© Борис Максименко, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Максименко Борис Владимирович
Член Российского союза писателей. Родом из Сибири.
По линии папы – украинец из запорожских казаков, что служили ещё в войске Богдана Хмельницкого.
По линии мамы – русский, из старого русского дворянского рода Пещуровых, ближайших соратников и родственников царствующего рода Романовых.
Закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков, факультет ВВС Военно-политической академии и Самарский институт менеджмента.
Военный лётчик-инструктор первого класса. Освоил типы самолётов: Л-29, Ил-28, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Л-39. Общий налёт 1800 часов. Полковник запаса.
Работал в городской администрации города Самара и бизнесе – директором филиалов различных Московских компаний.
Покинув офисы, стал – водителем такси, где получил бесценный литературный материал.
В настоящее время – Начальник Профессионального образовательного учреждения «Красноярский СТК РО ДОСААФ России Самарской области».
Литературной деятельностью занимаюсь более 10 лет. Печатался в местных и региональных СМИ и на литературных сайтах в интернете.
Рассказы включены в книгу к 45-летию Барнаульского ВВАУЛ: «Роспуск – элемент полёта, а не его окончание…»
У меня свой Президент, своя Дума, своё Правительство и своя Крыша. Прошу любить и, желательно, жаловать. Член ДОСААФ.
Книги: «Престол», «В зените ясно», «Армейские судьбы», «Форсаж».
Киносценарий для полнометражного художественного фильма «Престол» по одноимённому роману.
Глава 1. Александр Архипович Пещуров
По ночам в вагоне было ещё холодно. Поезд шёл на восток. Увозил из обжитых мест крестьян Тамбовской губернии в неизвестную Сибирь.
Александр Архипович Пещуров курил трубку. Сквозь приоткрытую щель смотрел за пробегающими станционными домиками, телеграфными столбами, изредка появляющимися людьми. Что они там делали, куда шли, какие хлопоты позвали их в дорогу? В углу хлопотала супруга Акулина. Накормила детей: сына Михаила и дочь Марию. В углу лежал семейный скарб. В этом же вагоне в загоне везли скотину.
В соседних вагонах ехали так же семьями. Крестьяне по Столыпинской реформе ехали в Сибирь на свободные земли. Ехали переселенцы семьями с одной местности, а составляли целый поезд.
Александр Архипович не был крестьянином, он был помещиком. Было у него имение вблизи г. Тамбова в селе Красносвободное. Первая революция 1905 года всколыхнула народ, начались бунты. Крестьянское волнение наиболее сильно охватило Тамбовскую губернию. Более 100 имений помещиков было сожжено и разрушено. На семейном совете решали: стоит ли заново отстраиваться? И зачем, если опять сожгут. Решили переселяться. А куда? В более спокойный район и подальше от этих мест. Решили воспользоваться начавшейся Столыпинской аграрной реформой.
Столыпинская аграрная реформа – обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью – устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Свободные земли были в Сибири.
Через неделю эшелон миновал город Омск и прибыл на ж.д. станцию Калачинская.
На запасных путях разгрузились. Их семьям определили для заселения земли в н. п. Зенкуль Нижне-Омского района. Двигались колонной. Сначала на север и затем, по большаку Москва-Владивосток на восток и затем по просёлочной дороге на север вглубь лесов.
Земли вдоль дорог были уже заняты их предшественниками. Селились, так же как и прибывали группами. Вот деревня Придорожное. Заселились прибывшие из Полтавкой губернии с Украины. Вот деревня Камышинка. Заселились крестьяне, приехавшие с Мордовии.
Бывшие крестьяне из Тамбовской губернии прибыли в деревню Зенкуль. Теперь это их новая родина. Им здесь предстоит жить. Стали обустраиваться. Строили временное жильё – землянки. Валили лес, выкорчёвывали пни. Готовили свои земельные наделы к посеву.
Одиночных домов как таковых не было. Сначала ставили времянки из кругляка, а углы в них рубили в охряпку, то есть как можно быстрее. У крепких хозяев за неделю так времянка вставала и обживалась. В первую очередь старались распахать пашню, посеять хлеб и убрать урожай, рубили хлева и загоны для скота. Дома же строили через год-два, а кто-то и десяток лет ютился во времянке.
Семьи переселенцев, как правило, были многодетными: обретенные ими земли в Сибири надо было осваивать еще новыми и новыми рабочими руками. В семье Александра и Акулины в 1908 году родился сын Сергей. (Сразу скажу – наш дед.) И затем дочь Зинаида.
Не безликое существование, а свой уклад культуры – веры, обрядовости, архитектуры, воспитания, хозяйствования привезли с собой в Сибирь из разных этнических уголков России люди.
Только за 1908 год в Сибирь переселилось 700 тыс.