились отношения России с Персией.66 Иранский шах и стоявшие за его спиной Англия и Франция не желали мириться с условиями Гюлистанского мирного договора 1813 г. 16 июля 1826 г. 60-тысячная иранская армия вторглась в Северный Азербайджан. Началась новая русско-иранская война.67 10 февраля 1828 г. русско-иранская война завершилась победой России.68 Был подписан Туркманчайский мирный договор, по условиям которого Эриванское и Нахичеванское ханства переходили к России. Между Россией и Персией установилась новая граница по р. Араке.69 Разумеется, весть о Туркманчайском мире была враждебно встречена в кругах английской дипломатии. Они вынуждены были признать, что с заключением Туркманчайского мира "русское влияние в Персии возрастало, а английское – падало".70

В наши дни делается попытка по-новому оценить принципиальные моменты, начиная с Гюлистанского договора, который долгое время ошибочно фигурировал как дата добровольного вхождения Северного Азербайджана в состав России. На самом деле в начале XIX в. Северный Азербайджан оказался в сфере стратегических и тактических интересов Российской империи и поэтому подвергся энергичному завоеванию. Северный Азербайджан попал в качественно новую для себя ситуацию, он стал частью империи, и взаимовлияния осуществлялись теперь на внутригосударственном уровне. М. Исмаил пишет, что еще Петр I пытался захватить Азербайджан. Эта политика была продолжена Екатериной II, и в самом начале XIX в. царская Россия снова стала готовиться к осуществлению планов по захвату всего Южного Кавказа.71 Далее он продолжает: "До сих пор при оценке захвата Азербайджана Россией говорилось якобы о наличии положительных сторон этого акта для судеб азербайджанского народа. Прежде всего, следует отметить, что захват северных земель Азербайджана привел к потере азербайджанским народом своей государственности. В результате насильственного разделения азербайджанского народа на две части произошла историческая несправедливость, вследствие чего некогда единый народ был вынужден отныне развиваться в совершенно разных социально-экономических, политических и культурных условиях. В результате захвата Азербайджан превратился в сырьевую базу для царской знати и русских предпринимателей, а также на рынок сбыта для русских купцов. Экономика Азербайджана приобрела ярко выраженный колониальный характер".72 С.Сулейманова отмечает, что для азербайджанцев было огромной моральной тяжестью подпасть под колонизаторство Российской империи.73 Но вместе с тем она констатирует, что положительным результатом русского завоевания было то, что азербайджанцы стали считать себя как индивидумы, люди, создающие свою культуру, свое общество, т.е. стали чувствовать себя как нация, отдельная от фарсов.74

После российских завоеваний в Северном Азербайджане была ликвидирована феодальная раздробленность и хозяйственная замкнутость.75 Северный Азербайджан постепенно втягивался в русло экономического развития России, приобщался к российскому рынку, а через него и к мировому товарообороту.

Включение Азербайджана в состав России в первой трети XIX в. избавило местное население от беспрерывных опустошительных нашествий иноземцев. Как писал М.Ф. Ахундов, "под покровительством Российского государства мы обрели покой, и нет теперь бесконечных войн, сопряженных с грабежами и неурядицами".76

Включение Северного Азербайджана в состав сильного централизованного российского государства, вопреки колонизаторской политике царизма, способствовало развитию его экономики и культуры. Под влиянием русской экономики в Азербайджане, хотя и медленно, происходило развитие производительных сил, разрушение феодальной хозяйственной замкнутости.77 Была введена единая система денежных единиц, мер и весов, постепенно были ликвидированы внутренние таможенные пошлины во всех регионах Северного Азербайджана.78

После установления относительного спокойствия в Северном Азербайджане постепенно происходил непрерывный рост народонаселения.79 Если в 30-х гг. XIX в. в Северном Азербайджане было 326 101 человек мужского пола, то в 1858 г. их стало 505 381, т.е. на 179 280 больше, прирост за четверть века составляет примерно 55 %.80

Торгово-экономические связи Северного Азербайджана с Россией начали приобретать новое содержание.

В начале XIX в. из Северного Азербайджана в Россию вывозились шелк, марена, шелковые ткани, рыба и рыбопродукты, сухофрукты, чалтык, нефть, шафран и др. В Северный Азербайджан ввозились, главным образом, хлопчатобумажные ткани, железо и железные изделия, фарфоровая, фаянсовая и металлическая посуда, писчая бумага, краски, галантерейные товары и т.д.81

Южный Кавказ для России нужен был, как база сырья для русской промышленности82 и рынок сбыта для ее продукции. С предложением перенести акцент в политике на широкое экономическое освоение края, путем вовлечения его населения в орбиту хозяйственной жизни России, выступил еще в 1816 г. известный экономист, президент "Вольного экономического общества" Н.С. Мордвинов. Впервые экономический метод освоения Закавказья противопоставлялся политическому.83 Мордвинов говорил, что силой для освоения Закавказья должно явиться местное население.

10 апреля 1840 г. царское правительство вынуждено было ликвидировать неоправдавшее себя комендантское управление и ввело общероссийскую систему администрации. Закавказье делилось на Грузино-Имеретинскую губернию с центром в Тифлисе и Каспийскую область с центром в Шемахе. Область подразделялась на уезды, а те, в свою очередь, на участки.84

После российского завоевания система управления в Закавказье прошла три периода преобразования и эволюции. Первый продолжался с 1801 до 1840 гг., второй начался в 1841 г. и закончился накануне буржуазных реформ. Завершение начавшегося в 1864 г. третьего периода совпало с февральской революцией 1917 г. – свержением самодержавия.85

В 1844 г. на Кавказе было введено наместничество. Наместники Воронцов (1844-1854 гг.), Муравьев (1855-1857 гг.), Барятинский (1857-1862 гг.) не были подотчетны министерствам и подчинялись только императору. Скоро были образованы новые административные единицы – губернии, которые делились на уезды. Из административного аппарата увольняли чиновников-азербайджанцев, вместо них назначали русских и других христианских чиновников.

В. Масальский писал: «К юго-востоку от Европейской России на широком Понто – Каспийском перекрестке, соединяющем Европу с Азией, расположены 10 губерний и областей, составляющих под именем Кавказского края, одну из наиболее интересных частей Российской империи".86 Составляя только 2 % общей площади России, Кавказ, тем не менее, является наиболее разнообразной ее окраиной. Южная граница Кавказа являлась южной границей империи с Турцией и Персией.

В середине XIX в. в Южном Кавказе было 6 губерний: Тифлисская, Кутаисская, Елизаветпольская, Дербендская, Эриванская и Бакинская.87 Значительную, а местами и главную, составную часть населения Восточного Закавказья, составляли азербайджанцы.88 Они составляли почти всё население в Бакинской, Дербентской, Елизавет – польской, Тифлисской и составляя до 15 % всего населения Кавказского края, азербайджанцы по образу жизни разделились на оседлых землевладельцев и отгонных скотоводов.89

С 1859 г., после разрушительного землетрясения центр Шемахинской губернии был перенесён с г.Шемаха в г.Баку и губерния стала называться Бакинской90. Бакинская губерния разделялась на: Бакинский, Геокчайский, Джеватский, Кубинский, Ленкоранский, Шемахинский уезды.91

Бакинская губерния на севере граничила с Дагестанской областью, на западе – с Елизаветпольской губернией и на юге с Персией.92

Елизаветпольская губерния, одна из самых значительных по пространству губерний Закавказья, была разделена на 8 уездов: Елизаветпольский, Арешский, Нухинский, Казахский, Джеванширский, Джебраильский, Зангезурский, Шушинский.93

Таким образом, в первой трети XIX столетия в результате многочисленных разрушительных войн между Россией, Османской Турцией и Каджарской Персией, Южный Кавказ, в том числе и Северный Азербайджан, был завоёван романовской империей. Объективно страна единого – азербайджанского народа была расчленена на 2 части между Каджарами и Романовыми.

§ 2. Бакинский нефтепромышленный район в экономическом развитии России

Огромное экономическое, финансовое и военное значение нефти определяет ее роль в мировой политике и объясняет интерес к самым различным проблемам, связанным с историей нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность России принадлежала к числу наиболее монополизированных отраслей российской экономики. Развитие финансово-капиталистических отношений в ней достигло высокого уровня уже к началу XX в. Нефтяная промышленность явилась концентрированным выражением общего процесса развития капиталистического способа производства в экономике Северного Азербайджана.94 Прогрессивным явлением была экономическая специализация районов (к примеру, нефтяная промышленность на Апшероне).

Нефтяная промышленность Северного Азербайджана является показателем того, что российский капитализм развивался не только «вширь», но и «вглубь».95 Нефтяная промышленность занимала видное место в экономической жизни не только Азербайджана, но и всего народного хозяйства дооктябрьской России, многие звенья которой были призваны обслуживать ее нужды.96

Изучение истории нефтяной промышленности Азербайджана представляет большой интерес, ибо ее стремительное финансово- капиталистическое развитие было характерным для общей картины состояния российской промышленности.

Нефть принесла Баку славу и сделала его известным еще за несколько столетий до нашей эры. До окончательного российского завоевания Азербайджана нефтяные колодцы на Апшеронском полуострове составляли собственность бакинских ханов и приносили последним значительные доходы.97 С оккупацией Бакинского ханства Россией нефтяные колодцы были объявлены государственной собственностью, хотя эксплуатация колодцев была свободна от налогов до 1820 г.98 Российское правительство не было знакомо даже с самыми простыми правилами и особенностями нефтяного дела, и поэтому оно использовало откупную систему, и разработка откупщиками нефтяных источников осуществлялась на основе специального разрешения.99

С 1825 по 1849 гг. российское правительство осуществляло разработку полей самостоятельно.100 С 1850 до 1872 г. опять был введен откуп.101 (С 1850 г. откупщиком был Тер – Гукасов, а с 1863 по 1873 гг. – Мирзоев). Откупная система служила сильным препятствием на пути к созданию и развитию нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность при таких условиях, понятно, не могла развиваться. Это можно видеть из того, что в 1825 г. из всех колодцев было получено около 200 тыс. пуд. нефти102.

По данным, опубликованным геологом Н.И. Лебедевым, видно, что за 13 лет (1834-1846 гг.) из Биби – Эйбатского месторождения было получено около 24 600 т. нефти, годовая добыча сначала составляла примерно 2 000 т.103 В 1846 г. было получено 1 900 т. нефти, а, начиная с 1847 г. добыча резко падает: в 1847 г. – 1 354 т, в 1848 г. – 335 т, в 1849 г. – 138 т.104 Первая в мире скважина была пробурена русским техником Ф.А. Семеновым в Биби – Эйбате в 1848 г.105 До этого практиковалась разработка месторождений колодцами.

«В 1859 г. открыты были источники нефти в Пенсильвании, в том же почти году вспомнили и мы, что есть нефть и в Баку»,106 – писал Рогозин.

В 1860 г., когда американцы стали использовать керосин, как осветительное средство, обратили на него внимание и в России, в лице барона Торнау, Г.Г. Кокорева и Губонина.107 С этого времени приступили к массовому производству керосина (фотогена).108

Фотогенное производство, путем перегонки нефти, уже практиковалось в 1823 г. братьями Дубиниными, которые считаются пионерами этого дела во всем мире.109

В 1859 г. недалеко от Баку русскими предпринимателями Кокоревым и Губониным был выстроен завод по производству керосина.110 Скоро стали применять усовершенствованные способы очистки фотогена, с 1869 г. начался стабильный вывоз его в Россию. В период с 1869 по 1872 г. керосина было вывезено, по сведениям Бакинской карантино – таможенной конторы: в 1869 г. – 152 729; 1870 г. – 234 376; 1871 г. – 370 062; 1872 г. – 454 689 пудов111.

В виду возникновения керосинового производства увеличился спрос на нефть. В 1869 г. была заложена первая буровая скважина.112 В результате всего этого добыча нефти стала быстро возрастать, если в 1863 г. было добыто-340 000, то в 1872 г. уже – 1 535 981 пуд.113

Откупная система, о вредном влиянии которой на нефтяную промышленность говорилось выше, сильно стесняло также и производство и распространение керосина.114 Такое положение не могло долго продолжаться, тем более, что доходы правительства не увеличивались.

Вредность откупной системы заметил и известный химик Д.И. Менделеев. Он был горячим поборником развития нефтяной промышленности России.115 Менделеев одним из первых обратил внимание на нефтяные источники Баку и правильно оценил их значение для дальнейшего развития экономики России. Предсказывая нефтяному Баку блестящую будущность, он еще в 60-х годах XIX в. говорил: «Есть много поводов утверждать, что на Кавказе может развиваться нефтяное дело не только до размеров пенсильванских, но, может быть, даже до больших и прочнейших».116 В 1863 г. Менделеев по приглашению предпринимателя В.А. Кокорева приехал в Баку и посетил в Сураханах нефтеперегонный завод. Он дал Кокореву ряд ценных советов.

С отменой в 1864 г. принудительного труда балаханских крестьян, на нефтяных предприятиях появились вольнонаемные рабочие, что свидетельствовало о начавшемся капиталистическом перерождении нефтяной промышленности,117 которая развивалась под влиянием общего подъема промышленности России.118

В 1867 г. в Тифлисе была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости ликвидации откупной системы в нефтяной промышленности. Смысл откупной системы заключался в том, чтобы сырую нефть освободить от всяких налогов, как это делалось в Америке, и обложить пошлиной лишь керосин.119

1 и 17 февраля 1872 г. были приняты специальные указы, положившие конец откупной системе в нефтяной промышленности Азербайджана и России в целом.120 Нефтяные участки должны были теперь передаваться в частные руки с публичных торгов за единовременную плату.121 После отмены откупной системы бакинская нефтедобывающая щая промышленность вступила на широкий путь индустриального развития, превратившись в арену наемного труда, крупного капитала и ожесточенной капиталистической конкуренции.122 Этот шаг царского правительства, широко открывший перед капиталом дорогу в нефтяную промышленность, стал поворотным пунктом в истории этой отрасли экономики страны.123 С этого времени нефтяной промысел стал доступным для частных предпринимателей. В этом же году были изданы правила о производстве нефтяного промысла для частных предпринимателей.124

После отмены откупной системы в распоряжении казны оказалось 322 десятины нефтеносных земель, из которых 142 десятины высочайшим повелением были розданы различным лицам безвозмездно за их государственные заслуги, а 180 десятин были назначены в продажу.

Все нефтяные участки были разделены на 48 групп, по 10 десятин каждая. На торгах, состоявшихся в декабре 1872 г., 180 дес., которые правительством были оценены в 552 221 руб., были куплены за 3 млн. рублей.125

С уничтожением откупной системы бакинская нефтяная промышленность приняла обычные формы свойственные развитому капитализму.126 Новые владельцы нефтеносных земель вложили в дело крупные состояния и быстро изменили систему добычи нефти: колодцы стали заменяться буровыми скважинами.127 Число скважин быстро увеличивалось: в 1872 г. их было 2, а в 1878 г. – уже – 301. С увеличением числа скважин возросла и добыча нефти, достигшая в 1878 г. 9 895 125 пуд.128

За десятилетие (1863-1873 гг.) добыча нефти на Апшероне возросла с 395 470 пуд до 1 395 114 пуд, или в 3,5 раза.129 К 1872 г. в Баку действовало 57 нефтеперегонных заводов, на которых производилось 4,4 млн. пуд. керосина.130 Вскоре после отмены откупа цены спустились с 45 коп до 3 коп. Если в 1869 г. керосин продавался по 3 руб. за пуд, то в начале 1874 г. цена на него опустилась до 1 р. 75 к.131

Даже после отмены откупной системы американская нефть некоторое время преобладала на российском рынке. В 1873 г. из Америки было перевезено 2,705 млн. пуд. нефти и нефтепродуктов, а с Баку – всего 400 тыс. пуд. Но уже через 5 лет, то есть в 1878 г. количество американской нефти было 2 млн. пуд., а бакинской – 4,6 млн. пуд.132

Историю азербайджанской нефтяной промышленности в эпоху капитализма можно разбить на три основных периода.

Первый период с 1873 по 1898 гг., когда зарождающиеся капиталистические производственные отношения ускорили развитие нефтяной промышленности Азербайджана, которая догнала американскую нефтяную промышленность.133

Второй период – с 1899 по 1901 гг., когда азербайджанская нефтяная промышленность, заняв первое место в добыче и переработке нефти, продолжала поставлять больше половины мировой добычи нефти. Этот период характеризуется концентрацией процесса добычи и переработки нефти в руках крупных магнатов нефтяной промышленности и началом усиленного проникновения иностранного капитала в нефтяную промышленность Азербайджана.134 Третий период – с 1902 по 1917 гг., когда в результате хищнической эксплуатации нефтяных источников азербайджанская нефтяная промышленность стала отставать от американской, оставаясь все же одним из главных поставщиков нефти на мировом рынке. С 1896 по 1900 гг. с торгов в три очереди было продано около 198 десятин, но затем уже новых отводов казна долгое время не делала.135

Усиленная разработка нефтяных месторождений началась с 1873 г. и за все это время в эксплуатации находилось лишь 600 га. земли. На том же Апшеронском полуострове, питающем полмира своей нефтью, государство располагало тысячами гектаров нефтеносных земель. Уже через год (1874 г.) под эксплуатацией нефти находилось в полтора раза больше земли.136

С каждым годом ценность нефтеносных участков все более возрастала.137 В результате проведения торгов площадь нефтедобывания увеличилась почти на 20 дес.138 В 1872 г. была образована нефтяная и торговая фирма «Гаджи Зейналабдин Тагиев».139 Из года в год росло число фирм, занимавшихся нефтяным производством. Если в 1873 г. в Баку было 17 таких фирм, то в 1888 г. – уже 61.140 Добыча нефти достигала в 1885 г. 115 млн. пуд., в 1890 г. – 226 и в 1895 г. – 377 млн. пуд. Промышленность росла, казенных земель прибавлялось.

9 февраля 1890 г. было изъято у крестьян 5.325 дес. земли.141 Недостаток земель и большая доходность их, где оказывалась нефть, способствовали небывалому подъему цен на земли.142

В 1878 г. была заложена новая буровая на Биби – Эйбате, и тогда же здесь ударил первый фонтан. Самый первый фонтан ударил ещё в 1873 г. (в Балаханах), а второй в 1874 г. (в Забрате). Малоизвестные ранее промыслы Тагиева и Зубалова превратились в крупнейшие предприятия. В дальнейшем здесь обосновались фирмы нефтепромышленников С.М. Шибаева и А.И. Манташева.

До 70-х гг. XIX в. и даже в первые годы после отмены откупной системы ведущее место в нефтяном деле занимали местные капиталисты, в чьих руках оказались 88 % нефтяных колодцев, 94,5 % общей суммы, уплаченной на торгах за нефтеносные участки, приходилось на долю отечественного капитала. Среди местных капиталистов видную роль играли Г.З. Тагиев, Ш. Асадуллаев, М. Нагиев, Г. Гаджинский, Л. Манафов, М. Мухтаров.143 Г.З. Тагиев начал добывать нефть еще в 1873 г. В 1896 г. он добыл 32,3 млн. пуд. нефти и переработал 2 млн. пуд. нефти.144

В 1897 г. Тагиев продал нефтяные месторождения директору английского банка Е. Губбарту, но, несмотря на это, он оставался в этой новой фирме пайщиком. Другой азербайджанский капиталист Муса Нагиев начал заниматься добычей нефти, а затем и переработкой в 70-х гг. XIX в. В 1900 г. М. Нагиев добыл 7,5 млн. пуд. нефти.145 Шамси Асадуллаев в 90-х гг. XIX в. разбогател на добыче нефти. В 1890 г. в Рамане нефтяные скважины Ш. Асадуллаева давали в день 800 тыс. пуд. нефти.146 В 1900 г. Ш. Асадуллаев добыл 7,3 млн. пуд. нефти, продал 11,5 млн. пуд. нефтепродуктов.147 С отменой акциза создавалась более подходящая атмосфера для проникновения иностранного капитала.148

В последней четверти XIX в. происходило усиленное проникновение французского, шведского, немецкого и английского капиталов в Бакинскую нефтяную промышленность.149 Царское правительство создавало благоприятные условия для дальнейшего притока капиталов заграничных фирм в нефтяное производство. Исключительное богатство месторождений, дешевизна рабочих рук и технические усовершенствования способствовали быстрому росту добычи нефти в Баку.150 Бурный приток иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность особенно усилился в последнем десятилетии XIX в.151 Только с 1895 по 1901 гг. иностранцы вложили в российскую нефтяную промышленность 97,6 млн. руб.152 В бакинскую нефтяную промышленность в 1895-1898 гг. проникли 6 английских компаний и некоторые другие компании. В 1900 г. в российской нефтяной промышленности доля иностранного капитала составляла 35,7 %. Все это приводило к тому, что уменьшалась роль русских и местных фирм и увеличивалась роль иностранных фирм в добыче нефти.153

В 1879 г. братья Нобель,154 шведские капиталисты, образовали в Баку. Т-во «братья Нобель»,155 которому было суждено в дальнейшем перерасти в крупнейшую монополию. Нобелевская корпорация приобрела огромную силу к концу XIX в.156 Уже к концу 70-х гг. нобелевский керосиновый завод был самым крупным, а в 1885 г. объем выпускаемой им продукции превышал производство пяти вместе взятых крупнейших керосиновых предприятий в Баку.157

Первый наливной пароход (танкер) «Зороастр», выстроенный по заказу Л. Нобеля на заводе «Мотала» появился на Каспии ещё в 1877 г.,158 который курсировал между Баку и Астраханью, а в 1885 г. фирма имела уже 17 таких танкеров, 2 из них занимались перевозкой нефти на Балтике. Спустя еще 10 лет сотни танкеров различных размеров ежегодно доставляли в Астрахань около 4 млн. баррелей керосина.159

В 1882 г. на заводах фирмы «бр. Нобель» впервые осуществлена непрерывная перегонка нефти, предложенная Д. Менделеевым.160 В 1879-1888 гг. добыча нефти у «Бр. Нобель» поднялась в 81,7 раза против 7,7 раза по российской нефтепромышленности в целом. Налаженное с опережением производство керосина увеличилось у «Бр. Нобель» за тот же период в 41,4 раза против 7,4 раза по России в целом. Уже в 1883 г. «Бр. Нобель», заняв 25,9 % в общероссийской добыче нефти и 49,1 % в общероссийском производстве керосина, стал не только наиболее крупной корпорацией российской нефтепромышленности, но и самым видным претендентом на монополизацию последнего, завершив полное вытеснение с российского рынка импортного американского керосина.161

Братья Нобель раньше всех соорудили вагоны-цистерны по американскому образцу. Главным перевалочным продуктом для нефтепродуктов, направлявшихся по суше в глубь России, служил г. Царицын.162 К 1885 г. фирма располагала цистернами-нефтехранилищами в 40 железнодорожных станциях, а к 1890 г. – в 129.163 Наиболее крупные распределительные станции были построены в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Перми, Твери, Ярославле, Самаре. Огромные нефтехранилища были сооружены на подступах к Петербургу, куда в 1881 г. был доставлен первый груз нобелевского керосина. Что же касается других пунктов Российской империи, куда не доходили железные дороги, то керосин туда доставлялся в бочках и иными видами транспорта, включая гужевой.164

Для производства бочек были построены специальные предприятия.165 Наряду с керосином, с начала 80-х гг. XIX в., компания «Бр. Нобель» занялась в широких масштабах торговлей мазутом – нефтяными остатками, то есть тем, что оставалось после перегонки керосина. Сбыт мазута оттеснил на второе место торговлю керосином, и с начала 90-х гг. Бакинская нефтяная промышленность стала не столько керосиновой, сколько мазутной.166 Уже в 1883 г. Нобель контролировал вал более четверти всего нефтяного производства России и около половины керосиновой торговли.

Своего максимума по нефтедобыче (95.348. тыс. пуд.) «Бр. Нобель» достиг в 1899 г., на 2 года раньше, чем российская нефтепромышленность в целом.167

Высокое качество продуктов, вырабатываемых на заводах Товарищества, и заслуги его в деле развития русской нефтяной промышленности неоднократно удостоверялись на выставках, в которых оно принимало участие.168 Первая награда была получена Товариществом в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве, ему присуждена была высшая награда – право употребления государственного герба.169 Товарищество участвовало также в 1900 г. – на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 г. – на Международной выставке в Глазго.170

Весть о Бакинском Эльдорадо инициировала еще больший рост притока иностранного капитала в бакинскую нефтяную промышленность.171 В 80-х гг. начинается приток в Баку французского капитала, представителем которого являлся парижский банкир Ротшильд.172

В 1883 г. 16 мая братьями Ротшильд в Баку была учреждена фирма «Каспийске – черноморское нефтепромышленное и торговое общество»,173 с капиталом 6 млн. руб.174 В 1886 г. при участии капиталов лов Ротшильда широко организуется экспорт русского керосина за границу.175 В 90-е гг. XIX в. в бакинской нефтяной промышленности занял для себя место английский капитал,176 несколько финансовых магнатов во главе с Д. Вишау основали здесь три фирмы.177 Английским капиталистам оказывали содействие некоторые бакинские предприниматели, в частности Тагиев. Английская фирма, купившая тагиевские промыслы, только за два года с небольшим нажила 7250 тыс. руб.178

Усиленные попытки завладеть бакинской нефтью предпринимали и капиталисты США, в частности рокфеллеровский нефтяной трест «Стандарт Ойл», но американским дельцам не удалось осуществить своего намерения.

Очень скоро в нефтяной промышленности стали применять в массовом масштабе паровые двигатели, вызвавшие резкий рост производительности труда, расширение масштаба производства и снижение себестоимости добываемой нефти. Количество паровых машин на нефтепромыслах со 141 в 1883 г. увеличилось до 605 в 1893 г. и до 769 в 1901 г.179. Мощность этих машин возросла с 1 458 л.с. в 1883 г. до до 10 054 л.с. в 1893 г. и до 70 704 л.с. в 1901 г.

Для обслуживания нефтяной промышленности возник целый ряд механических мастерских и машиностроительных заводов, где ремонтировалось техническое оборудование, изготовлялись бурильные инструменты, паровые котлы, насосы и другое оборудование, а также специальные механизмы.180 В 1890 г. была открыта канатная фабрика М. Алибекова, где производились проволочные канаты для нужд нефтепромыслов, т.е. для бурения скважин и тартания нефти. В 1900 г. в Баку насчитывалось до 80 механических мастерских и заводов, 14 химических заводов, 18 кирпичных заводов, 5 электростанций.

Широкое распространение буровых скважин, рост технической вооруженности труда, усовершенствование способов производства обусловили резкое увеличение добычи нефти, что видно из данных таблицы (приложение, табл. 1). В 1880 г. было получено 21 млн.пуд. нефти, а в 1885 г. – 115 млн.пуд. из 500 скважин, из которых действующими были всего 100 скважин. Общее количество добычи нефти в Бакинском районе в 1888 г. составляло: на Балахано-Сабунчинской площади – 168 000 000 пуд.; Биби – Эйбатской около 17 000 000 пуд.; всего 185 000 000.181

С 1873 по 1880 гг. добыча нефти в Баку увеличилась с 3 млн. пуд. до 25 млн. пуд, т.е. увеличилось более чем в 6 раз.182 За 1870-1880 гг. нефтедобыча в Баку увеличилась почти в 10 раз. Рост добычи нефти в Баку происходил, главным образом, за счет увеличения числа действующих нефтяных колодцев и начавшегося бурения нефтяных скважин.183 После кризиса в 80-е гг. начался подъем. В 1884-1889 гг. цены на нефть стали повышаться. Увеличилось количество нефтяных скважин. По сравнению с 1883 г., в 1891 г. количество добычи нефти увеличилось в 4,8 раза.184

В 1892-1893 гг. нефтяная промышленность приняла новые обороты. В 1894 г. повысились цены на нефть, и это, в свою очередь, привело к увеличению ее добычи. Количество нефтяных скважин увеличилось в 3,2 раза.185

Л. Нобель скоро заменил арбы на нефтепроводы.186 В 1877 г. были построены нефтепроводы между промыслами и заводами Товарищество «Бр. Нобель».187 К 1890 г. было проложено 25 нефтепроводных линий протяженностью 260 верст, по которым в сутки можно было перекачать до 1,5 млн. пуд. нефти с промыслов на заводы. Благодаря трубопроводам стоимость доставки нефти на заводы значительно понизилась. В конце 70-х гг. доставка нефти обходилась в 3 и даже 5 коп., а к началу 1900 г. – всего % коп.188

Говоря о бурном росте добычи нефти в Баку, В.И. Ленин писал: «Рядом с Югом следует также помянуть о Кавказе, который тоже характеризуется поразительным ростом горной промышленности в пореформенный период. Добыча нефти, в 60-х годах не достигавшая и миллиона пудов (557 тыс. в 1865), …составила…в 1875 – 5,2 млн. пуд., в 1880 – 21,5 млн. пуд., в 1885 г. – 116 млн. пуд., в 1890 г. – 242,9 млн. пуд, в 1895 г. – 384,0 млн. пуд. Почти вся нефть добывается в Бакинской губернии..»189

Некоторые русские акционерные корпорации кроме Апшеронского полуострова, были заняты добычей нефти и в других уездах Азербайджана.190 В Елизаветпольской губернии, где был расположен нефтяной промысел «Нефталан», в 1887 г. был отдан в использование российскому генералу Гаузену. Кроме этого в этой губернии в ведение С. Соломона Г. и Л. Винклер, Р. Зорге были отданы нефтеносные земли.191 В уездах Бакинской губернии «Беккендорф и Ко», «Масловский и Ко», проводили разведочные работы. В 1893 г. С.М. Шибаев в Кубинском уезде добыл 9 тыс. пуд. нефти. За 1876-1900 г. количество российских товариществ возросло до 3,7 раза, а добыча нефти – до 32 раз.192 Но по общим показателям удельный вес этих компаний составлял всего 18 % от общего их количества, а добыча нефти – 30 % от общей добычи нефти.193

Российскому капиталу принадлежала важная роль в процессе монополизации и концентрации нефтяной промышленности.194 Причем первые монополистические объединения, возникшие в начале 1890-х, были созданы при активном участии нефтяных компаний, представляющих российский капитал.195 Особенно это проявилось в создании крупного объединения «Союз бакинских керосинозаводчиков», через которое российский капитал добился прямого выхода на внешний рынок.

Вскоре после прихода в Министерство финансов, С.Ю. Витте вплотную занялся делами нефтяной промышленности, которая являлась одним из важнейших источников казенного дохода, и создание «Союза бакинских керосинозаводчиков» было непосредственно связано с его вмешательством в этот вопрос.196

Кризис 1892 г. и последующая депрессия явились важнейшей предпосылкой возникновения первых монополистических объединений в Баку. В начале декабря 1892 г. был создан «Союз семи крупных фирм» во главе с Товариществом «Бр. Нобель», включавший в свой состав действовавшие прежде независимо от Нобеля четыре фирмы, созданного в 1891 г. «Бакинского стандарта», возглавляемого одним из крупнейших бакинских нефтепромышленников А.И. Манташевым. Возникшие объединения заключили между собой соглашение и приступили к переговорам с американской «Стандард ойл».

По данным Совета съезда бакинских нефтепромышленников экспорт керосина в 1893 г. распределялся следующим образом: Каспийско-Черноморское общество и союзные с ним фирмы – 35,7 %; «Бр. Нобель» – 25,5 %; Манташев с «Бакинским стандартом» – 12,9 %; остальные – 25,9 % приходились на 19 средних и мелких фирм.197

В этот период произошел переход промышленности и транспорта России на минеральные виды топлива – уголь и нефть, что явилось одним из главных факторов естественнонаучной революции, охватившей Россию. Бурное развитие бакинской нефтяной промышленности в 80-90-х гг. XIX в. привело к тому, что тысячи фабрик и заводов, а также железные дороги, электростанции, морской и речной транспорт страны стали активно переходить на нефтяное топливо.198 Нефтяное топливо Азербайджана сыграло важную роль в укреплении оборонной мощи страны. В частности, велико было его значение для технического перевооружения Российского морского флота.

Российская нефтяная промышленность занимала господствующее положение на мировых рынках и была главным поставщиком нефти до 1902 г.199 А так как нефть добывалась тогда, главным образом в Баку, следовательно, Баку был мировым поставщиком нефти. С внедрением метода бурения и отмены откупной системы в нефтяном деле в 1872 г., бакинская нефтяная промышленность вступила на капиталистический путь развития, что способствовало быстрому росту добычи нефти, которая поднялась с 1,4 пуд. в 1870 г. до 489 млн. пуд. в 1898 г., то есть увеличилась примерно в 350 раз.200 Если в 70-е гг. бакинская нефтяная промышленность в 20 раз отставала от Америки, то в 1898 г. добыча бакинской нефти достигла 340 млн. пуд. и догнала США.201 Об этом говорят и данные табл. 1 (приложение, табл. 1). С 1873 по 1901 г. добыча нефти в Бакинском районе увеличилась более чем в 165 раз.


Таблица 1.

Добыча нефти в России и США (в тыс. тонн)


В 1901 г. бакинские нефтяные промыслы дали 667,1 млн. пуд., что составило 50,6 % мировой добычи нефти202 и 95 % добычи ее в России, в результате чего Россия вышла на первое место в мире. За 1872-1900 гг. в Азербайджане прибыль от добычи нефти достигла 1.325.889 тыс. руб. золотом.203 Добычей нефти занимались в Балаханах, Сабунчах, Забрате, Биби эйбате, Рамане. Если в Балаханах и Сураханах были места самой древней добычи нефти, то к концу столетия первое место по добыче нефти занимал Сабунчи.204 Наряду с развитием нефтедобывающей промышленности в конце XIX в. наблюдается бурный рост нефтеперерабатывающего производства.205 Увеличилось число нефтеперерабатывающих заводов. В 1872 г. их количество равнялось 47, а в 1873 г. 62.206 Нефтеперерабатывающая промышленность была создана в 50-х годах XIX в. В.А. Кокоревым.207 Массовое же строительство нефтеперерабатывающих заводов в Баку, как было сказано выше, началось после отмены откупной системы, последовавшей в 1872 г.208

Наряду с развитием нефтяной промышленности происходили изменения и в получении различных новых нефтепродуктов. Из нефти получали различные смазочные продукты. Так, в 1875 г. горный инженер Рогозин впервые в нефтяной промышленности из нефти успешно получил масло.209

Как отмечалось выше, бакинские заводы, следуя примеру американцев, занялись выработкой керосина.210 Ввод бакинского фотогена (керосина) на русские рынки стал быстро увеличиваться и уже в 1876 г. превысил американский.211 В 1877 г. вывоз из Баку фотогена составил 4.594.766 пуд.212

Необходимо отметить, что дальнейшему развитию нефтеперерабатывающей промышленности мешало обложение акцизом керосинового производства. Акцизное обложение оказывало отрицательное влияние на увеличение количества и качества керосина,213 сильно стесняло всякие попытки к улучшению постановки дела.214 Когда же в 1877 г. таможенные ставки были переведены на золото, то бакинский керосин получил еще большее распространение в ущерб американскому, ввоз которого с этого времени начал быстро падать.

Для наглядности приведем таблицу ввоза американского и бакинского керосина в Россию215:




В 1883 г. ввоз американского керосина в Россию совершенно прекратился.216 Однако с наступлением кризиса в бакинской нефтяной промышленности, происходило сильное падение цен на керосин. При таких условиях правительство должно было согласиться в 1877 г. на отмену акциза на керосин, причем, на решение правительства повлияло то обстоятельство, что сумма акцизных поступлений была незначительной (за время 5-летнего обложения керосина она достигла всего 1.250.000 руб.).217 Поэтому было решено отменить акциз на керосиновое производство,218 что вызвало значительный подъем нефтепереработки на заводах Баку и всей России.219 В Баку и на других заводах России ускоренно росло количество нефтеперерабатывающих заводов и получаемых из нефти продуктов. В 1879 г. число установок дошло до 180.220 Началось строительство нефтеперерабатывающих заводов в крупных городах России.

В 1885 г. в Баку действовало 120, а в 1900 г. – 93 нефтеперегонных завода.221 Число заводов сокращалось, а их производительность возрастала. В 1889 г. на бакинских заводах было произведено 22, в 1890 г – 74, в 1900 – 110,4 млн. пуд. керосина.222

Увеличение переработки нефтяных остатков в 80-90-х гг. XIX в. было тесно связано с постоянно растущим спросом на них со стороны промышленности и транспорта России. До 80-х гг. XIX в. бакинская нефть и ее продукты употреблялись лишь как смазочный и осветительный материал, а отбросы нефтеперерабатывающего производства – нефтяные остатки не находили никакого применения и в основном уничтожались.223 Такое положение не могло долго сохраняться. Поэтому в 60-70-х гг. XIX в. русскими инженерами и техниками была проведена большая целенаправленная работа по изобретению приборов для применения нефтяного топлива.224

К 1888 г. в промышленных городах страны уже действовало 15 крупных нефтеперерабатывающих заводов, сырьем для которых являлась бакинская нефть. В этом же году они произвели 5,35 млн. пуд. керосина и смазочных масел высокого качества. Кроме того, во внутренних губерниях России имелось еще 40 мелких нефтеперерабатывающих предприятий, изготавливающих различные смеси и мази из бакинской нефти.225

Главным продуктом экспорта нефтеперерабатывающей промышленности Азербайджана долгое время оставался керосин, применяемый в то время как осветительное средство.226 Бакинский керосин вытеснял американский сначала в русских городах, а затем и в странах, расположенных в районах Черного и Средиземного морей, а также в странах Востока.227 Если в 1883 г. Северная Америка экспортировала в страны Азии и Европы 26,7 млн. галлонов керосина (1 галлон=0,229 пуда), то в 1885 г. экспорт американского керосина уменьшился на 18,9 млн. галлонов, составив всего 7,8 млн. галлонов. Теперь в эти страны большим потоком шел бакинский керосин. В 1885 г. взамен американского керосина только в азиатские страны через Батуми было экспортировано 37 млн. галлонов бакинского керосина.

Бензин, лигроин, газолин, асфальт, кир и другие нефтепродукты, помимо удовлетворения внутреннего спроса России, вывозились и за границу. Одним из первых, кто получил из бакинской нефти новый горючий материал – бензин, был Г.З. Тагиев.228

В 1879 г. спрос на смазочные масла был так велик, что цена их составляла 10-15 коп. за пуд, тогда как стоимость сырой нефти оставалась в пределах 2-х коп. за пуд.229 Причиной этому было то, что смазочное масло стали употреблять в большом количестве, как дешевое и очень удобное топливо для паровых котлов, машиностроения, железных дорог.230 Потребление бакинских масел в Европе началось с 1887 г. 1887 г. Первым железнодорожным обществом, введшим у себя потребление бакинских смазочных масел, было Французское общество западных железных дорог, затем железные дороги Бельгии, Голландии, Норвегии, Англии, Германии, Дании, Италии, Швеции и Испании.231

Если в 1891 г. в Баку было переработано 6.217. 298 пуд. различных смазочных масел, то в 1899 г. оно увеличилось в 3 раза и достигло 20 млн. пуд.232 Заводы внутренней губернии обращали внимание на разработку смазочных масел и сильно развили это дело: в 1879 г. вывезено было во внутренние губернии из Баку мазута – 6,7 млн. пуд., а в 1891 г. около 90 млн. пуд.233

Во второй половине 80-х гг. XIX в. керосин был оттеснен на второй план и происходило быстрое расширение производства мазута.234 Удобство сжигания в тоннах и дешевизна мазута сделали его незаменимым видом топлива. Переход от старых видов топлива к употреблению мазута получил массовый характер. Если в 1885 г. железнодорожный транспорт потреблял всего 5 млн. пудов нефтяных остатков, то в 1890 г. он потреблял уже 18 млн. пудов, а в 1897 г. – 72 млн. пуд.235

С переходом керосинового производства на второе место нефтеперерабатывающая промышленность из своей «керосиновой» стадии развития перешла в стадию «мазутно-керосиновую».236 Это означало, что в характере потребления вырабатываемых продуктов произошло коренное изменение – основная доля продуктов нефтеперерабатывающей промышленности отныне предназначалась не для бытового, а для производственного потребления.237 Если в 1880 г. в российской промышленности было использовано 7 млн. пуд. мазута, то в 1890 г. это число возросло до 97 млн. пуд.238 В 90-х гг. XIX в. из Азербайджана в российские губернии количество вывезенного мазута возросло в 2,7 раза.239 В исследуемое время 50 % мазута, 60 % смазочных масел приходилось на долю русских предпринимателей.240

В 1898 г. братья Ротшильд учредили в Баку торгово- транспортное общество «Мазут». А в 1900 г. был создан «Нобмазут».5 зут».241 В Баку в 1890 г. было 148 нефтеперегонных заводов; в 1896 г. – 111,242 в 1899 г. – 100, в том числе 88 керосиновых, 4 бензиновых, 5 масляных, 3 асфальто-гудроновых. Уменьшение числа заводов в этот период было связано с плохой постановкой деятельности мелких заводов, а самое главное – с начавшимся процессом концентрации производства в нефтепереработке.243

К концу XIX в. в Баку создается мощная нефтеперерабатывающая промышленность, которая возникла одновременно с развитием капиталистической нефтедобывающей промышленности.

Огромное значение в деле увеличения транспортировки нефти во внутренние губернии России, а также в деле развития нефтяной промышленности Азербайджана имело сооружение в 1883 г. Закавказской, а в 1900 г. Порт-Петровской (Махачкалинской) ветки Владикавказской железной дороги.244 16 августа 1883 г., то есть через 2 года после начала строительных работ, из Тифлиса в Баку был отправлен первый прямой поезд.245 Эта железная дорога соединила Каспийское и Черное моря,246 которая открывала широкий вывоз русской нефти на внешний рынок. Но общее количество железнодорожных линий в самом районе было незначительным, составляя всего лишь 257 верст. Основным железнодорожным узлом этого района был г. Баку.247

Строительство Тифлиско-Бакинской железнодорожной магистрали имело не только транспортное значение, но оказало и большое влияние на социально-экономическое развитие всего региона, поскольку железные дороги несли с собой прогресс передовых форм товарного производства. Она способствовала ликвидации былой хозяйственной замкнутости отдельных районов Кавказа, вовлечению даже самых отдаленных его уголков в русло капиталистического развития, укреплению взаимоотношений народов и включению всего края в общероссиискую экономическую, политическую и культурную жизнь.248 Строительство Закавказской железной дороги, длина которой была 515 км, завершилось 8 мая 1883 г., что способствовало стремлениям бакинских нефтепромышленников к овладению внешними рынками.249

В 1900 г. было завершено строительство железной дороги линии Порт-Петровск Баладжары (Баку).250 С пуском её, протяженность железных дорог Азербайджана достигла 746 км.251 Чтобы судить какими быстрыми темпами росло значение этой магистрали Закавказья, достаточно сказать, что если в 1884 г. по ней было перевезено только 367,8 тыс. чел., то в 1895 г. количество пассажиров достигло 1,8 млн.252

Развитие транспорта определило роль Баку как связывающего центра промышленных районов России с другими регионами Закавказского края.253 Железные дороги послужили мощным толчком для развития капитализма в России «вширь» и «вглубь».254 Со строительством железнодорожных линий увеличился вывоз нефти в Россию и за границу. По предложению инженера В.С. Шухова на железной дороге были введены металлические цистерны,255 которые в корне изменили способ транспортировки жидких видов топлива на далекие расстояния.256

Потребление топлива железными дорогами России возрастало с каждым годом, особенно быстрыми темпами с 90-х гг. XIX в. Если в 1880 г. железные дороги употребляли 0,11 млн. пуд. нефтяного топлива, то в 1900 г. – 104,2 млн. пуд.257 Первый опыт применения нефтяного го топлива для отопления паровозов имел место в 1884 г. на ГрязеЦарицынской ив 1875 г. на Одесской железных дорогах.258 Со второй половины 80-х гг. XIX в. происходит массовый перевод ведущих железных дорог России на нефтяное отопление паровозов. К концу XIX в. почти все паровозы железных дорог страны, примыкающие к нижнему течению Волги, связанные с Москвой и Петербургом, отапливались бакинской нефтью. С 1883 по 1900 гг. потребление нефтяного топлива железными дорогами России увеличилось с 1,72 до 104,2 млн. пуд., или почти в 62 раза.259

В 80-90-х гг. XIX в. нефтяное топливо получило обширное распространение и на промышленных предприятиях России. На нефтяном топливе работали десятки фабрик и заводов Закавказья, Поволжья, Северного и Центрально-Промышленного районов. Среди них были крупнейшие машиностроительные заводы страны, такие как – Боткинский, Сормовский, Брянский, Путиловский и др.260 В 1890 г. из 35,5 млн. пуд. нефтяного топлива 11,7 млн. пуд. приходилось на текстильную промышленность.261 В 1888 г. промышленными предприятиями России было использовано в качестве топлива 8,7 млн. пуд. нефтяных остатков, в 1893 г. – 62,2, а в 1900 г. – около 145 млн. пуд.262 Общее потребление нефтяного топлива в России с 1880 по 1900 гг. увеличилось с 7 до 263,7 млн. пуд., т.е. почти в 38 раз.263

Громадное значение для увеличения объема вывоза нефти и нефтепродуктов из Баку в Россию имело создание специального нефтеналивного флота на Каспии и на Волге.264 До постройки Закавказской ской железной дороги Каспийске – Волжский водный путь был единственным для перевозки бакинской нефти265.

Л. Нобель заменил бочки для керосина наливными судами. Через десять лет на Каспийском море было уже 30 паровых наливных судов. Нефтеналивное судно общества Черноморского пароходства «Свет» в июне 1886 г. впервые в мировой практике перевозки нефтяных горючих материалов из Батуми в Лондон доставило 1700 т. бакинского керосина266.

Ежегодно 70-80 % всей продукции бакинского нефтепромышленного района вывозилось водным путем в Россию.267 В 1889 г. из Баку в Россию было вывезено 110,2, а в 1900 г. уже 352,9 млн. пуд. различных нефтяных продуктов, из коих 264,4 млн. пудов приходилось на нефтяное топливо.268

Создание Волжского наливного флота имело важное значение для доставки нефти в крупнейшие промышленные центры России.269 В середине 80-х гг. XIX в. на судах, курсировавших в Каспийском море, работало около 16 тыс. человек.270 В 1894 г. было 85 паровых судов.

Число судов пришедших в азербайджанские порты в 1897 г. равнялось 9 456. К концу XIX в. удельный вес парового наливного флота на Каспии составлял 91,3 %, а парусного – 8,7 %.271

Следует отметить, что по численности парусных судов Каспийская флотилия занимала в России первое место. Однако в эпоху империализма, в эпоху кризиса и депрессий нефтяной промышленности в Баку, грузооборот Бакинского порта заметно снижался (с 407,3 млн. пуд. в 1901 г. до 342,2 млн. в 1913 г.).272 Тем не менее, общий грузооборот Бакинского порта превосходил грузооборот таких крупнейших портов России и Украины, как Петербурга и Одессы. В 1908-1913 гг. среднегодовой грузооборот Бакинского порта равнялся 338 млн. пуд., тогда как Петербургского порта – 286 млн., а Одесского – лишь – 185 млн. пуд.273

Помимо того, что суда на Каспийском флоте перевозили нефтяное топливо, они сами также потребляли его. В 1900 г. Каспийский паровой флот использовал в качестве топлива около 20 млн. пуд. нефтяных остатков.274 В начале 70-х гг. XIX в. впервые были предприняты практические шаги по переводу на нефтяное топливо военных судов Каспийской флотилии.275

В 1884 г. Закавказская железная дорога в цистернах и в бочках перевезла из Баку 5 575 018 пуд. разных нефтяных грузов.276 С конца 80-х гг. XIX в. нефтяные грузы стали причисляться русской статистикой к разряду важнейших грузов железных дорог страны. В 1890 г. они составляли 5,9 % (116,2 млн. пуд.) от общего груза железных дорог России.277 В 1891 г. по железным дорогам было перевезено 122, а в 1900 г. – 340,4 млн. пуд. нефтяных грузов.278 В 90-х гг. XIX в. нефтяные ные грузы составляли от 6,3 до 8,9 % от общего количества грузов российских железных дорог.279 В 1890 г. по железной дороге было отправлено 50 млн. нефтяных продуктов.280 В 1896 г. по Каспийскому морю было вывезено 244,8 млн. пуд., или 79,8 % всего вывоза: Закавказской железной дороге 62,0 млн. пуд. или 20,2 %.281

Как было сказано выше, основным рынком сбыта бакинской нефти являлась Россия. К концу XIX в. вывоз нефтепродуктов из Баку на внешние рынки составлял 31,3 млн. пуд., а вывоз в Россию – 85,9 млн. пуд.282 (Приложение, табл. 3.4) В 1900 г. Бакинский порт по сухогрузу, нефтепродуктам, по перевозке пассажиров судами занимал первое место в мире. Нужно отметить, что в 1900 г. из Баку по Каспийскому морю на предприятия России (машиностроение и металлургия) было послано 20 653 тыс. пуд. нефтяного горючего.283 Большинство судов, плавающих в Каспийском море, были российскими. Проведение нефтепровода Баку-Батум способствовало тому, что нефть можно было переправлять как в Россию, так и за границу. Если в 1873 г. в некоторые губернии России было переправлено всего 40 тыс. пуд. нефти284, то в 1901 г. эта цифра достигла 51,6 млн. пуд.285 В 1900 г. вывоз из Баку нефтепродуктов (осветительных и смазочных масел, сырой нефти, нефтяных остатков и прочих продуктов) в Россию и за границу составил 441,6 млн. пуд.286

В период с 1902-1904 гг. 47-48 % товарооборота приходилось на долю Бакинской станции, а более 30 % перевозимых по железной дороге составляли нефть и ее продукты. К началу XX в. увеличивается вывоз сырой нефти и смазочных масел. В 1900-1904 гг. вывоз смазочных масел составлял 15,2 млн. пуд (3,1 %), сырой нефти – 30,6 млн. пуд (6,8 %). Несмотря на экономический кризис 1901-1903 гг., в Бакинской нефтяной промышленности ежедневно добывалось 100 тыс. пуд. нефти.287

Вывоз товаров из Бакинского порта с каждым годом увеличивается, о чем видно из таблицы 5(приложение). Если в 1883 г. во внутренние губернии России вывозилось 12 532 061 пуд., то в 1901 г. этот вывоз доходит до 51,6 млн. пуд. В 1913 г. только по Каспию и Волге было вывезено в Россию 270,1 млн. пуд. керосина и др. нефтепродуктов, а в 1916 г. – 337,1 пуд. керосина.288 С началом первой мировой войны потребление ВМФ России нефтяного топлива резко увеличилось. Так, если в 1913 г. Каспийская флотилия получала 250 тыс. пуд., то в 1916 г. – 18 млн. пуд. мазута и около 0,8 млн. пуд. различных нефтепродуктов. Только с мая 1916 г. по май 1917 г. ВМФ России получил более 20 млн. пуд. различного нефтяного топлива. Таким образом, как в предвоенные годы, так и в годы первой мировой войны бакинская нефть занимала ведущее место в снабжении военно-морского флота России.289

Менялся состав и вывозимых из Баку во внутренние губернии России нефтепродуктов: наряду с керосином, который занимал главное место среди них, вывозились бензин, смазочные масла и т.д.290 Больше всего перевозится нефтяных остатков, играющих роль топлива для обрабатывающей промышленности, на втором месте стоит перевозка осветительных масел (т.е., главным образом, керосина), на третьем – сырой нефти, которая идет для дальнейшей переработки на нефтеперегонные заводы в качестве топлива двигателей внутреннего сгорания, на четвертом месте стоит перевозка смазочных масел и, наконец, прочих продуктов (гудрон, парафин, и пр.).291

Рост потребления нефтяного топлива в России виден также из вывоза нефтяных остатков в Астрахань – этот важнейший распределительный пункт, через который снабжались все народнохозяйственные потребители жидкого топлива.292 В среднем ежегодно сюда вывозилось в 1889-1893 гг. – 94,2 млн. пуд., в 1894-1898 г. – 180,2 млн. пуд. При этом потребление нефти фабриками и заводами к этому времени колебалось от 200 до 500 тыс. пуд. в 7 губерниях России, от 500 тыс. до 1 млн. пуд. – в 7; от 1 до 5 млн. пуд. – в 11; от 5 до 10 млн. пуд. – в 3; во Владимирской губ. – 13,2 млн. пуд.; в Московской – 30,3 млн.293

Астраханский рынок принял из Баку в 1906 г. всех нефтяных продуктов 2.467.399 пуд., в том числе нефти и ее остатков 205,3 млн. пуд.; в 1907 г. 2.844.788 пуд., в том числе нефти и ее остатков 232,5 млн. пуд.294

Однако на российских рынках все еще высок был удельный вес американского керосина295. Несмотря на то, что в 1898-1901 гг. добыча нефти в России превысила американскую, вывоз американской нефти превышал вывоз из России. При одинаковой в целом добыче нефти соотношение производства керосина в Америке и России приблизительно равнялось 2:1, а экспорта нефтепродуктов 3:1.296

Российский керосин конкурировал с американским на английском рынке. Экспорт его в Англию находился в руках Нобеля. В 1897 г. Ротшильд торговал русской нефтью в Англии. Бакинский керосин проникал и в другие страны Европы. Одним из важных рынков сбыта бакинского керосина была Германия. Бакинский керосин продавали в Австрии, Индии, Китае, Индокитае, Австралии, Японии и в др. странах.

В связи с ростом вывоза керосина и других нефтепродуктов и невозможностью полностью обеспечить их транспортировку возникла идея сооружения прямого нефтепровода Баку-Батум. Строительство этого величайшего в мире керосинопровода началось в 1897 г.,297 протяженность которого было 829 верст, и стоил он 50 млн. руб. Основным автором проекта был профессор Санкт-Петербургского технологического института Н.Л. Щукин.298 Строительство его завершилось в 1907 г. Керосинопровод использовали как для внутреннего потребления, так и для вывоза через морской порт Батум за границу и в центральные районы России.299

Как писал Г.Е. Старцев: «Нефтяная промышленность России получила мировое значение… В 1897 г. вывезено нефтяных товаров на 25 млн. руб., а в 1900 г. – на 46 млн. руб. Нефтяное топливо только за десятилетие сберегло стране 26 млн. руб. саженей дров. Акциз на керосин, введенный в 1888 г., дал государству 217 млн. руб., нефтяные грузы дали железной дороге чистой прибыли до 40 млн. руб. С 1900 г. акциз с керосина принес 26 млн. руб., закавказская дорога дала чистых 7 млн. руб., итого казна получила 33 млн. руб. + попутная плата 5 млн. руб., и того около 40 млн. руб. прибыли. Таково экономическое значение нефтяной промышленности. Во всей истории русской промышленности нет другого такого примера».300

В период бурного развития бакинской нефтяной промышленности в конце XIX в., а точнее в 1886-1892 гг., обозначились явления кризиса перепроизводства.301 Конкурентная борьба бакинских керосинозаводчиков, к резким колебаниям нефтяных цен и запасов не вывезенных нефтепродуктов, вызвала серьезную тревогу у потребителей жидкого топлива.302 В 1886 г. в Баку возник «мазутный кризис», бакинские нефтепромышленники сожгли 26 млн. пуд. мазута. Нефть не находила сбыта на рынке. Цена на нее резко падала. Кризисы тяжело отражались на положении рабочих. За кризисами следовали периоды застоя, а затем – нового оживления производства.

В конце XIX в. в Российской империи шел быстрый процесс концентрации производства, создания монополистических объединений, сращивания промышленного и банковского капиталов. Политика Николая II содействовала возникновению капиталистических монополий.303 Нефтяная промышленность была одной из наиболее монополизированных отраслей хозяйства. Добыча нефти и её рынок постепенно сосредотачивались в руках небольшого числа крупнейших монополистических объединений. За 15-20 лет нефтяная промышленность проделала эволюцию от низших форм монополий к самой высокой форме монополистического объединения. В нефтяной промышленности, как и во многих других отраслях тяжелой индустрии, крупные капиталистические предприятия создавались в форме акционерных обществ. В 1883 г. в Бакинском районе существовала одна фирма с добычей нефти свыше 10 млн. пудов, а в 1890 г. таких фирм было уже 8, и на их долю приходилось 65,5 % всей нефтедобычи.304 Высокая концентрация производства была характерна для нефтяной промышленности уже на ранней стадии ее развития. Доля крупнейших фирм в общей нефтедобыче составляла (в %): 1883 г. – 66,3; 1884 г. – 55,4; 1885 г. – 70,4; 1886 г. – 62,5; 1887 г. – 63,1; 1888 г. – 62,1; 1889 г. – 64,1; 1890 г. – 65,4.305

Конец ознакомительного фрагмента.