Вы здесь

Россия в мире репараций. Репарации за колониализм (В. Ю. Катасонов, 2015)

Репарации за колониализм

В учебниках и словарях репарации чаще всего увязывают с войнами. Их определяют как компенсации, которые страны-победительницы взыскивают с побежденных стран за понесенный ущерб. Репарации в ХХвеке пришли на смену контрибуциям. Последние были, по сути, данью, которую победители получали от побежденных стран и не привязывались к ущербу. К середине ХХ века контрибуции были полностью запрещены международным правом, остались лишь репарации.

Новые толкования репараций в XXI веке

Сегодня, в XXI веке, понятие «репарации» сильно расширилось. Под ними стали понимать межгосударственные компенсации за любые виды ущерба.

Один из новых видов репараций – компенсации за ущерб, понесенный странами от колониализма и неоколониализма. Их можно назвать репарациями за колониализм или колониальными репарациями. Сразу отметим, что пока такие репарации существуют почти исключительно в теории. Однако идет активная работа по расчету ущерба, который те или иные страны понесли от колониализма, готовятся репарационные требования к странам-метрополиям, делаются попытки узаконить репарации за колониализм в международном праве.

Нет никакого сомнения, что современный мировой политический и экономический порядок в значительной степени сформировался в результате многовековой колониальной и неоколониальной политики Запада. Материальное благополучие «золотого миллиарда» строится не на собственной сильной и эффективной экономике, а на глобальной системе эксплуатации богатым «севером» бедного «юга». Пусть никого не вводит в заблуждение статистика ВВП. МВФ, ООН и другие международные организации утверждают, что страны «юга» сегодня начали развиваться быстрее, чем страны «севера». Они действительно ускоренно наращивают производство, которое, однако, направлено на удовлетворение не внутренних потребностей, а потребностей стран «золотого миллиарда». Парадокс заключается в том, что разрыв в показателях производства стал сокращаться, а социальная поляризация в мире продолжает нарастать. Это вынуждена признать ООН. Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах. Примечательно, что за последние четыре десятка лет этот разрыв удвоился.


Колониализм: британцы в Нигерии


В прошлом веке развивающиеся страны, опираясь на поддержку СССР и других социалистических стран, пытались исправить эту тревожную тенденцию. В рамках так называемой «группы 77» («движение неприсоединения») велась борьба за преодоление последствий колониализма и неоколониализма. Важной вехой этой борьбы было принятие 1 мая 1974 года на Генеральной Ассамблее ООН Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Она предусматривала восстановление эквивалентного торгового обмена в торговле «север – юг», ограничения хищнической деятельности транснациональных корпораций и банков в развивающихся странах, расширение помощи наиболее бедным странам, списание с них накопившихся внешних долгов, предоставление преференций при доступе товаров стран «юга» на рынки стран «севера» и т. д. В Декларации было зафиксировано также право развивающихся стран на репарации за колониализм: «Все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранным и колониальным господством или под гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов».

После окончания «холодной» войны началось формирование нового экономического порядка, однако отнюдь не того, который провозглашался в ООН в 1974 году. Сегодняшний новый экономический порядок, который часто называют «экономической и финансовой глобализацией», фактически реанимировал многие формы неоколониализма и колониализма. Очевидно, что «бенефициары» экономической и финансовой глобализации (страны «золотого миллиарда», транснациональные корпорации и банки) постарались тему колониальных репараций вообще «закрыть».

Однако сегодня, в XXI веке, наблюдаются определенные признаки того, что борьба за новый мировой экономический порядок в интересах стран периферии мирового капитализма (ПМК) возобновляется. Одним из проявлений этой активности является создание группы БРИКС, а также консолидация стран ПМК в рамках «группы двадцати».

В контексте нашей работы нас интересует такой аспект борьбы за НМЭП, как репарации за колониализм. Я эту тему уже поднимал в своей статье «Репарации за колониализм». Развивающиеся страны прекрасно понимают, что «живыми» деньгами им репараций никогда не получить. Поэтому основной формой возможных репараций они рассматривают списание бедным странам «юга» их внешней задолженности — полностью или хотя бы части. Некоторые страны ПМК находятся просто в катастрофическом положении. Например, по последним данным МВФ, внешний долг Либерии составляет 606 % от ВВП, Республики Конго – 155 %, Зимбабве – 132 % и т. д.

Африканские претензии к Западу за работорговлю

Старт новому раунду борьбы развивающихся стран за возмещение ущерба, причиненного им колониализмом, дала Всеафриканская конференция по репарациям, состоявшаяся в Нигерии в 1993 году. На ней были делегаты не только из Африки, но и других континентов. Тогда ямайский адвокат Энтони Гиффорд выступил с заявлением, что рабство народов «черного континента» было преступлением против человечества и согласно международному праву жертвам насилия полагается возмещение ущерба от тех, кто посягнул на их жизнь и свободу».


Энтони Гиффорд


Еще раньше, в 1991 году, ОАЕ приняла решение о создании Африканской комиссии по репарациям (АКР). Как уже говорилось, она подсчитала, что европейские страны и США нанесли ущерб черному континенту на 777 трлн. долларов. Эта сумма была обнародована в 1999 году. Расчет учитывал только ущерб, порожденный работорговлей. Историки считают, что с XV по XIX век европейскими работорговцами через Атлантику было вывезено примерно 11–12 млн. африканцев. Плюс к этому некоторые ученые полагают, что в VIII–XVIII веках арабские работорговцы вывезли не меньше невольников из Восточной и Южной, а также Центральной Африки в Европу.

Помимо работорговли африканцы несли и другие убытки – потери от широко применявшегося в годы колониализма принудительного (по сути – рабского) труда в самих африканских странах, недополученной выгоды в связи с тем, что на колониальных территориях развивались европейские и американские, а не местные компании, вообще – сдерживалось развитие национальной экономики. Однако этот ущерб не был включен в упомянутую сумму – 777 трлн. долларов. Очевидно, что сумма ущерба, подсчитанного АКР, была достаточно условной. И нереальной (она примерно в 20 раз превышала мировой ВВП на начало 1990-х гг.). Целью анонсирования ее в мировых СМИ было привлечение общественного внимания к теме репараций за колониализм и инициирование обсуждения данной проблемы на уровне ООН. А при необходимости – подготовки в дальнейшем исков бывших колоний и полуколоний в Международный суд в Гааге и суды отдельных стран.

Частные репарации за последствия апартеида в ЮАР

Судебные иски уже стали поступать в разные суды. Получение компенсаций через суд можно назвать частными репарациями в отличие от государственных репараций. Последние представляют собой выплаты на основе межправительственных (двусторонних и многосторонних) соглашений.

Особую активность по выбиванию частных репараций за колониализм проявляет Южная Африка. Формально южноафриканское правительство не участвует в подаче исков, но поощряет действия правозащитных организаций, специализирующихся на подобных делах. Наиболее известная из таких организаций – «Кулумани» (Khulumani Support Group).




Ответчиками по искам выступают не государства, а банки и компании. Летом 2002 года известный американский юрист Эд Фаган предъявил в суде Манхэттена иск о возмещении ущерба от имени группы южноафриканцев – жертв режима апартеида крупнейшим банкам Швейцарии UBS и Credit Suisse на сумму свыше 50 млрд. долларов. Эд Фаган известен тем, что в свое время стоял у истоков подготовки исков жертв нацизма. Иск был адресован некоторым швейцарским банкам и германским предприятиям. Та операция закончилась, как известно, миллиардным возмещением ущерба пострадавшим в годы Второй мировой войны от нацизма и его фактических сообщников (почти исключительно это были жертвы, которые проходили по графе «Холокост»).

Правозащитные организации Южной Африки в 2002 году объявили, что иски от имени пострадавших в условиях апартеида будут предъявлены также банковским учреждениям Германии, Франции и Великобритании[21]. Опуская многие детали истории, отметим, что первоначальные иски, предъявленные в 2002 году и направленные против большого числа фирм, были отвергнуты. Однако в 2007 году апелляционный суд США принял решение о повторном рассмотрении обращений. В апреле 2009 года окружной суд в Нью-Йорке разрешил проведение процессов по некоторым искам. Требования жертв бывшего режима апартеида поддержал президент Южной Африки Джейкоб Зума. Его предшественник на этом посту Табо Мбеки занимал более сдержанную позицию и дистанцировался от истцов, ссылаясь на то, что эта проблема может негативно отразиться на международных связях ЮАР[22].

9 апреля 2009 года федеральный судья в Нью-Йорке по иску упомянутой выше правозащитной организации «Кулумани» вынес следующее решение: «Кулумани» имеет право подать в американский суд иски о получении компенсаций с тех международных компаний, которые явно помогали тогдашнему Правительству ЮАР в репрессиях против черного большинства, т. е. участвовали в нарушении прав человека на «черном континенте». Иначе говоря, список компаний и банков, которые могли выступать ответчиками, был существенно урезан. Были поданы иски, ответчиками по которым числятся такие гиганты международного бизнеса, как «Дженерал моторс», «Ай-би-эм», «Форд», «Барклайз», «Бритиш петролеум», «Шелл». По словам адвоката истцов Майкла Хаусфелда, обвинения выдвинуты также против германской «Райнметалл» и швейцарской «Эрликон» – производителей оружия, японской компьютерной фирмы «Фуджицу». Всего в ЮАР миллионы чернокожих добиваются репараций от западных фирм – сторонников апартеида на несколько миллиардов долларов. С момента согласия федерального суда США на подачу исков от жертв апартеида прошло уже более пяти лет. Однако на сегодняшний день ни один из южноафриканских истцов компенсацию не получил.

Первый успех на фронте борьбы за выплату колониальных репараций

Иски жертв южноафриканского апартеида к Западу – не единственный пример попыток получения компенсаций за колониализм подобным способом. Еще с 2001 года в одном из американских судов находится иск намибийского народа гереро к Германии на сумму 4 млрд. американских долларов с требованием компенсации ущерба от геноцида. Во время колониальной экспансии Германии на рубеже Х1Х – ХХ веков на территории нынешней Намибии гереро подверглись геноциду. Германские войска почти полностью истребили их ради захвата земель, наиболее пригодных для жизни по климату и природным условиям. Верховный вождь гереро Куаима Рируако заявил: «Мы хотим репараций за пролитую нами кровь и отобранные у нас землю и скот. Я призываю германский народ и церковь оказать давление на Правительство Германии, чтобы оно выплатило нам репарации». С тех пор прошло уже 13 лет, а намибийские истцы не получили от Германии ни одной копейки компенсаций.


Куаима Рируако


Для сравнения. Та же Германия на протяжении ряда десятилетий исправно выплачивает репарации жертвам холокоста, причем без всяких судебных решений, добровольно. Трудно даже оценить общий масштаб компенсаций жертвам холокоста, поскольку этим занимаются сразу несколько общественных организаций. Наиболее известная из них – Ассоциация материальных претензий евреев к Германии. Ассоциация с 1951 года от Правительства Германии получила порядка 70 млрд. долларов. В 2015 году сумма выплат по каналам этой организации (по ее же собственным данным) составит 266 млн. дол., в 2016-м – 273 млн. и в 2017-м – 280 млн. долларов[23].

Среди судебных исков по возмещению ущерба от колониализма стоит выделить особо иск ветеранов антиколониального восстания мау-мау 1950– 1960-х годов в Кении. Действуя по приказам из Лондона, британские военнослужащие и агенты спецслужб в 1954–1961 годах убили, искалечили, подвергли тюремному заключению и пыткам свыше 200 тыс. человек в Кении, которая была тогда британской колонией.

Иск был направлен в лондонский суд в 2007 году. Кенийцы потребовали от правопреемников британских колонизаторов – современного Правительства Соединенного Королевства – компенсации в 59,75 млрд. фунтов стерлингов за совершенные британскими войсками зверства при подавлении восстания. Ветераны освободительного движения были настроены решительно, заявив, что если им откажут в Лондоне, они обратятся в Международный суд в Гааге. Защищало интересы истцов в лондонском суде британское адвокатское бюро Leigh Day. В июне 2013 года оно сумело добиться выплаты кенийцам 19,9 млн. фунтов стерлингов (23,04 млн. евро).


Подавление восстания мау-мау


Хотя это составляет всего лишь треть от заявленной суммы иска, решение суда можно рассматривать как победу. Не только кенийцев, но и всех других жертв колониализма и неоколониализма. Решение лондонского суда – прецедент, который произвел панику на Западе и одновременно вдохновил развивающиеся страны на продолжение борьбы за выплату колониальных репараций.

Инициатива CARICOM

В 2013 году возникла еще одна инициатива по предъявлению бедным «югом» репарационных претензий богатому «северу». По мнению экспертов, она имеет высокие шансы на успех. Инициатива исходит от 14 стран – членов Карибского сообщества (CARICOM)[24]. В июле 2013 года представители всех стран CARICOM в ходе встречи на острове Тринидад решили совместно добиваться компенсаций от бывших метрополий за «затянувшиеся последствия трансатлантической работорговли». Для реализации этого решения была создана региональная комиссия по репарациям, в которую вошли представители аналогичных национальных структур. В итоге 12 стран – членов CARICOM заявили, что будут добиваться компенсаций от Великобритании, 13-я (Гаити) – от Франции, а 14-я (Суринам) – от Голландии.

10 марта 2014 года Карибское сообщество приняло Программу репарационных мер в бассейне Карибского моря, состоящую из десяти пунктов. Здесь и оказание содействия в культурном и социальном развитии стран региона, и передача новых технологий для преодоления сырьевой специализации национальных экономик. Наиболее важным является десятый пункт программы. Он предусматривает списание внешнего долга для того, чтобы страны Карибского бассейна могли выбраться из финансовой ловушки, в которую, по их мнению, они попали в результате колониальной и неоколониальной политики европейских стран[25]. Алгоритм действий Карибского сообщества достаточно прозрачен. Сначала подсчет ущерба. Затем обращение к правительствам Великобритании, Франции и Голландии с предложением решить проблему во внесудебном порядке. В случае отказа европейцев от такого варианта – обращение в суды европейских стран. В случае отказа от принятия исков или отказа в удовлетворении исков – обращение в Международный суд в Гааге. Тем не менее, с самого начала CARICOM для получения консультаций и защиты своих интересов заключило соглашение с британским адвокатским бюро Leigh Day. По словам главы бюро Мартина Дэя (Martyn Day), члены CARICOM заинтересованы в досудебном урегулировании проблемы. «Без сомнения, они захотят попытаться разрешить ситуацию по-хорошему. Но, думаю, нас наняли, чтобы показать всю серьезность намерений», – пояснил Дэй.

Прецеденты для репарационных требований КАРИКОМ

Выбор адвокатской конторы Leigh Day был не случаен. В июне 2013 года адвокаты этой конторы добились решения лондонского суда о выплате 19,9 млн. фунтов стерлингов (23,04 млн. евро) кенийцам. Речь идет о лицах, которые пострадали при подавлении Британской империей восстания племени мау-мау 1952–1960 годов (восстание под лозунгом «За землю и свободу!» против английской практики отъема земель у африканцев). Сумма компенсации, на первый взгляд, небольшая; кстати, она оказалась в три раза меньше той, которую запрашивали истцы. Но важно, что создан судебный прецедент, и страны CARICOM надеются на успех.

Впрочем, как адвокаты Leigh Day, так и представители CARICOM в своих требованиях собираются апеллировать и к другим прецедентам. Самый масштабный пример компенсаций – Япония, которая действительно выплатила большие суммы странам, возникшим на бывших оккупированных территориях после Второй мировой. Но это было выгодно самой Японии, поскольку она хотела восстановить серьезно подпорченные отношения с азиатскими странами. Конечно, эти выплаты можно воспринимать как военные репарации, но они имели и некоторые признаки колониальных репараций.

Еще один прецедент относится совсем к недавнему времени, и он замалчивается мировыми СМИ. В августе 2008 года итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони нанес визит ливийскому лидеру Муамару Каддафи и подписал итальянско-ливийское Соглашение о дружбе и сотрудничестве. Напомним, что Ливия находилась под управлением Италии в 1911–1943 годах. Ливийское руководство обвиняло Рим в том, что во время оккупации тысячи ливийцев были убиты или стали беженцами, и требовало извинений от руководства Италии и соответствующих материальных компенсаций.


Муамар Каддафи


Стоит также заметить, что Муамар Каддафи был, пожалуй, наиболее активным и последовательным сторонником выплаты компенсаций и репараций за колониализм африканским странам. И он сумел этого добиться от Берлускони. Упомянутое Соглашение предусматривало, что Италия в порядке «компенсации за оккупацию и колониализм» инвестирует 5 млрд. дол. в инфраструктуру Ливии в течение 25 лет. Однако уже через три года начались всем известные события в Ливии, которые не позволили реализовать достигнутые договоренности. Биографы М. Каддафи отмечают, что он был убит, в том числе по той причине, что его борьба с колониализмом и его последствиями очень раздражала «демократический» Запад.

В связи с инициативой CARICOM вспоминают еще один прецедент, который, наоборот, является очень старым. В 1833 году британский парламент в связи с отменой рабства постановил выплатить английским плантаторам-рабовладельцам на островах Карибского бассейна 20 млн. фунтов стерлингов в качестве компенсации. В то время это были большие деньги, примерно 40 % расходной части бюджета британского правительства. Сегодня дотошные историки вспомнили, что среди получателей компенсаций за утрату живой собственности оказались и предки Грэма Грина, и Джорджа Оруэлла, и даже нынешнего премьера Дэвида Кэмерона. Прецедент может требовать «справедливости» и для бывших рабов или наций, в состав которых вошли их потомки. Прецедент 1833 года дает странам Карибского сообщества некоторые количественные ориентировки для исчисления контрибуций. По подсчетам историка Ника Драппера (Nick Draper), тогдашняя сумма компенсаций плантаторам-рабовладельцам эквивалентна нынешним 21 млрд. долларов[26]. А вот председатель Национальной комиссии Ямайки по репарациям профессор Верена Шеферд (Verene Shepherd) считает, что современный эквивалент тогдашних компенсаций намного больше. Она заявила следующее: «Великобритания при отмене рабства в 1834 году заплатила британским плантаторам в странах Карибского бассейна около 20 миллионов фунтов стерлингов, что эквивалентно 200 миллиардам фунтов в пересчете на современные деньги. Но наши предки не получили ничего. Они получили свою свободу и напутствие: “Развивайтесь самостоятельно”»[27]. Судя по заявлениям отдельных представителей CARICOM, сообщество в своих репарационных претензиях будет ориентироваться на оценку Верены Шеферд.

А вот власти Гаити вспомнили о другом прецеденте времен отмены рабства. Франция признала в 1825 году независимость Гаити, однако потребовала от ее народа возмещения имущественных потерь плантаторов в размере 90 млн. франков. Островное государство выплачивало эту сумму (ее называют то контрибуцией, то репарацией) до конца 1940-х годов. Нынешние власти Гаити в рамках инициативы CARICOM хотели бы от Франции не только извинений за колониальное прошлое, но и возвращения несправедливо наложенной на Гаити контрибуции.

Сопротивление Запада и ревизия истории

Бывшие европейские метрополии прямо или завуалированно заявляют о своем нежелании платить за колониальное прошлое странам CARICOM. Как сказал верховный комиссар Великобритании на Ямайке Дэвид Фиттон (David Fitton), «дело о восстании мау-мау не должно считаться прецедентом, и британское правительство выступает против репараций за рабство. Компенсации – неверный подход к исторической проблеме».

Тогдашний президент Франции Николя Саркози еще в 2010 году заявил, что не собирается возвращать Гаити упомянутую выше контрибуцию. На том основании, что Франция, мол, оказывала экономическую помощь Гаити после Второй мировой войны. Саркози напомнил, что Франция только что списала Гаити долг в 56 млн. евро, а также оказала острову экономическую поддержку еще на 40 млн. евро. Но обещал новую помощь в связи с разразившимся на острове в 2010 году землетрясением.

Вопрос о возможном иске CARICOM обсуждался на заседании Правительства Великобритании в конце 2013 года. Британские министры выразили опасения, что случай может стать прецедентом для претензий по разным случаям других бывших колоний британской короны. Примечательно, что на двухсотую годовщину запрещения работорговли в Великобритании (в 2007 г.) один из лидеров консервативной партии Уильям Хэйг в своей речи, посвященной этому событию, сказал: «Продажа мужчин, женщин и детей проводилась законно от имени нашей страны в таких огромных масштабах, что она стала большим и прибыльным коммерческим предприятием». А вот оказавшись на посту главы МИДа Великобритании (ушел с этого поста в июле прошлого года), Хэйг стал выступать против компенсаций бывшим колониям. В официальном заявлении его ведомства в связи с требованиями CARICOM говорится, что в то время как Британия «осуждает рабство и стремится к устранению его там, где оно все еще существует, мы не видим репарации в качестве ответа».

В заключение хотелось бы отметить, что в течение последних лет на Западе стало выходить большое количество книг, в которых доказывается, что негативное влияние колониализма и неоколониализма на социально-экономическое развитие (мнение, бытовавшее на протяжении XIX–XX вв. даже в западной экономической и исторической науке), явно преувеличено. Некоторые авторы даже пытаются доказать, что метрополии помогли странам Африки, Азии и Латинской Америки преодолеть их «дикость» и «отсталость», что без помощи Запада страны «юга» находились бы на гораздо более низком уровне развития. Одним словом, началась мощнейшая ревизия мировой истории взаимоотношений «севера» и «юга».