Глава V
В 1773 году 28 февраля императрица Екатерина II писала графу Чернышеву о том, чтобы приняты были меры и по очищении моря и рейдов от льда, отправлены с благополучным ветром один фрегат, два пакетбота и яхта «Екатерина», и что ей было бы весьма угодно, если суда эти будут готовы отправиться в море между 1 и 9 мая. Цель отправления этих судов не указана, но, вероятно, она была известна Чернышеву. Из назначенных самою императрицею судов яхта «Екатерина» была неблагонадежна к плаванию. Вероятно узнав об этом, императрица, «дабы никакое сомнение не осталось в мыслях ее о надежности посылаемых судов в безымянной комиссии», приказала отправить вновь отстроенный фрегат, два пакетбота, и если число означенное в реестре людей не поместится, то отправить четвертое судно вместе с тремя названными. Выход их в море должен был состояться между 1 и 9 мая.
Коллегия назначила «в особую экспедицию» фрегат «Св. Марк», пакетботы «Быстрый» и «Сокол» и один галиот. Все суда образовали отряд, врученный капитану 1-го ранга А. Крузу. Офицеры и команда на эти суда были назначены по выбору адмирала Мордвинова, и мы знаем из других источников, что выбор был строгий.
4 мая императрица писала Чернышеву, что если суда готовы, то могут идти в Любек, «где должны дожидаться грузу, о котором даст им знать генерал-майор Ребиндер».
Суда эти были отправлены за принцессою Вильгельминой Гессен-Дармштадтской[24], впоследствии первой супругой цесаревича Павла Петровича, Наталией Алексеевной. Шканечных журналов о плавании этих судов не сохранилось, но вот что, например, записано в шканечных журналах других судов.
6 июля пришли на Ревельский рейд, где уже стояла эскадра Базбаля, фрегат «Св. Марк» под брейд-вымпелом и пакетбот «Сокол». В 1-м часу дня фрегате «Св. Марк» произвел салют из 11 выстрелов, а в 13 ч. 30 мин. из 9 выстрелов. В 15 ч. 30 мин. на фрегате «Св. Марк» были поставлены люди по реям и вантам и произведен салют из 9 выстрелов; в 4 ч. дня с городской крепости был произведен салют в 51 выстрел.
Надо полагать, что по приходе в Ревель принцесса в тот же день съехала на берег. 9 июня на прибывшем с принцессами фрегате «Св. Марк» и пакетботе «Сокол» расцветились флагами; то же было сделано и на флагманском корабле «Александр Невский». 10 июля корабль был посещен принцессами, на фрегате и пакетботе произвели салют в 9 выстрелов, а на всей эскадре люди были поставлены по реям, штагам и вантам. На корабль прибыли принцессы, с сопровождавшими их лицами и контр-адмирал Базбаль с штаб- и обер-офицерами. С корабля сделали 15 выстрелов, чрез полчаса принцессы съехали на берег и для отдания почести опять послали людей на реи и ванты, кричали ура 5 раз и произвели салют из 13 выстрелов.
20 июня все три судна пришли в Кронштадт, были осмотрены, введены в гавань, но кампании не окончили, а получили приказание быть готовыми.
16 апреля Коллегия представила Высочайший доклад, в котором изъясняет, что она считает крайне необходимым в кампанию 1773 года, для обучения весьма большого числа рекрут между матросами, вооружить флот, который она по числу офицеров, наличных и ожидаемых из Средиземного моря (60 ч.) и из Донской флотилии, может вывести на рейд из 14 кораблей, 8 больших и малых фрегатов, 2 бомбардирских корабля и 2 брандвахта. Из числа этих судов в Ревеле находились 7 кораблей и 1 фрегат, а остальные в Кронштадте. Три корабля были построены 3 года тому назад, а прочие корабли все новые. Вместе с тем Коллегия просила указа сколько вооружить кораблей и фрегатов на кампанию 1773 г., сколько времени и в каких местах плавать и кому быть командирами эскадр. Рекруты были и в галерном флоте. Коллегия в том же докладе просила вооружить несколько галер для обучения рекрут.
Императрица положила следующую резолюцию: вооружить в Кронштадте и Ревеле до 15 кораблей и фрегатов и вывести Ревельскую эскадру на рейд 1 мая, а Кронштадтскую к 15 мая, провиантом запастись на 6 мес. Вооружить две или три галеры, которым плавать для обучения рекрут до Березовых островов.
Начальниками эскадры были выбраны императрицей контр-адмиралы Чичагов и Базбаль, из которых первый, командуя Кронштадтской эскадрой, должен был иметь плавание до Готланда, а второй между островом Даго и мысом Стефенса, заходя и в Кеге-бухту (в Дании). Эскадрам приказано было в плавании быть до 1 сентября, а потом возвратиться в свои порты.
Одно из первых распоряжений Коллегии было: послать к главному командиру Ревельского порта контр-адмиралу Шельтингу приказание, по которому следовало все суда, находящиеся в Ревельской гавани, приводить со всевозможным старанием в исправность, а особенно корпуса их, так что как только было бы получено повеление о вооружении судов, то это было бы исполнено без малейшего упущения времени.
Адмирал Шельтинг и командиры судов должны были наблюдать, чтобы все вооружающиеся суда были бы в такой степени готовности, чтобы впоследствии, сколько бы ни плавали, не могли бы возвратиться к порту и требовать исправления повреждений. Коллегия грозила за неисполнение ее приказаний ответственностью по закону.
Во исполнение повеления императрицы Коллегия распорядилась: 1) Вооружить в Ревеле 7 кораблей и 1 фрегат, вывести их на рейд 1 мая непременно, и быть им на рейде впредь до приказания, а так как в море могут идти только 4 корабля и 1 фрегат, то 2) к пополнению 15 кораблей вооружить в Кронштадте 6 кораблей, 3 фрегата и 1 пакетбота, которые вывести на рейд 15 мая и этой эскадре быть на рейде до повеления. 3) Ревельскую эскадру укомплектовать субалтерн-офицерами таким образом, чтобы на каждом корабле был один капитан-лейтенант, два лейтенанта и три мичмана, а на фрегате два лейтенанта и два мичмана. Остальных же офицеров расписать на кронштадтские корабли, назначив в число их находящихся в морском корпусе. 4) Так как на назначенных в плавание кораблях мачты были разных пропорций, отличавшихся от прежде употреблявшихся в нашем флоте (одни размеры по проекту Ноульса, а другие – адмирала Мордвинова), то командиры должны делать наблюдения и сравнения, при различных обстоятельствах погоды, над ходом и поворотами кораблей. Если же окажется, что вследствие укладки трюма дифференты кораблей разные, то приводить дифферент до одинакового положения. Вести всем наблюдениям обстоятельную запись и представить потом в Коллегию, которая рассмотрит, какие из мачт полезнее употреблять. На корабле «Вячеслав» мачты были сделаны по шведской пропорции, а потому и командиру сего корабля делать наблюдения. Так как на корабле «Чесма» мачты сделаны по пропорции адмирала Ноульса, и корабль этот испытан не только на переходе в Архипелаг из Кронштадта, но и в плавании по Архипелагу, и потому удобнее на нем было произвести сравнение коротких мачт с длинными, а у адмирала Спиридова спросить, какие по его усмотрению на кораблях мачты иметь полезнее. 5) Вооружить в Кронштадте две галеры, морского же провианта отпустить на два месяца. 6) 4 оставшиеся в Кронштадте корабля, 1 фрегат и 2 бомбардирских корабля, вооружить и держать «в исправной готовности», чтобы во всякое время по первому приказанию вывести на рейд.
23 мая 3 корабля из Ревельской эскадры: «Память Евстафия», «Борис и Глеб» и «Преслава», после отправления эскадры в море, было приказано ввести в гавань, и из кронштадтских кораблей прибавить корабль «Вячеслав» и фрегат «Александр», так чтобы в Ревельской эскадре образовалось бы 5 кораблей и 3 фрегата, а в Кронштадтской эскадре 5 кораблей и 2 фрегата, и по сделании депутатского смотра отправить в путь.
8 июля Кронштадтская эскадра в составе 5 кораблей: «Пантелеймон», «Андрей Первозванный», «Яков», «Виктор», «Архангельск», 3 фрегатов: «Гремящий», «Надежда», «Екатерина» и пакетбота «Курьер», под флагом контр-адмирала Чичагова, снялась с якоря и пошла к весту (западу. – Примеч. ред.) в ордере двух колонн. Через два дня пришла на Ревельский рейд, где стояла Ревельская эскадра контр-адмирала Базбаля.
18 июля эскадра двинулась в путь к остовой стороне Готланда и до 21 июля крейсировала в море. Два корабля, более старые по возрасту, «Яков» и «Архангельск», получили течь и вернулись в Ревель, и вместо них были высланы другие два корабля, бывшие в числе запасных: «Память Евстафия» и «Борис и Глеб». Чичагов заходил в Тагелахт-бухту для того, чтобы налиться пресною водою и отправить больных в Ревель. Больных на всех кораблях и фрегатах было 315 чел., из них отправлено было в Ревель 158 человек, умерло в июле месяце 31 чел.
Во время крейсерства эскадра встретилась с датским фрегатом «Дрейвер-Дрей», командир которого объявил Чичагову, что находится в море для практики с гардемаринами и имеет намерение идти в Кронштадт.
2 августа эскадра опять вышла в море, проплавала до 16 августа, зашла в Ревель и через месяц вернулась в Кронштадт, где и кончила кампанию.
Ревельская эскадра, в составе кораблей: «Александр Невский», «Мироносиц», «Князь Владимир», «Дерись», «Вячеслав» и фрегатов «Феодор» и «Александр», начала кампанию 1 мая. Сначала флаг имел контр-адмирал Барж, а потом контр-адмирал Базбаль. Эскадра эта простояла до 14 июня на рейде, участвовала во встрече Гессен-Дармштадтских принцесс и в этот день вышла в море. Эскадра крейсировала в Балтийском море, производила пушечные ученья с пальбой и три недели простояла в Кеге-бухте. К 27 августа вернулась в Ревель и вскоре окончила кампанию. И эта эскадра имела много больных. С эскадры было отправлено больных в Ревель 131 человек.
Для обучения матросов галерного флота были вооружены две галеры: «Ауза» и «Парос». Команда над ними была поручена капитану 2-го ранга Арсеньеву, который получил от Коллегии приказание обучать матросов:
1) На гребле поворачивать по ветру и против ветра, тому же учить и под парусами. 2) Подымать, опускать и крепить паруса. 3) Обучать действию пушками и мелким ружьем, «воображая то, что случится во время абордажа». 4) Бросать лаг и лот.
Галеры эти проплавали два с половиной месяца, три раза ходили в Биоркэ и три раза меняли команду.
26 июля 1773 года граф А. Орлов писал императрице, на вопрос ее: нет ли необходимости в подкреплении нашего флота в Архипелаге, – что такая необходимость существует, хотя турецкие верфи в Мителенах, на Родосе и других местах разорены, но тем не менее у турок осталось адмиралтейство в Константинополе и в других портах на Черном море, где производится энергично строение судов, так что к лету 1774 года они будут иметь большие морские силы. Русский же флот в Архипелаге, за ветхостью многих кораблей, приходит в бессилие, и потому, если продолжится война с турками, то он, граф Орлов, считает необходимым подкрепиться новой эскадрой в 3–4 линейных корабля и несколько транспортных судов. В случае заключения мира суда эти нужны будут для забрания людей и снарядов. На другие суда остается весьма мало надежды, чтобы они могли дойти такой дальний путь при возвращении флота из Леванта в Россию.
Граф Орлов отправил в Россию контр-адмирала Грейга, прося командование новой эскадрой, отправляемой в Средиземное море, вручить Грейгу. Искусство в мореплавании, знание здешних мест, писал Орлов, отличное усердие Грейга и ревность его к службе подают надежду, что эскадра с успехом и вовремя придет в Средиземное море.
В заключение граф Орлов прибавляет, что он при этом донесении отправляет взятые у неприятеля в разные времена штандарты, флаги, знамена и другие военные турецкие знаки.
24 августа состоялось приказание: обе крейсерующие в Балтийском море эскадры вернуть немедленно в Ревельский порт и приготовить к отправлению в Архипелаг, без потери времени, 4 корабля и два фрегата. Отправляемую эскадру снабдить всем необходимым, фрегаты же взять из числа новых, идущих из Архангельска, для чего следовало послать нарочного в Копенгаген, который бы задержал идущие из Архангельска 3 фрегата. Эскадра поручалась собственноручной припиской императрицы контр-адмиралу Грейгу.
24 же августа Коллегия распорядилась: эскадрам Чичагова и Базбаля, вернувшимся в Ревель, стоять на рейде впредь до повеления. Из кронштадтских кораблей приготовить 2, из ревельских 1 корабль, из крейсирующих в море фрегатов 2. Суда эти следовало приготовить без потери времени, сходно с тем, как готовились раньше корабли, для отправления в Средиземное море. Приготовление и снабжение кораблей возложено было на главных командиров портов, на капитана над Кронштадтским портом. Лица эти, кроме того, должны были наблюдать, чтобы со стороны командиров кораблей не было бы жалоб на неудобства. В случае же неудовольствия со стороны командиров и неисправностей, а также промедления времени, Коллегия обещала возложить ответственность на главных командиров и капитана над портом. Надо прибавить, что этот § приказания всецело следует отнести по адресу строптивого контр-адмирала Сенявина, исполнявшего в то время обязанность главного командира Кронштадтского порта. Из Ревеля следовало доносить об успехе работ каждую почту, а из Кронштадта через три дня. Провизию на эскадру следовало отпустить на 6 месяцев. Экспедициям каждой по своей части следовало стараться доставить запасы на корабли без упущения времени.
Архангельске фрегаты пришли раньше в Кронштадт, чем послали им приказание остановиться в Копенгагене. Коллегия желала, чтобы по примеру прежних отправлений офицерам отправляющейся эскадры были бы выданы вперед каютные и порционные деньги и жалованье за 2/3 года, а остальную треть в море. Неизвестно решение императрицы, но можно почти достоверно сказать, что она, как и раньше разрешала, разрешила и на этот раз выдачу денег вперед.
Эскадру Грейга составили 4 корабля: «Исидор», «Дмитрий Донской», «Александр Невский» и «Мироносиц», и 2 фрегата: «Павел» и «Наталия».
9 октября эскадре был произведен депутатский смотр, 12 октября поднял свой флаг на корабле «Исидор» контр-адмирал Грейг, а 21-го числа эскадра из 2 кораблей и 2 фрегатов снялась с якоря и пошла при попутном SO в Средиземное море, конвоируя 6 нанятых транспортных судов, нагруженных разными припасами, материалами и провизией. Через 6 дней к эскадре Грейга присоединились 2 ревельских корабля, стоявшие у Наргена. Эскадра Грейга вышла очень поздно и при дурной погоде. У Наргена ее прихватил очень густой снег, а от Наргена до Дагерорда эскадра шла две недели. 20 ноября эскадра пришла в Копенгаген, захватила припасенных для нее лоцманов и через 5 дней тронулась в дальнейший путь. Довольно быстро прошла Категат, Скагерак и Немецкое море (Северное море. – Примеч. ред.) и к 1 декабря вошла в Английский канал. 6 декабря эскадра вошла в Портсмут, куда через 10 дней пришел отставший фрегат «Наталия». Если сравнить это эскадренное плавание с плаваниями наших эскадр при первом их отправлении, то нельзя не заметить крупную разницу. Эскадра Грейга идет вполне соединенно и проходит, пользуясь ветрами, быстро большие расстояния.
До конца 1773 г. эскадра Грейга простояла в Портсмуте.