Вы здесь

Рок-уроки. Рок-урок 2 (Женя Глюкк)

Рок-урок 2

С чего начинается музыка?

И в самом деле – с чего?


Правильно – с выбора инструмента. Тут очень важно отнестись со всей серьезностью и сразу поставить цель. Не стоит изображать из себя великого арфиста, если это мгновенный порыв и дальше одного выступления дело не пойдет. Вообще-то, для исполнения рок-музыки ты можешь найти самый неожиданный инструмент. Федор Чистяков из группы «Ноль», например, играл свои песни на баяне, Светлана Сурганова прекрасно освоила скрипку. Но все-таки стоит понять, что в любой группе в первую очередь востребованы электрогитара, бас-гитара и барабаны.


Если переводить все это на язык жизни тела, то можно представить, что барабаны – это сердце группы, бас – ее мозг, гитара – душа, а вокал – все остальное. Соедини свои возможности и желания и пойми, кто ты – великий гитарист Блэкмор, басист Гловер, барабанщик Пейс или вокалист Гилан? Развивай то качество, которое в тебе выражено особенно сильно – и лет через десять тебя ждет безусловный успех.

Анекдоты про рок-музыкантов

Будь готов к тому, что инструмент повлияет на твой характер. Существует огромное множество анекдотов про музыкантов. Самый бородатый из них гласит, что одну и ту же лампочку в люстру ввертят сто барабанщиков (меняя один другого), один басист на вертящемся стуле (когда стул вертят сто барабанщиков), гитарист справится без труда, а клавишник – ввинтит лампочку одной левой. В подобном рассказе есть доля истины, но, в конечном итоге, все зависит только от тебя.


Кстати, слухи о беспросветной глупости барабанщиков (ему ведь ноты не нужны) сильно преувеличены. Для барабанщиков ноты существуют – они пишутся определенным образом и используются больше в джазе и классической музыке. Но вот что действительно правда – тот барабанщик, который играет по нотам, способен потрясти воображение кого угодно!

Саунд и стиль группы

Между прочим, в «продвинутых» рок-группах часто именно барабанщики (пример – группа «Сплин») занимаются окончательным вариантом «сведения» песни, то есть придают группе ее собственный, неповторимый стиль звучания.


Этот звуковой стиль носит название «саунд» и иногда к выстройке определенного «саунда» музыканты даже привлекают специальных саунд-продюсеров, настолько это важно. Их имена, как правило, указаны на пластинке с перечислением бесконечных благодарностей («Мы всей группой благодарим нашего замечательного друга, соавтора всего того, что мы сочинили и напишем в будущем, гения Васю и надеемся, что Вася не откажется записать с нами и следующий альбом. Мы всегда будем рады видеть Васю в студии, запомним работу с Васей на всю жизнь, и со всей ответственностью заявляем, что без Васи песня №5 была бы недостаточно классно записана»). Иначе говоря, без Васи вообще ничего бы не было, потому что, как хорошо твоя группа не прозвучала на концерте, без гениального Васиного сведения усилия тщетны.


Саунд-продюсеры это отлично понимают, музыканты тоже, и имеет смысл один раз посмотреть, какими тихими становятся эти самые музыканты при малейшем раздраженном движении или грозном взгляде саунд-продюсера, – ведь он может как «открыть» миру любой хит, так его и «зарубить», и почему бы, в таком случае, не принести этому замечательному человеку чашечку кофе и не подмести пол в комнате, где он работает, – вдруг пылинки отвлекут от важного дела этого суперпластиночного монстра, и из тебя ничего не получится?


На Западе, следует заметить, музыканты вообще не работают без саунд-продюсеров. В России работу саунд-продюсера используют обычно «умные» группы (становящиеся впоследствии популярными) или… поп-коллективы. Последнему высказыванию есть объяснение. Поп-коллективы без саунд-продюсера вообще никто не будет слушать, а на рок-группу человек пять зрителей все же соберется.

Занятия

Не бойся выглядеть смешным во время разучивания бесконечных гамм, аккордов и мелодий. Твои муки будут вознаграждены симпатиями публики («Давай еще!», «Да здравствует Юра!», «А когда следующимй концерт?») и дружеским похлопыванием по плечу знакомых («Молодец, старик, так держать!»). Родители будут наблюдать процесс твоих унылых репетиций первое время с неодобрением, но это они лишь приглядываются к ситуации, а потом будут гордиться тобой и клянчить лишнюю проходку на концерт для тети Клавы – она ведь так любит музыку, которую ты играешь!


Репетируй старательно, спокойно, не спеша, не дави на звук, повторяй с самого начала миллион раз, пока не проиграешь произведение без ошибок целиком – и все получится. Ты уже почти «звезда».

Звездная болезнь

Интересно, что при первых же проблесках чего-то получившегося у будущих рок-идолов сцены наблюдается эффект «звездной болезни». Она выражается в излишней отогороженности от знакомых, нехватке времени на друзей и нежелании делать что-то такое, что не влечет за собой прямого попадания на первое место в хит-параде лучшей радиостанции FM-диапазона. Честнее всего сразу предупредить близких, что ты «никак не можешь попасть смычком по струнам гитары и сильно паришься по этому поводу». Но знай, когда хотя бы один из твоих знакомых упрекнул тебя в «звездной болезни» – она у тебя действительно есть!


Лучше подумай об этом заранее, и до следующего включения.