Глава 1. Актуальность нового уровня четвёртого измерения подхода к бизнесу
По мнению футуролога Сергея Переслегина, сегодня мы живём в условиях фазового кризиса.
«Фазовый кризис разделяет между собой фазы развития человечества. Сутью фазового кризиса является столкновение социальной системы с фазовым барьером. Каждая следующая фаза развития имеет энергетику большую, чем предыдущая. А энергетика „прячется“ в структурах отношений между людьми. И эту энергию требуется конвертировать в изменение структуры социосистемы, то есть в изменение форматов деятельности, образования, управления, в изменение общественных институтов, в изменение форм существования таких систем, как государство. Но эта энергия оказывается, по сути, энергией разрушения. Она идет на „социальный нагрев“, то есть на политическую борьбу, неограниченную конкуренцию с разрушением условий для воспроизводства систем деятельности, внешнюю и внутреннюю войну» [Переслегин…2015].
В связи с этим должны заработать новые механизмы социальной организации, в том числе и в бизнесе. «Старые, привычные механизмы отказывают уже сейчас. Этот разрыв неизбежен, и через него надо как-то перебираться. Если барьер удаётся преодолеть, начинается следующая социосистемная фаза. Если же накопленной энергии недостаточно, общество просто отбрасывается назад и нас ждут новые „темные века“, когда кризис превратится в норму существования» [Переслегин…2015].
Современный момент времени принадлежит эпохе, когда решаются проблемы выбора жизненных стратегий человечества и осуществляется поиск новых путей его развития.
Развитие – в общем смысле – это стремление к «образу будущего».
Определить направление развития – это значит, бесповоротно следовать законам макроэволюции.
Только тогда, когда точка необходимых достижений в будущем понятна, можно проектировать развитие.
Будущее глобально.
Несомненно, каждый человек выстраивает свой «образ будущего», однако, современные условия призывают каждого освоить опыт системозначного видения. Системой может быть жизнь человека, семья, трудовой коллектив, город, регион, страна, нация, цивилизация, человечество и т. д..
Поэтому теперь крайне важно понять глобальные тенденции в этой сфере, а потом уже строить устойчивые модели развития бизнеса.
Потому что в соответствии с существующими правилами жизни в социуме кто-то получает свои дивиденды от того, что «образ будущего» намеренно искажается. «Образ будущего» меняется в зависимости от того, кто является заказчиком: сам человек, семья, государство или бизнес.
В условиях, когда в общем случае «образ будущего» является предметом достижения договорённости лиц, которые в состоянии современными средствами повлиять на ближайшее будущее, действенны именно те структуры, которые через воплощение заказа на «образ будущего» видят реализацию своих собственных интересов.
К сожалению, вместе с достижением цели единиц в достигнутом «образе будущего» видится тупик или нечто, напоминающее напалмом выжженную пустыню: необходимы лишь люди-рабы. В этом глобальном процессе шанс на выживание и процветание имеют единицы.
Противостоять данному процессу захвата можно только следуя эволюционному принципу формирования «образа будущего».
Предлагаемая в работе концепция представляет собой качественно иной – нацеленный на повышение человеческого потенциала – подход в реализации процесса развития российского общества и бизнеса (Старт-Апа).
Только принятие этого вызова и формирование нового подхода к построению будущего по законам эволюции приведёт к новым качествам энергоинформационные структуры бизнеса и российской нации.
Пока такой цели не поставлено, Государство выполняет функцию управления на основе системного подхода и интегрированных знаний о регионах, мы имеем тот «предел имперской ментальности», который теперь необходимо преодолеть.
Потому что развитие означает и прохождение пути к поставленной цели, и открытие нового «горизонта событий».
Это и бесконечное постижение следующего уровня сложности каждым из нас, бизнесом и Россией.
В условиях, когда «образ будущего», мягко говоря, «размыт» по целям заказчиков этого образа, каждым отдельным человеком анализ будущего производится через какую-то картину мира: 24 часа, год, период жизни в несколько лет и т. д.. На основе таких периодов выстраиваются различные образовательные программы.
Однако сегодня необходимо развитие, которое работает на полном жизненном цикле каждого из нас. То развитие, которое и определяет значимость человеческой жизни в масштабах бизнеса, страны, человечества, Мироздания.
Вызов потребительского общества определяет два пути принятия этого вызова. Первый путь означает «путь в роботы» – следовать простоте, «не думанию», оглуплению, значит – жизнь без выбора. «… вызов потребительского общества, стремление которого к облегчению жизни автоматически приводит к отупению (когда услугу можно получить нажатием кнопки, снижаются стимулы к развитию когнитивных функций человека)» [Горбатова…2014].
Второй путь выбирают люди, которые хотят планировать свою жизнь. Для таких людей необходима поддержка развития. Только новый подход к эволюции и прогрессу, как усложнению параметров во времени, может обеспечить поддержку развития этих людей на всём цикле человеческой жизни, а также определить те цели развития российского общества, которые выходят за рамки ограниченной человеческой жизни, вливаются в неограниченную реку общего мирового эволюционного развития (эволюции).
В условиях, когда нет общественно-значимых стандартов компетенции, работают ложные ценности – те, в которых верят работодатели (пример: гарвардские кейсы).
Точечная компетенция – основа современной системы подготовки кадров не может служить длительной мотивацией к работе.
Одно из перспективных направлений консалтинга будущего – сделать так, чтобы уровень дела совпадал с уровнем предназначения личности. «Неспособный не способен к одному делу, но способен к другому. Дайте ему свободный выбор, и бездельник окажется драгоценным для человечества». [Циолковский 2001].
Комплексный анализ актуальных проблем российского социума выводит на уровень решения задач современной макроэволюции. Для решения многих проблем и устойчивого развития современного общества и бизнеса, нужен социокультурный макро проект.
Такой макро проект, выстроенный для решения многих проблем современного российского социума и определяющий «образ будущего» – это проект Мира. Точнее, новой цивилизационной матрицы. Вернее, той матричной структуры, в которой всё живо и развивается.
Это не что иное, как энергоинформационный поток времени.
О том, что овладение четвёртым измерением является сегодня козырем в бизнесе, знают многие.
Современные технологии тайм-менеджмента известны многим. Однако, на чём эти технологии основаны?
По моему глубокому убеждению, эти технологии не ушли дальше того процесса, когда каждому представляется право тем или иным образом скушать кусок пирога, которого он, в общем-то, не пёк. Потребить тот ресурс времени своей (и человечества) жизни, который дан каждому фактом его рождения здесь, на Земле, в третьем измерении.
Тогда как и от человечества и от каждого из нас теперь требуется неизмеримо больший труд.
По мнению академика В. П. Казначеева [Казначеев 1991], нам, современникам, предстоит участвовать в процессе конструирования времени.
Способность к конвергенции времени – основное свойство живой материи. Значит, для того, чтобы остаться в системе жизни, иметь «ориентацию – жизнь» в бизнесе, нужно понять, в чём, собственно, этот процесс конвергенции времени состоит, как этот процесс проходит через жизни и судьбы членов бизнес-структуры и что, собственно, необходимо предпринять для того, чтобы быть в русле этого процесса.
В понимании значимости каждым своей собственной деятельности на этом – сложном – уровне состоит сегодня осознанный выбор в пользу макроэволюции.
Процесс конструирования времени требует от каждого человека не только познания своих личных – исходный параметров – как то: жизненное предназначение, но и неуклонное усложнение этих параметров в процессе развития, в процессе ведения бизнеса, в процессе становления и укрепления эволюционирующей (а, значит, существующей в будущем времени) бизнес-структуры.
Из потребителей ресурса времени человечеству будущего в новой цивилизационной модели предстоит стать его производителем.
Поэтому через главный показатель социального прогресса определяется сегодня необходимость в том рынке, которого нет теперь, и который будет определять многое в «образе будущего», которое возможно для всех.
Только в рамках такого заведомо не тупикового процесса глобального российского развития современный российский бизнес (и Старт-Ап) может обрести параметры устойчивого развития.
Фазовый переход связан с образом нашего будущего – поэтому необходима выработка наших (россиян и человечества) взаимоотношений со временем.
Само будущее время характеризуется другим качеством духовно-нравственных программ, а, значит, и большим по величине суммарным духовно-нравственным потенциалом России и Мира.
Однозначно: будущее там, где сложнее.
Человеческий выбор к сложному будет способствовать макроэволюции. Выбор к простому – это инволюция.
Сегодня важно подойти к пониманию новой реальной картины мира, в которой возможной становится глобальная доктрина существования современного человечества: «ориентация – жизнь» – как призыв к уходу из той реальности, где культивируется смерть.
Что такое жизнь?
«…живое вещество следует рассматривать как особое сочетание потоков материально-энергоинформационного содержания… само живое вещество, поддерживая неравновесную структуру, создаёт качественный специфический материально-энергетический и информационный поток» [Казначеев 1991].
Значит, живое вещество планеты Земля (и мы, люди) выступаем как грандиозный высоко упорядоченный поток материи, энергии и информации в космическом масштабе.
Отличительными чертами жизни на планете Земля в третьем измерении являются время и событийность.
Разные моменты времени отличаются сложностью материи, потенциалом энергии, качеством информации. «…этап времени какого-либо порядка даёт вероятность попасть в мир такого же порядка – положительный или отрицательный. Первый даст усложнение материи, уплотнение её и более богатую жизнь. Второй обещает разложение атома, более лёгкую и упругую жизнь, составленную из неё» [Циолковский 2001].
Человек – как живой организм – это в какой-то мере «сгусток живой материи». Взаимодействие «сгустков живой материи» (корреляция волновой информации) на Земле – происходит в событиях жизни людей.
Можно ли выявить взаимозависимость между событиями человеческой жизни (в том числе – в процессе сборки бизнес-структуры) и конструированием энергоинформационного потока – ресурса времени жизни системы «человечество»?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, предстоит небольшой экскурс. Рассмотрим дивергенцию и конвергенцию времени, как принципы, побуждающие эволюцию.
Дивергенция (расщепление) времени. «Неживая природа. Движущей силой этого этапа является дивергенция времени. Абсолютное время расщепляется количественно на собственное время каждого объекта. Общим остаётся алгоритм, по которому протекает время. Автоматы. Дивергенция времени. Для более тонкого расщепления времени инициируется формирование ДНК (вирусы и бактерии). Для расщепления времени действуют механизмы, порождающие новые структуры ДНК. Это мутации, дупликации с последующим асимметричным развитием каждой из копий» [Шварцман…2012].
Конвергенция (сотворение) времени. «Живая природа. Движущая сила – процесс конвергенции времени. Будущее – самое дорогое – определяет вектор развития эволюции. Процесс конвергенции времени исторически реализовывался через положительную обратную связь между изменениями в ДНК и естественным отбором жизнестойких видов. Так вследствие отбора наблюдалось появление ДНК, носители которых обладали большей свободой выбора – мыслящие виды» [Шварцман…2012].
Значит, через возможность человеческого выбора (в той или иной ситуации, связанной с событием) время становится наполненным саморазвивающимся информационным содержанием: выбор к усложнению – это конвергенция времени, эволюция; выбор к упрощению – дивергенция времени – инволюция.
В каждом событии жизни, при каждом человеческом выборе происходит либо дивергенция, либо конвергенция времени.
Сумма результатов выборов отдельных людей определяет вектор процесса: эволюция или инволюция, а так же момент Современности (как состояние, описанное К. Э. Циолковским).
Именно ввиду сделанного большинством неправильного выбора складывается архетип современной цивилизации: лозунг «времени не хватает».
Вследствие этого сформированного архетипа «времени не хватает» в общем случае складывается поле ситуаций (будущих событий в жизни каждого человека), которое определяется интегральными параметрами Современности. Подобно тому, как в капле морской воды содержатся все параметры моря.
Человек, не способный к осознанному – с системозначным видением – выбору, автоматически становится частью общей массы – с усреднёнными параметрами. Поэтому в общем случае должен подчиниться траектории, которой последует большинство. И результат его деятельности, в целом, неустойчив.
Лозунг «времени не хватает», означает, что в Современности процесс конвергенции времени отстаёт от заданных нам, человечеству, Мирозданием параметров. Что в пределе означает переход к дивергенции (расщеплению) времени – а, значит, имеет место быть перспектива для «человечества» стать вирусами, бактериями или частью неживой природы.
Что же, получается, мы «все» обречены?
Когда мы эту угрозу знаем и делаем выбор в пользу жизни, мы (далеко не «все», вернее «не все») уже находимся на новом уровне иерархии жизни.
Конструктивная информация – это энергия (импульс) и это некий аванс. Этот аванс призывает к работе.
Кто-то («не все») должны стать в общей массе современного человечества «более мыслящим» видом: взять на себя работу по воспроизводству (конвергенции) ресурса времени.
Для этого «не все» должны уметь правильно распорядиться большей (по сравнению со «всеми») свободой выбора.
Эта новая свобода выбора отчасти открылась в виде цивилизационно-значимого знания – график «СД-модель Л. Болотовой», как совокупность оцифрованных по системе А. Киселя имён-отчеств (согласно методике Н.В.Коротаева – стереотипов поведения) россиян в диапазоне до 118.
Рис. 1. «СД-модель Л. Болотовой». (Статистическо-детерминированная модель имён-отчеств Л. Болотовой)
В новой системе координат большую значимость имеют также фамилии – имена – отчества и фамилии-имена россиян.
Фамилии-имена-отчества в России были введены 400 лет назад – похоже на то, что таким образом в прошлую «акматическую фазу» был расширен диапазон стереотипов поведения россиян, была сделана попытка к обновлению российского этноса.
Через введение фамилий-имён-отчеств россиян человечество получило импульс созидательной космической энергии, стало более энергоёмким.
Но не только это.
Через введение фамилий-имён-отчеств в России 400 лет назад формировалась наша сегодняшняя способность к выбору при формировании каждым собственной топологии жизни.
Разумеется, такой переход предъявлял тогда, а ещё более теперь необходимость к проявлению людьми новых качеств, требовал от них большей ответственности.
Многим знакомы слова П. А. Флоренского «…ипостасные имена вещей… знамения судеб их… Ничто не устоит пред ведающим имена, и чем важнее, чем сильнее, чем многозначительнее носитель имени, тем мощнее, тем глубже, тем значительнее его имя» [Флоренский 1994].
Для понимания того факта, каким образом наши фамилии-имена-отчества формируют некую полевую («надчеловеческую») структуру необходимо в общем виде ознакомиться с понятием «универсум» и познать границы универсумов.
Об актуальности этого познания свидетельствует тот факт, что в своём обращении к Федеральному Собранию в декабре 2013 года Президент России В. В. Путин упомянул имя философа Н.А.Бердяева. Современный «космист» Ю. М. Фёдоров даёт следующие определения:
«Мы предпочитаем связи и отношения, составляющие основное содержание конкретных ниш, слоев Бытия, обозначать понятием «универсум». Континуум онтологических объективации человеческой экзистенции состоит из космического, человеческого, социального и природного универсумов… Верхняя бездна космического универсума – …есть предельная форма существования в Духе. Нижняя бездна – это такой предел, за которым Субъект теряет свойства Абсолюта, …превращается в Целостного Субъекта, Феномена – представителя Человеческого Рода. Человеческий универсум – это… человеческое пространство бытия. Субъектом человеческого универсума выступает… Антропный Субъект, репрезентирующий своим бытием родовую целостность, каковой является человечество. …в качестве Антропоса человек оказывается помещённым в именную обитель. Рамки его существования при этом существенно сужаются.
Границами социального универсума выступают верхняя и нижняя бездны цивилизации. Верхняя граница социального универсума – это антропос, уже подвергшийся первичной социализации и утративший свою родовую целостность.
Нижняя граница социального универсума – это тот предел дробления человеческой субъективности на дурную бесконечность социальных функций, при которой человек …вполне созрел для того, чтобы его утратить в пользу уже не социальной, а телесно-технологической вещи – машины» [Фёдоров 2000].
Теперь необходимо выяснить, почему энергетика, которая «прячется» в структурах отношений между людьми, оказывается, по сути, энергией разрушения?
В событиях – при взаимодействии – в отношениях людей происходит коэволюция (как при социализации – приобретение людьми других – отличающихся от начальных – заданных при рождении человека – параметров).
Традиции социума (социальная матрица), словно трафарет, накладывают отпечаток на каждого.
В реальности мы имеем следующее: «Чаще всего более низкие универсумы по отношению к породившим их ведут себя подобно вампирам, насильственно откачивая их энергетику, дезинтегрируя тем самым их целостность. Такая ситуация возникает всякий раз, как только коэволюция замещается плоской эволюцией низших онтологий за счёт сверх потребления энергетики высших, а порой и полного их инкорпорирования, поглощения» [Фёдоров 2000].
Причина такого процесса объективна:
«Социальный универсум по отношению к целостности Мироздания может обладать положительной онтологической значимостью, если оказывается органично встроенным в человеческий универсум, а тот, в свою очередь, – в универсум космический. Но это возможно лишь при условии, если экзистенция человека строго подчиняется истинной иерархии онтологических приоритетов» [Фёдоров 2000].
Лозунг «времени не хватает» означает неподчинение современного человечества истинной иерархии онтологических приоритетов. И стоит задать вопрос о том, кому, каким процессам, каким силам подчиняются те, кто, непременно знает о глобальной – стоящей перед человечеством – угрозе и, тем не менее, призывает к таймменеджменту.
«Вселенная Духа не столько эволюционирует, сколько расширяется в своём само развёртывании, самопроявлении. Это означает, что к абсолютно универсальному и целостному Бытию постепенно прибавляются все менее универсальные и целостные вложенные онтологические ниши, слои, системы. К космическому универсуму (Абсолют) присовокупляется человеческий универсум (Человечество), к нему добавляется социальный универсум (Цивилизация), и последним окончательно проявляется универсум природный (Технология). …Мироздание в качестве генерализации всей совокупности развертывающихся вложенных систем всё время представляет собой единую авто эманирующую и авто эволюционирующую целостность. …распаковывание, проявление высших универсумов в низшие осуществляется как бы естественно-историческим образом, …породившие и порождённые универсумы… вступают в отношения иерархической коэволюции, …вполне обеспечивают поддержание общей гармонии связей и отношений в Мироздании.
За пределами всеединства располагается сфера неистинного, ложного бытия, основу которой составляют гипертрофированные частные онтологии.
Принцип всеединства реализуется лишь в том случае, если процессы развёртывания и свёртывания Сущего взаимо дополняют друг друга. Как только процесс развёртывания, проявления онтологической пустоты начинает превалировать над противоположным ему процессом, так сразу же возникают ложные формы бытия. При этом низшие и порожденные формы бытия по отношению к высшим и породившим их начинают вести себя крайне агрессивно. Ложная онтология …освобождается от самой ценной «поклажи», доставшейся в момент эманационного зачатия Мира, – Человека» [Фёдоров 2000].
Перед смертью живого организма продолжают работать лишь некоторые – поддерживающие уже не жизнь, а некую иллюзию жизни органы.
Такой процесс касается и этноса.
Об этом – учение Л. Н. Гумилёва, которое много лет было запрещено, но только к 100-летию гения решением ЮНЕСКО стало доступным широкой публике. Фильм «Струна истории», посвящённый Л.Н.Гумилёву (автор И. Пономарёва), можно посмотреть на www.lyudmbolotova.narod.ru.
Л. Н. Гумилёв писал о взаимозависимости этносов и категории времени: «Основополагающие матричные структуры и ценности, формирующие ядро цивилизаций, формируют достаточную автономность и устойчивость… В качестве этих матричных структур выступают ментальные установки сознания, которые стремятся к целостности»… «Динамичность состояния этноса определяется степенью разнообразия психических складов групп людей, входящих в тот или иной этнос… степень разнообразия не случайна, а характеризует возраст этноса, при начале этногенетического процесса идёт усложнение, при затухании – упрощение» [Гумилёв 1970].
Понять этот унифицированный процесс медленного умирания российского этноса, свёртки программ стереотипов поведения жителей городов, усечения временных (возможности существования в будущем) параметров бизнес-структур можно через графики-результаты исследования базы данных выпускников Президентской Программы подготовки управленческих кадров по Тверской области (Рис. 2).
Рис.2. График кодов женских и мужских имён-отчеств выпускников Президентской Программы по Тверскому региону.