Вы здесь

Рок-презентация: как придать своему выступлению страсть и экспрессию. Введение: Почему «рок»? (Найджел Барлоу, 2016)

Введение: Почему «рок»?

Многие идеи этой книги пришли мне в голову, когда я сидел и слушал посредственные презентации. Презентации на уровне «так себе». А что? Вам не случалось мысленно уплывать прочь, сидя на последнем ряду в лекционном зале? Конечно, случалось: вдруг возникает желание поиграть в любимое приложение на смартфоне, пересчитать ежемесячные выплаты по ипотеке или продолжить СМС-переписку с приятным новым коллегой. Этот навык мы приобретаем очень быстро – изображаем напряженное внимание, а мысли наши при этом бродят где-то очень далеко.

Но, как и вы, я предпочел бы, чтобы выступление меня захватило, чтобы оратор увлеченно и с толком поведал мне нечто полезное – для работы либо для жизни.

Хотите, чтобы ваши беседы, лекции, питчи и конференции были более насыщенными, интерактивными, трогали за живое и запоминались надолго? Тогда это ваша книга. И вам не потребуются специальные знания или интерес к музыке, чтобы обрести вдохновение и практические идеи, которые оживят вашу презентацию и сделают ее «ро́ковой».

Книга «Презентация в стиле рок» написана для тех, кто презентует свои идеи и хочет, чтобы слушатели усвоили эти идеи как можно лучше. Ораторы, бизнесмены, лекторы, учителя и специалисты, которым нужно донести какую-то информацию, какие-то соображения, – вот о ком я думал, когда писал ее.

Все мы знаем, что порой мелодия может потрясти до глубины души и совершенно изменить наше настроение – многие такие мелодии незабываемы. Я хочу показать, как можно добиться подобного эффекта в речи, «добавив рока» в подачу материала, при этом без ущерба для глубины и охвата проблемы. Напротив, это пойдет ему только на пользу.

Слово «рок» мы будем использовать двояко.

Во-первых, в его разговорном, уличном значении – «будоражить, волновать, быть крутым». В применении к речи это означает «идти на риск, устраняя границу между вами и аудиторией, находить конкретные жизненные примеры».

Во-вторых, мы используем это слово как максимально широкий музыкальный термин. Под рок-музыкой я подразумеваю любую современную композицию, которая способна нас расшевелить и зажечь. В этом смысле можно сказать, что Телониус Монк, Боб Марли, Ванесса Мэй, Эминем и Mumford & Sons – все они «рок», потому что все они «жгут», хотя в iTunes применяется, конечно, иная классификация.

Музыка способна многому нас научить – в том, как влиять на эмоции. Мы можем применить это знание, сделав свою речь более зажигательной. Вот что я имею в виду, когда говорю «добавить рока» в презентацию.

Эта книга не инструкция для новичков – я исхожу из того, что у вас есть некоторый опыт публичных выступлений, – это скорее сборник разнообразных практических советов, призванных научить вас, как лучше преподнести свою идею. Ну а если вы новичок, тоже неплохо начать отсюда, чтобы не тратить время на всякие занудные «попсовые» советы.

Как работает эта книга

Ключевая часть моего брифа нацелена на то, чтобы люди проснулись и включили голову, и нередко это происходит после ланча (когда, как говорится, закончилась «ночная смена»). Честно говоря, хорошие концерты, которые я видел вживую, помогли мне в этом смысле ничуть не меньше, чем опыт чужих бизнес-презентаций.

Идеи и практические навыки, которые я усвоил, выступая более чем в тридцати странах мира, от США до Китая, – всем этим я буду рад поделиться с вами.

Но я предлагаю новый подход, отличный от привычных мотивов «фоновой музыки». Стандартные советы по развитию мастерства презентации фокусируют внимание на логике изложения. «Презентация в стиле рок» – это логика плюс эмоции.

Аналогии и метафоры способны пробудить творчество, поскольку выводят нас из привычного круга мыслей, то есть вызволяют из плена рационального мышления. Я прибегаю к музыкальным аналогиям, и вы увидите, как часто ораторское искусство и музыка бывают на удивление схожи.

Стив Джобс заметил, что созидание – это «просто создание связей между вещами». Вот тот набор созидательных связей, которые мы будем изучать, чтобы развить ваш навык оратора:


• У хорошей песни почти всегда сильный зачин и мощная кульминация. Что станет эквивалентом этому в запланированной вами речи?

• Опытные музыканты знают, как завести толпу. А вы?

• У запоминающихся песен четкий рефрен. А какой у вас?

• Резкие музыкальные переходы меняют настроение слушателей. Как вы можете применить этот прием?

Живая акустика вызывает ощущение подлинности и интимности на концерте – как и на презентации.

Вопросы в зал и ответы публики создают нужный контакт – и эмоциональный, и содержательный.


Я беззастенчиво пользуюсь материалами о том, какие темы хороши для песен, какова должна быть песенная структура, что такое «правильное» исполнение. Я буду давать вам короткие отрывки выступлений, а также практические советы, основанные на моем личном опыте и опыте величайших профессионалов, которых знаю лично. Со многими из них мне довелось работать. Если вы испытаете хотя бы половину того удовольствия, какое испытал я, когда писал все это, значит, оно того стоило.

Слушать музыку или нет – решать вам, но с точки зрения эмоциональной вовлеченности это было бы полезно. Вы можете скачать большинство упомянутых песен на моем сайте, www.nigelbarlow.com, переходя по ссылкам.

Моя работа нацелена на то, чтобы пробудить в человеке творческое начало, так что попутно я буду делиться с вами ценными приемами, которые помогают сохранить интерес и новизну восприятия в повседневной жизни.

Что я знаю

Сейчас мои интересы относятся главным образом к сфере бизнес-образования. Мне повезло, я работал в различных производственных отраслях, со многими мировыми промышленными лидерами, поэтому я, разумеется, буду максимально опираться на этот опыт.

Я зарабатываю на жизнь выступлениями, и порой они проходят в довольно необычной обстановке – на ринге для кикбоксинга, на корабле, лыжной базе, пляже, в кемпинге, юрте, во дворце, бизнес-школе, школьном классе и очень часто – в гостиничных бальных залах, непременно с колоннами.

Иногда это камерная коуч-сессия для высшего руководства или проектной группы; а чаще – выступление на конференции, и тогда у меня может быть от пятидесяти до трех тысяч слушателей.

Ситуации эти очень разнятся, и я всякий раз напоминаю себе, как важно подогнать содержание и форму подачи под конкретные условия и аудиторию, чтобы добиться наилучшего результата. Я буду давать вам простые, логичные советы, чтобы вы тоже научились подстраиваться под своих слушателей.

Я терпеть не могу, когда меня называют «мотивирующим докладчиком», и с трудом согласен на «вдохновляющего». А все потому, что уверен: «вдохновляет» мою публику содержание, адекватное ее ожиданиям, – ну и живая подача. И то и другое одинаково важно.

Но не подумайте, будто с самого начала я имел оглушительный успех. Оглядываясь назад, на свои ранние попытки, я откровенно стыжусь. «Синдром самозванца» – отличная формулировка для описания всем нам знакомых чувств, когда мы осознаем, что не умеем и половины того, чего от нас ждут, и нас гложет страх перед разоблачением. Каждый, кого вдруг назначили на более ответственную должность или кому довелось говорить на малознакомую тему, испытал, что это такое – быть самозванцем.

Чего я не знаю, так это насколько хорошо, вы, мой читатель, усвоите полезный практический материал из книги по сравнению с тем, как вы усвоили бы его при личном общении – на коучинге. Когда мне попадается книга, призванная развить некие мои способности, нет читателя ужасней меня. Я хочу сразу же перейти к делу, выжать из книги три-четыре толковые идеи – и, возможно, одну гениальную – если таковая имеется.

Именно поэтому я пытался писать просто, ясно и без специального сленга. А также сделать каждую главу самодостаточной, чтобы вы могли начать с любой. Например, вы хотите сделать свою речь более живой, ну или более доходчивой – глава 1, «Трехминутная песня», или глава 5, «Исполнение», соответственно.

Вы же это не всерьез!

«Вы же это не всерьез!» – изумился мой высоколобый коллега, услышав про «Презентацию в стиле рок». Не окажется ли манера изложения превыше идеи, зрелищность – превыше серьезного содержания, низведенного до уровня подростков с синдромом дефицита внимания?

Ну что же, можно подумать и так: если взрослый человек увлекся роком, у него, значит, кризис среднего возраста. Но однажды ты просыпаешься – на много лет позже, чем следовало бы, – и понимаешь, что никогда тебе не стать хедлайнером фестиваля Гластонбери, не найти себя в списке богачей в Sunday Times и не пойти на свидание с бывшей мисс мира. Это обо мне. Так что мне теперь остается только писать о музыке в последней попытке стать крутым?

В общем-то да! Вот только я ничуть не шучу насчет практичности и полезности идей «Презентации»: я видел, как их применяют другие, и применял сам – они отлично работают. Почти все применял. Про некоторые читал. Но бо́льшая часть соображений основана на личном опыте: я делал свои презентации, еще больше слышал чужих, думал, общался с преподавателями, студентами, школьными учителями, рекламными агентами, устроителями конференций, педагогами-новаторами – и… ну вы поняли.

«Работа в поле» – так обычно называют подобный метод, хотя, пожалуй, здесь больше подойдет «наш человек в заднем ряду, за колонной». (Удивительно, что охрана довольно редко выдворяла меня оттуда прочь.)

Без юмора здесь никак не обойтись, ведь если вы относитесь к себе слишком серьезно, то и общаться с вами невозможно. С другой стороны, несерьезное отношение к теме доклада или к аудитории – большая ошибка. И пусть вас не покидает ощущение необычности происходящего: вот музыкант, трогая струны гитары, затронул струны в сердце зрителей; вот докладчик, ради которого сотни людей оторвались от своих дел… Есть в этом что-то странное, верно? Что-то от чуда алхимии, позволяющей нам завладеть вниманием незнакомых людей.

Я намерен не только рассказать вам об искусстве презентации, но и немного вас развлечь. Сам я прочел массу книг на эту тему, и, хотя нет никакой гарантии, что вы не бросите мою на середине, я сделал все, чтобы идеи были четкими, полезными и занятными.

В ответ на «Вы же это не всерьез?» могу сказать, что часто видел отличный материал, искалеченный и даже загубленный невнятной структурой и занудным изложением, притом что авторы были люди очень одаренные. Простое – не значит поверхностное, и даже самую сложную тему можно подать как захватывающий спектакль. Мне нравится история о необразованной, но умной женщине, которая сказала, что ей бы очень хотелось послушать Альберта Эйнштейна – потому что он говорил просто, так что любому было понятно.

Популярная музыка тоже говорит простым, живым языком, который понятен любому. Содержание хорошей трехминутной песни куда богаче – там есть целая история и куча переживаний, – чем большинство сюжетов наших СМИ. Если вы хотите, чтобы ваша речь была интересной и увлекательной, то песенный жанр и вообще музыка многому смогут вас научить.

Задача не в том, чтобы стебаться, как Джаггер, или прыгать в зал на руки публики, как Игги Поп, и я не предполагаю, что ваши слушатели запоют аллилуйю, размахивая мобильниками, после того как вы сообщите им в деталях о новой стратегии в цепи поставок. Но я предполагаю, что вы сумеете в полной мере завладеть их вниманием.

Итак, почему рок? Мой ученый друг сказал: «Почему бы тебе не взять оперу?» Что ж, я мог бы вдохновиться и другим музыкальным жанром, но презентация в стиле классика, фолк или техно не обладала бы насыщенной энергией рока. А джаз? Наверное, хотя все, что я читал о джазе, в основном сводится к одному аспекту – к импровизации.

Читателям более серьезным нелишне будет напомнить, что многие великие композиторы своим современникам казались людьми странными и даже дикими, поскольку их идеи и поведение шли вразрез с принятыми нормами. Классический пианист и автор книг Джеймс Роудс говорит о них как о рок-звездах того времени, уточняя, что «они не телевизоры выбрасывали из гостиничных окон – а выбрасывались сами!». О Бетховене он пишет:

Он был угрюмый, подозрительный, обидчивый, невероятно грязный и сердитый… в то время как все остальные композиторы пытались добиться расположения зрителей, он пинком открывал двери и чуть ли не закладывал им бомбы под кресла.

Бетховен был законченный рок-н-ролльщик и жег от души. У каждого нового поколения – новая музыка, и она нарушает привычные рамки, а при этом берет от каждого жанра нечто для себя ценное. И вы делайте так же, если хотите увлечь своих слушателей. Отныне вам надо забыть все жесткие, косные правила, определяющие границы музыкальных жанров. Луи Армстронг был прав, когда сказал: «Любая музыка – это фолк. Люди поют, но я никогда не слышал, чтобы пела лошадь!»

«Презентация в стиле рок» – о том, как музыка помогает нам строить свою речь, и примеры я подобрал так, чтобы их можно было напрямую использовать в ваших презентациях. Песни, которые я выбрал, не обязательно мои любимые, равно как и их исполнители.

Мне пришлось нелегко! Признаюсь, я законченный музыкальный маньяк – слушаю все, от хоровой музыки XVI в. и заканчивая последними новинками. Знаю, в жизни есть вещи поважнее музыки, но вообразить себе, что же это за вещи, мне трудно. В ресторане или в баре – хоть и понимаю, что всех это бесит, – я краем уха обязательно слушаю, что там играет на заднем фоне, да еще при этом мой мозговой комп ищет информацию о каждом треке. Такое вот я приложение Shazam в человеческом обличье.

Для меня это не просто фон – это сама жизнь. Здесь я пытался обуздать свою страсть, потому что эта книга о том, как улучшить свою речь, а не о музыке как таковой – слова на первом месте, мелодия на втором. Но, конечно, вам судить, хорошо ли я с этим справился.

Питчи vs презентации

На протяжении всей книги я буду использовать эти слова как почти полные синонимы, но разница все же есть. В ситуации питча вы стремитесь изменить чье-то отношение или даже реакцию, обычно надеясь на громкое одобрительное «да» касательно своей идеи или предложения. На презентации вы прежде всего делитесь знаниями и информацией, хотя и тогда прощупываете почву для дальнейшего расширения своей «сферы влияния».

Еще одно отличие – обстановка. Сомнительно, чтобы вы делали питч перед сотней человек: обычно его произносят перед небольшой аудиторией или даже одним человеком, которого надеются «покорить». Из рисунка видно, что изначальный посыл у этих сообщений разный, хотя многие другие параметры совпадают. Эта книга описывает оба сценария, но я буду подчеркивать разницу в подходе там, где это будет полезно.




Вообще говоря, питчинг, то есть вброс какой-либо идеи, – наше регулярное занятие, хотя зачастую мы даже не отдаем себе в этом отчета, так что тема эта весьма важная, а потому заслуживает отдельной главы – 7-й, «Питч в стиле рок». Благотворительные организации, образовательные учреждения и чиновники постоянно пытаются «впарить» свои идеи ничуть не менее рьяно, чем те, кто напрямую занят коммерцией, с той лишь разницей, что их усилия не имеют целью прямое финансовое вознаграждение.

Хороший питчер должен знать, как грамотно презентовать материал, а отличный презентатор сознает, что в его работе всегда есть элемент питча, будь то опрос претендентов на вакантную должность или лекция по макроэкономике для сонных студентов выпускного курса.

А как быть, если вы строго ограничены рамками указанной темы? Старайтесь найти те пункты, в которые можно внести живость, и разнообразить их примерами. Всегда есть пространство для маневра, например, можно сосредоточиться на структуре сообщения, сделать подачу более динамичной.

Любительское увлечение

Смею утверждать, что весьма компетентен в том, что касается искусства речи (хотя в ту самую секунду, когда ты говоришь: «Я эксперт», ты перестаешь учиться дальше). Ну так вот, я – профессионал. Но, когда я пишу о музыке, я любитель. Так что не будет никакой сложной теории, мой взгляд – это взгляд простого, искреннего любителя музыки, чья цель – помочь вам сделать свою речь ярче.

Ник Хорнби – блестящий, эрудированный писатель, чья книга о популярной музыке «Hi-Fi/ Высокая точность» была успешно экранизирована. Он очень убедительно показал, как важно мнение фаната, точка зрения любителя. А его суждения о музыке куда внятней и доходчивей, чем у самых что ни на есть профессиональных критиков.

В этой связи я призываю вас стать больше чем просто любителем. Звучит странно? Не так уж и странно, если взглянуть на латинский корень слова amateur (англ. «любитель») – amare, «любить». Любители обожают предмет своего поклонения и исполнены в отношении его огромного энтузиазма. Вот кратчайший путь наладить эмоциональный контакт с аудиторией – будьте страстны. И не нужно громких слов о своей любви – люди почувствуют, что вы неравнодушны. Ваша задача – найти свои, неизбитые слова. Вот так, вы должны быть разом и любителем, и профессионалом.

Книг, которые наставляют нас в том, как профессионально подавать материал, бессчетное множество. «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса» (The Presentation Secrets of Steve Jobs) и «Презентации в стиле TED» (Talk Like TED) – грамотные, хорошо написанные вещи (обе написал Кармин Галло). Но я бы все же предпочел, чтобы вы говорили по-своему. Чтобы стать настоящим учителем, докладчиком или исполнителем, нужно научиться просто быть собой. Это расхожая истина, но от этого она не перестает быть истиной.

Осознать свою страсть и найти свой уникальный стиль для ее выражения – сквозная тема всей книги. Легко сказать, а вот как это сделать, особенно если вы нервничаете перед публичным выступлением? Как можно «быть собой» перед сотней незнакомых людей?

Я знаю, вы можете – более того, должны – найти свой уникальный стиль. Он проявится и в том, что вы говорите, и в том как. Чтобы не быть чьей-то «кавер-версией», а быть самим оригиналом. Потому что только так вы завоюете аудиторию и добьетесь успеха. Я и в страшном сне не хочу увидеть, что в итоге вы будете делать презентации точь-в-точь как спикер, которым искренне восхищаетесь. Еще страшнее было бы наплодить собственных клонов, которые во всем подражали бы мне! В этой книге достаточно разнообразных идей и советов, так что выбирайте те, что вам по душе.


Насчет «быть собой»

Однажды в рекламном объявлении я неожиданно наткнулся на мудрую мысль:

Будь собой.

Больше некем –

остальные места заняты.


Предлагаю вам читать «Презентацию» в интерактивном режиме. В конце каждой главы есть раздел, где содержатся советы и идеи по улучшению вашей речи. Пишите, делайте пометки и рисунки. Памятуя о том, что «чем ближе к реальности – тем лучше», сразу применяйте идеи к конкретным докладам и питчам, над которыми сейчас работаете.

Ну, пора нажать на кнопку «пуск».