Вы здесь

Российские и международные криминалистические учеты. Глава II. Организация и функционирование российских и международных криминалистических учетов (Н. А. Корниенко, 2004)

Глава II

Организация и функционирование российских и международных криминалистических учетов

§ 1. Организация учетов МВД России

В МВД России основным документом, регламентирующим ведение учетов, является «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических учетов, розыскных, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом № 752 дсп. от 12 июня 2000 г. (далее – «Наставление 2000 г.»).

«Наставление 2000 г.» согласовано с Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством обороны России, а также с Федеральной службой безопасности (на момент утверждения – Министерство безопасности России). Этот документ определяет формирование и функционирование централизованных учетов МВД России.

Основной массив учетной документации сосредоточен в Информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД РФ[71]. Система информационных центров действует с 1970 г.[72]

Помимо подразделений МВД, ГИЦ обслуживает органы Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, ФСБ, Государственного таможенного комитета, Министерства обороны, других ведомств России, а по специальным соглашениям – органы государств ближнего и дальнего зарубежья: внутренних дел, полицию, службы безопасности, налоговых расследований, прокуратуры, судов, юстиции.

Помимо информационных центров значительная часть централизованных учетов сосредоточена в экспертно-криминалистических подразделениях. Данные подразделения действуют в МВД, ГУВД, УВД и ГРОВД, а в МВД России – Главное управление Экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ). Функционирование коллекций и картотек в экспертно-криминалистических подразделениях регламентируется «Инструкцией по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел» (далее – «Инструкция 1993 г.»), введенной в действие приказом МВД России № 261 от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел». Некоторые изменения в эту инструкцию внесены «Наставлением 2000 г.».

Ведущиеся в органах МВД России учеты в зависимости от своего назначения делятся на три группы.

Оперативно-справочные учеты – содержат краткое описание объектов учета. Назначение этих учетов – представлять установочные сведения об объектах учета и указывать местонахождение этих объектов на момент запроса.

Основу оперативно-справочных учетов составляют сведения о лицах. Перечень этих лиц приводится в ст. 15 «Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации». В него включены: граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, подозреваемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным образом невозможно; граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, которые неспособны по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о своей личности, если установить их другим способом не представляется возможным; иностранные граждане и лица без гражданства, которые подлежат выдворению (депортации) за пределы территории РФ; неопознанные трупы. Традиционно в число оперативно-справочных учетов включены и лица, объявленные в местный, федеральный либо международный розыск.

Формирование оперативно-справочных учетов осуществляется по результатам процессуальных действий работников правоохранительных органов и на основе нормативных актов этих органов, предусматривающих организацию и функционирование этих учетов.

Контроль за созданием оперативно-справочных учетов, должностные лица, которым предоставлено право обратиться с запросом в соответствующий информационный центр, порядок обращения и исполнения запросов, сроки хранения учетов – все это регламентируется ведомственными нормативными актами.

Розыскные и криминалистические учеты содержат информацию, необходимую для предупреждения, раскрытия и расследования особо опасных преступлений, а так же анализа преступности. Эти учеты обслуживают и МИБ стран СНГ.

Розыскные и криминалистические учеты, функционирующие в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, и ГИЦ МВД РФ входят составной частью в МИБ – Межгосударственный информационный банк государств СНГ. Они содержат более подробные сведения об учитываемых объектах по сравнению с оперативно-справочными учетами.

В криминалистической литературе обычно приводят следующий перечень объектов криминалистических и розыскных учетов[73]:

– лица, совершившие преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие преступления с характерными способами их совершения (т. е. лица которым предъявлены обвинения в совершении указанных преступлений); подозреваемые в совершении преступлений, местонахождение которых неизвестно, но имеются сведения о их внешности, иных приметах;

– лица, объявленные в местный, федеральный, межгосударственный или международный розыск; лица, пропавшие без вести, а также неспособные по состоянию здоровья либо возрасту сообщить о себе необходимые данные, и лица, утратившие связь с близкими родственниками; неопознанные трупы;

– сведения об особо тяжких раскрытых и нераскрытых преступлениях, для которых характерны особые способы их совершения, либо имеющие межрегиональную направленность, или же входящие в серию преступлений;

– преступления, связанные с хищением ценностей из металлических и иных специальных хранилищ;

– транспортные средства, объявленные в розыск, а также указанные средства, принадлежность которых неизвестна;

– огнестрельное оружие, иное вооружение, которое было утрачено или обнаружено;

– огнестрельное оружие, находящееся у граждан либо организаций по разрешению органов внутренних дел;

– похищенные номерные вещи либо вещи, имеющие какие-либо особенности, по которым их можно опознать;

– похищенные или изъятые предметы, подпадающие под категорию вещей, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;

– похищенные или изъятые документы, ценные бумаги, в том числе номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, паспорта граждан России.

Ведение иных криминалистических учетов и розыскных учетов, введенных по инициативе руководства органов внутренних дел, предусмотрено ведомственными подзаконными нормативными актами.

Функционирование криминалистических и розыскных учетов в информационных центрах осуществляется с помощью автоматизированных банков данных – АБД, специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), действующих как в качестве локальных, так и являющихся составной частью интегрированного банка данных (ИБД).

Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды действуют в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД. Они могут быть представлены как натурными объектами, так и их копиями (в виде фотоснимков, материалов видеозаписи, слепков, оттисков), а также другими источниками криминалистической информации. Система экспертно-криминалистических учетов охватывает городские и районные органы внутренних дел, УВД, УВДТ (ОВДТ), ГУВД, МВД, а также ГУ ЭКЦ МВД России.

В апреле 1985 г. в Калуге и Красноярске на семинарах-совещаниях экспертов криминалистических подразделений МВД СССР впервые обсуждались проблемы организации и функционирования недавно созданных экспертно-криминалистических учетов, коллекций, картотек и справочно-информационных фондов, действующих в местных подразделениях органов внутренних дел[74].

Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды необходимы для рационального и эффективного функционирования деятельности экспертных служб. Данный вид учета для краткости называют и справочно-вспомогательным. Он относительно новый в криминалистической практике, и его научное обоснование еще находится в стадии становления. В одной из первых работ, посвященных информационному обеспечению деятельности экспертных учреждений, Г. Л. Грановский отмечал, что оно необходимо как дополнительная научная и техническая информация, используемая при решении экспертных задач[75]. «Инструкция–1993» отмечает, что информационную основу коллекций, картотек и справочно-информационных фондов составляет сбор, сосредоточение и систематизация однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам.

В экспертных учреждениях Минюста России также ведутся различные коллекции, картотеки. Собираются и справочные материалы, которые необходимы в экспертной деятельности. Однако, задачи, стоящие перед экспертными службами этих министерств, имеют и определенные различия. По этой причине отлично и назначение использования коллекций, картотек и справочно-информационных фондов. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» задачей всех экспертных учреждений России является оказание содействия следователям, осуществляющим предварительное расследование; лицам, производящим дознание, судам, судьям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. В перечень же основных функций экспертно-криминалистических подразделений МВД России (раздел 1.3 «Наставления 1993») помимо производства экспертиз по уголовным делам входят: исследования по заданиям оперативных аппаратов органов внутренних дел, участие в качестве специалистов в следственных действиях, ведение экспертно-криминалистических учетов, картотек и коллекций, участие в оперативно-следственных группах по раскрытию и расследованию преступлений. Указанные обстоятельства и определяют основное назначение экспертно-криминалистических коллекций картотек и справочно-информационных фондов МВД России[76]. Представляется также справедливым замечание А. В. Пахомова о том, что отмеченные материалы находят свое применение и в научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работе[77].

Для создания информационного фонда, носящего справочный характер, ВНИИСЭ Минюста СССР (ныне – РФЦСЭ Минюста России) была принята комплексная программа, в соответствии с которой в период с 1981 по 1990 г. предполагалось предоставить экспертным учреждениям необходимую вспомогательную информацию, надобность в которой может возникнуть при проведении исследований. В работах криминалистов появился и новый термин «криминалистическая информатика»[78]. В последующие годы ряд теоретических положений по информационному обеспечению отдельных видов криминалистических экспертиз был рассмотрен и в диссертационных исследованиях[79].

В настоящее время экспертно-криминалистические учеты представлены в виде коллекций, картотек и справочно-информационных фондов. Систематизация информационных фондов справочного назначения строится по видам экспертиз, выполняемых в экспертно-криминалистических подразделениях МВД РФ и судебно-экспертных учреждениях Минюста России. Виды экспертиз, проводимые экспертно-криминалистическими подразделениями МВД РФ перечислены в «Положении о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел», являющегося приложением № 2 к приказу МВД РФ № 261 от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел». В перечень включены следующие экспертизы: дактилоскопические, трассологические, почерковедческие, технического исследования документов, баллистические, холодного оружия, портретные (отождествление личности по признакам внешности), криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвоведческие, ботанические, автотехнические, пожарно-технические, взрывотехнические, видеофоноскопические, фототехнические и др. (при наличии соответствующих специалистов). Приказом № 114 от 14 мая 2003 г. по Минюсту РФ «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» установлен следующий перечень экспертиз, проводимых в этом ведомстве: почерковедческие, автороведческие, технического исследования документов, фототехнические, портретные (идентификация человека по фотографическим изображениям), трасологические; видео– и звукозаписей, оружия и следов выстрела, маркировочных обозначений, взрывотехнические и взрывотехнологические, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий, почвоведческие, биологические, автотехнические, пожарно-технические, строительно-технические, бухгалтерские, финансово-экономические, товароведческие, психологические, компьютерно-технические.

«Инструкция 1993 г.» содержит следующий перечень объектов, которые ставятся на экспертно-криминалистический учет с указанием формы учета:

– коллекции пуль, гильзы патронов со следами оружия, изъятого с мест преступлений (пулегильзотеки)[80];

– картотеки поддельных денежных знаков;

– картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;

– фонотеки голосов и речи лиц, представляющих оперативный интерес;

– дактилоскопические следотеки;

– следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств;

– картотеки микрообъектов;

– коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и коллекции образцов почерка лиц, занимающихся подделкой таких документов[81];

– картотеки субъективных портретов неустановленных преступников.

В справочно-информационных массивах содержатся сведения о свойствах, размерах, формах и иных характеристиках веществ и предметов. Такие фонды могут быть представлены в виде литературных источников, информационно-поисковых систем на базе компьютерной техники, а также натурных объектов.

Исходя из особенностей работы эксперта в справочно-вспомогательных учетах преобладают натурные коллекции, поскольку собранные образцы содержат устойчивую (достаточную по времени) совокупность признаков. К тому же в силу своей наглядности эти признаки наиболее удобны для исследования. Г. Л. Грановский следующим образом характеризует преимущества натурных коллекций перед копиями в виде фотоснимков, материалов видеозаписи, изображений, изучаемых с помощью компьютерной техники, слепками и оттисками.

1. Фотографические материалы не могут охватить все сведения об исследуемом объекте, необходимость в которых может возникнуть в процессе экспертного исследования.

2. Эксперту требуются не только сведения о свойствах исследуемого объекта. Во многих случаях ему нужно еще проверить вариационность этих свойств (признаков) в различных условиях взаимодействия, которые он воспроизводит, манипулируя с объектом в процессе экспертных экспериментов.

3. Экспертная деятельность состоит не только в использовании признаков (свойств), которые могут быть формализованы и описаны, но и в использовании связей (отношений) этих свойств. Эти связи могут быть в большинстве случаев выделены лишь при непосредственном изучении предмета.

4. В решении экспертных задач велика роль эвристических выводов и интуиции. Такие выводы часто основываются не на анализе отдельных признаков, а на совокупной их оценке. Подобная оценка возможна, если в поле зрения эксперта находится сам предмет, и он может выделить неожиданные свойства, их связи и пр.[82] Специально занимаясь проблемами создания и функционирования натурных коллекций в экспертных подразделениях и учреждениях правоохранительных органов России, В. Пахомов, в частности, замечает о необходимости межведомственного согласования этих служб, ибо они в своей деятельности преследуют общие цели. По его мнению, назрела необходимость создания единой информационной базы; координирующим центром для местных коллекций может стать ЭКЦ МВД России. Целесообразно также издание специального бюллетеня, посвященного справочно-вспомогательному обеспечению судебных экспертиз. При формировании натурных коллекций надлежит прогнозировать появление новых объектов исследования, создав централизованную систему натурных коллекций в экспертных службах, активно используя для этой цели возможности компьютерных технологий[83].

В натурных коллекциях и картотеках, как правило, представлены: огнестрельное оружие и боеприпасы; инструменты и иные предметы, используемые для проникновения в хранилище; наркотические и сильнодействующие лекарственные средства[84], отравляющие вещества слезоточивого действия, отдельные фармакологические препараты; волосы животных; изображения подошв и верха обуви; отпечатки протекторов шин автотранспорта; фарные рассеиватели.

Помимо этого формируются картотеки и коллекции: лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов, волокнистых материалов, холодного оружия, взрывчатых веществ, материалов, используемых для изготовления документов; оттисков печатей, штампов, пломб, замков и др.

Решением местного руководства органов внутренних дел с учетом оперативной обстановки могут быть созданы и другие экспертно-криминалистические учеты, картотеки, коллекции, а также справочно-информационные фонды. Так, в экспертно-криминалистическом Управлении ГУВД по Санкт-Петербургу и области функционируют следующие факультативные учеты и справочно-информационные фонды: самодельного огнестрельного оружия; маркировочного обозначения на остатках взрывных устройств, изъятых с мест взрывов; почерковедческих объектов, изъятых с мест происшествий; подлинных бланков документов; образцов укупорки бутылок и ряд других.

Перспективным направлением эффективного использования экспертно-криминалистических учетов является поиск преступника сопоставлением различных банков данных, например, опознавательных фотоснимков арестованных и подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых в умышленных преступлениях, с коллекцией композиционных портретов, либо с фотоснимками без вести пропавших, а также фотоснимками неопознанных трупов. Возможны варианты, когда имеются описания внешности преступника и следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений, которые можно сравнить с дактокартой и наклеенным на нее фотоснимком.

13 мая 1993 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между МВД ряда государств – бывших союзных республик СССР по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности, которое базируется, в частности, на соглашении «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией» от 03.08.1992 г. Применительно к теме настоящей работы, отметим следующие формы сотрудничества:

1) предоставление необходимых сведений и соответствующих объектов для пополнения централизованного учета пуль, гильз и патронов со следами оружия, а также данных, необходимых для централизованного учета поддельных денежных знаков, который действует в ЭКЦ МВД России;

2) взаимный обмен необходимыми сведениями для пополнения централизованных учетов, функционирующих в экспертно-криминалистических подразделениях МВД государств, подписавших соглашение, а также проверки по данным учетам;

3) взаимного обмену банка данных справочно-информационного назначения, действующих в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, участников соглашений, а также исполнения, содержащейся в них информации[85]. Указанное сотрудничество производится на безвозмездной основе.

В октябре 1995 г. представители экспертных служб большинства европейских государств подписали «Меморандум о взаимопонимании», которым определена область их совместной деятельности в рамках Европейской сети криминалистических научных учреждений (ENFSI). Россию на этом форуме представлял начальник ЭКЦ МВД РФ. Применительно к рассматриваемой теме отметим, что меморандум предусмотрел создание пяти рабочих групп: 1) справочные коллекции; 2) огнестрельное оружие; 3) волокна; 4) исследования документов; 5) лакокрасочные покрытия. В перспективе предполагается деятельность еще групп по исследованию ДНК и обработке изображений. Таким образом, меморандум заложил основы будущего международного сотрудничества по функционированию учетов, натурных коллекций, картотек и справочно-информационных фондов экспертных учреждений РФ с экспертными службами европейских государств[86].

Проверка по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам является не только процессуальной обязанностью оперативно-следственных работников всех правоохранительных органов, но и прямо предусматривается рядом межведомственных и ведомственных нормативных актов.

В соответствии с «Инструкцией по организации, взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений», утвержденной приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г.[87] оперативный работник осуществляет проверку по криминалистическим учетам и постановку на учет вещей, имеющих индивидуальные номера. Начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности организуют работу по регулярному направлению дактокарт в экспертно-криминалистические подразделения для установления данных о лицах, активному использованию всех учетов, функционирующих в системе МВД России.

Проверка по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам является не только процессуальной обязанностью оперативно-следственных работников всех правоохранительных органов, но и прямо предусматривается рядом межведомственных и ведомственных нормативных актов.

В соответствии с «Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений», утвержденной приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г.[88] оперативный работник осуществляет проверку по криминалистическим учетам и постановку на учет вещей, имеющих индивидуальные номера. Начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности организуют работу по регулярному направлению дактокарт в экспертно-криминалистические подразделения для установления данных о лицах, активному использованию всех учетов, функционирующих в системе МВД России.

§ 2. Межгосударственные криминалистические учеты СНГ

Основой межгосударственного и международного сотрудничества России с государствами дальнего и ближнего зарубежья по использованию криминалистических учетов и учетной документации являются многосторонние и двухсторонние соглашения[89], а также обязательства, вытекающие из членства РФ в Интерполе. В число указанных соглашений входят:

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., заключенная в г. Минске странами СНГ и ратифицированная РФ 10 декабря 1994 г.[90], а также Протокол к ней, подписанный 26 марта 1997 г.

2. Двухсторонние и многосторонние соглашения, заключенные МВД России с МВД государств ближнего и дальнего зарубежья[91], которые предусматривают сотрудничество с целью предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в первую очередь, актуальных для обеих сторон.

3. Многосторонние соглашения МВД стран СНГ «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией» от 3 августа 1993 г.[92] Минская конвенция 1993 г. на государственном уровне обобщила концептуальные вопросы многосторонних соглашений, ранее заключенных МВД стран, входящих в СНГ.

Данная Конвенция предусматривает, в частности, следующие вопросы использования криминалистических учетов, функционирующих в подразделениях МВД:

1. Документы, которые были изготовлены или засвидетельствованы каким-либо учреждением, либо специально на то уполномоченным лицом, действовали в рамках их компетенции и по установленной форме и удостоверенные гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон, без какого-либо дополнительного удостоверения.

2. Документы, действующие на территориях государств, подписавших Конвенцию, имеют доказательственную силу официальных документов (статьи в Конвенции).

3. Правоохранительные органы (в Конвенции употребляется выражение «учреждения юстиции») договаривающихся сторон оказывают друг другу содействие в установлении адресов лиц, проживающих на их территории. В этих случаях, запрашивающая сторона сообщает имеющиеся сведения, позволяющие определить адрес лица, указанного в запросе. Аналогичным образом оказывается содействие и в установлении места работы и доходов лиц, которые проживают на территории запрашиваемой стороны, к которым предъявляются имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 16 Конвенции).

4. Каждое государство, подписавшее Конвенцию, признает и исполняет решение судов по уголовным делам о возмещении ущерба (п. «б» ст. 51 Конвенции).

5. В требовании о выдаче лица, совершившего преступление, излагаются фактические обстоятельства деяния и текст статьи УК, запрашивающей стороны, в соответствии с которым оно признается преступлением и мера наказания за него. Сообщается также фамилия, имя, отчество лица подлежащего выдаче, его год рождения, гражданство, место жительства или пребывания и, по возможности, описание внешности, фотоснимок, дактокарта с отпечатками пальцев рук и иные сведения о его личности. Сообщается также размер ущерба, причиненного преступлением (ст. 58 Конвенции с изменениями и дополнениями, предусмотренными Протоколом к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. Минская конвенция, Протокол от 28 марта 1997 г.).

6. По получении требования о выдаче лица, совершившего преступление, запрашиваемая сторона незамедлительно принимает меры к розыску и взятию под стражу этого лица. В экстренных случаях запрос передается по почте, телеграфу, телексу или телефаксу. К поручению о проведении розыска прилагаются: а) заверенная копия решения компетентного органа о заключении лица под стражу, либо вступивший в законную силу приговор суда, сведения о неотбытой части наказания; б) имеющиеся фотоснимки лица и его дактилоскопическая карта; в) фамилии и имена свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных и потерпевших, их местожительство, занятие, фамилии и имена родителей, их место и дата рождения; для юридических лиц – их наименование и местонахождение (ст. 7, 61 Конвенции, ст. 61 Протокола к Конвенции).

Статья 73 Конвенции предусматривает и передачу поручения об уголовном преследовании. В данном поручении должна содержаться следующая информация:

а) наименование запрашивающего учреждения и описание преступного деяния и возможно точное указание времени и места его совершения;

б) квалификация преступления по УК запрашивающей стороны, текст других законодательных актов, имеющих существенное значение для производства по делу;

в) фамилия, имя подозреваемого лица, его гражданство и иные сведения об этом лице;

г) заявления потерпевших по уголовным делам и заявления о возмещении вреда;

д) сведения о размере ущерба, причиненного преступлением.

К поручению об осуществлении уголовного преследования прилагаются материалы уголовного дела и имеющиеся доказательства.

Результаты уголовного преследования, предпринятые по поручению запрашиваемой стороны, сообщаются инициаторам запроса. По просьбе запрашивающей стороны высылаются копии окончательного решения по делу (ст.74 Конвенции).

Договаривающие стороны сообщают друг другу о результатах производства по делу в отношении лица, которое было им выдано (ст. 69 Конвенции).

Статья 79 Конвенции говорит, в общих чертах, об обмене ежегодной информацией по обвинительным приговорам, вступившим в законную силу, и сведениях о судимости лиц, являющихся гражданами договаривающихся сторон. Одновременно с указанными документами пересылаются и их дактилоскопические карты. Кроме того, каждая из договаривающихся сторон имеет право получить сведения о судимости лиц, также осужденных ее судами в случаях привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

В случаях, когда лицо признается особо опасным рецидивистом, либо при повторном совершении им преступления, а также при нарушениях обязанностей, связанных с уголовным осуждением или отсрочкой исполнения приговора, либо уголовно-досрочного освобождения, учреждения правоохранительных органов договаривающихся сторон могут учитывать и признавать приговоры, вынесенные судами (трибуналами) бывшего СССР и входящих в его состав союзных республик, а также судами договаривающихся сторон (ст. 76 Протокола к Конвенции).

Приказом Генерального прокурора России № 18 от 3 июня 1993 г. «Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве»[93] подразделения и органы прокуратуры были проинформированы о заключении упомянутых соглашений с прокуратурами республик: Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргыстан, Молдова. В указанных соглашениях предусматривались как общие вопросы сотрудничества и оказании правовой помощи в прокурорско-следственной деятельности, так и частные, касающиеся возможностей использования криминалистических учетов. К примеру, в случаях необходимости помощи при ознакомлении с архивными материалами, при возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений, при осуществлении надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрением жалоб по уголовным делам и исполнении приговоров, оказании содействия в розыске лиц, пропавших без вести, содействии выдачи лиц, совершивших преступления и т. д.

Помимо этого действует еще и «Многостороннее соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г.», заключенное прокурорами республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерации; соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Азербайджанской Республики и Прокуратурой Российской Федерации от 25 января 1993 г.

Анализируя двухсторонние соглашения, заключенные МВД России с МВД ближнего и дальнего зарубежья[94], отметим следующие обстоятельства, относящиеся к функционированию криминалистических учетов.

В перечень видов преступлений, по которым осуществляется взаимодействие, входят:

а) преступления против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности и собственности;

б) борьба с организованной и международной преступностью, терроризмом и коррупцией;

в) незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;

г) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

д) преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег, документов и ценных бумаг;

е) борьба с преступлениями, связанными с экономической деятельностью;

ж) борьба с незаконными операциями с драгоценными камнями и металлами;

з) преступления, связанные с незаконными операциями с предметами, относящими к категории исторических, культурных и природных ценностей.

Следует заметить, что с МВД ряда иностранных государств заключены специальные соглашения по борьбе с организованной преступностью[95] (с Туркменией 18 мая 1995 г., Азербайджаном 16 апреля 1996 г., Латвией 26 апреля 1996 г.). С Италией действует соглашение о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 11 сентября 1993 г.[96]

В соглашениях о сотрудничестве с МВД отдельных государств особо отмечается, что оно не осуществляется по уголовным делам, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер. В Меморандуме о сотрудничестве между МВД России и Федеральным департаментом юстиции и полиции Швейцарской конфедерации от 12 сентября 1994 г. в ст. 1 оговорено, что сотрудничество не распространяется на налоговые преступления[97].

Двухсторонние соглашения обычно предусматривают сотрудничество в следующих сферах:

а) пресечение нелегальной миграции и незаконного пребывания лиц на территории государств, подписавших соглашения;

б) розыск лиц, готовящих и совершающих преступления;

в) розыск преступников и лиц, скрывающихся от компетентных органов;

г) установление личности неопознанных трупов, без вести пропавших, неизвестных больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе необходимые сведения.

Применительно к теме пособия отметим, что с целью реализации противодействия преступности и для борьбы с ней, стороны, подписавшие соглашения об этом, будут проводить следующие мероприятия:

1. Обмениваться информацией, которая способствует предупреждению, выявлению и расследованию преступлений, а также осуществлять взаимообмен архивной информацией;

2. Сообщать сведения о лицах, в том числе и оперативного характера, скрывающихся от уголовного преследования, находящихся под следствием и уклоняющихся от отбывания наказания, выявляя при этом места их возможного нахождения;

3. Проводить идентификацию неопознанных трупов, неизвестных больных и детей, которые не могут сообщить о себе необходимые сведения; в ряде соглашений, к примеру, с Болгарией, предусмотрен объем и содержание материалов, которые сообщаются запрашивающей стороне (отчет об обнаружении трупа, его фотоснимки, дактокарта, точное описание примет, образцы волос и одежды, группа крови, установленная экспертизой, описание предметов, обнаруженных возле трупа на месте происшествия);

4. Незамедлительно сообщать о лицах, пропавших без вести, которые могли длительное время находится на территории государства, с которым заключено соглашение;

5. Осуществлять розыск и возращение вещей, имеющих номера или отличительные признаки, в том числе средства автотранспорта и огнестрельное оружие, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности).

Соглашения с Китаем, Литвой и Польшей предусматривают также прямые контакты между органами внутренних дел (полиции) приграничных областей.

В соответствии с соглашениями предусмотрены порядок и условия обмена информацией. Передача сведений, в том числе и оперативного характера, производится на основании соответствующих запросов. В тех ситуациях, когда предполагается, что соответствующая информация может представлять интерес для участника соглашения, она сообщается и без запроса. Подобные сообщения передаются как в устной, так и письменной форме, причем в случае необходимости они дублируются и письменно. Оговорено и содержание запросов, необходимые реквизиты.

Воспринимая опыт деятельности офицеров связи в полицейских органах, практикуемой в некоторых государствах и Европе, постановлением Правительства России № 10 от 5 января 1995 г. утверждено «Положение о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных государствах»[98]. Представитель МВД России в иностранном государстве выполняет координирующие функции с правоохранительными органами страны пребывания. В число основных задач представителя входят:

1) представлять интересы МВД РФ;

2) оказывать содействие совершенствованию и повышению эффективности двустороннего сотрудничества органов внутренних дел по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений;

3) осуществлять наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Россия и государства пребывания;

4) информировать МВД РФ об опыте борьбы с преступностью в иностранных государствах.

Представители МВД России могут выполнять свои служебные обязанности в двух и более государствах по совместительству с постоянным пребыванием в одной из них и иметь рабочий аппарат в количестве не более двух сотрудников. Они действуют под общим руководством глав дипломатических представителей России, имеют дипломатический паспорт, пользуются почтой и закрытой (шифрованной и международной правительственной) почтой, телефонной, телефаксной связью.

Представители МВД России успешно работают в Польше, Швеции, других государствах как на основе специального соглашения, либо их деятельность оговорена в соглашениях о взаимодействии.

Следует иметь в виду, что продолжают действовать следующие международные соглашения МВД СССР[99]: соглашение с Федеральным министром внутренних дел Австрийской Республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью от 5 января 1990 г.; соглашение с Министерством внутренних дел Республики Кипр в борьбе с преступностью от 25 апреля 1990 г.; соглашение о сотрудничестве с МВД Венгерской Республики от 25 июня 1991 г. Перечисленными соглашениями предусмотрен обмен оперативной информацией, способствующей предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, передачи сведений идентификационного характера о трупе.

Учитывая национальные интересы России и ее геополитическое положение, а также практические потребности подразделений МВД, концепция развития международных связей МВД РФ на период до 2005 г. (одобрена коллегией Министерства 1 июля 1998 г.) выделяет в качестве приоритетных сотрудничество со следующими следующими государствами:

– Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Украиной, входящих в интеграционную пятерку;

– странами – членами Содружества Независимых Государств;

– Ираном, Китаем, КНДР, Латвией, Монголией, Норвегией, США, Финляндией, Эстонией и Японией;

– государствами Европы, кроме упомянутых, Афганистаном, Аргентиной, Бразилией, Вьетнамом, Индией, Колумбией, Нигерией, Канадой, Перу, Мексикой, Таиландом, Турцией, ЮАР[100].

1 марта 1994 г. принята Концепция Автоматизированной системы информационного обмена между органами внутренних дел государств – участников СНГ (АСНО СНГ). Указанная Концепция устанавливает приоритетные принципы, задачи, структуру и последовательность введения в действие подсистемы информационного обмена между МВД стран – участников Содружества.

Сущность задач, поставленных перед Межгосударственной подсистемой информационного обмена между органами внутренних дел стран – участников СНГ (МПИО ОВД), заключается в максимальной эффективности обмена данными в объеме функционирования МИБ.

МПИО представляет единое информационное пространство МВД государств Содружества с системой национальных информационных ресурсов, баз и банков данных[101].

Говоря о структуре МПИО, следует отметить и технологию функционирования информационных ресурсов, баз и банков данных, использование телекоммуникационных систем и сетей, действующих по определенным принципам и согласованных информационных протоколах обмена сведений.

МПИО состоит из следующих частей:

единой, либо взаимосвязанной телекоммуникационной сети связи;

единой, или взаимосвязанной системы информационного обмена;

систем хранения и обработки информации;

систем защиты имеющейся информации.

Единая телекоммуникационная сеть включает высоконадежную межгосударственную магистральную сеть, а также национальные сети государств Содружества, которые подключаются к ней. В свою очередь, к национальным магистральным сетям подключаются региональные сети, а к ним уже и сети абонентного доступа. Естественно, что подобные специально предназначенные для правоохранительных органов национальные телекоммуникационные сети могут являться частью общенациональной телекоммуникационной сети.

Магистральная сеть обслуживает крупные узлы связи, располагающиеся в столицах и больших городах. При работе круглые сутки она должна иметь высокую пропускную способность и достаточную надежность.

Единая система телеобработки данных обеспечивает дистанционный доступ к ресурсам обработки данных и ресурсам средств связи. Она предназначена также обеспечить коллективное использование ресурсов систем обработки данных и для удаленных пользователей в режиме межмашинного обмена.

Систему хранения и обработки информации баз и банков данных планируется создать в качестве интегрированных, свести справочные и оперативно-розыскные учеты, которые существуют в МВД стран СНГ. В качестве образца будут выступать информационные системы МВД России.

По МПИО МВД будет проходить открытая и конфиденциальная розыскная информация, имеющая системы защиты как технического характера, так и организационного содержания.

Финансирование создания МПИО осуществляется на долевом участии МВД государств Содружества.

24 апреля 1992 г. МВД России заключило с МВД стран, входящих в СНГ, «Соглашение о взаимодействии министерств независимых государств в сфере борьбы с преступностью»[102]. На основе действующего законодательства своих государств, соглашением предусматривается сотрудничество по следующим основным направлениям:

– борьбы с преступностью по всем видам преступлений, предусмотренных УК РФ;

– розыск лиц, совершивших преступление и лиц, скрывающихся от следствия и суда, отбытия наказания, без вести пропавших, а также уклоняющихся от уплаты алиментов и исполнения решений судов по искам;

– установление личности неопознанных трупов, неизвестных больных и детей;

– борьбы с преступностью на автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном и трубопроводном транспорте.

Помимо этого стороны[103], подписавшие соглашение, осуществляют сотрудничество для обеспечения безопасности дорожного движения, ликвидации пожаров и последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и эпизоотий.

Применительно к межгосударственным учетам Соглашение от 24 апреля 1992 г. предусматривает следующие формы сотрудничества:

– исполнение запросов и просьб по уголовным делам и делам оперативного учета, а также материалам об административных правонарушениях;

– взаимный обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о подготавливаемых или совершенных преступлениях, о причастных к ним лицах, а также архивной информацией;

– оказание содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий.

В Соглашении особо отмечалось обязательство сторон, его подписавших, о предоставлении необходимой информации на унифицированных носителях для пополнения межгосударственных оперативно-справочных, дактилоскопических, криминалистических и иных учетов, которые существуют в подразделениях МВД России. Использование учетов осуществляется на безвозмездной основе.

Финансирование деятельности межгосударственного банка должно осуществляться на долевом участии, размеры которого устанавливаются по соглашению сторон.

3 августа 1992 г. было заключено Соглашение МВД государств – членов СНГ «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией», (далее соглашение об обмене информацией от 3 августа 1992 г.) предусматривающее создание на базе ГИЦ МВД России Межгосударственного информационного банка (МИБ)[104]. МВД РФ является держателем централизованных оперативно-справочных и дактилоскопических карт, автоматизированного банка данных, криминалистических и иных учетов, а также архивной информации. Вместе с тем МВД каждой из республик[105], подписавших соглашение, обязуется безвозмездно представлять друг другу имеющиеся у него сведения из существующих учетов, автоматизированных систем, банков данных и архивов.

Каждая сторона, представляя информацию в МИБ, либо в МВД соответствующего государства, сделавшего запрос, гарантирует ее полноту и достоверность. Получение сведений производится на безвозмездной основе, и они используются только по прямому назначению.

Сторона, исполняющая запрос по учетам, оформляет его в соответствии с порядком и в сроки, действующие в соответствии с ее нормативными актами. МВД государств, подписавших соглашение, осуществляют сотрудничество в компьютеризации своих ведомств, совершенствовании информационного обеспечения, а также создании единой автоматизированной системы передачи сведений.

МВД России поручает ГИЦ МВД РФ следующие функции:

– обеспечить получение, обработку, хранение и передачу хранящейся в МИБ информации об объектах централизованного учета, причем представление информации осуществляется как по запросам, так и в порядке инициативы;

– определить объем, структуру, форму и способы представления первичной информации, поступающей в МИБ; данные функции устанавливаются по результатам соглашения со всеми участниками, исходя из имеющихся у них возможностей и полномочий;

– с помощью оперативно-справочных и розыскных учетов производить розыск лиц, объявленных в международный розыск;

– исключать предоставление информации МИБ кому-либо, не являющимися участником указанного Соглашения.

Перечень информации, представляемый в МИБ, указан в особом приложении к Соглашению от 3.08.1992 г. В него включены три категории объектов учета: 1) подучетные лица; 2) предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи; 3) нераскрытые преступления.

Учету в Международном информационном банке подлежат:

I. Лица (трупы) следующих категорий:

1) осужденные, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат учету в МИБ;

2) задержанные за бродяжничество;

3) скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от отбытия наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан;

4) пропавшие без вести;

5) неизвестные больные и дети;

6) неопознанные трупы;

7) особо опасные рецидивисты;

8) уголовные авторитеты, организаторы преступных групп;

9) преступники-гастролеры;

10) привлекавшиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью;

11) привлекавшиеся к уголовной ответственности за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах;

12) судимые за тяжкие преступления и имеющие характерные отличительные признаки.

II. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи:

1) нарезное огнестрельное оружие;

2) автомобили и бронетехника;

3) антиквариат;

4) радио-, видео-, фото– и компьютерная техника, имеющая индивидуальные номера;

5) номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение.

III. Нераскрытые преступления:

1) убийства и тяжкие телесные повреждения со смертельным исходом;

2) половые преступления, совершенные с особой жестокостью;

3) разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия;

4) мошенничество в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг;

5) хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов, автотранспорта и бронетехники, из металлических хранилищ, из квартир, совершенных характерным способом; антиквариата, культурных и исторических ценностей; связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами; связанные с похищением людей;

6) вымогательства, связанные с насилием.

После подписания «Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией» от 3 августа 1992 г. МВД России заключило Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД Латвийской республики от 28 августа 1992 г.[106], которое предусматривает взаимодействие в следующих сферах:

1) борьбы с преступностью, представляющей общественную опасность для обоих государств, в том числе и с преступлениями на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

2) розыска преступников и лиц, скрывающихся от следствия и суда, отбытия наказания, без вести пропавших, а также лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и гражданских исков;

3) установления личности неизвестных трупов и личности неизвестных больных, а также детей;

4) в области охраны общественного порядка, исполнения уголовных наказаний, паспортно-визовой и разрешительных систем, развитии научных и информационных связей.

Применительно к тематике учебно-методического пособия, отметим следующие формы сотрудничества:

1) обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и лицах, к ним причастных, а также архивной информацией и документами;

2) осуществление взаимодействия (на основе своего национального законодательства) путем согласованного проведения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий на территории России и Латвии;

3) выполнение запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, а также материалов об административных нарушениях;

4) выдача предметов, относящихся к уголовному делу. Статья 9 указанного Соглашения излагает сущность, порядок и условия пользования учетами МИБ. Так отмечается, что МВД России на безвозмездной основе будет представлять МВД Латвии необходимую информацию на унифицированных носителях, содержащихся в оперативно-справочных, дактилоскопических и криминалистических учетах, имеющихся в МИБ. В свою очередь МВД Латвии обязуется представлять на безвозмездной основе МВД России необходимую информацию на унифицированных носителях, которая будет пополнять МИБ. Финансирование этого банка производится на долевом участии, которое, в свою очередь, устанавливается по согласованию сторон.

Соглашением между МВД РФ и МВД Латвии о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью от 26 апреля 1996 г. предусмотрена и специфика взаимодействия обмена открытой и конфиденциальной информацией по данной проблеме[107].

По инициативе МВД России 25–26 ноября 1992 г. в Москве состоялось совещание представителей МВД СНГ, а также Латвийской Республики и Эстонской Республики. Основным вопросом встречи явилось обсуждение мероприятий по дальнейшему совершенствованию обмена информацией между участниками соглашения[108].

В их числе:

1. Поддерживать и совершенствовать информационный обмен.

2. Образовать из полномочных представителей рабочую группу, основными задачами которой являются: а) повседневная координация информационного обмена; б) подготовка проектов служебной документации; в) разработка проблем и направлений дальнейшего развития информационного, математического, технического обеспечения функционирования МИБ; г) разработка единых обязательных требований к реквизитам и форматам информационных носителей; д) разработка проектов перспективных целевых программ по совершенствованию информационной технологии и созданию межгосударственной компьютерной системы криминалистической информации.

3. Реализовать взаимное ознакомление с правовыми и нормативно-методическими документами, которые регламентируют ведомственный обмен информацией в правоохранительных органах государств, формирование, ведение криминалистических учетов и архивной работы.

4. Осуществлять согласованную техническую политику в области компьютеризации органов внутренних дел, полиции, а также взаимодействовать при внедрении технических и программных средств.

Финансирование работы МИБ осуществляется в долевом участии, «исходя из количества учетных материалов». Сумма взносов государств, которые пользуются информацией МИБ, включает абонентную плату за содержание в рабочем состоянии информационных массивов банка, которые ранее были накоплены каждой из сторон-учредителей, а также текущей оплатой. Под последним понимаются расходы, которые необходимы для обработки и размещения новых данных, поступающих в МИБ. Сумма доли расходов для каждого государства определяется исходя из фактических суммарных затрат, понесенных ГИЦ МВД России в связи с содержанием МИБ.

Таким образом, деятельность МИБ охватывает всю территорию бывшего СССР.

Представители МВД суверенных государств решили также ряд правовых и организационно-технических вопросов функционирования и дальнейшего развития МИБ.

По инициативе МВД России на состоявшемся 9–12 сентября 1997 г. совещании руководителей министерств внутренних дел государств, входящих в СНГ, было принято решение о создании Субрегионального бюро Интерпола по Содружеству. Указанная Субрегиональная организация должна действовать на основе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории (БКБОП). Ходатайство министров органов внутренних дел, поддержанное Генеральным секретарем Интерпола Р. Кендаллом, было направленно в Секретариат СНГ.

Продолжением сотрудничества министерств внутренних дел СНГ явилось «Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ» (утверждено Советом глав правительств СНГ 24.09.93 г.) и соответствующее Соглашение по данной проблеме, подписанное министрами внутренних дел СНГ 17.02.94 г.[109] В соответствии с Положением Бюро является постоянно действующим органом по координации борьбы с организованной преступностью и создано с целью обеспечения эффективного взаимодействия участников СНГ.

В число основных задач Бюро входят: формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра и представление инициативной информации правоохранительным органам; содействие в осуществлении международного розыска участников преступных сообществ; лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; обеспечение согласованных действий в ходе оперативно-розыскных мероприятий и комплексных мероприятий, затрагивающих интересы двух и более государств[110].

Основные положения Соглашения относительно функционирования учетов СНГ состоят в следующем:

– обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых к совершению на территории стран СНГ в составе организованной группы;

– представление информации о конкретных фактах и событиях, осуществленных как физическими, так и юридическими лицами, причастными к организованной преступности;

– сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности организаций управления, структурных и внешних связях криминальных группировок, носящих международный характер;

– информирование об имевших место или предполагаемых контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ;

– сообщение заинтересованным сторонам о формах и методах преступной деятельности, проводимых организованными группами, включая и отмывание средств, полученных в итоге такой деятельности.

Обмен информацией по перечисленным вопросам осуществляется на основании запросов, либо по инициативе одного из государств. Запросы и ответы на них производятся в письменном виде, однако в экстренных ситуациях возможен устный запрос, который незамедлительно должен быть подтвержден письменно, в том числе и с использованием технических средств передачи текста.

Запрос содержит следующие реквизиты: наименование органа запрашивающей стороны и наименование органа, к которому он обращен, фамилии и имена разыскиваемых, подсудимых, осужденных, иных лиц, их гражданство, занятие, постоянное место проживания либо пребывания, а при необходимости – фамилии, имена и адреса их законных представителей; описание правонарушения и квалификация по УК РФ; сущность запроса и иные дополнительные данные. Запрос визируется руководителем региональной или центральной службы и удостоверяется гербовой печатью.

Запросы по учетам и ответы на них осуществляются через центральные службы, определенные сторонами, подписавшими Соглашение. В случаях крайней необходимости запрос возможно направить непосредственно в местное (региональное) подразделение, проинформировав одновременно и центральную службу запрашиваемой стороны[111].

По мнению представителей сторон – участников соглашения потенциал МИБ должен способствовать, в частности, информационному, организованному и оперативно-розыскному обеспечению борьбы с различными проявлениями терроризма; контрабандой; незаконным оборотом оружия и боеприпасов; наркотиков; организованными преступными группами и преступниками-«гастролерами», действующими на территориях нескольких государств; кражами грузов, перевозимых всеми видами транспорта; незаконной миграцией.

Помимо этого в МИБ представляется уголовно-правовая статистика, определенная нормами ООН.

§ 3. Криминалистические учеты Интерпола

Одним из первых международных соглашений до 1917 г., заключенного Россией в области создания и функционирования криминалистического учета лиц, потенциально склонных к совершению преступлений, явилось подписание 1/14 марта 1904 г. секретного протокола. Представители Австро-Венгрии, Болгарии, Дании, Норвегии, России, Румынии, Сербии, Турции и Швеции, собравшиеся в Санкт-Петербурге, подписали соглашение о международном сотрудничестве в борьбе с преступлениями, совершаемыми анархистами. Российская сторона предложила расширить указанное сотрудничество в борьбе не только с анархистами, но и с революционерами других течений[112]. В результате данного соглашения было создано Центральное полицейское бюро, занимающееся сбором информации об анархистах и их деятельности.

Центральное бюро каждого государства обязывалось незамедлительно информировать стороны, подписавшие протокол, о преступных заговорах. Через каждые шесть месяцев все центральные бюро должны были информировать своих партнеров по соглашению о всех значительных сведениях, имеющих отношение к движению анархистов. Все центральные бюро обязывались сообщать всем своим коллегам о высылке либо о переезде анархистов с территории своего государства. Способы представления информации Центральным бюро определялись правительством каждой страны самостоятельно.

Идея международного сотрудничества уголовной юстиции, в первую очередь, обмена информацией, была реализована в апреле 1914 г., когда по предложению принца Альберта I в Монако собрался «Первый международный конгресс криминальной полиции». В нем приняли участие представители 24 государств Европы, Азии и Америки, среди которых был и чиновник из Министерства внутренних дел России. Делегаты от Австро-Венгрии, Германии и скандинавских государств присутствовали в качестве наблюдателей. Один из ключевых вопросов, обсуждаемых на конгрессе, был посвящен созданию отдела по международной уголовной регистрации, так как розыск преступников-гастролеров, перемещающихся из одной страны в другое государство, являлся и в то время актуальной проблемой. По предложению французского делегата в качестве международного способа регистрации лиц, совершавших преступления, был предложен дактилоскопический учет.

Из-за наступившей Первой мировой войны Интерпол организационно был оформлен только в 1923 г., обретя название Международная комиссия уголовной полиции (МКУП). С марта 1938 г. по июнь 1946 г., в связи с оккупацией Германией ряда европейских государств и до окончания Второй мировой войны, МКУП не действовала.

По инициативе правительства Бельгии 3–5 июня 1946 г. в Брюсселе проходила встреча представителей 17 государств, которые решили воссоздать МКУП, а штаб-квартиру разместить в Париже.

Историки отмечают, что термин «Интерпол» и его современная эмблема впервые были опубликованы на страницах «Journal de Monaco» в апреле 1914 г. в статье о Первом международном конгрессе криминальной полиции. С 22 апреля 1946 г. слово «Интерпол» было введено в официальное обозначение телеграфного адреса штаб-квартиры организации в Париже[113].

На 25 юбилейной сессии Интерпола, проходившей в 1956 г. в Вене, после принятия нового устава было утверждено современное название – Международная организация уголовной полиции (МОУП) – Интерпол.

С 1989 г. его штаб-квартира помещается в Лионе. В 1982 г. Интерпол получил статус Международной Межправительственной организации при ООН. В октябре 1996 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был подтвержден статус Интерпола в качестве наблюдателя. Заключенное в июле 1997 г. Соглашение о сотрудничестве между ООН и Интерполом, вступило в силу после его одобрения в том же году на 66-й сессии МОУП в Дели.

Таким образом, в соответствии с нормами международного права Интерпол является юридическим лицом, пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетом (от судебного преследования, неприкосновенность территории и документации и т. д.).

V Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975 г.) впервые констатировал, что преступления, совершаемые международным бизнесом, представляют более значительную угрозу по сравнению с обычными уголовными деяниями.

Состоявшийся в 1990 г. в Гаване VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил под девизом международного сотрудничества по предупреждению преступности в XXI в. В работе Конгресса приняли участие около 1400 представителей из 127 государств, 5 межправительственных и 40 правительственных международных организаций. Решения Конгресса отмечали, что в ближайшие годы ожидается рост преступности. В этой связи государствам мирового сообщества, в частности, рекомендовалось создать всеобщие государственные и региональные реестры приговоров судебных органов, вынесенных за незаконный оборот наркотических средств, контрабанду оружия, торговлю людьми, террористическую деятельность, нанесение ущерба экологическим системам и культурным ценностям.

Резолюции Гаванского конгресса были одобрены специальной резолюцией 45/123 Генеральной Ассамблеи ООН.

Состоявшаяся в 1994 г. в Неаполе Всемирная конференция по организованной транснациональной преступности проводилась на уровне министров. Среди общих вопросов проблемы обсуждались, в частности, такие наиболее действенные формы международного сотрудничества, как взаимодействие в процессе расследования уголовных дел, возбуждения уголовного преследования и судебного разбирательства, а также разработки международных документов, включая конвенции о борьбе с организованной транснациональной преступностью.

Учитывая опасность мировому сообществу, конференция приняла Неапольскую политическую декларацию и глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые были одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/159. Указанные документы констатируют решимость международного сообщества противостоять организованной преступности, в какой бы форме она ни проявлялась, путем строгих и эффективных законодательных мер.

Структура Интерпола и деятельность его подразделений преследуют цель максимально содействовать правоохранительным органам государств мирового сообщества в борьбе с преступностью и преступлениями, в том числе и международными.

В юбилейном выпуске официального издания Интерпола «Международный обзор уголовной (криминальной) полиции», посвященном 50-летию организации, отмечены следующие признаки международных преступлений[114]:

– опасность преступного деяния более чем для одного государства;

– общественная опасность преступления;

– причастность преступника или хотя бы одного из соучастников преступления к какому-либо преступному деянию, имевшему место на территории более двух государств;

– поведение преступника или его близкого окружения. Каждое государство, являясь членом Интерпола обязуется включить в свое национальное уголовное законодательство необходимые нормы, предусматривающие ответственность за конвенционные преступления, т. е. общественная опасность и противоправность которых констатируется международными конвенциями. Поэтому уголовная ответственность за данные преступления наступает по нормам национального права.

В российском международном уголовном праве принято деление конвенционных преступлений на пять групп:

1. Международный терроризм, включает обычно такие составы преступлений, как захват воздушных судов и иные незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников, преступления против лиц, пользующихся международной защитой, незаконные захват и использование ядерного материала, пиратство и другие незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства.

2. Преступления, посягающие на свободу человека, к которым относятся рабство и работорговля, а также торговля женщинами и детьми.

3. Составы преступлений, характеризующиеся посягательством на общественно-экономическую безопасность, включающие, в частности, загрязнение окружающей среды, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, дорожно-транспортные преступления, хулиганские действия во время спортивных мероприятий, столкновение морских судов и неоказание помощи на море, разрыв или повреждение морского кабеля.

4. Преступления, посягающие на здоровье людей и общественную нравственность, к которым обычно относят незаконное производство и оборот наркотических средств и психотропных веществ; посягательства на предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, распространение порнографии.

5. Преступления, носящие экономический характер, в частности подделка денежных знаков; легализация доходов, полученных преступным путем; преступления, совершенные исключительно в экономической зоне, а также на континентальном шельфе[115].

Высшим пленарным органом МОУП является ее Генеральная Ассамблея, проходящая ежегодно осенью, в которой принимают участие представители всех государств, являющихся членами этой организации. Исполнительный комитет, функционирующий между сессиями Генеральной Ассамблеи, возглавляет Президент Интерпола. Рабочий орган Интерпола, действующий постоянно, представлен Генеральным секретариатом, который возглавляет Генеральный секретарь.

Генеральный секретариат состоит из пяти подразделений – Директоратов:

I – административного и финансов;

II – уголовных сведений (в профессиональной среде именуемый как полицейский директорат);

III – юридических проблем (юридических вопросов);

IV – информационных систем;

V – регионального сотрудничества и развития.

Генеральный секретариат Интерпола представляет исполнительный и административный орган организации. Его основное назначение – выполнение решений, резолюций и рекомендаций МОУП, а также выступления в качестве координирующего органа в противодействии международной преступности, которое реализуется во взаимодействии с НЦБ государств, являющихся членами Интерпола и другими международными организациями. НЦБ – Национальное центральное бюро – подразделение, которое действует в каждом государстве, являющемся членом Интерпола и осуществляет связь правоохранительных органов своей страны с МОУП, зарубежными партнерами.

Применительно к рассматриваемым проблемам подробнее остановимся на организации II полицейского Директората и IV Директората информационных систем. Полицейский директорат включает четыре отдела и отдельной службы, занимающейся специальными изданиями.

I отдел занимается проблемами преступлений против личности и собственности. В его составе действуют четыре профильных отделения.

Отделение CPP – Crime against Person and Property – специализируется на преступлениях против личности и собственности. Отделение СРР координирует деятельность полицейских служб государств, входящих в Интерпол по следующим составам преступлений: кражи имущества, торговля похищенными произведениями искусства и культурных ценностей; кражи, торговля транспортными средствами (в том числе и морскими судами, самолетами); идентификация жертв, потерпевших бедствие; морское пиратство; грабежи; насильственные преступления; похищения детей; убийства.

Отделение ТЕ – Terrorism – координирует деятельность по следующим направлениям: преступления, совершенные террористическими организациями; сбор информации о значительных террористических организациях; обеспечение безопасности служб гражданской авиации; пропаганда терроризма и вовлечение людей в преступления, совершаемые на борту летательных аппаратов; кражи и незаконная торговля оружием и взрывчатыми веществами, а также проблемы с ядерным, биологическим и химическим оружием.

Отделение ТНВ – Trafficking in Human Beings – специализируется на координации оперативно розыскной работы и расследовании преступной деятельности, затрагивающей следующие составы преступлений: торговля органами человека; сексуальные преступления, преступления совершенные в отношении несовершеннолетних лиц. Занимается оно также и проблемами международного розыска лиц, пропавших без вести, нелегальной миграцией.

Отделение ОСР – Organised Crime Projects – занимается проблемами организованной преступности. Основными направлениями являются:

1. «Project ROCKERS» – группы мотоциклистов, вовлеченные в преступную деятельность.

2. «Project MERCOSUR» – организованная преступность южно-американского региона.

3. «Project MILLENNUM» – восточно-европейские, в том числе и российские организованные преступные группы (ОПГ).

Указанный проект «Millenium» подготовлен на основе рекомендаций группы экспертов из государств «Большой восьмерки». Реализация указанного проекта будет осуществляться следующим образом:

1) сбор сравнительно-аналитической информации, относящейся к лицам и преступным организациям, действующим в сфере влияний восточноевропейской или российской организованной преступности;

2) персональное установление лиц, входящих в ОПГ, иерархия данных группировок, территория, на которой имеет место их преступная деятельность, характерные способы совершения преступлений;

3) подготовка аналитических докладов с целью информирования государств, участвующих в реализации проекта;

4) создание всеобщей базы данных о лицах и преступных организациях, входящих в восточноевропейскую или российскую организованную преступность (в этой связи усиливаются меры защиты информации, помещенные в отмеченные базы данных);

5) оказание помощи со стороны Интерпола странам, являющимся участниками проекта, в обмене оперативной информацией, относящейся к указанной проблеме.

В соответствии с реализацией программы «Millenium» ГС Интерпола организует функционирование соответствующих учетов, дающих возможность оперировать информацией, относящейся к организованным преступным формированиям[116].

Планируется ввести часть информации по ОПГ в систему ASF, действующую в Интерполе. НЦБ Интерпола государства, предоставлявшего сведения, самостоятельно решает объем данных, меры их защиты или ограничения их использования.

По результатам обработки и систематизации информации, касающейся ОПГ, ГС Интерпола будет издавать и рассылать международные циркулярные сообщения (International Notice System) – «зеленый угол».

В 1993–1996 гг. при реализации проекта «Go West», посвященного организованной преступности восточноевропейского направления, ГС Интерпола разослал специальную анкету в 23 государства. Анализ полученных ответов позволил сделать выводы относительно деятельности организованных преступных групп (далее ОПГ), действующих в некоторых странах, граничащих с Россией. Указанная проблема была обсуждена на местном Международном симпозиуме по организованной преступности в штаб-квартире МОУП в декабре 1996 г. Результаты программы «Go West» были опубликованы в виде специального доклада. В числе основных мероприятий, позволяющих добиться эффективного противодействия международной организованной преступности, отмечаются следующие:

1) выявление действующих ОПГ и лиц, причастных к ним;

2) осуществление комплекса мероприятий предупредительного и карательного характера, способствующих разрушению ОПГ;

3) устранение из-под контроля ОПГ нелегальных источников доходов;

4) проведение мероприятий превентивного характера, позволяющих ограничить влияние ОПГ;

5) «Project BRIDGE» – организованные преступные группы, специализирующиеся на нелегальной иммиграции и торговле людьми.

По словам исполнительного директора Бюро ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности Пино Арлаччи незаконное перемещение мигрантов приносит преступному сообществу от 5 до 7 млрд долл. ежегодно. Лишения же десятков миллионов людей, ставших жертвами, не поддаются денежному исчислению. И многие из них вынуждены заниматься проституцией, либо подневольным трудом на производстве или в частных домах. Для реализации подобной преступной деятельности необходимы значительные денежные средства, которыми могут обладать только крупные преступные организации. Деньги расходуются для приобретения поддельных документов, удостоверяющих личность, и оплату проезда. Чтобы получить возможность трудоустройства, необходимы устойчивые связи с преступным миром страны, в которой пытается поселиться мигрант, обеспечивающий доступ к местам, где используется нелегальная рабочая сила и к районам «красных фонарей». По данным ООН в настоящее время 27 млн человек в мире находятся в рабской зависимости; до 700 тыс. – ежегодно попадает в рабство; в настоящее время 600 тыс. граждан бывшего СССР пребывает в качестве невольников. С 1973 по 2003 г. в секс-рабство было продано более 30 млн женщин и детей. В наши дни мировой оборот от торговли людьми составляет 12 млрд долл.[117] За несколько последних лет из России в поисках работы выезжало до 4 млн женщин в возрасте от 18 до 25 лет.

Конец ознакомительного фрагмента.