Глава 1
Сущность и содержание инвестиционной функции финансов домохозяйств в рыночной экономике
1.1. Теоретические подходы к исследованию общих свойств и особенностей функций финансов домохозяйств
Состояние и развитие современной экономики России подошло к такому этапу, когда её приоритеты и ресурсы должны быть сосредоточены на решении многочисленных накопившихся сложных проблем развития ключевого субъекта рыночных отношений – человека, его домохозяйства и всей совокупности экономических отношений и взаимосвязей, в которых они функционируют. Динамика экономической системы во многом предопределяется материальным и социальным благополучием граждан, зависит от потенциала и реалий использования доходов домохозяйств экономических, финансово-кредитных и инвестиционных процессах, а также в качестве бюджетных и страховых ресурсов. Все это усиливает интерес к изучению домохозяйств в России. Проблема актуализируется и на фоне активного вовлечения России в мировой экономический процесс и финансовый рынок. Как следствие, необходимо и важно изучать финансы домохозяйств и их функции в экономической науке в целом и финансовой науки в частности.
Домашнее хозяйство – это экономический субъект, в рамках которого происходит воспроизводство важнейшего экономического ресурса – рабочей силы. В рамках домашних хозяйств формируется и накапливается человеческий капитал.
Исследование функций финансов домашних хозяйств и обоснование наличия у них особой, самостоятельной инвестиционной функции предлагается осуществлять на основе диалектической методологии восхождения от абстрактного к особенному и конкретному. Поэтому в данной главе раскрываются взаимосвязи и взаимозависимости общего содержания категории «домашнее хозяйство» и функции финансов как исходного начала с содержанием и функциями финансов домашних хозяйств как особенного явления и продвижением к конкретному предмету, т. е. инвестиционной функции финансов домохозяйств.
Домохозяйство – один из важнейших современных рыночных институтов, который должен выполнять существенную роль в преобразовании российской экономики.
Интерес к изучению домохозяйств значительно возрос в последние десятилетия. Являясь объектом изучения статистики, экономической теории, социологии, а также истории и антропологии, понятие «домохозяйство» в то же время зачастую отождествляется с понятием «семья». Следует отметить, что указанные дефиниции, хотя и близки по своей этимологии, все же являются разными объектами научного анализа. В первую очередь, семья является социальной составляющей домашнего хозяйства, но домохозяйство может состоять из одного человека, объединять несколько семей, а также быть представленным участниками, не состоящих в родственных связях.
В современных национальных экономических системах в аналитике сектором домохозяйств оперируют как важной составляющей, как важнейшим субъектом, на уровне которого концентрируются интересы личности, группы лиц, всего населения, поведение домохозяйств учитывается в социально-экономических и финансовых процессах, рассматривается как объект регулирования на макро- и микро- уровнях, аккумулируется в статистической отчетности. Категория «домашнее хозяйство» (домохозяйство) в современной экономической теории и практике является наиболее статистически емким и универсальным понятием.
В отечественной специальной литературе долгое время оперировали термином «население», не концентрировались на анализе домохозяйств при изучении переходной к рыночной экономики. В настоящее время термин «домашнее хозяйство» получил широкое распространение и в отечественных исследованиях, применяется и в специализированных работах, и в публицистике, и в официальной статистике. Исследования на тему функционирования домохозяйств имеют различную направленность: от социологических, социальных, экономических – до финансовых аспектов, включая вопросы поведенческих личных финансов [100; 185; 201].
Различные определения категории «домашнее хозяйство» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Определения категории «домашнее хозяйство»
Источник: Составлено автором.
Систематизируя данные определения, мы предлагаем сформулировать несколько различных методологических подходов к содержанию «домашнее хозяйство», что является первым, исходным шагом в анализе их функций (функций домашних хозяйств) и функций финансов домашних хозяйств:
• функционирующая совместно группа людей (родственников, членов семьи, индивидов) (1);
• сфера занятости (2);
• субъект экономической деятельности (3);
• единица воспроизводства(4);
• население, занятое в сфере производства (5);
• физические лица (лицо), объединенные общим бюджетом (6);
• самостоятельная экономическая единица, максимально удовлетворяющая свои потребности посредством рынка (7);
Во всех приведенных методологических трактовках есть рациональное, объективное отражение многогранности содержания «домашнее хозяйство». Однако в финансово-экономической теории на первом плане должны быть вычленены аспекты, которые раскрывают эту категорию «домашнее хозяйство» со стороны единства производительных сил и производственных отношений, а непосредственно для финансовой теории – финансовых отношений. Поэтому, как представляется, недостаточно трактовать «домашнее хозяйство» как физическое лицо, группу лиц, как часть населения» и т. д.
Концентрируя и вычленяя содержательность категории «домашнее хозяйство», мы считаем наиболее отвечающим целям нашего исследования его определение как первичную экономическую ячейку, объединенную на основе семейных связей, общим имуществом и общими семейными финансами (бюджетом, доходами и расходами) и способную устойчиво воспроизводить свои условия жизнедеятельности и развития (в рыночных условиях).
Таким образом, в нашем определении подчеркивается первичность семейных связей и аспект объединения группы физических лиц общим имуществом и финансовыми отношениями, а также важнейший момент – способность этой первичной экономической ячейки к устойчивому функционированию и развитию (накоплению, инвестированию) в рыночных условиях. Сформулированное нами определение категории «домашнее хозяйство» не противопоставляется указанным выше определениям, но выделяет главные свойства этой категории, на основе которых можно раскрывать как собственно функции домохозяйств, так о функции их финансов, как особой стороны содержания этой категории, необходимой и важной в условиях именно рыночной экономики.
Домашние хозяйства, участвуя в различных экономических отношениях, исходно характеризуются не только семейными, но и определенными обязательствами, установленных юридически или по договоренности. Категория «домашнее хозяйство» более существенна и содержательна для финансовой науки, т. к. семья не является базовым критерием домохозяйства, и, кроме того, инструментарий финансового сектора обладает широким спектром возможностей в развитии механизмов управления личными финансами и финансами собственно домохозяйств. Поэтому объективно возникает вопрос о трактовке содержания финансов домашних хозяйств как самостоятельной экономической категории, т. к. каждое понятие экономической теории должно в первую очередь раскрывать содержание самой экономической жизни, форм движения и организации ее законов с выявлением объективного, закономерного в специфических формах движения.
Развитие содержательных трактовок «домохозяйства» обусловлено не только расширением экономических представлений о сути и характеристиках процессов и явлений, но и изменением изучаемого объекта, т. е. собственно домохозяйств. Так, изменение социально-экономических условий, в нашем случае, развитие рыночных механизмов, а также решение задач по повышению уровня жизни в условиях «скачка в рынок» и «шоковой терапии» сформировали необходимость дальнейшего развития теории домохозяйства.
Экономическая деятельность домохозяйств в условиях рынка изучается по уровням анализа. В макроэкономическом анализе домохозяйство – это группа физических лиц, совместно принимающих самостоятельные экономические решения [157, с. 639–640]. С позиций микроэкономического анализа домохозяйства представлены отдельными самостоятельными экономическими единицами со специфических характеристиками.
Теория финансов домохозяйств на макро- и микроуровне исследует объективные процессы в финансовой сфере. Изучение домохозяйств на микроуровне должно учитывать макро условия деятельности физических лиц на рынке товаров и услуг, включая финансовые (банковские, страховые, бюджетные, инвестиционные услуги); изучать составляющие по различным критериям элементы домохозяйства (человеческий капитал, богатство, материальные и финансовые активы); инструментарий управление фондами денежных средств на уровне домохозяйства, в том числе финансовое планирование и налоговая оптимизация.
Таким образом, представленные подходы взаимосвязаны. Характеристики, функции, процессы локального уровня отдельных домохозяйств, можно объединить в общий сектор экономики домашних хозяйств, которые, безусловно, могут быть неоднородны по состоянию имущественных и финансовых параметров. Это создает возможность стратификации населения – деление совокупности домохозяйств на группы и элементы с учетом как материальных, так и финансовых аспектов.
Домашние хозяйства включены в общую экономическую систему, взаимодействуют с государственными структурами и субъектами предпринимательского сообщества на рынке ресурсов, рынке товаров и услуг. Методологическая модель функциональных взаимосвязей домохозяйств с другими экономическими субъектами представлена на рис. 1.
Данная модель демонстрирует базу взаимодействия сектора домохозяйств с фирмами и государством в условиях рынка. Она не призвана выявить детали и нюансы, например, не учитывает взаимодействие внутри секторов, в нашем случае – между домохозяйствами [72, с. 52].
В то же время, данная модель позволяет сделать некоторые выводы. Рассмотрим некоторые из них. Доходы домохозяйств направляются на потребление не в полном объеме, не потребленная часть распределяется между обязательными платежами, включая налоги и другие обязательные сборы, и сбережениями. Государство своими функциями и ресурсами, в том числе финансовыми, способно существенно влиять на поведение и функционирование домохозяйств. Государство предоставляет всем субъектам (домохозяйствам и фирмам) общественные блага и бюджетные услуги. Для их финансирования используются бюджетные механизмы и налоговые источники. Последние формируются и на уровне домохозяйств.
Рис. 1. Модель экономического кругооборота
Источник:
http://www.krugosvet.ru/articles/124/1012477/0015402g.htm
С другой стороны, в современных условиях значительна роль трансфертных социальных платежей, выплачиваемых из государственного бюджета. Важно и то, что функциональная направленность домохозяйства предопределяется целями удовлетворения индивидуальных потребностей каждого из своих членов.
Экономическое, социальное содержание домашних хозяйств как первичных ячеек микроэкономических отношений формируют особый макроэкономический сектор домохозяйств в секторной системе национальной экономики России.
Финансы домохозяйств характеризуют существенные свойства экономического содержания и их функций, исходя из того основания, что собственно домохозяйств есть подсистема (сектор) национальной экономики.
«В обществе все более созревает понимание необходимости глубокого и всестороннего изучения финансов населения как перспективного источника привлечения ресурсов для развития экономики, а с точки зрения формирования доходов населения – как важнейшей составляющей воспроизводства человеческого капитала» [155, с. 394].
С определенной долей условности можно утверждать, что в конечном итоге цель образования ресурсов уровня домохозяйств состоит в формировании личных инвестиционных ресурсов. Это нами связывается с идеей, что в системе личных финансов движение ресурсов нацелено не только на текущее потребление, но и приращение человеческого капитала и финансовых активов. Однако это становится возможным в процессе перераспределения, когда из поступаемого дохода выделяется сберегаемая часть, и свободные средства обоснованно инвестируются.
Распределительные и перераспределительные процессы в движении совокупного дохода общества формируют, прежде всего, базу первичных доходов домохозяйства и его участников. Заемные средства как источники финансирования домохозяйства определяются им финансовыми решениями. Здесь проявляется ресурсообразующая функция финансов домашних хозяйств.
Распределительная функция финансов домохозяйств есть процесс разделения ресурсов на платежи по текущим обязательствам (например, налоги, обязательные сборы, погашение кредитов и т. п.) и средства, направляемые на текущее потребление. Здесь в рамках распределительных процессов формируется уровень потребления, пропорции разграничения дохода на потребляемую и сберегаемую части, формы сбережений и потребления. Сама возможность выделения инвестиционной функции финансов домохозяйств представлена уже в рамках реализации распределительной функции.
Контрольная и регулирующая функции финансов домохозяйств пронизывают все стадии кругооборота средств домохозяйств. Здесь присутствует следующая логика. В рыночной экономике домохозяйство функционирует как самостоятельный субъект, поэтому уровень и качество жизни его членов зависит от размера дохода, и воздействия государства на эти процессы. Отметим, что самостоятельность домохозяйств может повыситься в определенные, например, кризисные периоды, даже на фоне усиления государственной поддержки населения. При прочих равных условиях, располагаемый доход под воздействием разнообразных факторов может меняться разнонаправленно, поэтому в целях сохранения устойчивости домохозяйство контролирует доступными способами распределение поступающего к нему дохода, контролирует использование средств.
В современных условиях особое значение имеет такая актуальная функция сектора домохозяйств как расширенное воспроизводство человеческого капитала. Формирование квалифицированного и интеллектуально развитого, социально эффективного человеческого капитала позволяет эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы домохозяйств.
В развитие проблематики функциональной направленности финансов, рассмотрим соотношение частных и общественных финансов. Данные категории имеют различное содержание, степень участия государства в распределительных отношениях данных сфер, в частности, в секторе домохозяйств формализация и регламентация государством их финансового поведения существенно ограничена. Эффективность влияния государства на финансы домохозяйств может и должна реализовываться через регулирование денежных доходов и «сигналов» в формировании и реализации потребительских предпочтений, в целом уровня потребления [251, с. 55].
В специализированной иностранной литературе особо исследуются проблемы управления финансовыми ресурсами уровня домохозяйств. Известные в этой области работы детализировано рассматривают прикладные управленческие аспекты, выделяя эффективный инструментарий управления денежными потоками, разделяя их на доходы и запасы, анализируя изменение различных, влияющих на них переменных во времени. Собственно и сами потоки доходов и запасов в данном подходе являются переменными. Запас как переменная измеряется в определенный временной момент, т. е. лишена временной протяженности. Поток как переменная измерима за период как оборот («кругооборот»), сам же период может быть детерминирован малым временным интервалом [166, с. 103]. Процесс движения доходов домохозяйств может сопровождаться инвестированием в материальные и финансовые активы, что в совокупности принято трактовать как капитал домохозяйств.
Не менее важной функцией финансов домохозяйств является воспроизводственная функция как воспроизведение условий жизнедеятельности и развития каждого члена домохозяйства, и собственно домохозяйства. Располагаемый доход распределяется и перераспределяется далее в определенной направленности: на воспроизводственное потребление, связанное с повышением «конкурентоспособности» наемного работника, когда члены домохозяйства являются собственниками такого фактора производства, как труд. Затраты личных ресурсов на эти цели не возможно точно идентифицировать как потребление или сбережение. Они имеют и базовый критерий потребления (безвозвратный и бездоходный характер использования), и одновременно являются инвестициями в человеческий капитал, обладают способностью генерировать дополнительные доходы в будущих периодах. Воспроизводственное потребление может распространяться и на ранее накопленные средства, пассивные или активные сбережения, а также принимать формы отложенного потребления. Результат реализации воспроизводственной функции финансов домохозяйств есть сокращение потенциала реальных внешних инвестиций при росте инвестиций в человеческий капитал (т. е. внутренних инвестиций домохозяйства).
В современных развитых экономических системах финансы домохозяйств выполняют как воспроизводственную функцию в ее различных проявлениях, так и стимулируют экономическое развитие посредством движения доходов и расходов, становятся значимым инвестиционным ресурсом развития и государственных институтов, и членов домохозяйства, и других экономических субъектов. Например, в экономически развитых странах население является базовым налогоплательщиком, активно на финансовом рынке, поэтому финансы домохозяйств фактически выполняют функцию финансирования государственных структур и институтов, а финансовые ресурсы домохозяйств способствуют устойчивому функционированию пенсионных и страховых фондов.
Таким образом, рассмотрение инвестиционной функции финансов домохозяйств является обоснованным с точки зрения реализации воспроизводственных процессов, имеющих важное значение для обеспечения экономического развития государства.
1.2. Инвестиционная функция финансов домохозяйств в системе рыночной экономики
Процесс трансформации сбережений в реальные капиталовложения различными школами трактуется по-разному. Наиболее влиятельны здесь представители классического (неоклассического) направления и кейнсианская школа. Классики основывались на идее автоматического перехода сбережений в инвестиционный процесс. Представители данной школы считали уровень сбережений базовым фактором экономического роста, источником накопления. С идей А. Смита стремление к сбережению рассматривалось как одна из важнейшие условие устойчивости, которое следует поддерживать и развивать на должном уровне.
Согласно идеологии Дж. М. Кейнса, сбережение есть двойственный процесс. «Никто не может сберечь, не приобретая при этом активов в какой-либо форме, будь то наличные деньги, долговые обязательства или капитальные блага; никто не может также приобрести имущество, которым бы он раньше не владел, если только имущество равной стоимости не окажется вновь произведенным, либо же если кто-нибудь другой не расстанется с имуществом той же ценности, которым он располагал раньше» [107, с. 182].
Следуя данной логике, возможно чрезмерное сбережение, которое препятствует экономическому росту. Кейнс следовал идее о стимулировании потребления, т. к. при «чрезмерной бережливости», которая может сопровождать сберегательный процесс, свободные средства могут стать неэффективной денежной формой, а при росте потребления происходит рост совокупного спроса и увеличиваются показатели занятости в экономике. Накопление и сбережения должны подчиняться определенным закономерностям. Так, при сокращении планируемого объема инвестиций, экономические субъекты предпринимают усилия по удержанию норму сбережений на достигнутом уровне. В этом случае, расходы на потребление не способны нивелировать изменения совокупного спроса, что приводит к росту производственных запасов, сокращению объемов производства и снижению доходов, увеличению безработицы. Динамика процесса сохраняется до тех пор, пока сокращение доходов не спровоцирует снижение нормы сбережений до уровня, приемлемого для инвестирования. Важно, что высокая норма сбережений не формирует необходимые и достаточные условия для повышения нормы инвестирования.
Идея Кейнса заключалась в предположении о том, что сберегательное/потребительское поведение определяется фундаментальным психологическим законом, «в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта» [107, с. 182]. Этот закон гласит, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление вслед за увеличением дохода, но в несколько меньшей степени по сравнению с ростом дохода» [284, с. 96–97].
Отметим, что идеи Кейнса актуальны для современной экономики, когда бурно идет развитие институтов функционирования рынка, в том числе, финансового, когда проблематика занятости и экономического роста становится центральной в поиске механизмов стимулирования дальнейшего развития. В таких условиях функциональная роль сбережений и механизмов, которые запускаются в результате изменений их параметров, должна быть особенно тщательно изучена. Конечно, здесь важны все составляющие модели Кейнса (совокупный спрос и предложение, склонность к сбережению и инвестициям, и т. д.), а также соотношение и влияние друг на друга механизмов координации экономического поведения (рынка и государства).
В дальнейшем идеи Кейнса развивались в работах таких последователей, как Р.Харрод, Дж. Робинсон, Дж. Л.С. Шэкл, Ф.Модильяни. Например, Р.Ф.Харрод писал: «Мы не так живо представляем себе будущее, как настоящее, и выгоду иметь деньги в будущем, оцениваем ниже выгоды иметь их теперь» [167, с. 74–75].
В рамках данного исследования остановимся на соотношении и закономерностях сберегательного и инвестиционного процессов с точки зрения диалектики использования ресурсов. Традиционно доминирует позиция, что объем инвестиций должен быть равным объему сбережений. Именно Дж. Кейнс считал, что «совокупное превышение дохода над потреблением, которое мы называем сбережениями, не может отличаться от увеличения ценности капитального имущества, которое мы называем инвестициями» [284, с. 119]. Такая идеология слишком идеальна, и гипотетически возможна в ситуации, когда сберегаемая часть дохода трансформируется в аналогичный по стоимости прирост капитала.
Экономическое содержание категории «сбережения» порой отождествляют не как не потребляемую часть дохода, а как совокупность накопленных средств, направляемых на приобретение капитального имущества [175, с. 210]. Здесь наблюдается искажение содержания понятий: сбережения представлены в накоплении за определенный период времени, а в состав сбережений как свободные денежные средства включаются амортизационные отчисления. Получается, что если свободные денежные средства объем инвестиций априори равен объему сбережений [286].
Влияние инвестиций на занятость и национальный доход рассматривается и в контексте экономического эффекта – мультипликационного эффекта. С работ Кейнса мультипликатор инвестиций определяется как соотношение изменения дохода и инвестиций, породившего это изменение. Поскольку в реалиях на значение данного коэффициента, измеряющего мультипликационный эффект, действует множество факторов, которые снижают значение итоговых величин, то здесь целесообразно подчеркнуть не просто наличие взаимосвязи, а базовое положение: в условиях равновесия увеличение дохода, сопровождаемое дополнительным инвестиционным спросом, приведет к росту сбережений, по объему равнозначному увеличению инвестиций. Иными словами, инвестиции всегда сопровождаются сбережениями, при этом инвестиции – активные вложения в производственный процесс, в противовес этому, собственно сбережения – пассивны, т. к. не ясна возможность их трансформации в инвестиции.
Инвестиционная функция финансов домохозяйств реализует не только функцию их сбережений, но в ней реализуется все основные функции домашних хозяйств и общие черты функций финансов как общей экономический потенциал.
Если сбережения не реализуются в материальных и финансовые активы, то они находятся в пассивном состоянии, т. е. изымаются из экономического оборота, т. е. здесь реализуется «мертвая» инвестиционная функция. В теории это состояние «пассивного сбережения» характеризуется термином «тезаврация».
В теоретических конструкциях присутствуют определенные закономерности между сбережениями и инвестициями. В идеале равновесной считается ситуация, когда присутствует тождество между сбережениями и запланированными инвестициями. Но практика вносит свои коррективы в зависимости от динамики цен, процента и т. д. Теория вопроса (по кейнсианской модели) гласит, что ставка процента не оказывает влияния на инвестиционные расходы и на сбережения, при этом даже фактическое равенство величин сбережений и инвестиций не всегда равно национальному доходу.
Выше уже отмечалось, что экономические функции домохозяйств могут быть детализированы, но в качестве базовых определим: конечное потребление продуктов экономической деятельности субъектов всех секторов, собственность на факторы производства и распределение факторных доходов, перераспределение получаемого дохода, разделение его на потребление, и вторую часть, которая сберегается и инвестируется.
Деятельность участников домохозяйств в экономической сфере, в производстве, в наращивании человеческого капитала оказывает непосредственное влияние на уровень и качество жизни как собственно на уровне домохозяйства, так и в масштабах всего населения; рост потребления и реализация инвестиционной функции финансов домохозяйств выступают факторами и условиями социально-экономического развития в целом.
Функции финансов домохозяйств обусловливаются их спецификой и в контексте особенной структурирования и функционирования финансовой системы страны. В целом, данные функции формируют роль домохозяйств в социально-экономической системе, воспроизводственном процессе. Эта роль выражается в том, что финансы домохозяйств формируют условия непрерывности роста потенциала при воспроизводстве рабочей силы, участвуют в создании основ поступательного социально-экономического развития, являются важнейшим источником инвестиционных ресурсов.
В инвестиционной функции домохозяйств реализуются общие и особенные функции финансов как общая экономическая категория, т. к. инвестиции не реализуются фондообразующую функцию.
Инвестиционная функция взаимодействует с распределительной функцией, т. к. механизм распределения должен вычленять инвестиционный потенциал. Инвестиционная функция финансов домохозяйств обеспечивает занятость населения и в малом и среднем бизнесе и создании рабочих мест.
При более конкретном раскрытии содержания инвестиционной функции можно сказать, что инвестиционная функция финансов домашних хозяйств есть многостадийный процесс и многосторонний процесс, в котором проявляются общие функции финансов и особенные функции финансов домохозяйств.
Инвестиционная функция домашних хозяйств – есть механизм реализации фондообразующей и социальной функций через взаимодействие функций сбережения домохозяйств с функцией материализации, реализации этих сбережений и потенциалы возможности участия вышеназванных функций в инвестиционном процессе домашних хозяйств.
Инвестиционная функция должна рассматриваться как многостадийный процесс материализации сбережений населения, который должен иметь и имеет собственный механизм проявления, т. е. инвестиционная функция должна рассматриваться в аспекте автоматического проявления функции сбережения, а должна рассматривать содержание этой функции в процессе деятельности и механизма институтов.
Раскрытие инвестиционной функции финансов домохозяйств целесообразно осуществлять в двух методических направлениях.
Во-первых, выявление особенного содержания финансов домохозяйств в каждой общей функции финансов домохозяйств: фондообразующей и распределительной.
Эти особенности проявляются в части фондообразующей функции домохозяйств. Реализация данной функции при прочих равных условиях основывается на росте располагаемых доходов домохозяйств. Как известно, доходы домохозяйств формируются из различных источников, но в результате распределительных и перераспределительных процессов, которые опосредуются финансовыми отношениями домохозяйств и других субъектов экономической системы, включая государство. Более того, можно утверждать, что доходы населения базируются на отношениях собственности, в том числе на факторы производства, выражаясь в отношениях присвоения, распределения, перераспределения и использования созданного продукта между его конечными его потребителями – социальными группами, домохозяйствами, отдельными лицами.
Общая классификация источников денежных доходов выглядит следующим образом:
• заработная плата по договорам трудового найма, система премиальных, бонусов и надбавок к зарплате, выплаты по социально-культурным направлениям и т. п.;
• предпринимательские доходы (прибыль), дивиденды, проценты по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;
• трансферты социальные характера (пенсии, пособия, субсидии из бюджетных и внебюджетных социальных фондов, негосударственных источников).
Здесь не фиксируются случайные (выигрыши в лотерею, находки и т. д.) и теневые доходы. Теневые доходы, или неучтенные официальной статистикой доходы, включают разноплановые источники. Сюда можно отнести стоимостную оценку неуплаты налогов, доходы от незаконных финансовых операция, от продажи запрещенных товаров. Так как расчет случайных и незаконных доходов затруднителен, то официальные методики дают лишь экспертную корректировку совокупности «наблюдаемых» источников.
В российских условиях реализация инвестиционной функции финансов домохозяйств затруднена. Это обусловлено рядом причин:
• нестабильность реальных доходов населения и домохозяйств;
• неустойчивость такого показателя, как доля доходов, направляемых на сбережения, приоритет текущих расходов;
• неопределенность внешней среды и, как следствие, высокие риски принятия финансовых инвестиционных решений;
• доминирование мотивации к росту пассивных формам сбережений;
• повышение ожиданий по доходности инвестиций и выплат-премий за высокие риски;
• сокращение сроков размещения сбережений как способ минимизации рисков;
• не высокий уровень финансовой грамотности и низкая активность в отношении способов инвестирования и др.
Макроэкономическая неустойчивость российской экономики на сегодняшний день проявляется в нестабильном экономическом росте, а также преимущественном развитии сырьевых отраслей и высокой инфляцией. В сфере финансов домохозяйств действие этих факторов вызывают: неравномерный рост персональных доходов; значительную дифференциацию доходов по отраслям и регионам; зависимость динамики доходов от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей; устойчивую тенденцию сохранения бедности.
С целью обеспечения инвестиционного роста экономики России необходимо поддерживать на относительно высоком уровне нормы внутренних сбережений и накоплений. По данным Росстата, домохозяйства сберегают около 10 % своих доходов (рис. 2).
При этом, в странах, лидирующих по экономического росту (Китай, Гонконг, Сингапур), данный показатель к объему располагаемому дохода значительно превышает указанные значения. С другой стороны, фиксация высокой нормы потребления в России, не дает никаких преимуществ по экономическому росту, т. к. в российских условиях роста импорта это означает, что внутренне потребление стимулирует иностранных производителей.
Рис. 2. Норма сбережений домашних хозяйств, % к располагаемому доходу
Данные Росстата, не включающие сбережения в валютных депозитах и в иностранной валюте.
Источник: по данным Euromonitor International
Повышение нормы сбережений населения и домохозяйств, привлечения ресурсов для долгосрочных инвестиций возможно в условиях стабильного и устойчивого функционирования институциональных инвесторов. В России же отмечается относительно низкий уровень их развития (табл. 2), что, на наш взгляд, целесообразно определять ключевой проблемой финансового рынка России. При, в целом неравномерной динамики, в 2011 г. в России доля активов ПИФов к ВВП имела значение 0,2 %, накопления и резервы частных НПФ незначительно выросли с 2001 г. и составили 4,5 % (к ВВП), активы страховых организаций к 2011 г. составили 1,7 % (к ВВП) [135, с. 185]. При этом по перечисленным параметрам Россия не поднималась выше 40 места среди 49 стран, которые участвовали в выборке для анализа.
Эти и другие обстоятельства свидетельствуют, что в отечественной экономике практически нет механизмов работы с сбережениями через институциональных инвесторов. Разница между Россией и опытом развитых стран состоит в том, что в России доминируют такие способы сбережений населения как жилье и банковские депозиты (рис. 3).
Таблица 2
Уровень развития институциональных инвесторов в России
*Россия – открытые и интервальные ПИФы
**Россия – пенсионные накопления и резервы НПФ
***Россия – страховые резервы
Источник: по данным Investment Company Institute, ресурса stat.org OECD и базы IFS МВФ
Макро- и микроэкономические подходы, следовательно, не исключают, а взаимосвязаны друг с другом. Явления и процессы, рассмотренные на уровне отдельных типов домохозяйств или собственно домохозяйства, в синтезированном виде определяют деятельность общего сектора экономики домохозяйств. При этом важно учитывать, что исследовательская программа должна учитывать их неоднородность по состоянию имущественных и финансовых параметров населения, что создает возможность стратификации всей совокупности домохозяйств на группы по различным критериям с учетом как материальных, так и финансовых аспектов.
Рис. 3. Структура сбережений в России (% к доходам населения)
Источник: по данным баланса доходов и расходов населения, опубликованного Росстатом
Важной целью функционирования домохозяйств является формирование личных инвестиционных ресурсов. Такой подход обоснован, помимо прочего, базовой позицией о том, что кругооборот ресурсов в системе личных финансов направлен не только на текущее потребление, но и предполагает наращение капитала (в любой его форме – финансовый, человеческий). Реализация последнего возможна, когда в распределении дохода есть сбережения и инвестирование.
Дополнительно отметим, что у финансов домохозяйств распределительная функция обслуживает сложный механизм на покупку потребительских товар, уплату налогов, формирование сбережений, а также на расходы, связанные с человеческим капиталом (образование, обучение, лечение и т. д.).
Второе методическое направление в раскрытии сущности инвестиционной функции финансов домохозяйств состоит в выявлении новых специфических функций, которых нет в системе общих функций домохозяйств.
К таким особенным функциям можно отнести:
1. Функцию поиска источников формирования дохода домохозяйств (заемные кредиты для ипотеки, взаимное кредитование семей, укрывательство от налогов).
2. Функция активного или пассивного использования финансового потенциала домохозяйств.
3. Функция формирования сбережений части доходов домохозяйств.
4. Формирование специальной инвестиционной функции домохозяйств на основе функции сбережения.
5. Функция обеспечения роста потребления и повышения жизненного уровня домохозяйств (этой функции нет ни у одного сектора экономики).
6. Функция формирования специфической, особенной финансовой политики каждого домохозяйства и всего сектора.
Схематично выделение инвестиционной функции представлено на рис. 4.
Рассмотрение инвестиционной функции финансов домохозяйств обосновывается и тем, что потенциальные сбережения населения, представленные в организованном и неорганизованном виде, по экспертным оценкам своими масштабами сопоставимы с инвестициями в реальный сектор со стороны государства и корпоративных структур.
Рис. 4. Элементы инвестиционной функции финансов домохозяйств
Источник: составлено автором
В государственной политике регулирующего воздействия на финансы домохозяйств в российских условиях должны поменяться приоритеты. Необходимо стимулирование реализации их инвестиционной функции, развитие организованных форм сбережений. Экспертные оценки свидетельствуют, что увеличение на незначительную величину нормы сбережений домохозяйств приведет к мультипликационному эффекту роста, даже по сравнению с значительным увеличением внешних (иностранных) инвестиций [242, с. 67–68]. Поведение домохозяйств в инвестиционном аспекте является характеристикой качества финансовых отношений и эффективности всей финансовой системы. Важно при этом и стимулировать уровень потребления, корректировать потребительское поведение, воздействовать на внутренний спрос на отечественные товары. Об этом свидетельствует и теория, и опыт развитых стран, где ориентиры сконцентрированы на потребителя с его расходными предпочтениями.
Именно на уровне домохозяйств выявляется взаимообусловленность макро- и микроэкономики и их непосредственная взаимозависимость. Формируемые пропорции разделения дохода на потребляемую и сберегаемую части, существенно влияет на экономику, на динамику экономических процессов, определяет вектор развития. Уровень взаимосвязи весьма сложен, т. к. пропорция потребления и сбережения обусловливает объемы совокупных расходов и сбережений, и одновременно иллюстрирует возможности и реалии сбалансированности процессов на макроуровне. Отметим, что в позиций макроэкономики и собственно домохозяйства характеристика сбережений и инвестиций различаются. Для общества в целом инвестиции есть вложения, которые приводят к приросту ВВП; для домохозяйств инвестиции – вложения в приносящие доход активы.
Сам факт наличия сбережений домохозяйств при прочих равных условиях иллюстрирует высокий уровень производственного развития, их рост может быть связан с превышением совокупного спроса над потребностями. Эти обстоятельства квалифицируются как предпосылки инвестиционных ресурсов. Важно также формирование эффективного спроса на денежные ресурсы всех активных экономических субъектов. Так, спрос государства демонстрирует проблемы в финансировании текущих бюджетных расходов, трудности формирования налоговых источников. Что касается спроса на денежные ресурсы со стороны экономических субъектов, то, важно, чтобы это были потребности в инвестициях, и тогда это будет способствовать развитию вариативности финансовых инструментов и институтов.
Формирование инвестиционных возможностей домохозяйств предопределяется его доходом, который детерминируется отношениями собственности, в том числе на факторы производства, выражаясь в отношениях присвоения, распределения, перераспределения и использования созданного продукта между его конечными его потребителями – социальными группами, домохозяйствами, отдельными лицами.
Движения доходов домохозяйств в модели экономического роста связано с инвестированием в финансовые и материальные активы, которые образуют капитал домохозяйств во всех его проявлениях.
В самом общем виде распределение дохода домохозяйств выглядит следующим образом. Свой доход домохозяйства направляют на формирование фондов потребления и сбережения. Фонд потребления образуется для формирования финансовых ресурсов (денежных средств), предназначенных на реализацию индивидуальных и общих потребностей участников домохозяйства (потребление продуктов питания, оплата товаров и услуг, др.). Фонд сбережения образуется для целей будущего или отложенного потребления, в его составе может присутствовать фонд накопления, аккумулирующий финансовые активы для увеличения дохода в будущем.
Иными словами, размер доходной части бюджета домохозяйств детерминирует объем возможного потребления и масштаб сбережений. В самом общем виде доходы могут иметь натуральное и денежное выражение. Доход в натуральном выражении не может выполнять функцию накопления с финансовой точки зрения; домохозяйства его используют для удовлетворения собственных потребностей, избыток данного вида дохода, как правило, трансформируется в денежную форму посредством рыночной реализации натуральных продуктов.
В связи с вышесказанным, общее определение инвестиционной функции домашних хозяйств можно дать такое: инвестиционная функция домашних хозяйств – есть реализованная в материальных или финансовых активах функция сбережения домашних хозяйств.
1.3. Механизм функционирования домохозяйств как инвестиционного института
Процесс мобилизации инвестиционных сбережений домохозяйств, их трансформации в инвестиции является актуальным и необходимым направлением российской экономики. Из теории и эффективной практики зарубежных стран известно, что для экономики важное значение имеют структуры, эффективные на финансовых рынках. Они являются важнейшим условием и необходимым фактором для формирования механизма аккумулирования необходимого объема свободных денежных средств и трансформации их в инвестиционные ресурсы экономического роста и развития. Эти институты называют также инвестиционными институтами.
Однако и в теории, и в нормативных источниках, а также в специальной литературе нет устойчивого толкования данной категории. Для целей настоящего исследования представляется важным определить характеристики «института рынка», и на этой основе выделить специфику инвестиционных институтов, сформулировать положения, раскрывающие их роль и место в современных рыночных отношениях.
Уточним, что в самом общем виде, в современных исследованиях институты рынка понимаются как структуры (учреждения), которые опосредуют и структурируют экономические, организационные и правовые отношения. Эти отношения связываются с деятельностью по изменению специфицированных прав собственности, которые как раз и имеют экономические, организационные, финансовые, правовые проявления. Концентрированное выражение роли рыночных институтов видится в том, что они функционально обеспечивают оптимизацию вопросов (издержек) взаимодействия субъектов экономических и правовых отношений. Данная оптимизация предполагает минимизацию неопределенностей и рисков при функционировании множества участников в целях эффективного обмена, что дает весьма ощутимый эффект для всей экономики в целом.
Что касается инвестиционных институтов, то транслируя выше указанную идею, можно утверждать, что речь должна идти о структурах, которые оптимизируют издержки взаимодействия субъектов экономических и правовых отношений в инвестиционной сфере.
Очевидно, что процесс формирования инвестиционных институтов является объективным и закономерным, отвечающий потребностям развития рыночной экономики. С этих позиций, в России в настоящее время происходит процесс их становления. Исходной позицией здесь является, прежде всего, формирование необходимых и взаимосвязанных элементов, которые в совокупности составляют инвестиционной инфраструктуры. Элементы инвестиционной инфраструктуры уже требуют определенной организации взаимодействия и координации. Эти задачи и решают инвестиционные институты. При этом еще раз подчеркнем, что необходима не только общественная потребность в их наличии, но и возможность функционирования, которая предопределяется наличием свободных денежных средств, которые ориентированы на инвестиционные цели, а также отсутствие барьеров и правовая определенность их деятельности.
В самом первом приближении общественная потребность исходит от самих (реальных и потенциальных) инвесторов и бизнес-структур в инвестиционном процессе. Поэтому, первозадача инвестиционных институтов – обеспечить финансовое обслуживание инвестиционного процесса. Но, следуя логике анализа, важно подчеркнуть, что инвестиционные институты минимизируют издержки трансформации свободных денежных средств в инвестиции и призваны минимизировать противоречия (экономические, финансовые, организационные, правовые) между участниками инвестиционного процесса.
В России наблюдается достаточно широкий спектр противоречий в осуществлении инвестиционного процесса. Основным, по мнению большинства экспертов, является противоречие между резко дифференцированными и разрозненными сбережениями населения и потребностями экономики в масштабных инвестициях. Мелкие инвесторы не находят своего участия в значимых инвестиционных проектах, основная масса населения сберегает, а не инвестирует. В целом инвестиционная инфраструктура находится в стадии своего становления, а собственно инвестиционный механизм имеет существенные проблемы в своей организации.
Краткий экскурс в историю России показывает, что России эти проблемы были свойственны и ранее. До Октябрьской революции основными институтами, активно работающими со свободными денежными средствами, были банки (коммерческие и сберегательные), определенную роль играли и страховые компании, и кредитные товарищества (например, общества кредитной кооперации), но не развитыми оставались специальные институты по ценным бумагам.
В начальный советский период произошла национализация кредитно-банковской системы (причем после гражданской войны ее пришлось формировать заново). Оживление товарно-денежных отношений в 20-х годах ХХ века сопровождалось развитием достаточно разнообразных форм организации кредитных отношений на основе разных способов мобилизации свободных денежных средств населения. Именно это, помимо прочего, являлось источником достаточно высоких темпов экономического роста в стране. В этот период работала банковская система, представленная банками с различной формой собственности (государственные, акционерные, кооперативные банки), кредитные организации также были представлены вариативно. Это были и общества взаимного, сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитные кооперативы.
В 30-е гг. ХХ века была проведена кредитная реформа, которая была связана с радикальными изменениями в институциональной организации кредитной системы в стране. Кредитная система стала функционировать в условиях командно-административной системы управления. В результате институциональная организация стала структурироваться следующим образом: денежные сбережения населения стали являться частью «ссудного фонда» страны, аккумулируясь на уровне сберкасс и страховых учреждений. «Ссудный фонд» перераспределялся посредством кредита, и денежные средства направлялись по секторам экономики. Рынка ценных бумаг как такового не существовало, хотя собственно такой институт как ценные бумаги существовал, но был представлен государственными внутренними заимствованиями, не погашенными в итоге в необходимом объеме. Как следствие вопросы финансовой грамотности и доверия населения к финансовым инструментам – это вопросы исторические, которые только усугубились в результате шоковой терапии 90-х гг. ХХ века, периодом «финансовых пирамид,» последующими финансовыми кризисами.
Банковская реформа середины 80-х гг. ХХ века являлась следствием процессов управленческой реорганизации отечественной экономики. Были образованы специализированные крупные банки по отраслевому принципу. Мощным инвестиционным институтом стал Сберегательный банк, т. к. он образовался на основе системы сберегательных касс, которые организационно были представлены по всей стране. Возникла монополия на сбережения населения в лице Сбербанка и Госстраха. Монополизм породил новые противоречия: ограниченный перечень страховых и банковских услуг, несовершенство банковских технологий, отсутствие стимулов для развития новых финансовых продуктов, ориентированных на эффективное использование свободных денежных средств и т. д. Важно, что в результате такой монополии денежные сбережения населения стали играть пассивную роль, направляясь не на модернизационное развитие экономики, а на поддержание государственных расходов и дефицитных государственных предприятий.
Переход к рыночным способам организации экономического пространства в России потребовал и формирования адекватной рыночной системе совокупности финансовых институтов. Появилось множество коммерческих банков, инвестиционные, страховые и трастовые компании, другие структуры. Но в целом они не были ориентированы не профессиональную деятельности с денежными сбережениями населения, что связано как с противоречивостью и несовершенством нормативно-правового обеспечения их деятельности, слабым контролем со стороны государства, так и общей целевой мотивацией того времени, не предусматривающей реализации долгосрочных целей развития.
Еще раз подчеркнем, что инвестиционный рынок, его потребности и возможности предопределяют экономическую роль инвестиционных институтов. С другой стороны, инвестиционные институты, при условии их своевременного и адекватного развития, способствуют развитию инвестиционного рынка. Иными словами, развитие инвестиционного рынка и развитие инвестиционных институтов – это взаимосвязанные процессы. Если же инвестиционные институты неадекватны реалиям инвестиционного рынка (что собственно и демонстрирует ситуация в отечественной экономике), то и инвестиционный рынок не получает соответствующего институционального обеспечения.
В рамках изучения инвестиционной функции финансов домохозяйств представим систему инвестиционных институтов следующим образом:
• государство;
• коммерческие предприятия;
• кредитные институты.
Домохозяйства в системе этих институтов могут принимать как активные и пассивные формы использования инвестиционного потенциала населения.
В настоящее время нет развитого общего механизма домохозяйства как инвестиционного института. В то же время реалии современной экономики требуют, чтобы на уровне домохозяйств формировались механизмы инвестиционной активности, чтобы сектор домохозяйств стал полноценным инвестиционным институтом.
Данный тезис обоснован тем, что сбережения, имеющиеся на уровне домохозяйств, могут по-разному влиять на экономическое развитие. Это можно проследить через их инвестиционный анализ.
Первоочередно целесообразно разделить сбережения с позиций их сохранности на: предполагающие инвестиционное использование сберегаемые средства и не предполагающие такой возможности.
Предполагающие инвестиционное использование сберегаемые средства включают: вклады в формализованные и неформализованные инвестиционные институты; приобретение государственных и муниципальных облигаций, корпоративных ценных бумаг.
Другая группа – сберегаемые средства, не предполагающие инвестиционного использования, включает банковские (средства не на инвестиционных счетах); покупка валюты и ее хранение; денежные займы под проценты.
Отметим, что следует выделить особый вид сбережений – инвестиционные сбережения, которые изначально не ориентированы на будущее потребление. Их главная цель – инвестирование в приносящие доходы активы, приращение дохода.
Такие сбережения в самом общем виде делятся на краткосрочные и долгосрочные. К последним относят и средства, которые потенциально можно использовать как долгосрочные инвестиции. Эти позиции проецируются и на финансовый потенциал домохозяйств. Здесь важно учитывать с точки зрения временного фактора составляющие долгосрочного финансового потенциала. Свободные средства финансового потенциала (или свободный финансовый потенциал) включает средства (ресурсы), изначально классифицируемые их владельцами как свободные и направлены на извлечения дополнительного дохода. Связанный (или накопленный) потенциал формируется из свободных денежных средств, направляемых на инвестиционные цели для отложенного потребления, или имеют производственный характер (приобретение объектов жилого имущества, земли не с целью извлечения добавочного дохода).
С этих же позиций можно рассмотреть и структуру инвестиционного потенциала домохозяйств, т. е. разделить его на краткосрочный и долгосрочный. В первом, на наш взгляд, целесообразно выделять спекулятивный и накопительный (сберегательно-накопительный). К спекулятивной части относятся сберегаемые средства, которые полностью выводятся из потребления, направляются на извлечение дохода в краткосрочном периоде посредством спекулятивных финансовых операций. Другая часть краткосрочного инвестиционного потенциала домохозяйств – сберегательно-накопительная, по сути, является отложенным потреблением. Инвестирование в этом случае есть защита от инфляционных процессов, накопление в фиксированном краткосрочном периоде необходимых средств для роста потребления в будущем. Долгосрочный инвестиционный потенциал предполагает трансформацию денежных сбережений в долгосрочные инвестиционные проекты или вложения в финансовые активы с длительным периодом оперирования на рынке.
Таким образом, инвестиционный потенциал домохозяйств, являясь частью их финансового потенциала, следует анализировать с позиций всех объектов инвестирования. Это могут быть средства, направляемые в запасы, отложенное потребление, строительство, финансовые активы, страхование, долгосрочные инвестиции.
Развитые экономики с эффективно функционирующим финансовым рынком демонстрируют, что страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды являются наиболее востребованными среди домохозяйств институтами, которые обеспечивают трансформацию их денежных средств в инвестиции разных форм и видов, и тем самым способствуют развитию инвестиционного процесса и инвестиционного обеспечения социально-экономического развития.
Рассмотренные теоретические положения важны для понимания сути инвестиционной функции финансов домохозяйств, особенностей реализации их инвестиционного потенциала. Далее анализ будет опираться на описанный понятийный аппарат, апеллируя к выделенным эмпирическим закономерностям в движении финансов домохозяйств, применяться в анализе их финансового поведения.