Глава 2
Россия. Путин.
Преемник
В 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 года первый Президент Российской Федерации Б. Ельцин, как упоминалась ранее, досрочно сложил с себя полномочия, передав их Председателю Правительства В. Путину. Церемония состоялась в Кремле в кабинете Президента России в присутствии высшего духовного лица государства Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В тот же день состоялась передача «ядерного чемоданчика». На данной церемонии также присутствовали высшие чиновники государства, которые зафиксировали этот факт лично46.
По словам Б. Ельцина, несмотря на то, что для остальной России, а также для многих представителей политических элит страны, его решение об отставке стало полной неожиданностью, например, как для С. Шойгу, занимавшего тогда пост главы МЧС, с В. Путиным он провел предварительный разговор еще 14 декабря 1999 года47.
По мнению первого Президента России, после его ухода, исполняющим обязанности должен был стать именно Путин, требовалось его согласие. Но он не спешил с ответом. Более того, современники, приводя беседу двух государственных деятелей в своих работах, цитируют ответ Путина: «Думаю, я не готов к этому решению, Борис Николаевич. Понимаете, это довольно трудная судьба»48. И, как подчеркивается там же, что в целом соответствует и другим источникам, сам Владимир Путин не стремился занять этот пост. Решение было трудным, но тщательно взвешенным и обдуманным.
Стоит отметить, что В. Путин, как никто другой был знаком и с текущим положением в России, и с теми проблемами, которые непосредственно ему придется решать. Во-первых, он обладал ясным, лишенным даже налета иллюзий, прагматичным взглядом на происходящие процессы. Во-вторых, он был не понаслышке знаком с работой политических механизмов, а также властных структур, так как сам прошел практически все ключевые должности и уровни. В-третьих, на всех занимаемых постах он привык не просто «находиться», а эффективно выполнять свою работу, исходя из стоящих на повестке задач, и, в отличие от некоторых политических деятелей того времени, действительно работал. О чем, например, красноречиво говорила упомянутая ранее деятельность в Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, когда в самый сложный его период, он вынужден был решать огромное количество проблем. Когда угроза того же голода в 1991 году, вдруг стала реальной для Северной Столицы. В-четвертых, занимая должность директора ФСБ, имея доступ к секретной информации, Путин реально представлял уровень угроз, действительно стоящих перед государством. В-пятых, как кандидат экономических наук и исследователь, который изучал рыночные преобразования, находясь непосредственно в их гуще, то есть на практике, анализируя реальные статистические данные, он осознавал всю тяжесть предстоящей работы. Видимо этими факторами и вызвана его задержка с ответом на вопрос, на который большинство из представителей политических элит того времени, не задумываясь, сразу дало бы положительный ответ.
При этом Владимир Путин понимал, что ему, в таком случае, предстоит участвовать в предвыборном процессе. По данным газеты «The Washington Post», ранее он высказывался, что ему не нравятся предвыборные гонки, так как в ходе них «нужно быть неискренним и обещать то, что вы не можете выполнить»49, и данный факт В. Путина не устраивал. Более того, он резюмировал: «Таким образом, вы либо должны быть глупцом, который не понимает, что обещает, или лжецом»50.
В пользу точки зрения, что Путин не стремился к высшей государственной власти, говорит и тот факт, что в 1999 году, он публикует статью «Россия на рубеже тысячелетий». В этой статье он тезисно, опять же предельно кратко и абсолютно объективно рассматривает, происходящие мировые процессы глобализации. Он отмечает тенденции к изменению экономической структуры современного общества, где ключевую роль начинает играть разработка и внедрение новейших технологий, связанных с компьютерной техникой и телекоммуникациями. Пишет о том, что в мире происходит совершенствование управления процессами во всех сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности. Основное внимание уделяется образованию и профессиональной подготовке, а общественная активность в рамках гражданского общества, по его мнению, является базисной силой развития всего общества. Россия же «завершает первый, переходный этап экономических и политических реформ»51, но она определенно продолжает оставаться на распутье.
Доверие российских граждан Владимир Путин начал оправдывать, находясь еще на посту премьер-министра, когда ему удалось стабилизировать политические и экономические процессы в стране, предотвратив дальнейшие деструктивные тенденции. Именно он был первым человеком из состава политических элит, который, находясь на руководящем посту, предпринял реальные решительные меры по разрешению чеченского конфликта.
Однако большинство политических деятелей того времени, решивших участвовать в борьбе за пост главы государства в рамках демократических выборов, не относились к В. Путину, как к серьезному сопернику. Такая недооценка началась еще во время утверждения его кандидатуры премьер-министром. Как отмечалось ранее, по мнению лидеров политических партий, любое правительство на данном этапе, когда кризис власти абсолютно очевиден, ими воспринималось в качестве «технического». При этом действующий Президент России Б. Ельцин должен был уйти через год, а его низкие рейтинги автоматически ассоциировались и переносились на всех представителей его команды52.
То, что Путин является «проходной фигурой» в «большой» политике было очевидно для всех участников политических процессов того времени. До него на данном посту в течение короткого временного отрезка сменилось несколько кандидатур, поэтому даже фракция «Яблоко» говорила о том, что он исчезнет с политического небосклона через несколько месяцев, максимум после избирательной кампании. То есть его заведомо рассматривали, не как политического лидера, а как аутсайдера не имеющего никаких шансов на выборах, так как реальный рейтинг поддержки того же Б. Ельцина на тот момент, по разным экспертным оценкам, действительно был низким и приближался к 3%53.
После добровольной отставки Б. Ельцина, внеочередные выборы на должность Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 года, а 13 января В. Путин заявил о своем решении баллотироваться. Примечательно, что на этом этапе, политические противники уже серьезно отнеслись и к его фигуре, и к его решению. Например, Г. Явлинский, лидер фракции «Яблоко», сразу же начал акцентировать внимание на фактах профессиональной деятельности Путина, с позиции предыдущей работы в КГБ. Эти спекуляции на его биографии, по мнению определенных политических сил, должны были показать избирателям, что Владимир Путин, в действительности, является апологетом политического строя времен СССР, а также соответствующих подходов и методов его воздействия на население собственной страны.
Но большинство соперников В. Путина на выборах, несмотря на длинную политическую карьеру, не вызывали у российских избирателей доверия, так как успели дискредитировать не только себя, но и собственные фракции и политические партии в целом. Интересен и тот факт, что задолго до президентских выборов, после назначения его премьер-министром, журналистами был задан вопрос, какого течения и каких политических взглядов придерживается Владимир Путин. Он ответил кратко, в соответствии со своим пониманием тех целей и задач, которые всегда остаются для него первостепенными, в независимости от занимаемых государственных должностей: «Главная моя задача – чтобы стало лучше жить народу. А политическую платформу выработаем потом»54.
25 февраля 2000 года Путин, в рамках предвыборной кампании, опубликовал Открытое письмо, где в своей обычной манере, четко сформулировал задачи, стоящие перед Правительством России, требующие незамедлительных решений. В результате все они сводились к четырем главным принципам, которым, по его мнению, необходимо неукоснительно следовать:
– во-первых, это борьба с бедностью и решение накопившихся социальных проблем действительно требующих незамедлительного вмешательства Правительства Российской Федерации;
– во-вторых, курс на рыночную экономику должен быть продолжен, однако, исходя из анализа ситуации и того аспекта, как складывался рынок до этого, необходимо выработать механизмы его защиты от засилья преступных группировок и произвола со стороны олигархов;
– в-третьих, необходимо в краткосрочной перспективе возродить национальное достоинство страны, которое может быть осуществлено, только при повышении личного достоинства самих граждан;
– в-четвертых, внешняя политика России должна соответствовать и строиться, исходя из национальных интересов государства, а не по другим принципам55.
«Наша первая и самая главная проблема – ослабление воли. Потеря государственной воли и настойчивости в доведении начатых дел. Колебания, шараханья из стороны в сторону, привычка откладывать самые трудные задачи на потом»56, – справедливо и открыто отмечал В. Путин.
Таким образом, предвыборная программа действий, понятная даже на интуитивном уровне рядовому российскому избирателю, в конечном итоге и принесла ему победу в политической борьбе. Немаловажным фактором оказалось и то, что он, в рамках занимаемых должностей, уже успешно решал самые трудные задачи и проблемы. То есть, как ранее подчеркивалось неоднократно, это был уже опытный управленец, прошедший практически все этапы и все ступени государственной служебной лестницы, и сограждане это прекрасно понимали.
Также во время избирательной кампании впервые публикуется работа «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным»57, где Владимир Путин, несмотря на полное понимание непопулярности такого метода, как монетизация льгот, говорит о нем прямо и открыто, честно обращаясь к своему избирателю.
Политическая борьба была жесткой, несмотря на то, что практически все критики от крайне левых, до крайне правых считали, что итоги выборов предрешены. Еще больше они уверились в своем мнении, когда перед самим голосованием выяснилось, что их представители, в ходе социологических опросов, высказали желание голосовать именно за В. Путина в качестве кандидата на пост Президента Российской Федерации. Вполне очевидно, что они пытались сформировать соответствующий концепт отсутствия внятных альтернатив Путину, за которым стоит Кремль, а не их собственной провальной предвыборной деятельности. При этом большинство аутсайдеров благополучно забыло свою риторику полугодовой давности, когда он единогласно считался «проходной фигурой». Более того, как показали итоги голосования, каждая политическая фракция того времени уже представляла интересы определенной части населения, а не всего российского общества.
Кроме этого, как уже отмечалось ранее, все существующие политические партии, начиная от КПРФ под руководством Г. Зюганова, до «Яблока» возглавляемой Г. Явлинским действительно дискредитировали сами себя. Так, например, подавляющее большинство избирателей винило коммунистическую партию в том, что она не смогла отстоять народные интересы и при ее попустительстве стали возможны действия М. Горбачева и Б. Ельцина, чья деятельность не отвечала общественным интересам. ЛДПР, которую уже тогда называли «партией одного депутата», несмотря на популизм и харизматичность В. Жириновского, также не отвечала убеждениям большей части населения. Г. Явлинский, как представитель новых либеральных демократических сил, которые находились «у руля» почти 10 лет, как показала практика, фактически не поддерживался российскими избирателями.
Несмотря на критическую риторику, существовавшие мнения, что выборный процесс был абсолютно предсказуемым, и его главная задача заключалось только в легитимации существующего правительственного режима – это была честная политическая борьба, о чем и говорили ее итоги.
Явка на выборы 26 марта 2000 года составила 68,7%. Демократическое голосование граждан России закончилось в 24 часа 00 минут. После подведения итогов стало известно, что со значительным, особенно для политической конъюнктуры своего периода, отрывом от других кандидатов победил Владимир Путин, набрав 52,9% голосов избирателей. На втором месте прочно закрепился Г. Зюганов, за него проголосовали 29,2%. Третье место досталось Г. Явлинскому – он набрал 5,8% голосов избирателей. Остальные кандидаты, которых было всего восемь, не смогли набрать даже 5%58.
Таким образом, в ходе народного голосования 26 марта 2000 года, В. Путин стал общеизбранным Президентом Российской Федерации и вступил в должность 7 мая 2000 года. В инаугурационной речи Президента России, ключевое внимание уделялось необходимости укрепления государства и сохранения его территориальной целостности. Именно эти задачи требовалось решить в первую очередь, исходя из значимости самого исторического момента59.
Безусловно, рубеж XX и XXI века был характерен для страны глубоким системным внутренним политическим и социально-экономическим кризисом. Ослабление государственной власти, усиливающиеся тенденции сепаратизма в некоторых регионах, дефолт 1998 года, крайне тяжелое экономическое положение и отсутствие реальных механизмов социальной поддержки самых незащищенных слоев населения. Так, например, по различным оценкам, более 29% россиян проживало ниже уровня бедности60. Кроме этого, существовали угрозы национальной безопасности государства, так как, несмотря на окончание боевых действий в Чечне, на ее территории и территории Дагестана продолжали действовать группы радикальных исламистов и международных террористов, осуществляя подготовку вооруженных боевиков и террористов-смертников61.
При этом продолжался процесс деградации во всех сферах отечественной промышленности: текстильной, машиностроительной и т. д. Военно-промышленный комплекс не только резко сократился в тот период, но и до сих пор в общественном сознании существует мнение, что он является обузой для страны. Разгул организованной преступности, сращивание властных и криминальных структур, коррупция на местах и в органах государственной власти. Практически прямое влияние крупного капитала на политическую жизнь страны и законотворческий процесс62.
Ситуация была настолько плачевной, что в 1998 году Государственная Дума приняла официальный документ – Постановление «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства»63. В данном документе указывалось, что в ходе экономических реформ общий объем выпуска продукции промышленностью уменьшился на 53%, некоторые отрасли пришли в абсолютный упадок, выпуск продукции в машиностроении стабильно сокращается и в 1998 году составил 60%, спад в выпуске электронной продукции достиг 90%. Легкая промышленность также потеряла более 80% производства. Более того, в самом безвыходном положении находится тяжелая промышленность и металлургия, большинство градообразующих предприятий не могут выплачивать заработные платы своим сотрудникам, за чертой бедности оказались миллионы россиян64.
Политическая борьба в 1999 году наглядно показала, что криминальные элементы ускорили интеграционные процессы с органами власти и политическими структурами. Так, организованные преступные группы выдвигали и продвигали собственных депутатов – либо коррумпированных, либо выходцев из такой же криминальной среды. Особенно это было заметно на местном уровне – они практически принуждали голосовать за своих кандидатов население страны, которое, по факту, не было должным образом защищено правоохранительными органами.
В результате всех существовавших тенденций, несмотря на начавшиеся положительные процессы в экономике страны, запущенные в 1999 году во время исполнения обязанностей Президента Российской Федерации Владимиром Путиным, ВВП России на 2000 год составлял 7 трлн. 305 млрд. рублей, а сумма государственного внешнего долга равнялась 158,7 млрд. долларов США65.
Наиболее интересные и предельно яркие иллюстрации того времени, которые сегодня смотрятся, как некая альтернативная постапокалиптическая реальность, изложил в своей работе Н. Попов «Как начиналась эпоха Путина: Общественное мнение 1999—2000 гг.»66. В ней он приводит характерные статьи из газет того времени: «В столице нарасхват семена овощей, народ готовится к посевной на своем огороде. И политические кризисы, и скандалы не могут отвлечь людей от заботы о хлебе насущном. Хлеб на частных делянках население пока еще не сеет, но овощами себя снабжает, смягчая проблему недоедания и голода. По данным опросов, у 75% семей есть свой огород или сад. Еще большее число людей сообщило, что они занимались консервированием продуктов на зиму, – таких 89%»67. То есть, в столице России, в Москве, для того, чтобы не голодать, 75% москвичей были вынуждены содержать сад и огород. Более того, сегодня, благодаря глобализации информационного пространства, можно провести оценку тех процессов не только в западных СМИ, но и, например, обнаружить альтернативные точки зрения. Так, ливанское издание «Дахия» в 2017 году приводило своим читателям такой факт из исторических реалий нашей страны: «Сейчас многие забывают, что еще в 1999 году внешний долг России составлял 140% от ВВП, состояние армии было критическим, на Северном Кавказе шла война… Путину удалось вывести страну из кризиса и в дальнейшем собрать всю мощь для того, чтобы совершить скачок вперед, особенно в экономической сфере»68.
Курс внешней политики страны также продолжал деградировать. Из полюса силы, Россия, через 10 лет после развала СССР, фактически превратилась в слабую, региональную державу, которая не оказывала влияния на мировую повестку. Не сохранилось никаких механизмов сдерживания, и, несмотря на декларации коллективного Запада о первичности международного права, Вашингтон, как главный идеолог, продолжал действовать с позиции силы. Открыто игнорировались любые интересы, кроме собственных, что отчетливо показало нанесение ракетных и бомбовых ударов по Югославии69.
При этом постсоветское пространство все больше попадало под влияние ЕС и США. Многие страны бывшего Варшавского блока вступили в НАТО, вследствие чего Североатлантический альянс приблизился к границам Российской Федерации. Ситуация в приграничных странах, бывших советских республиках, также продолжала оставаться взрывоопасной. Продолжали действовать механизмы разрушения оборонного потенциала страны.
Россия, в то непростое время, просто не могла без одобрения Вашингтона и НАТО передислоцировать собственные Вооруженные Силы в пределах границ собственного же государства. Вполне очевидно, что в таких условиях о независимости речи не шло. В иностранном политическом, научном и публицистическом дискурсе постоянно появлялись работы, посвященные идее раздробления России на несколько государств-областей, что в рамках реалий 1999—2000 гг. было вполне прогнозируемым явлением70.
В. Путин всегда обозначал, и в рамках Открытого письма избирателям, и в других своих официальных высказываниях, что для решения государством тех или иных проблем, необходимо точно определять вектор приложения сил. Не пытаться «охватить» все и сразу, а решать проблемы поступательно, системно, выбирать очередность, исходя из их непосредственной важности.
Так, в 2000 году создаются семь федеральных округов, в каждый из которых назначается полномочный представитель Президента Российской Федерации. В обязанности полномочного представителя входило осуществление контроля и мониторинга за исполнением решений федеральных органов власти на соответствующей территории. Также, законодательство всех субъектов Российской Федерации приводилось в соответствие с Конституцией. Более того, из Конституций республик изымаются положения об их суверенном статусе, который позволял выходить из состава России по своему усмотрению. Теперь отношения между федеральным центром и его субъектами регулировались Федеральными законами, которым не могло противоречить собственное законодательство республик, а не как раньше, на основании двусторонних соглашений и договоров71.
Именно этот шаг привел к тому, что тенденции сепаратизма в регионах Российской Федерации были значительно снижены. По мнению критиков данной реформы, в результате возникла жесткая борьба за фактическую власть между главами субъектов и представителями Президента России. Но в итоге, целостность страны была не только сохранена, но и значительно упрочнена в перспективе.
В рамках выбранного курса на укрепление государственности, была осуществлена парламентская реформа, которая меняла порядок формирования Совета Федерации. Вследствие чего «верхняя палата» российского парламента начала формироваться из представителей руководителей субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц – глав республик, губернаторов и т. д., которые избирались региональными законодательными органами. Такая своевременная мера отчетливо показывает, что был предпринят первый уверенный шаг к восстановлению принципа разделения властей. Вместе с этим главы регионов теперь могли не отвлекаться на другие процессы, а сосредоточится на плодотворной работе непосредственно в своем субъекте.
В марте 2001 года Владимир Путин начинает кадровую перестановку в Правительстве Российской Федерации. Опять же, данные решения, как показала практика, привели к положительным последствиям и появлению в высшем исполнительном органе государственной власти компетентных, ответственных лиц, которые точно так же, как и сам Президент России, были предварительно проверены эффективной работой на различных должностях. Этот решительный шаг вызвал волну критики либеральной оппозиции, которая сразу же начала говорить о группе «силовиков» из Санкт-Петербурга и экономистов, которые захватывали власть72.
Но, следует отметить, что В. Путин, занимаясь кадровой перестановкой и реорганизацией, имел реальное представление о положении в стране. То есть, если брать за отправную точку мнения о борьбе между некими группировками – «питерских» и «московских», то возникает справедливый вопрос: почему при «московских» столь остро возникла необходимость решать задачи сохранения целостности государства, а также «внезапно» возникшего глубокого социально-экономического кризиса, выхода из которого они и не искали? Почему при «отличном» управлении 29% населения страны оказались за чертой бедности, по факту – голодали?
Кроме сохранения целостности страны Путин практически сразу принялся осуществлять предвыборные обещания, в частности освобождать от засилья и деструктивного влияния олигархов не только рынок, но и политические и законотворческие институты, которые до этого зачастую просто обслуживали интересы крупного капитала.
Такая общественная парадигма была настолько привычна для российской политической повестки того времени, что никто не нашел странным вопрос журналистов в 1999 году, когда В. Путин только начинал исполнять обязанности Председателя Правительства Российской Федерации, о его отношениях с олигархами. И прозвучал он исходя из логики назначения даже высших должностных лиц государства, происходившего с их непосредственного одобрения. Впрочем, как и снятия неугодных. Путин тогда ответил: «Ни с кем из олигархов я не ссорился»73. Учитывая эмоциональную подоплеку ответа, краткая, но точно определяющая его настрой реплика.
Понимая всю деструктивную сущность присутствия крупного капитала, который зачастую не платил налоги, считал себя выше законов, Президент России, фактически с начала избирательной кампании, начинает говорить о том, что необходимо равноудалить государственную власть от рыночных субъектов. При этом олигархат, яркими представителями которого являлись Б. Березовский, В. Гусинский, М. Ходорковский и Р. Абрамович, не верил, что слова Владимира Путина являются программными – слова которые он действительно намерен воплотить в жизнь, относя их к обычным предвыборным популистским высказываниям. Обслуживание их интересов действующей властью и контроль над ее деятельностью, вошли уже в привычку.
Примечательно, что сам Владимир Путин, вспоминая первые шаги на посту исполняющего обязанности Президента России, после своего решения баллотироваться и участвовать в дальнейших политических процессах страны, рассказал довольно обыденный эпизод из той жизни. Который, в том числе, нашел отражение и в автобиографическом фильме «Президент». Он отмечал: «…объявил о том, что я буду баллотироваться Президентом. Пришли ко мне в кабинет в Белый дом, сели напротив и сказали: „Ну, Вы понимаете, что Президентом Вы не будете здесь никогда?“. Я сказал: „Посмотрим“»74. То есть, исходя из действий представителей крупного капитала, становится понятно, что «закрытых» дверей для них практически не существовало. Вполне очевидно, что главной целью являлось только личное обогащение, о чем неоднократно заявлял и В. Путин: «Правила нужны и важны всем и везде. И власти, и предпринимателям, и тем более – тем, кто слаб и нуждается в социальной защите. Ведь невозможно помогать слабым, если в казну не платят налогов. Невозможно строить цивилизованный рынок в мире, пронизанном коррупцией. Невозможен никакой экономический прогресс, если чиновник зависит от капитала. Как, спрашивают, в таком случае выстраивать отношения с так называемыми олигархами? Да на общих основаниях! Так же, как и с владельцем маленькой булочной или мастерской по ремонту обуви»75.
В результате, несмотря на призыв Президента России выйти из тени и действовать в рамках законодательства, выполняя его в полной мере, Б. Березовский и В. Гусинский покинули пределы Российской Федерации, так и не прислушавшись к голосу разума. Более того, они пытались использовать подконтрольные им СМИ для оправдания собственного «особого» положения, которому и бросил вызов Путин.
Следующим олигархом, систематически нарушающим законодательство государства, уклоняющимся от уплаты налогов, а позднее оказавшимся причастным к убийству стал М. Ходорковский, глава компании ЮКОС. В 2003 году он был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Однако либеральная пресса, несмотря на неоспоримые доказательства вины М. Ходорковского, многочисленные преступления которого доказаны в ходе следствия, продолжала говорить о нем, как о «жертве Путина», который посмел бросить вызов тоталитаризму. Примечательно, что после ареста главы ЮКОСа, собираемость налогов повысилась в 80 раз. А пополнение бюджета увеличилось в разы76.
Подавляющее большинство, как рядовых представителей гражданского общества, так и представителей политических и экономических элит, посчитало такую жесткую политику в отношении олигархата, довольно рискованной игрой со стороны Президента России. При этом развязанные и проплаченные олигархами дискредитирующие главу государства медийные кампании, привели к тому, что в конце 2000 года поддержка В. Путина упала до 36%, о чем сообщал Фонд общественного мнения77. Здесь необходимо отметить, что на существующем этапе борьбы с олигархатом, с позиции долгосрочной перспективы, рядовые граждане просто не понимали для чего это нужно, несмотря на постоянные разъяснения со стороны отдельных политиков и первого лица государства. Интеллектуальные элиты же, привыкли считать, что именно крупный капитал играет решающую и позитивную роль в развитии экономики страны. Однако в итоге, правильное и своевременное решение – «приведение в чувство» олигархов, установления правил, действующих равнозначно для всех, привело к тому, что экономические успехи первого президентского срока Владимира Путина воспринимались, как прорыв. Так, уплата налогов со стороны крупного капитала, а также наведение порядка в экономической сфере в целом, дали в сумме ежегодный рост ВВП более 6,5% в год78. В течение всего первого президентского срока также наблюдался профицит бюджета, росла внешняя торговля и инвестиционная привлекательность России. Значительно уменьшился внешний долг, улучшилось благосостояние населения страны и фактически прекратилось повальное бегство капитала.
Такому экономическому эффекту также способствовала и налоговая реформа, проведенная в 2000 году. Происходил постепенный отказ от прогрессивного процента налогообложения, когда в зависимости от роста доходов росло и налоговое бремя, в сторону фиксированной ставки в 13%. Это обстоятельство привело к выходу предпринимательской деятельности из «тени», что позволило не только наполнить бюджет, но и послужило одним из ключевых факторов в борьбе с преступностью.
Кроме этого в 2001 году была осуществлена отмена налогов на содержание жилищного фонда, заменяются три вида налогообложения – на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, а также налог на приобретение автомобиля, на единый транспортный налог. На практике, это существенно упростило налоговый процесс и повысило эффективность в этой сфере.
Также в 2001—2002 гг. проводится и судебная реформа, в рамках совершенствования судебного и гражданского производства. В результате принимаются Арбитражный процессуальный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы79.
В период первого президентского срока В. Путина были пересмотрены Жилищный, Таможенный и Земельный кодексы. Таким образом, на данном этапе, реформирование законодательства, приведение его к современным реалиям, было завершено. И, как показала практика, именно такое наведение порядка во всех сферах, начиная с формирования правительства и заканчивая принятием кодексов, привело к формированию устойчивой законодательной и нормативной базы, используя которую стало возможным дальнейшее государственное строительство.
В 2004 году был ликвидирован закон Б. Ельцина о разделе продукции, который автоматически вывел добычу газа и нефти на территории Российской Федерации из международной юрисдикции и вернул в руки государства. Вследствие этого доходы от добычи природных ресурсов стали поступать непосредственно в бюджет России, а не в бюджеты зарубежных стран, таких например, как Великобритания и США. И этот факт становится во многом решающим, так как данный шаг сравним с освобождением от «колониальной зависимости». Большая часть исследователей и специалистов связывает именно его с настоящим, полноценным обретением суверенитета Российской Федерацией и проведением последующего независимого курса80.
Исходя из озвученных задач предвыборной программы, Путин самое пристальное внимание уделял и внешней политике государства. Так, ему удалось улучшить отношения с США и Европейским союзом, создать и заложить предпосылки для реального вступления в ВТО, также развивалось и всестороннее сотрудничество с Североатлантическим альянсом.
Во внешней политике и межгосударственных связях огромную роль играл и личный фактор. Так, например, дружеские отношения между Дж. Бушем-младшим и В. Путиным привели к тому, что и международные отношения стран строились в доверительной обстановке. Это позволило решить ряд ключевых вопросов по НПРО, сокращению ядерного вооружения между государствами, развитию институтов и механизмов контроля над ними.
Стоит отметить, что не все решения зависели от доброжелательного человеческого общения. Как отмечал впоследствии Президент России: «Однажды наши спецслужбы зафиксировали прямые контакты между боевиками с Северного Кавказа и представителями спецслужбы США в Азербайджане. Там реально просто помогали даже с транспортом… И когда я сказал об этом тогда действовавшему президенту Соединенных Штатов, он мне ответил: „Ну, я им, я прошу прощения, скажу прямо, надеру задницу“. А через десять дней руководители ФСБ получили от своих коллег из Вашингтона письмо: „Мы поддерживали и будем поддерживать отношения со всеми оппозиционными силами России. И считаем, что мы вправе это делать“»81.
Но несмотря ни на какие разногласия, порой даже недружественную дипломатическую риторику, Россия, как страна непосредственно и неоднократно пострадавшая от международного терроризма, после террористического акта 11 сентября 2001 года в США, одной из первых стран не только выразила соболезнования, но и на государственном уровне, в лице Президента России Владимира Путина, решительно заявила, что готова оказать всестороннюю поддержку. И она была оказана – когда позднее американцы проводили военную операцию на Ближнем Востоке, российская территория использовалась в логистических схемах доставки нелетальных грузов для армии США82.
Конец ознакомительного фрагмента.