МАРКЕТИНГ ПО-ДЕРЕВЕНСКИ
Неожиданно давний друг позвонил. Очень рад был его слышать. Содержание беседы интереса не представляет, а вот одна из историй, которые нас объединяют, заслуживает того, чтобы еще раз ее рассказать…
…Случилось это в эпоху коммерческих палаток и Ласкового Мая. Приехал в гости друг детства из Ярославской области. Выпили-закусили (да, когда-то и я с зеленым змеем дружил), обсудили перестройку и гласность. Тут Гера изрекает:
– Вам хорошо. У вас тут ларьки с пивом и сникерсами на каждом углу, а у нас пустое сельпо и ближайший ларек в 50 км в Переславле. Как был совок, так и остался…
Далее обоим приходит в голову одна и та же плодотворная коммерческая идея. Минуту смотрели друг на друга, потом побежали за газетой с рекламными объявлениями. Выудили такое – «Меняю новую палатку на 10 ваучеров». В этой же газете нашли кучу объявлений о продаже этих самых ваучеров. Созвонились с продавцом палатки. Тот пообещал еще и до места ее доставить.
Договорились, за день скупили 10 ваучеров и привезли мужику. Еще через день палатка была доставлена в село, а мы на чьей-то раздолбанной ВАЗ-2102 отправились в Лужники.
Выбор товара был предоставлен Гере, как знатоку деревенской конъюнктуры. Набрали сигарет, жвачки, марсов-сникерсов, и порулили к вещевым развалам. Хожу, осматриваю джинсы с кроссовками, прицениваюсь. Тут подлетает мой компаньон, хватает за рукав и тащит к какому-то индусу.
У индуса куча женских халатов во все цвета радуги. Гера сходу предлагает ему обсудить серьезную сделку. Настолько серьезную, что даже компаньона, меня то есть, приволок для согласования.
– Но у меня остались только 2 или 3 нормальных размеров, а остальные – очень большие размеры, – грустно сообщает индус.
– Нормальные – это какие? – спрашиваю.
– 46—50. А остальные – 54—70, – отвечает.
– Скидка за опт какая будет? – деловито интересуется Гера.
– На стандартные – 10%, на большие – 25%.
– А если все большие заберем, скинешь полцены? Ты ведь их все равно хрен продашь.
Индус озадачился, попытался сообразить, где подвох, потом начал что-то считать на калькуляторе.
Я только открыл рот, чтобы сказать что-то типа «ты что, гад, делаешь?», но Гера тут же отмахнулся – мол, потом объясню. Индус, наконец закончил вычисления, поздравил нас с удачным приобретением и мы стали запихивать всю эту безразмерную красоту в сумки, а потом в багажник. Погрузились, сели, и я, наконец, задаю вопрос, мучивший меня все последнее время:
– Зачем мы взяли эти долбанные халаты?
– Наши бабы любят все пестрое, – спокойно отвечает компаньон.
– А размеры? Насколько я знаю, самые ходовые размеры – 46—48.
И тут следует цыганочка с выходом маркетолога, безукоризненно знающего свой рынок.
– Какие 46—48? ТЫ ЧТО, ЗАБЫЛ, ЧТО У НАС В СЕЛЕ и ОКРЕСТНЫХ ДЕРЕВНЯХ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ БАБ С РАЗМЕРАМИ МЕНЬШЕ 54-ГО??
На осознание этого факта мне потребовалось минут пять. А ведь прав, засранец… Короче, в ближайшую субботу палатка открылась. Благодаря сарафанному радио к открытию первого в округе ларька в районе собралась очередь.
Жвачка и сникерсы шли на «ура».
ТРИ ДЕСЯТКА БЕЗРАЗМЕРНЫХ ХАЛАТОВ ЗАКОНЧИЛИСЬ ЧЕРЕЗ ПОЛЧАСА.
Кому не хватило, просили обязательно привезти в следующий раз…
Вот так обычные посиделки за пивом вылились в малое предпринимательство. Палатка давно уже ушла в небытие, на ее месте у Герки теперь стоит солидный по местным меркам магазин, да и мне уроки деревенского маркетинга впоследствии очень пригодились…