НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 г
Бизнес-кейс
Задание к бизнес-кейсу
Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:
1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?
2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?
3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?
1. Перспективы освоения арктического шельфа
История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.
Схема трубопроводных магистралей на территории РФ и сопредельных государств
Однако, на сегодняшний день перед топ-менеджерами одной из крупнейших российских нефтяных компаний стоит вопрос: что делать дальше? Взгляды большинства специалистов нефтегазовой отрасли невольно обращены в сторону Арктики. В средствах массовой информации, в коридорах власти и в среде управленцев российского ТЭК активно обсуждается почти шекспировский вопрос: быть или не быть освоению российского арктического шельфа?
Существуют различные мнения на этот счет. Большинство экспертов топливно-энергетического рынка считают, что стоимость добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе России слишком высока. Для сравнения, по данным компании «Роснефть» себестоимость добычи одной тонны нефти составляет:
✓ на Ближнем Востоке – 5-10 долларов США;
✓ на разрабатываемых сегодня месторождениях Российской Федерации – 30–60 долларов США;
✓ на арктическом шельфе – 200–300 долларов США.
Кроме высокой себестоимости добычи, также очень высоки первоначальные расходы на освоение шельфа и на строительство ледостойких нефтедобывающих сооружений. Дело в том, что на арктическом шельфе невозможно использовать существующие технологии строительства морских платформ, которые уже многократно опробованы на шельфовых месторождениях во всем мире. На арктическом шельфе необходимо устанавливать специальные ледостойкие платформы, способные выдерживать колоссальное боковое давление ледяных массивов и противостоять айсбергам, имеющим массу в сотни тысяч тонн. Многие знают, что в Норвегии уже много лет активно эксплуатируют ледостойкие нефтяные платформы. Однако необходимо учитывать, что норвежский шельф омывается теплым атлантическим течением Гольфстрим, в Норвежском и Северном море отсутствую айсберги, и толщина ледяного покрова на море редко превышает 80 сантиметров.
Ледостойкие платформы, способные выдерживать такие ледовые нагрузки, которые имеют место в российских арктических морях, должны конструктивно представлять из себя каменно-бетонные конусообразные сооружения, которые устанавливаются прямо на грунте, на морском дне. Чем больше глубина, тем дороже такое сооружение. Для примера, на сегодняшний день в мире есть опыт строительства лишь одной такой платформы. Стационарная ледостойкая нефтедобывающая платформа Hibernia (Хиберния) была построена в северной Атлантике у берегов Канады около острова Ньюфаундленд и сдана в эксплуатацию в 1997 г. На тот момент ее стоимость составила 7,3 млрд. долларов США (в ценах 1997 года). Очевидно, что на сегодняшний день подобная платформа будет стоить значительно дороже.
Поэтому приходится констатировать, что, при сегодняшнем уровне развития добычных и строительных технологий, освоение арктического шельфа российских морей зачастую экономически не рентабельно. В двух российских нефтедобывающих компаниях, НК «Роснефть» и НК «Газпромнефть», в 2010 г. группами профессиональных экспертов были проведены исследования и подготовлены программы освоения континентального шельфа России до 2030 г. Основной целью этих исследований была попытка найти ответ на вопрос: стоит ли в полной мере осваивать российский континентальный шельф, или достаточно ограничиться имеющимися несколькими проектами в Черном и Каспийском море, а также дальневосточными проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3»? Однако эксперты нефтегазовой индустрии в итоги затруднились дать четкие рекомендации руководству компаний и российскому правительству на этот счет.
Вместе тем, несмотря на отсутствие положительной рентабельности шельфовых проектом, приходится признать тот факт, что у России в долгосрочной перспективе нет другого выбора, кроме как реализовывать эти проекты. Эра добычи нефти с месторождений расположенных на суше постепенно подходит к концу. Однако нефть и газ по-прежнему будут оставаться основным источником энергии и топлива на планете как минимум еще 50-100 лет. Но ее запасы на суше постепенно иссякают. И не только на суше! Эксперты утверждают, что, например, запасов нефти на шельфе Норвегии хватит еще не более чем на 10–15 лет. Затем эта страна должна будет переориентироваться в своей международной специализации и найти себе другой источник дохода. Ситуация в России не столь катастрофична. Российский шельф богат углеводородными ресурсами. Однако российская нефть на суше, как и в ситуации с Норвегией, по оценкам ученых также закончится через 10–15 лет.
Всем очевидно, как много сделано за последние десятилетия для технологической модернизации росиийской экономики. Стоит отметить такие положительные шаги, как организация госкорпорации «Роснано», учреждение инновационного центра «Сколково», и многие другие начинания, нацеленные на модернизацию российской экономики. Безусловно, такие инициативы будут способствовать развитию российской экономики и повышению, так называемого, качества жизни российского населения. Однако, вряд ли такие инновации в ближайшей перспективе смогут стать конкурентным преимуществом России на международной арене всемирной экономики и глобальной конкуренции. Плохо это или хорошо, но так уж сложилось, что с середины 20-го века основной специализацией России на рынке глобальной конкуренции является поставка энергоресурсов. Россия прочно удерживает эти позиции уже больше полу века. Конечно, российские запасы углеводородного сырья несравнимы по размерам с запасами, имеющимися на ближнем востоке. Однако, Россия является стабильным поставщиком. Политическая стабильность – вот основное конкурентное преимущество России по сравнению со странами Ближнего Востока. Уже на протяжении шести десятилетий Россию обходят стороной крупные военные конфликты, в то время как различные войны и революции сотрясают страны Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки практически каждое десятилетие. И в этом контексте, именно поставка энергоресурсов на мировой рынок поможет России в ближайшие десятилетия сохранить имеющийся темп роста уровня жизни населения, не даст России скатиться на уровень ниже имеющейся планки среднестатистических доходов ее жителей.
2. Технические решения для реализации шельфовых проектов
Для добычи углеводородного сырья на шельфе морей РФ в подавляющем большинстве нужны так называемые «тяжелые» ледостойкие нефтедобывающие платформы. Дело в том, что большинство арктических морей, омывающих северные границы Российской Федерации, имеют очень тяжелые ледовые условия. Более высокая стоимость освоения арктических месторождений по сравнению с такими же месторождениями на суше, или даже в «тепловодном» шельфе обусловлена как-раз этими сложнейшими ледовыми условиями. Вообще, если посмотреть на карту российских морей с объемами извлекаемых углеводородов, то становится очевидно, что основные запасы российской нефти сконцентрированы в Баренце-Печорском регионе, а также в Карском и Чукотском морях (если не считать уже освоенные месторождения Охотского моря, и небольшие запасы в Черном и Каспийском морях). В соответствии с научными изысканиями Российского Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) ледовые условия в этих морях следующие:
Конец ознакомительного фрагмента.