Вы здесь

Роман с ведьмой. В поисках утраченной души. Визит друга (Виктор Голицын, 2008)

Визит друга

Дома я опять усердно стал искать материалы по сердечным заболеваниям. Пора посмотреть правде в глаза: уже двое надо мной шептали, чем-то поили и заговаривали. Вполне возможно, что я уже здоров, а боли в сердце – это лишь игра моего воображения и просто пора записаться в спортклуб, в баню сходить или на природу с детьми выехать. Пора на отдых. За этими размышлениями меня и застал мой давний друг Иван. Мы с ним сдружились на почве расследования ритуального убийства несколько лет назад. Вот и теперь периодически обращаемся за консультациями друг к другу. Но на этот раз Иван был хмур и чем-то озадачен. Он сразу начал наше общение с вопросов.

– Виктор, ты посещал некую Анфису Варгину три дня назад?

– Ну да, ходил к Анфисе Степановне, вот только фамилию, Ваня, не уточнил.

Я пытался язвить.

– Мертва твоя Анфиса, нашли за городом, сейчас проедем на место происшествия. Ты главное, Витя не волнуйся, береги свое сердце. Мы обязательно во всем разберемся.

Вот и не волнуйся, – я схватил валидол, и мы поехали на происшествие.

По дороге Иван рассказал мне о том, что за две прошедшие недели стали находить трупы женщин разных возрастов, но в основном пожилых, причем где-нибудь на окраинах города, в заброшенных домах. Явно их туда возили и там убивали, потому что все они были убиты одним и тем же способом – осиновым колом в сердце. И все эти жертвы в бытность свою занимались гаданием, ворожбой, наговорами, целительством, и при них всегда находили атрибуты их работы: у одной – кофе в зернах и мельница разбитая, у другой – колода карт, у третьей – свечи и ножи. Кто на чем ворожил, тот то и получил.

Пока мы тряслись в машине, Иван показал мне фотографии с мест убийств. На одной из них я узнал бабку Нюру – ходил к ней сам недавно. Моему удивлению не было границ. Эта бабка жила на краю города в развалившейся хате, из всей живности у нее во дворе обитала пара замызганных котов да стая облезлых голубей. В доме, казалось, не знавшем уборки, стоял дух квашеной капусты. Бабка так недобро смотрела на меня и метала карты по столу, что я не удивился бы, свались на меня сразу все несчастья. А карты у нее были очень странные, меньше обычных, серые, на них вообще было трудно что-либо рассмотреть. Они то исчезали в ее ладонях, то выпрыгивали из рукавов. Вот шулер-то, – подумал я о бабке. Явно по молодости по поездам промышляла.

– Тебя приворожили, и девка эта – не местная. Ее искать надо, но я ее среди живых не вижу почему-то.

Она собрала карты в колоду и погладила кота на коленях.

– Больше ничего сказать не могу, иди, голубь мой, мне отдыхать пора.

Она утерла передником мокрый лоб, сплюнула шелуху в ладонь и уперлась в меня своими недобрыми глазами.

Я ей оставил немалую сумму денег и пошел озадаченный.

И вот теперь эта бабка мертва, свидетелей нет (вернее, я как бы свидетель, потому что сам ее недавно посещал). На фотографии бабка Нюра приняла смерть с колодой карт в руках. То ли себе не смогла наворожить что-нибудь не такое печальное, то ли карты ей смерть не показали?

Среди потерпевших на фотографиях я еще увидел знакомую моей тещи, молодую женщину Веру. Она вроде знахаркой была, и на фото, естественно, рядом с ней были разбросаны всевозможные коренья, травы, неведомые веники и семена.

Мы подъехали к старому заводу. За ним была организована городская свалка. Сам завод уже не действовал, частично в нем обитали бомжи, кое-где в вагончиках жили сторожа. В одном из пустующих помещений и был найден труп Анфисы. Когда мы вошли, перед нами развернулась страшная картина. Вся комната залита кровью, а сама Анфиса была пригвождена осиновым колом к стене. Вокруг раскиданы книги, рассыпано пшено, валялись свечки, кисти рук у Анфисы были отрублены, они отсутствовали вообще. В глазах застыл ужас – даже не боль и страдание, а именно ужас. Волосы Анфисы из рыжих превратились в седые и сейчас представляли собой всклоченную копну. Мне самому стало страшно от осознания того, что она могла увидеть перед смертью, что ее так напугало. К тому же опять заныло в груди. Сердце стало выстукивать странные ритмы.

Иван озадаченно чесал затылок. Свидетелей нет, ее нашли бомжи со свалки. Клиентской базы у этой дамы тоже нет, кого и где искать, непонятно. Все очень запутано. Кто начал охоту на всех этих гадалок, ведьм и знахарок, и с какой целью? Я вспомнил Святую инквизицию – неужели «охота на ведьм» набрала новые обороты, только вот способы истребления остались старыми, средневековыми?

Я решил отослать тещу и детей подальше к родственникам и разобраться во всем самостоятельно. Кто и зачем охотился на ведьм?

Зачем охотились на милых старушек?

Из истории мы знаем, что на ведьм охотились в Средние века нашей истории, но вот почему и зачем это делали? Оказывается, культурологи и историки предлагают к обсуждению несколько версий возникновения гонения на ведьм, но все они, на мой взгляд, не дают четких ответов и подтверждений.

Вот некоторые из них: во-первых, в XI–XII веках была создана инквизиция и начались массовые гонения против еретиков, ведьмами же считали всех, кто шел против бога, католицизма и Папы Римского. На колдовство как на действие церковь смотрела сквозь пальцы, но жестоко расправлялась с инакомыслием.

По второй версии, в Европе во времена Средневековья свирепствовали всевозможные эпидемии, а прокаженных пытались извести всеми способами, так как лечить это страшное заболевание не умели. Наряду с прокаженными и гомосексуалистами уже тогда начались гонения на евреев, которых насильно собирали в специальные гетто в Германии и Испании. А в конце XII века евреев из Франции начинают изгонять по специальному закону. Получалось, что внутри Европы существовал некий внутренний враг в виде всех неудобных и отступников, которые подвергались массовому истреблению. Но по времени эти события начались гораздо раньше великой «охоты на ведьм», так что эта точка зрения мне тоже показалась неубедительной.

Смысл еще одной версии, которая очень нравится современным феминисткам, заключается в том, что в те времена велась война мужчин против женщин, то есть мисогония. В 1929 году была опубликована книга «Ведьма и женщина» Жюля Мишле, где он подробно описывал эту версию. Но и ее можно оспорить, поскольку исторические факты утверждают, что гонению подвергались около трети мужчин и обвинителями при этом были именно женщины.

Самая забавная версия гласит, что «охота на ведьм» стала следствием массового психоза, то есть массовым отравлением спорыньей (я сразу вспомнил фильм «Секретные материалы» где Малдер и Скалли уже в XХ веке пытались избавиться от этой заразы), которая появляется на колосьях ржи, или другими ядами-атропинами – белладонной, например. Еще этот факт усугубляли массовые войны, эпидемии, голод и стрессы.

Следующая версия имеет под собой религиозную основу. В XV веке выходит в свет известное произведение «Молот ведьм», написанное монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом, инструкцией для которых послужил Ветхий Завет с постулатом «Ворожеи не оставляй в живых» (Исхода, 22:18). Этот трактат издавался в течение 200 лет. Параллельно сочинялись другие подобные произведения по приказу папской церкви, – все это насаждало в умах обыкновенных обывателей страх перед дьявольскими служанками-ведьмами, перед сатаной и прочей нечистью, перед всем тем, что нельзя объяснить.

Но существует еще один факт, который не вяжется со всеми перечисленными версиями, – это время расцвета показательных процессов гонения на ведьм. В XVI веке – в эпоху расцвета науки и просвещения, в то время, когда ставились всевозможные опыты и эксперименты, – по-прежнему приворотам и заклинаньям наука никак не могла дать своего объяснения. Поэтому всему необъяснимому дали название «демонология» и пытались с помощью нее изучать колдовство. Церковь никогда не стояла в стороне от науки: они объединились в своих попытках экспериментально доказать, что магия и колдовство не существуют. Так, по сути, и началось гонение на ведьм. А на свет появилось и стало развиваться научное мировоззрение, которое и по сей день ищет объяснение таким явлениям, как полтергейст, магия, вампиризм и прочее.

Уже в XVIII веке наука сама начала наступление на недавнюю свою союзницу – церковь. К этому времени все ведьмы в Европе были уничтожены, сожжены на кострах, среди которых, кстати, горели не только жительницы дремучих деревень, но и просвещенные люди своего времени – профессора и ученые университетов. Теперь мужи от науки упрекали церковь в ненаучном подходе к проблеме, а лишь в неумении справиться с языческими предрассудками.

На долгие годы магия и колдовство были отправлены на задворки. Все явления объяснялись с точки зрения рационального и проверялись опытным и экспериментальным путем, который, кстати, был не так уж и безобиден.

Лишь в XХ веке решили обратиться к истокам язычества. Уже в наше время на многих обучающих семинарах топ-менеджеры пытаются проводить ритуалы по разгону туч или убийству дракона. Это по сути повторение древних обрядов наших предков, которые танцевали ритуальные танцы, входили в трансовые состояния и пытались влиять на энергетику природы.

Откуда это все пошло? Конечно, из глубинных времен, от ведьм и ведьмаков, которые могли и молоко у коров сквасить, и дождь призвать, и от бури уберечь. Люди вспомнили, что всегда жили в природе и с природой и всегда пытались с ней ладить.

Конец ознакомительного фрагмента.