Вы здесь

Российское налоговое право. Раздел III. Системообразующие факторы налогового права и признаки его юридического своеобразия (Д. В. Винницкий, 2003)

Раздел III

Системообразующие факторы налогового права и признаки его юридического своеобразия

Глава 5

Функции и предмет российского налогового права

Право – это функциональная регулирующая система, и потому ее строение воплощает в себе особенности тех функций, которые осуществляются на отдельных участках правового регулирования[267]. По этой причине можно также утверждать, что обособление правовых общностей так или иначе вызвано своеобразием функций, осуществляемых определенным участком правовой системы[268]. Вместе с тем в отечественном правоведении нет единства мнений по поводу функций права. Сложились два основных направления их трактовки. Одни ученые, анализируя функции права, рассматривают их как функции правового воздействия, другие – как функции правового регулирования. В российской юридической науке, как известно, термины «правовое воздействие» и «правовое регулирование» используются для обозначения различных явлений. Термины «влияние», «воздействие» права употребляются как более широкие понятия, нежели термин «правовое регулирование». Право, как и всякое социальное явление, воздействует и влияет на другие социальные явления. Правовое регулирование как разновидность воздействия предполагает использование специальных правовых средств[269].

Ю. Г. Ткаченко, выступая как сторонница первого направления научной мысли, отмечает, что при определении функций предпочтительнее говорить о правовом воздействии, а не о правовом регулировании, так как это дает основание ставить вопрос о более широком рассмотрении действия права в соответствующей социальной сфере. В связи с этим данный автор приходит к убеждению, что более точным является определение функций права как конкретной роли (действия) права по организации общественных отношений в существующих сферах социальной жизни[270]. Сходной позиции придерживается Т. Н. Радько, посвятивший проблеме функций права специальное исследование. Он понимает под ними основные направления воздействия права на общественные отношения, обусловленные его сущностью и социальным назначением[271].

В. М. Горшенев, напротив, считает, что проблема функций права должна отражать направления правового регулирования в узком и специально-нормативном смысле. Функции права в узком (специально-нормативном) смысле раскрывают возможности собственно правового регулятивного воздействия, показывают, как проявляется социальное назначение права. Данный ученый подразделяет функции права на две позитивные (статическую и динамическую) и одну негативную[272]. Сходной позиции придерживается С. С. Алексеев. Он предлагает различать общесоциальную функцию права, а также его социально-политические и социально-юридические функции. В свою очередь социально-юридические функции делятся на регулятивные (статическая и динамическая) и охранительные[273]. Таким образом, сторонники рассматриваемого подхода понимают под юридическими функциями права, прежде всего, «способ организации правом общественных отношений», ставят акцент не на содержательном, а на формальном компоненте соответствующей проблемы[274].

В работах многих зарубежных юристов функции права связываются с его конкретными прагматическими задачами. Так, по мнению итальянского ученого С. Котта, задачи права выражаются в его функциях, «которыми мы считаем целесообразным наделить право, чтобы достичь определенных целей»[275]. Общей тенденцией, прослеживающейся во многих работах зарубежных ученых по философии и социологии права, является указание на существенное изменение функций права в последние годы. Становится практически общепризнанной концепция, согласно которой в современном социальном государстве подвергается коренному пересмотру само понимание функций права. Если в «классическом», либеральном государстве оно основывалось на оценке права исключительно как «сторожа публичного порядка», то в настоящее время все большую поддержку находит тезис о необходимости видеть в праве не пассивную, а активную систему контроля, который главным образом направлен на стимулирование социально желаемого поведения. В связи с этим в американской юридической доктрине резюмируется, что «большинство из всех специфических функций права подпадают под общую определяющую функцию – социального контроля»[276].

На наш взгляд, рассматривая проблему функций любой отрасли права, необходимо различать функции, имеющие содержательный и инструментальный характер. Содержательные функции (функция) выражают социальное назначение данной отрасли права и напрямую увязаны с ее предметом. Инструментальные функции, как правило, присущи отдельным элементам (подотраслям, институтам) отрасли, они призваны обеспечить реализацию основной, содержательной функции определенного правового образования.

Конец ознакомительного фрагмента.