Вы здесь

Ромео стоит умереть. 5. Роли распределены (О. Ю. Рой, 2014)

5. Роли распределены

Урок Криша, вопреки предубеждению, оказался интересным. Олег уже на собственном опыте убедился, что, как сказано у того же Шекспира, есть многое на свете… что и не снилось нашим мудрецам. Поэтому с любопытством слушал лекцию о древних верованиях. Криш говорил о том, что мифы создавались людьми на основе их исторического опыта и бытовых переживаний, при этом в мифологии, как крупинки золота в толще песка, присутствуют реальные, хотя и несколько искаженные образы нечеловеческих существ. Существа, чьи силы превосходят человеческие, встречаются в мифологиях разных культур. Их называют богами, демонами, духами, но суть их едина. Они просачиваются в наш мир через трещины в реальности, проникают в зыбкий мир снов. Но только сам человек может впустить их, позволить этим силам влиять на свою жизнь.

– Скажите, – спросила Алиса, которая слушала лекцию с напряженным вниманием, причем Олегу казалось, что не столько ради предмета, сколько ради лектора, – а чтобы впустить такую силу, обязательно нужен договор, скрепленный кровью?

– Нет, – ответил Криш, – обычно достаточно формального согласия. Например, приглашения, как в мифах о вампирах. Кровь задействуется только в особо важных случаях. Она – первооснова жизни, сущности человека. Поэтому кровь изревле использовалась в особых ритуалах и священных церемониях. Причем зачастую не нужно выпускать всю кровь, то есть убивать жертву, достаточно несколько капель, которыми окропляют священный камень. Все жидкости – молоко, мед, вино, – которые в древности жертвовались мертвым, духам и богам, олицетворяли кровь, самую драгоценную жертву. Это очень широкая тема, однажды мы обратимся к ней на отдельной лекции. Сейчас добавлю только, что в христианстве кровь имеет особое значение. Христос пролил Свою кровь на кресте ради искупления человеческих грехов. Читали Евангелие? «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Кровь Христову, воплощенную в вине, используют и в таинстве причастия. Дьявол, как антипод Христа, тоже прибегает к силе крови, отсюда верование, что соглашение с нечистым должно быть подписано кровью.

– А можно ли разрушить такую сделку, скрепленную кровью? – снова спросила Алиса.

– Как правило, нет. – Криш пожал плечами. – Хотя, как и во всех правилах, здесь есть исключения. Например, история доктора Фауста.

– А вампиры на самом деле существуют? – Ника терпеть не могла, когда внимание обращено не на нее саму.

– В таком виде, как их описывают в романтических произведениях популярные авторы, – нет. Это плод воображения, обусловленный страхом и сексуальными фантазиями, которые стимулирует чувство опасности. В настоящее время нам известны только низшие существа, напрямую питающиеся кровью. Они ближе всего к ламиям из античной мифологии, но вряд ли вы встретитесь с ними в ближайшее время…

Занятия проходили очень насыщенно, поэтому пятница пролетела как одно мгновение. И вот наступила суббота – время театрального факультатива. Большим сюрпризом оказалось то, что Алиса внезапно передумала принимать участие в постановке шекспировской пьесы.

– Лучше подготовлюсь к занятиям на следующей неделе, – туманно объяснила она, – идите без меня.

Теперь уже Олегу совсем не хотелось идти на факультатив, но Юля уговорила.

– Пойдем, – просила она, – мне одной как-то страшно…

И Волков согласился. На субботу у Алисы могут быть свои собственные планы, не навязываться же ей, в конце концов.

Роман уже ждал их в актовом зале.

– Ну, приступим к распределению ролей! – Он потер руки и оглядел собравшихся. – А почему не пришла симпатичная девушка с такой странной прической? – Он изобразил руками что-то вроде рожек, не оставив ни у кого из присутствующих сомнения, что спрашивает об Алисе Пановой.

– Она просила передать, что не сможет участвовать, – ответил Олег и впервые за сегодняшний день подумал, что, возможно, и к лучшему, что Алиса раздумала ходить на факультатив.

– Жаль, очень жаль. – Роман сел на край сцены и посмотрел на Нику, как всегда, рвущуюся в бой. – Если не ошибаюсь, на прошлом занятии вы интересовались распределением ролей. Как вас зовут?

– Ника, – почти пропела та, польщенная вниманием режиссера.

– И как вы, Ника, смотрите на то, чтобы сыграть синьору Капулетти?

– Мать Джульетты? – искренне изумилась и возмутилась та. – Я что, выгляжу настолько старой, чтобы играть мамашу? И потом, я рассчитывала на главную роль!

Олег усмехнулся. Какая неожиданность!

– Вы выглядите не старой, а взрослой, – серьезно отвечал режиссер. – Когда я вас первый раз увидел, то сразу подумал, что вы совсем не похожи на первокурсницу. Вы куда органичнее смотрелись бы на подиуме или на обложке глянцевого журнала, а не за партой. Так почему бы красивой взрослой девушке не сыграть красивую взрослую женщину? Конечно, мать Джульетты старше вас, но она совсем не стара, ей нет еще и тридцати. И я уверен, что в этой роли вы будете выглядеть гораздо эффектнее и убедительнее, чем если бы стали играть простодушную неопытную Джульетту. В вас чувствуется более сложная и интересная натура… Впрочем, я не настаиваю. Если вы против, я могу отдать роль синьоры Капулетти какой-нибудь другой девушке, а вы сыграете служанку без слов, даму на балу или жительницу Вероны…

– Нет-нет, я согласна! – Ника даже не дала ему договорить. – Пусть будет мамаша.

– Что ж, отлично. Тогда следующая у нас на очереди кормилица Джульетты. О ней говорят как о старухе, но это интересная, яркая и характерная роль. Может быть, есть желающие сыграть кормилицу?

– А можно я? – Девушка в очках, Олег вспомнил, что ее зовут Лена, чуть подпрыгнула на своем месте. Видимо, она отлично понимала, что с ее внешностью роль главной героини ей не светит, а сыграть что-нибудь посерьезнее, чем «кушать подано», очень хотелось.

– Конечно, можно, – кивнул режиссер. – Ну и, наконец, Джульетта…

Он медленно оглядел замерших в волнительном ожидании девушек, и вдруг его взгляд остановился на Юле.

– Джульетту в моем спектакле будете играть вы, – тоном, не допускающим возражений, произнес он. – А теперь перейдем к мужским персонажам… Что вы, молодой человек, думаете насчет роли Ромео? – спросил он, уставившись на Олега.

Как будто сама судьба толкала его составить с Юлей романтическую пару. Разве человеку можно спорить с судьбой?.. Вот и Юля смотрит с ожиданием. Внезапно Олег понял, что ей будет приятно, если именно он сыграет Ромео. Это был тупик. Он не сможет оправдать ожидания этой красивой и обаятельной девушки. Даже хотел бы, если честно, но почему-то не может. Так зачем запутывать этот узел?!

– Какой же из меня Ромео? – Олег усмехнулся. – Вы, наверное, не видели, что я хромаю. Если не возражаете, я бы лучше сыграл Меркуцио, он мне вообще больше нравится. И прощальный монолог у него симпатичный… Что-то вроде проклятья: «Чума на оба ваши домы! Вот теперь, по их я милости, на корм червям пойду…»

Юля поспешно отвернулась, скрывая разочарование.

– Отлично. Меркуцио так Меркуцио, очень интересная роль, – согласился режиссер.

В конце концов играть Ромео выбрали Артема Макарова, симпатичного молодого человека, с которым Олег еще особо не общался, но, как видел по спискам, состоял на одном семинаре.

Остальные роли распределили быстро.

– Почему ты не согласился на роль Ромео? – спросила Юля, когда они вместе уходили с репетиции. – Только не ври, что из-за хромоты.

– Ну… – Олег пожал плечами, – мы с тобой, конечно, договорились изображать пару, но, по-моему, не стоит перегибать. О нас и так шепчутся. А роль Меркуцио мне и вправду ближе. Я как раз вчера прочитал пьесу. Меркуцио самый нормальный из них.

* * *

Телефон зазвонил, как всегда, не вовремя.

Юля взглянула на дисплей. Это надолго.

– Иди, догоню, – кивнула она Олегу и завернула за крыльцо здания, уйдя с дороги подальше, чтобы никто не подслушал разговор. Затем вздохнула и нажала на кнопку приема.

– Здравствуй, Юля! Ты давно не звонила, – тут же послышалось из динамика. – Какие у тебя новости?

– Здравствуй, папа, – откликнулась девушка. – Никаких особенных. Учусь в поте лица. А у тебя? Еще не бросил свою мымру?

– Не смей называть Ирочку мымрой! Ей с тобой очень трудно. Не только потому, что у нее еще нет своих детей, а потому, что ты не хочешь сделать даже самый маленький шажок ей навстречу. Ты ведешь себя как маленькая избалованная девочка. Сколько раз Ирочка пыталась наладить с тобой контакт? А ты хоть раз ее слушала? Может, ты думаешь, что я не имел права на ней жениться и в сорок с небольшим лет моя жизнь должна была закончиться? По-твоему, только молодые имеют право на счастье, а мне уже пора заворачиваться в простыню и ползти в сторону кладбища? Твоя мама умерла больше десяти лет назад, и все это время я возился с тобой… Вот ты и выросла эгоисткой!

Конец ознакомительного фрагмента.