ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Социальная роль физической культуры и спорта в развитии общества и социализации личности
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: «…спорт сегодня – это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам». Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
В США, например, еще в 60-е годы, спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Начиная с 70–80-х годов прошлого столетия спорт в США является «второй религией», в которую верят большинство американцев. Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это – личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый «психологический барьер» в отношении населения к физической активности1.
Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.
Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.
Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос, а гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?
По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.
Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив – это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны – ровесники, а с другой – родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов2.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Уже отмечалось, что спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации – Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.
Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных отношений (например, спортсмен – тренер), вторичная социализация – сфера социальных отношений (например, спортсмен – федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер – администратор, воспитатель, учитель), а вторичной – одну, две.
Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую3. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эту стадию принято разделять на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Это касается периода обучения в вузе или техникуме, то существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. Вместе с тем обучение в учебных заведениях подобного рода довольно значительно отличается от обучения в средней школе, в частности в отношении все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому данные периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема весьма важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество – одна из главных социальных групп общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта.
Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития.
Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.
Прежде всего увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров.
Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации4. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства.
Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности у лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в «воспроизводство» социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.
Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это – наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.
Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8–10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60 %. Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %.
В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта – отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой – отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Поэтому в условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.
Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;
– воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.);
– консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
– развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;
– воспроизводство здорового населения;
– подготовку к производственной деятельности и воинской службе;
– формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;
– проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;
– удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;
– создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;
– более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов;
– сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему;
– создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения.
Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
1.2. Направления и механизмы оптимизации управления отраслью "физическая культура и спорт"
В период построения рыночных отношений в России оптимизация управления отраслью "физическая культура и спорт" осуществлялась по различным направлениям. Остановимся кратко лишь на некоторых наиболее значимых для функционирования отрасли достижениях и проблемах.
Управление отраслью осуществляется в настоящее время на принципе децентрализации, который закреплен в конституционном положении о том, что физическая культура и спорт находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72). Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76).
В соответствии с конституционными положениями в 1993 году впервые в отечественной законодательной практике были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте", на базе которых в большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны и приняты законы о физической культуре и спорте.
1999 год ознаменован принятием Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Законотворческая инициатива не ограничивается только разработкой, обсуждением и принятием названного закона.
В настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации внесены проекты и других законов, с помощью которых в перспективе появится возможность регулировать более широкий спектр правоотношений в отрасли.
Иными словами, в постсоветский период начато и продолжается формирование пакета законодательных актов, составляющих нормативно-правовую основу управления отраслью "физическая культура и спорт".
Однако этот позитивный процесс не свободен от ряда недостатков и даже наличия противоречий: действующий отраслевой федеральный закон далек от совершенства, т.к. не в полной мере учитывает современные реалии и не регулирует многих правоотношений, складывающихся в отрасли в условиях построения рыночных отношений; ряд норм отраслевого федерального закона вступает в противоречие с действующим российским законодательством; отраслевое законодательство субъектов Российской Федерации, разработанное на базе "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте", утративших свою юридическую силу в 1999 году, по ряду норм вступает в противоречие с действующим отраслевым федеральным законом и др.
Таким образом, активизация и качественное совершенствование законодательной базы являются одними из важнейших путей дальнейшей оптимизации управления отраслью "физическая культура и спорт" в рыночных условиях.
Тем не менее, наличие отраслевого законодательства не является панацеей от всех бед. К сожалению, следует акцентировать внимание на отсутствии должного контроля за его выполнением. Реализация нормативно-правовых актов в полном соответствии с "буквой закона" также является действенным инструментом совершенствования отраслевого управления.
Несмотря на значительные трудности в России практически сохранена организационная структура управления отраслью, включающая – с учетом специфики физической культуры и спорта – государственные и общественные органы управления.
В постсоветский период федеральный орган государственного управления отраслью "физическая культура и спорт" пережил 10 реорганизаций, т.е. столько, сколько не переживал за весь советский период.
Нынешний – министерский – статус федеральный орган государственного управления отраслью приобрел впервые в истории России; впервые же руководитель отрасли получил ранг министра – полноправного члена правительства Российской Федерации.
Государственные органы управления отраслью имеются и во всех субъектах Российской Федерации. Следует, правда, обратить внимание на то, что в 75 субъектах Российской Федерации эти органы носят монофункциональный, а в 14 субъектах Российской Федерации – полифункциональный характер, что, в определенной степени, затрудняет координацию управленческой деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Сохранение государственного отраслевого органа исполнительной власти на различных уровнях, повышение его статуса на федеральном уровне следует рассматривать как один из важнейших инструментов оптимизации управления отраслью.
Наряду с государственным органом управления отраслью на федеральном уровне существуют и общественные органы управления, имеющие к отрасли прямое отношение. В первую очередь имеется в виду Олимпийский комитет России. В начале построения в России рыночных отношений по разным причинам роль ОКР в управлении отраслью была явно преувеличена. Напомним, что даже государственный орган отраслевого управления в 1991 году назывался "Комитет по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР". В настоящее время дисбаланс в компетенции государственного и общественного органов управления отраслью на федеральном уровне в значительной мере преодолен.
Оптимизация управления отраслью "физическая культура и спорт" на федеральном и региональных уровнях зависит от создания и совершенствования деятельности специфической инфраструктуры, включающей такие базовые элементы, как отраслевая информационная система, специализированные финансово -кредитные и юридические институты и др.
В качестве положительных примеров можно назвать создание отраслевой группы "ИнфоСпорт", специализированного издательства "Физкультура, образование, наука", журналов "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", "Планета баскетбол", "Теория и практика футбола", "Аэробика", "Вело: спорт, туризм, стиль жизни" и т.д., а также "СпортАка демБанка", негосударственного пенсионного фонда "Спорт и здоровье" и др.
К сожалению, названные финансово-кредитные институты пока работают только на локальном уровне. Попытка создания крайне нужного отрасли специализированного юридического института "Спортивный арбитраж" по целому ряду субъективных причин не увенчалась успехом.
Одним из конкретных проявлений децентрализации управления в отрасли "физическая культура и спорт" является довольно широкое использование в практике последних лет передачи различных физкультурно-спортивных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Наиболее часто передаче подлежат спортивные школы различных типов (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ), а также разнообразные спортивные сооружения.
Имеются и отдельные примеры передачи спортивных школ различных типов из ведения Министерства образования в ведение государственного органа управления отраслью на уровне субъекта Российской Федерации (г. Москва).
Финансирование отрасли "физическая культура и спорт" осуществляется из различных источников, одним из которых является бюджет.
Действовавшими с 1993 по 1999 год "Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" было предусмотрено ежегодное финансирование отрасли из государственного бюджета в объеме не менее 2% от его расходной части. Анализ объемов реального инвестирования средств в отрасль показывает, что оно не превышало в указанный период 0,14 % (год проведения Игр Олимпиады в Атланте). Приведенный факт – не только свидетельство бюджетного финансирования отрасли по так называемому остаточному принципу, но и яркий пример отсутствия должного контроля за реализацией законодательства. Государственным бюджетом 2000 года (год проведения Игр Олимпиады в Сиднее) на физическую культуру и спорт предусмотрено выделение 0,09 % от его расходной части.
Для сравнения: средства государственного бюджета, выделяемые на физическую культуру и спорт через Министерство молодежи и спорта Франции, а также через Министерство внутренних дел Швейцарии, составляют 0,2 % их расходных частей.
Бюджетное финансирование физической культуры и спорта предполагает выделение средств не только на федеральном уровне, но и на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По мнению Председателя Комитета Государственной Думы по туризму и спорту прошлого созыва А.С. Соколова, отношение местных органов власти к физической культуре и спорту можно расценивать как положительное, если из бюджета субъекта Российской Федерации выделяется не менее 1 % на развитие отрасли. Однако в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации расходы на физическую культуру и спорт составляют от 0,05 до 0,9 % их бюджетов.
В 1998 году соотношение средств, предусмотренных федеральным бюджетом (470,9 млн. руб.) и бюджетами субъектов Российской Федерации (39,6 млн. руб.) на физическую культуру и спорт, составило приблизительно 10:1.
Для сравнения: в Италии соотношение госбюджетных средств и бюджетных средств регионов и провинций составляет 1:10; в Швейцарии соотношение госбюджетных средств и средств бюджетов кантонов и коммун – 1:12; в Швеции соотношение госбюджетных средств и средств бюджетов коммун – 1:10.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в подавляющем их большинстве бюджетные средства на развитие физической культуры и спорта выделяются на основе четко сформулированных политических позиций и общей стратегии развития отрасли, характерной для конкретной страны. Так, в Финляндии бюджетное финансирование базируется на следующих нормативах: 50 % средств – молодежному спорту, 25 % – спорту высших достижений и 25 % – оздоровительному спорту.
Для управления отраслью "физическая культура и спорт" в рыночных условиях характерно использование абсолютно новых источников финансирования, не известных в советский период. В первую очередь назовем такие из них, как спонсорство, лицензирование деятельности негосударственных физкультурно -спортивных организаций, игорный бизнес и др.
Реальная значимость этих источников финансирования отрасли в России пока явно уступает зарубежным аналогам. Одной из причин этого являются, например, незначительные налоговые льготы фирмам- спонсорам.
Некоторые "новые" источники финансирования физической культуры и спорта могут дать реальные средства в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты уже сегодня. Приведем только один пример. С 1999 года все негосударственные физкультурно- спортивные организации должны получить лицензию на осуществление своей деятельности. В соответствии с Временным порядком лицензирования деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в г. Москве сбор при сдаче заявления на получение лицензии установлен в 3-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, а сбор за получение лицензии – в 10- кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Управление отраслью "физическая культура и спорт" в рыночных условиях все более ориентируется на целевые программы как федерального, так и регионального уровня.
Характеризуя федеральные программы, следует констатировать по крайней мере следующие факты. Вопросы физической культуры и спорта являются составной частью федеральных программ "Дети России", "Молодежь России", "О социальной поддержке инвалидов", "О патриотическом воспитании молодежи", "О мерах по борьбе с преступностью", "О мерах по профилактике и предупреждению распространения наркотиков" и др.
Приняты и в определенном объеме реализуются федеральные отраслевые программы специфического, локального характера – "Развитие туризма в Российской Федерации", "Развитие курортов федерального значения" и др. Однако основная проблема заключается, на наш взгляд, в том, что до настоящего времени не завершена и не принята федеральная программа глобального характера "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации", разработка которой была начата еще в середине 90-х годов теперь уже прошлого века.
Успешнее в плане развития физической культуры и массового спорта на основе целевых программ дело обстоит в субъектах Российской Федерации. В обоснование такого вывода приведем следующий пример: в Орловской области в 1996 году была принята и успешно реализуется программа "Пятилетка здоровья", в результате двух лет реализации которой уровень преступности среди несовершеннолетних снизился на 26 %, серьезные положительные сдвиги достигнуты в снижении уровня заболеваемости, сохранена и продолжает развиваться материально- спортивная база.
Имеется положительный опыт разработки и реализации "частных" программ в области физической культуры и спорта в различных субъектах Российской Федерации. В Карелии разработан пакет нормативно – правовых документов, направленных на повышение качества работы спортивных школ.
В результате численность занимающихся в них увеличилась на 20 %, количество штатных тренеров возросло вдвое. Во всех общеобразовательных школах введены ставки педагогов-организаторов внеклассной спортивной работы. В Самарской области осуществляется активное привлечение к занятиям спортом так называемых трудных подростков. Совместно с органами внутренних дел спортивные организации вовлекли в занятия спортом около 3 тыс. детей, юношей и девушек, имевших "неприятности" с милицией. После начала такой работы темпы прироста подростковой преступности снизились в 8 раз. Схожий опыт работы с "трудными" подростками есть и в других регионах – в Орловской, Новосибирской, Томской областях и др.
Таким образом, оптимизация системы управления отраслью "физическая культура и спорт" в рыночных условиях происходит в России по двум взаимосвязанным направлениям. С одной стороны, осуществляется реорганизация состава элементов системы управления на уровне ее субъектов и объектов. С другой стороны, предпринимаются разнообразные попытки совершенствования самого процесса функционирования системы управления за счет в первую очередь разработки нормативно-правовой базы, все более полного перехода на программно-целевое управление, поиска новых источников финансового и информационного обеспечения развития отрасли и др.
1.3.Менеджмент как современная система управления физической культурой и спортом
Современный этап реформирования образования характеризуется значительными изменениями в области профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характерными особенностями его профессиональной деятельности в существующих социально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональной деятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицита финансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодействию на фоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижения максимального конечного результата с минимальными затратами материальных ресурсов.
Таким образом, объективная реальность такова, что неизбежно превращение каждого человека в самостоятельного субъекта хозяйственной и управленческой деятельности. Чтобы справиться с этим вызовом реального бытия, в системе высшего педагогического образования наряду с другими задачами профессионального становления личности нужно решить важную проблему овладения новым знанием и научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, – постижение науки и искусства менеджмента. Не вдаваясь в подробности анализа существующих дефиниций понятия "менеджмент", остановимся на позиции М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и других, которые рассматривают менеджмент как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития. Спортивный менеджмент как один из видов отраслевого социального управления имеет дело с институированными организациями физкультурно-спортивной направленности.
В этом аспекте физическая культура и спорт – это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей.
Физическая культура в теории менеджмента – это прежде всего определенное множество организаций физкультурно-спортивной направленности – спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.д. Поскольку понятие организации является в спортивном менеджменте ключевым рассмотрим его более детально.
Организация представляет собой социальную систему сознательно координируемой деятельности двух и более человек для достижения общей цели. (М.Х. Мескон и др.). Организацию иногда определяют еще более кратко: "организация – это целевая общность" (А.И.Пригожин). Давая такие определения, следует иметь ввиду, что простых организаций, имеющих одну цель, разделяемую всеми ее членами очень мало.
Менеджмент связан, как правило, со сложными организациями, которые имеют набор взаимосвязанных целей и полифункциональный спектр деятельностей. В российском гражданском законодательстве институрование организаций получило правовое закрепление в понятии юридического лица (Статья 48 ГК РФ).
Следует иметь в виду, что согласно действующему в России законодательству организациями физкультурно-спортивной направленности признаются "физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта" (Ст. 8 "Основ законодательства РФ о ФКиС"). В Российской Федерации в настоящее время работу по физической культуре и спорту проводят более 90 тыс. организаций.
Объективной основой отраслевой специализации организаций физкультурно-спортивной направленности и, соответственно, отраслевого управленческого механизма служит специализация производства. Поэтому конкретизируя законодательно установленное положение о целевой направленности физкультурно-спортивных организаций подчеркнем, что их главной целевой функцией, предметом деятельности, является производство и предоставление населению физкультурно-спортивных услуг и товаров.
Специализация, разделение и кооперация труда предопределяет в конечном счете организационно-правовое оформление соответствующих отраслей. С этих позиций, то есть отраслевой специализации, есть основание рассматривать физическую культуру спорт как отрасль, составляющую материальную основу отраслевой специализации труда физкультурных работников и формирование спортивного менеджмента как отраслевой системы профессионального управления.
С учетом изложенного, физическая культура и спорт как объект отраслевого социального управления (менеджмента) представляет собой совокупность специализированных государственных учреждений, общественных объединений и коммерческих организаций, осуществляющих физическое совершенствование населения.
Специализированные учреждения, общественные объединения и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности являются классификационной единицей, первичным звеном отрасли физической культуры и спорта. К их числу относятся спортивные клубы, спортивные школы различных видов, спортивные команды, спортивные сооружения и т.д. Все они являются социально управляемыми объектами, имеют внутреннюю структуру, внешнюю форму и правовое закрепление.
То есть физическая культура и спорт институировались в специальных организациях физкультурно-спортивной направленности. Основным элементом любой организации физкультурно-спортивной направленности являются люди, условно подразделяемые на организаторов (менеджеров) и исполнителей.
Работа организаторов (руководителей – менеджеров) есть управление и контроль над исполнением; работа исполнителей (тренеров, преподавателей физического воспитания и т.п.) – педагогическое воздействие на объекты труда, в качестве которых выступают занимающиеся физическими упражнениями и спортом. Множество исполнителей с их орудиями труда методиками и технологиями проведения занятий) образуют объект отраслевого управления.
Множество организаторов (менеджеров-управленцев) вместе с информацией, оргтехникой и обслуживающим персоналом образуют субъект отраслевого управления. Главным в любой системе социального управления является объект управления. Объект управления определяет субъект, его состав, структуру, функции.
"Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае оптимальное функционирование и развитие общественной системы невозможно, – отмечал академик В.Г. Афанасьев. Если управляющая система слишком проста и не отражает сложности объекта, она не способна эффективно управлять.
Основная специфическая особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых в ней работников отличается особой педагогической технологией: его основу составляет тренерско-преподавательская деятельность, которая строится с учетом пола и возраста занимающихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; с использованием единых для всех организаций физкультурно-спортивной направленности средств, форм и методов физического воспитания и спортивной тренировки.
Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58 % которых имеют высшее и 25 % среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спору. Отрасль физической культуры и спорта располагает своей учебно-тренировочной материальной базой (спортивные сооружения, здания).
По расчетам в течение дня всех спортивные сооружения России могут принять 5,9 млн. чел. Установлен государственный порядок их строительства и эксплуатации, организовано производство спортивного инвентаря, одежды и обуви. Сформирована система государственных и негосударственных органов управления физической культурой и спортом в стране: Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийский комитет России и др.
По своему целевому назначению отрасль физической культуры и спорта относится к социально-культурной сфере и выступает в качестве конкретного вида специализации внутри этой сферы – является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности.
Выполняя ряд органически связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своем единстве качественно новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы. Это отражено в статьях 41 и 72 действующей конституции Российской Федерации.
При помощи законодательства определяется круг вопросов, по которым государство обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере.
Менеджмент как современная система управления физической культурой и спортом в условиях рыночных отношений предполагает создание условий, необходимых для эффективного функционирования физической культуры и спорта. Социально значимый феномен должен обеспечивать воздействие на физическое, психическое и духовное состояние подрастающего поколения как действенное и естественное средство профилактики негативного влияния социальной напряженности в обществе и стрессовых ситуаций; успешно удовлетворять потребности государства в повышении уровня физической подготовленности и работоспособности населения, совершенствовании института спорта высших достижений.
Эффективное создание этой теории (на пути к которой сейчас находится ТФК) и связано, по нашему мнению, с изучением закономерностей функционирования и развития физкультурной деятельности человека в процессе формирования его физической культуры и ее видов.
Формирование ТФК в полном смысле этого слова, безусловно, возможно только усилиями больших коллективов исследователей. К настоящему времени уже созданы определенные теоретические предпосылки для широкого обсуждения ее назревших проблем с целью поднятия данной теории на более высокий уровень.
Принципы спортивного менеджмента можно охарактеризовать как исходные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления.
Для современного спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы:
принцип научной обоснованности;
принцип системности менеджмента;
принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
принцип материального и морального стимулирования;
принцип оптимизации (эффективности) управления;
принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
принцип демократизации управления (демократического централизма);
промышленная демократия;
принцип сочетания отраслевого и территориального управления;
принцип правовой защищенности управленческих решений;
принцип учета спортивных интересов населения;
принцип государственной поддержки развития физической культуры и спорта в России в условиях переходной экономики.
Принцип научной обоснованности управления предусматривает, что все управленческие действия должны осуществляться на основе применения научных подходов и методов. Принцип научности предполагает изучение, глубокое познание и использование объективных закономерностей и прогрессивных тенденций развития физической культуры и спорта в конкретных исторических условиях и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.
Каждый руководитель и специалист физкультурно-спортивной организации должен изучать и правильно применять на практике при решении управленческих задач общепринятые принципы, методы и технологию спортивного менеджмента, овладевать искусством научного управления.
Принцип системности в управлении развитием физической культуры и спорта определяет необходимость рассмотрения физкультурно-спортивной организации как целостной социальной системы, состоящей из целого ряда звеньев и взаимодействующей с внешней средой. В работе спортивного менеджера принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий всего коллектива исполнителей.
Этот принцип предполагает также тесную, увязку решения социально-педагогических проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в спортивном менеджменте – это проблема распределения полномочий для принятия конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии: федеральном – субъекта Федерации – муниципального образования – первичного звена (спортклуба, ДЮСШ и т. п.).
Оптимальным вариантом следует считать подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к отрасли физической культуры и спорта в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к менеджменту той или иной конкретной физкультурно-спортивной организации.
Под децентрализацией понимается передача права принятия решений субъектам Федерации и другим организациям, находящимся на более низких иерархических уровнях управления. Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.
Принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
Принцип материального и морального стимулирования в спортивном менеджменте. В современном управлении физической культурой и спортом широко используется материальное и моральное стимулирование для активизации трудовой деятельности работников физкультурно- спортивных организаций и высококвалифицированных спортсменов. Этот принцип находит конкретное выражение в дифференциации заработной платы работников спортивных организаций и спортсменовпрофессионалов, выплате призовых спортсменам и тренерам за успешное выступление на крупнейших спортивных соревнованиях. Наряду с материальным стимулированием в спорте сохраняет свое значение и моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами как отдельных спортсменов, так и команд- победительниц различных соревнований.
Принцип оптимизации (эффективности) управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов. Оптимизация предполагает использование в управлении широкого комплекса методов и инструментов для обоснования управленческих решений, управление на основе добротной, достоверной научной информации.
Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности. Исходя из этого принципа менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного.
Демократизация управления предполагает наряду с единоначалием формирование в спортивных организациях органов коллективного и коллегиального руководства, например, пленумов и президиумов спортивных федераций, ФСО, коллегий спорткомитетов и т. п.
Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о нахождении в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации вопросов физической культуры и спорта.
Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности, непротиворечивость управленческих решений существующим нормативным правовым актам.
Принцип учета спортивных интересов населения при организации физкультурно-спортивных занятий населения. Это обусловлено тем, что занимающиеся физическими упражнениями и спортом составляют один из основных объектов управления, а население представляет собой потенциальный объект спортивного менеджмента, одна из целей которого состоит в вовлечении населения в физкультурно-спортивные занятия. Успешное решение этой задачи предполагает систематическое изучение физкультурно-спортивными организациями спортивных интересов различных социально-возрастных групп населения, особенно молодежи.
Принцип государственной поддержки развития физической культуры и спорта в условиях переходной экономики России базируется на ст. 41 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Закон устанавливает, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение.
В теории менеджмента выделяют и другие принципы: плановости, главного звена, конкретности, разделения труда, иерархической упорядоченности, делегирования полномочий, принцип (норму) управляемости и т. д.
Одним из приоритетных принципов социальной политики демократической России является государственная поддержка развития адаптивной физической культуры и спорта в стране. Российская Конституция устанавливает, что в Российской Федерации «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Этот принцип нашел развернутое воплощение в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», установившем, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение. В частности, ст. 4 названного Закона предусматривает, что:
• государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурно-спортивное, олимпийское, паралимпийское и сурдлимпийское движение России и обеспечивает:
• ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм, другим международным спортивным соревнованиям и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
• создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
• содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
• создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, с учетом потребностей и доступности для инвалидов, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов и открытие в них отделений адаптивного спорта, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно- физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
• создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
• организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
• организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержку внешнеэкономических связей физкультурно- спортивных организаций.
Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством:
• увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально- технической базы;
• строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
• выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития адаптивного спорта;
• стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов-инвалидов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
• поощрения меценатства и благотворительности.
Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного, олимпийского и паралимпийского движения страны.
В рассматриваемой статье Закона указывается, что государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России и других физкультурно- спортивных организаций (п. 4).
Закон предусматривает, что расходы на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских и Паралимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский и Паралимпийский комитеты России.
Никакая спортивная организация не может существовать без менеджмента. В любой физкультурно-спортивной организации ее сотрудники взаимодействуют друг с другом. Например, директор спортивной школы руководит деятельностью ее трудового коллектива. Заведующий учебной частью школы организует и контролирует деятельность ее тренерско-преподавательского состава, а каждый старший тренер координирует работу тренеров соответствующих учебно- тренировочных групп и отделений. Президент спортивной федерации руководит деятельностью этой федерации, директор стадиона руководит его персоналом. Все приведенные примеры – это управление спортивной организацией, спортивный менеджмент.
В спортивных организациях тренеры, преподаватели, методисты, вопервых, кооперируются, взаимодействуют друг с другом и, во-вторых, между ними происходит разделение труда. Так, главная обязанность тренера спортивной школы – проведение учебно-тренировочной работы, а главная обязанность завуча – планирование учебного процесса и контроль его осуществления.
В связи с этим возникает задача координации и согласования деятельности различных категорий физкультурных работников внутри организации, а также налаживания взаимодействия различных спортивных организаций друг с другом и с населением. Эти функции выполняет спортивный менеджмент. Таким образом, во всех организациях физкультурно-спортивной направленности независимо от их вида есть некие общие черты:
• директор спортивной школы дает указание своим тренерам разработать календарный план проведения соревнований в школе;
• председатель федерации поручает тренеру сборной сформировать команду для выступления на чемпионате Европы;
• директор стадиона дает задание заведующему спортивной ареной подготовить футбольное поле для проведения очередного матча и т. д.
Общее состоит в том, что во всех приведенных примерах, во-первых, есть те, кто дают задание и, во-вторых, те, кто это задание выполняют. Следовательно, управление в организации всегда выступает как единство по меньшей мере двух элементов – объекта управления и субъекта управления. Между этими элементами существует прямая и обратная связь. Взаимодействуя, названные элементы образуют управляемую социальную систему.
Чтобы лучше понять сущность системы, следует обратить внимание на ее главные свойства:
• целостность системы, заключающаяся в том, что действие элементов подчинено выполнению целей, поставленных системой;
• подчиненность элементов, состоящая в их связи между собой;
• наличие информации как неотъемлемого свойства системы.
Адаптивная физическая культура и спорт относятся к социальным системам, в которых управление носит сложный, вероятностный характер, а результаты управленческих воздействий являются многовариантными. Спортивный менеджмент – это такой вид управления, где целью выступает согласование друг с другом индивидуальных усилий работников физкультурных и спортивных организаций по поводу производства физкультурно-спортивных услуг и товаров. Из этого следует, что управленческий труд по своему содержанию – это труд «по руководству трудом».
Показатель эффективности менеджмента спортивной организации – результаты ее работы, т.е. число систематически занимающихся по различным тренировочным программам, число спортивных команд и результаты их выступления, количество и качество предоставляемых организацией населению физкультурно-спортивных услуг и т. п.
Итак, суммируя все изложенное, можно дать следующее определение менеджмента физической культуры и спорта: спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной управленческой деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов, т.е. спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного социального управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях.
1.4. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" на 2001 год отмечается, что "… здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей…".
В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы. К началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила 145 млн человек.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 г. – 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем женщин.
Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 % составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин. В 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12 %, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.
Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.
По данным различных исследований, лишь около 10 % молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью.
Около 50 % юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми.
Общая заболеваемость среди 15-17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7 %. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5 %, с психическими расстройствами – на 24,5 %, заболеваниями костно- мышечной системы – на 20,9 %, системы кровообращения – на 17 %.
За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией – в 2 раза. Количество лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу возросло в 12 раз .
По данным Научно-исследовательского центра физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, 60 % молодого поколения имеют неудовлетворительные оценки по физической подготовке только 16 % имеют спортивные разряды.
Численность лиц с впервые установленным в отчетном году профзаболеванием составила 7,5 тыс. чел. Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более достигло 4,3 млн чел./дней.
Кроме того, в течение последних 10 лет свыше 70 % населения находилось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, реактивных неврозов, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Сегодня около 4 млн россиян страдают психическими расстройствами, более 5 млн алкогольно зависимы.
Сложная социально-экономическая ситуация влияет на рост показателей детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. По данным проведенного в сентябре 1999 г. межведомственного обследования, образовательные учреждения не посещают около 70 тыс. детей.
За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет.
Серьезной социальной проблемой является высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн молодых людей (14-29 лет) совершили преступления, из них почти 200 тыс. преступников в возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тыс. детей, а в учреждениях уголовно-исправительной системы содержится около 30 тыс. несовершеннолетних.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма.
Какими возможностями располагает сегодня государство, чтобы в комплексе решить проблемы формирования здорового образа жизни населения? Какова должна быть государственная стратегия действий?
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
Конец ознакомительного фрагмента.