Вы здесь

Российский руководитель – гений. Часть 2. Глава 3. Источник управленческих наклонностей. Тайное знание искусства управления (Андрей Ващенко, 2016)

Глава 3. Источник управленческих наклонностей. Тайное знание искусства управления

Только суть, как достойно мужчин, говори,

Лишь ответствуя – слов господин – говори.

Уха два, а язык дан один не случайно —

Дважды слушай и раз лишь один говори!

Омар Хайям

Чтобы понять, что есть кризис руководителя, нужно понять, что есть руководитель. Как люди становятся руководителями? Как развивается в индивидууме управленческий навык?

Вспомните себя в более молодом возрасте, ребенком, школьником. Только дайте, что-нибудь сделать, сотворить. А не даете, я сам возьму и сделаю. Энергия бьет через край. Проблемы любой сложности – это всего лишь вызов, новая цель, новый барьер на пути. Откуда эта энергия?

Мы как биологическое существо с момента рождения наделены запасом жизненных сил, иммунитета, чтобы выжить во внешней среде и обрести все навыки, необходимые для существования в современном обществе. Мелкие травмы у ребенка проходят быстрее, чем у взрослого, обиды быстрее забываются, все за счет избытка внутренней силы и энергии. Наши бессознательное и сознательное с огромной скоростью впитывают информацию, перерабатывают ее в навыки и умения.

Общество сформировало традиции социализации, как ребенку вырасти, стать членом общества, гражданином страны, и в последующем создать ячейку общества. Достойного члена общества из нас формируют родители, бабушки, детский сад, школа, ВУЗ, родной завод.

Может вы об этом и не задумывались, но вся образовательная система в нашей стране направлена на подготовку и обучение исполнителей. Нас с детства обучают подчиняться, сначала родителям, потом тете в детском саду. Потом мы учимся подчиняться учителям в школе. ВУЗ также не дает навыков управления людьми.

Да везде: и в офисе, и на заводе – требуются работники, хорошие, мотивированные, обученные исполнители. А где, кто и как готовит руководителей? Где это секретное место? Почему некоторые дети вырастают и становятся руководителями, политиками, президентами? А большинств спокойно проживает жизнь в должности специалиста.

Позвольте мне выдвинуть некое «ненаучное» объяснение феномена превращения человека в руководителя – так называемое скрытое научение.

Нас открыто учат очень многим вещам: есть ложкой, не писать мимо горшка, правильно писать буквы, здороваться с людьми.

Но некоторым вещам нас не учат, но мы их узнаем и научаемся сами.

Например, секс!

Секс – образец эффективной тактики скрытого научения

Сегодня у женщин есть много возможностей проявить себя: некоторые из нас даже управляют странами. Но, говоря по чести, нам больше идёт ридикюль, чем штык.

М. Тетчер

Уже довольно давно люди живут цивилизованной жизнью. Люди размножаются и для этого занимаются сексом. Но никто не учит нас это делать. Нет специальных занятий в школе. Родители не проводят домашних мастер-классов. В лучшем случае в школе на уроках полового воспитания покажут пару картинок. На официальном уровне общество наоборот всячески табуирует тему секса. Запрещается реклама с сексуальным подтекстом, идет бесконечная война с «порнографией и развратом».

В авраамических религиях (иудаизм, христианство, магометанство) тема секса – это табу. В семьях эта тема мало обсуждается. С детьми делают уроки, зубрят математику, но папа с мамой не показывают подросткам, как надо заниматься сексом. При этом 99 % людей как-то научаются общаться с противоположным полом, набивая в процессе шишки и зарабатывая комплексы.

По сути, тема сексуального самообразования единственная, где индивидууму дается возможность самому снова и снова проходить дорогу с препятствиями. Так сказать, буквально учиться на своих ошибках.


Способность преодолеть себя и различные общественные запреты, раскрыть тайны сексуальных удовольствий поощряется также тайно.

И система работает – человечество размножается со страшной силой. Нас уже 7 миллиардов.

Можно сказать, что результативность такого скрытого сексуального самообразования значительно выше, чем любая школьная или вузовская программа! В школе в нас чуть ли палкой вдалбливают знания и умения. А в сексуальном самопросвещении, нам все запрещают, мешают и не разрешают – а мы ищем любую возможность расширить свои познания.

Что бы заняться сексом, необходимо научиться чувствовать, принимать и посылать сексуальные сигналы. Нужно уметь реагировать на множество мелких деталей в поведении и реакциях другого человека, чтобы понять, что тебе кто-то нравится и ты кому-то небезразличен. В этом процессе очень большую роль играет наша биологическая основа, наше бессознательное. С помощью рациональной части нашей личности мы можем совершенствовать процесс соблазнения, можем писать стихи и сонеты, но большую часть работы делает «природа»!


На мой взгляд, освоение управленческой науки очень похоже на сексуальное самопросвещение. Одни люди раньше, другие позже понимают, как нужно себя вести, что нужно говорить и что делать, чтобы другие люди выполняли твои команды и распоряжения.

Управленец выращивает себя сам. С самого детства он ищет чужие сигналы власти, подглядывает, как командуют другие люди, пробует командовать сам.


Там, где обычные дети бездумно выполняют распоряжение воспитательницы в детском саду, обучающийся управлению видит и запоминает сигналы власти, посланные воспитательницей.

Будущий лидер на биологическом, бессознательном уровне осваивает приемы, сигналы, позы доминирования, власти. Пытается усвоенные сигналы воспроизводить в группе себе подобных.

Будущий руководитель находит свои способы, набивает свои шишки. Бесконечно пробуя, он находит свой собственный управленческий стиль, энергетически наиболее оптимальный для его психотипа.

Управленец, особенно харизматик, редко может детально и рационально объяснить, почему его слушаются люди. Он просто с детства привык, что окружающие делают это! Заниматься самокопанием и самоанализом большинству управленцев не свойственно.


В современном обществе постоянно происходит естественный отбор лидеров, которые находят и выдвигают себя сами! А пассивное большинство просто наблюдает со стороны, чтобы, когда схватка закончится, подчиниться воле победителя.

Стремление к пониманию мотивов, движущих другими людьми, к самообразованию, накоплению управленческого опыта, желание пробовать, не бояться ошибаться, постепенное формирование в себе управленческой уверенности – характерно для большинства «молодых да ранних» руководителей.

ВАЖНО ПОМНИТЬ! Из сравнения способности к самообучению в сексе и в науке управления людьми не стоит делать слишком больших обобщений. Природа дала возможность большинству людей манипулировать и управлять друг другом. Но у большинства этот навык не имеет дальнейшего развития, за пределы супружеской пары и круга друзей он не распространяется.

Принципиальное отличие руководителя от обычного человека – стремление увеличивать свое влияние. Будущий руководитель стремиться постоянно увеличивать количество людей, которых он может и хочет использовать для своих целей.

Управленческая энергетика

Чтобы выиграть сражение, его иногда приходится давать дважды.

М. Тетчер

Лидер, руководитель, пассионарий сам не знает, что его «толкает вперед». Эта внутренняя энергия, жизненная сила имеет иррациональный, не осознаваемый характер воздействия. Большинству энергетически заряженных людей просто не интересно рефлексировать и заниматься самокопанием и самоанализом.

Об этом красиво писал Бродский в балладе о Короле «а что гнало его вперед искать огонь и смерть…»

Будущего руководителя работа, коллектив, возникающие трудности бодрят и тонизируют. У некоторых даже развивается трудоголизм или мания всеобщего контроля. Быстрее вперед, еще столько всего впереди, нового, не освоенного, не сделанного. При этом попытки окружающих понять, зачем человек так надрывается, куда он так бежит, наталкиваются на шутки, отмазки, примитивные объяснения.


Естественно, руководителями являются люди очень разных темпераментов, интеллектуального уровня развития, пользующиеся различным уважением или страхом, использующие разные методы управления. Внешне, карьеры живчика, шумного активного создателя бизнеса и скромного карьериста, поднимающегося со ступеньки на ступеньку по служебной лестнице, кажутся различными по мотивам, способам и проявлениям.

Однако все, кто «заряжен на выполнение работы чужими руками», делает дело, планирует карьеру, ставит себе масштабные задачи – объединяет наличие внутренней энергии. Внутренней силы, которая помогает преодолевать невзгоды и неудачи, так легко, как будто это слабый туман, порванный в клочья дуновением ветра. И это не сила поэта, художника или певца. Это сила вождя, порождающая совместные усилия множества людей!

Проявления этой силы часто имеют негативные последствия для ее носителя. Поэтому мы говорим о кризисах, порожденных профессией управленца!

Путь в руководители российской компании!

Сегодняшние руководители предприятий, начальники отделов и департаментов, начинали по-разному:

– учились в школе: Кто-то был зубрилой, отличником, кто-то пошел торговать еще в 8–9 классе.

– учились в институте: одни стремились к красному диплому, другие использовали все возможности, чтобы срубить денег, и вообще не получили формального образования.


Любой руководитель сначала был одним из общей массы. Но он был более энергичным, ему хотелось большего, и он добился формального статуса руководителя. По своей воле или под давлением руководства.

Живчики/зубрилы перестали делать все сами, у них появились подчинённые. Законы управления людьми начинают шлифовать все личностные различия руководителей. После 5–8 лет активного руководства группами от 20–30 чел. руководители, столь разные в детстве и отрочестве, сближаются, отфрезеровываются. Проявляются их общие черты, как на картине «Сын человечий» Рене Магрита (изображен мужчина в деловом костюме с яблоком вместо лица).


ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ УТОЧНЕНИЕ: всегда есть супер-вожди, супер-лидеры, люди-бренды (Тиньков, Довгань, Чичваркин и т. п.), которые выбиваются из общей массы типичных «начальников». Но в среднем типичный российский руководитель вынужден подчиняться стандартам корпоративной среды. Быть сдержаннее, практичнее, собраннее и т. д.

Ведь каждый шаг по карьерной лестнице все труднее. Приходится конкурировать не с серой массой, а с активными, живучими, пробивными конкурентами.

В России нет негласной системы оценки и отбора руководителей, действующей в Европе. В России нет таких высоких профессиональных требований к руководителям как в Америке.

Система отбора руководителей в России хаотична, близка к социальному дарвинизму. Поэтому, выживают и сохраняют способность руководить только те, кто сохранил внутреннюю энергетику и не сошел с дистанции с нервным срывом. Подчеркиваю, выживают, а не побеждают.