Введение
После образования Российской Федерации на обломках СССР она сразу же попала в сети колониальной зависимости от Запада и стала объектом эксплуатации транснациональных корпораций и транснациональных банков. С 2014 года в связи с событиями на Украине наблюдалается мощная эскалация информационной, психологической и экономической войны Запада против России. В результате такого «прессинга» Россия стала «просыпаться», все более активно заявлять о себе как ключевом субъекте мировой политики, как стране, имеющей свои национальные интересы. В том числе – экономические.
В контексте экономической войны Россия должна выстраивать систему обороны, призванную защитить страну от дальнейшего разграбления Западом. Сейчас на смену достаточно длительному периоду банального разграбления России пришло время, когда Запад стал предпринимать попытки по ее удушению. Я имею в виду экономические санкции сначала со стороны Вашингтона, а затем и Брюсселя. Нам не стоит заниматься игрой в пинг-понг, отвечая на очередную порцию западных санкций санкциями примерно такого же типа и «калибра». Отвечать нужно с помощью «асимметричных» мер, т. е. таких мер, которые обладают гораздо большей «убойной силой». Среди таких можно назвать, например, выход России из Всемирной торговой организации (ВТО). Или, скажем, объявление дефолта по нашим внешним долгам[1].
Как говорят военные, лучшая оборона – наступление. В полной мере это правило применимо и к экономической войне. Одним из вариантов такой наступательной политики является выдвижение наших требований к Западу по поводу возмещения того ущерба, который был нанесен России. Более коротко это наступательное оружие можно назвать компенсационными требованиями. Часто их называют репарационными требованиями. Ранее под репарациями понимались обязательства по компенсации ущерба, который возникал в ходе «горячих» войн. Проигравшие страны выплачивали репарации в денежной или натуральной форме странам-победительницам.
Сегодня в мире наряду с традиционными войнами (с использованием оружия) все большую роль приобретают такие виды действий, как информационная, психологическая, организационная, компьютерная (кибервойна), экономическая война.
Разновидностями экономической войны являются торговая, валютная и кредитная. Если в предыдущие века репарации и контрибуции были финалом и результатом войн, то в настоящее время они превращаются в оружие войны. Одной из разновидностей экономической войны становится репарационная война. Суть ее в том, что одни государства предъявляют другим государствам свои репарационные требования. Эти требования могут привязываться к ущербу как военного, так и невоенного происхождения. Целью таких репарационных требований может быть их монетизация (получение компенсаций в денежной форме) или же «конвертация» в уступки неэкономического характера. Или же погашение встречных репарационных требований.
Примечательно, что тема репарационных требований сегодня напрямую затрагивает Россию. С одной стороны, в мире появляется все больше государств, которые в адрес нашего государства выдвигают разного рода претензии (политические, территориальные, экономические). Подобное было всегда в истории России. Новое заключается в том, что стала наблюдаться тенденция монетизации этих претензий, их оформления в виде репарационных требований. С другой стороны, и Российская
Федерация в условиях обострения международной обстановки вынуждена проводить ревизию своих требований репарационного характера к другим странам. Особенно к тем, которые проявляют недружественное отношение к России.
В данном случае я имею в виду, прежде всего, инициативу депутата Государственной Думы Михаила Дегтярева (фракция ЛДПР). В начале февраля 2015 года он сделал публичное заявление по вопросу германских репараций времен Второй мировой войны. По его мнению, Германия почти ничего не заплатила СССР для возмещения ущерба, нанесенного нашей стране в годы войны. С ГДР, ставшей союзником, вскоре после образования этого государства на немецкой земле было заключено соглашение о прекращении взимания репараций, а с ФРГ и объединенной Германией таких соглашений не было. Как полагает Дегтярев, вопрос открыт и весьма актуален. По мнению Михаила Дегтярева, сумма репараций в текущих ценах должна быть не менее 3–4 трлн. евро, которые Германия должна заплатить правопреемнику СССР – Российской Федерации. Народный избранник предложил создать рабочую группу для подготовки практических решений по репарациям нашим государством. Он выразил надежду, что в рабочую группу войдут представители Беларуси, Украины и других республик бывшего СССР, которые также имеют право претендовать на репарации от объединенной Германии.
Я считаю вопрос, поднятый депутатом Михаилом Дегтяревым, очень своевременным. Более того, полагаю, что он должен быть расширен. Нам надо иметь представление не только по репарациям Германии времен Второй мировой войны, но также обо всех наших потенциальных требованиях к другим государствам. А также о тех репарационных «ударах», которые могут быть нанесены по России. Иначе говоря, Россия должна быть способна активно и успешно участвовать в разворачивающейся в мире «репарационной войне». Цель данной книги – внести скромную лепту в укрепление позиций России в мировой «репарационной войне».