Неоткрытое у Розы Люксембург. Национальные и международные дискуссии среди социалистических левых
Эвелин Виттих
Директор Академии политического образования Фонда Розы Люксембург (ФРГ)
Выступление на международной конференции в Берлине, посвященной Розе Люксембург, 16 января 2009 г.
Есть события оставившие в истории столь глубокий след, что многие люди из последующих поколений постоянно к ним возвращаются. Причина в том, что эти события содержат в себе что-то неоткрытое, что может стать ключом к решению современных проблем. Таким событием было убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта 90 лет назад.
Уже более десяти лет – с момента выбора названия нашего фонда – мы занимаемся наследием нашего патрона. Тогда, в начале, невозможно было оценить, насколько глубокое влияние оно окажет на образ деятельности, профиль и внешние контакты фонда. Эта работа происходила и происходит как интенсивный, динамичный процесс, в который вовлечены многочисленные участники.
Объединяет все эти усилия Международное общество Розы Люксембург, образованное в 1980 году с целью исследования жизни и деятельности Роза Люксембург. С тех пор в в развитие темы было привнесено много нового. С 2000 года наш фонд успешно сотрудничает с этим обществом. Профессор Нарихико Ито много сделал для того, чтобы в Японии шла работа над 17-томным изданием произведений и писем Розы Люксембург.
В нашем фонде и его окружении работа с наследием Розы Люксембург ведется как в научном плане, так и применительно к политическому образованию и проблемам политического развития социалистических левых сил на национальном и международном уровнях. В Фонде Розы Люксембург Саксонии под руководством проф. Клауса Киннера проводятся исследования, результаты которых отражены в многочисленных публикациях. Проф. Аннелиз Лашица, д-р Иорн Шютрумпф, профессор Михаэль Бри внесли свой важный вклад в эту работу. Не имея возможности перечислить здесь всех, хотела бы отметить, что фундамент, на котором мы стоим, стал за это время весьма солидным.
В сотрудничестве с Международным обществом, а также земельными фондами и нашими иностранными представительствами мы провели конференции и семинары в Москве, Йоханнесбурге, Гуанджоу, на всемирном социальном форуме в Порто Алегро, Эрфурте, Буэнос-Айресе и другим местах. Состоявшиеся на них дискуссии затронули самую сердцевину сегодняшних проблем развития социалистических левых сил. Поразительно, как много аспектов мышления Розы Люксембург представляют интерес сегодня: ее понимание политики, представления о демократии, о революции, ее отношение к феминистским взглядам, ее понимание партии и роли широких политических сил – массы, а также ее работы по экономике, отношение к милитаризму и войне.
Роза Люксембург и по сей день очень привлекательна – и в силу своих политических взглядов, и как тонкая женщина, любившая жизнь, искусство, природу, и именно поэтому последовательно боровшаяся за справедливость в общественных отношениях. Многие очень разные люди находят свое отражение в различных гранях ее личности, чувствуют притягательную силу и воодушевление, обращаясь к ее наследию.
Левые политики – как в прошлом, так и в наши дни – редко умели убедительно подкреплять собственным примером идеи справедливости и солидарности, свободы и эмансипации, убеждать и своих сторонников, и более широкий круг людей. Роза Люксембург заставляет о многом задуматься: вспомним ее искренность во всех делах, добросовестность мышления, особенно когда это становилось неудобным, честность, в том числе – и особенно – в отношении противника.
Лишь при условии, что левые будут ориентироваться на эти качества, они смогут побудить людей к освобождению от эксплуатации и подавления.
Эмоционально насыщенные и острые дискуссии возникают всегда, когда речь заходит о сегодняшнем отношении к основным вопросам спора о ревизионизме более чем столетней давности. Сегодняшний уровень дебатов по ключевым проблемам спора о ревизионизма мало чем отличается от тогдашнего. Это означает, что ориентированные на будущее решения в духе Розы Люксембург находятся в лучшем случае в зачаточном состоянии.
Перед СДПГ стояла тогда принципиальная дилемма: чем сильнее партия становилась, чем больше голосов избирателей она получала (женщины еще не имели права голоса), тем чаще ее вожди подчеркивали ненависть ко всему буржуазному обществу, но в то же время чувствовали себя как дома в парламентских коридорах. Они были не в состоянии соединить политическую практику массовой партии с ее революционными целями. Эдуард Бернштейн попытался теоретически разрешить эту ситуацию. Роза Люксембург сразу поняла, что такое решение ведет к самоуспокоенности в руководстве и некоторой части партии, лишая ее перспективы классовой борьбы и справедливого общества.
В предисловии к статье «Социальная реформа или революция» она писала: «Название этой работы может на первый взгляд удивить. Социальная реформа или революция? Разве может социал-демократия быть против социальной реформы? Или она может противопоставлять социальную революцию, переворот существующего порядка, составляющий ее конечную цель, социальной реформе? Разумеется, нет… Для социал-демократии существует неразрывная связь между социальной реформой и социальной революцией, причем борьба за социальную реформу является для нее средством, а социальный переворот – целью»[1].
Позиционирование в «споре о ревизионизме» тогда и сегодня определяется тем, как те или иные деятели понимают политику. Для Розы Люксембург бескомпромиссный гуманизм и развитое чувство справедливости были движущей силой ее политических действий, а также ее научной деятельности. Взятие власти и сохранение власти не имели для нее первостепенного значения, в лучшем случае они были средством для достижения цели.
В сегодняшних дискуссиях не явно, но всегда присутствует реальное понимание политики, поскольку среди левых, социалистов и коммунистов и сегодня существуют резкие различия в понимании политики, которые, впрочем, как правило, не озвучиваются открыто и ясно.
Под впечатлением первой мировой войны Роза Люксембург писала: «Самое решительное революционное действие и самая сердечная человечность – только в этом истинное дыхание социализма»[2]. Ее бескомпромиссный идеализм призван постоянно напоминать рабочему движению о том, что оно должно сохранять верность своим изначально революционным, ориентированным на гуманизм перспективам.
Роза Люксембург безжалостно критиковала социал-демократическое партийное руководство, упрекая его в том, что никто не руководит партией в революционном, гуманистическом духе, никто не чувствует себя ответственным за это. Результат: сползание в рутину, стремление поднять значение реформ как эрзаца революционной борьбы, растущее влияние профсоюзной бюрократии и ориентированного на прибавку голосов предвыборного аппарата партии, короче говоря – политика, ведущая к оппортунистическому приспособлению к капитализму[3].
Чем сильнее становилось недовольство Розы Люксембург политикой партии, тем интенсивнее она занималась теорией империализма и массовой забастовкой – в попытке вернуть реальности империалистического общества в партию, восстановить в ней равновесие.
Роза Люксембург никогда не оказывалась в ситуации, когда приходилось бы обсуждать свои взгляды в связи с конкретным участием в правительстве. Сегодня все изменилось. Все чаще левые, социалистические партии оказываются в ситуации, когда они берут на себя правительственную ответственность. На наших конференциях и семинарах нередко резко критиковалось то, как конкретно реализуется участие в правительствах.
На всемирном социальном форуме в Порто Алегре в контексте базовых взглядов Розы Люксембург на демократию и ее понимания политики и политических партий обсуждался вопрос о том, может ли левое правительство, такое, например, как правительство во главе с Лулой в Бразилии, установить социальную справедливость, как этого добиться, или у него нет для этого ни единого шанса в нынешних условиях неолиберальной глобализации. Политических деятелей в Бразилии упрекали и в личном фиаско.
В Буэнос-Айресе речь шла об оценке стратегии левых сил, а именно об их участии в правительстве. В Бразилии и Уругвае, к примеру, левые получили мандат на правительственную ответственность, благодаря анти-неолиберальным программам, обещаниям предоставить бедной части населения большее участие в распределении общественного богатства и более справедливые возможности развития. По мнению выступавших, итог оказался весьма отрезвляющим в Бразилии, частично также в Уругвае.
Основная критика сводилась к следующему:
– Социализм как цель перестал быть очевидным.
– Отсутствие альтернативной экономической политики, которая бы поощряла научно-техническое развитие и одновременно помогала решать социальные вопросы.
– Правила игры с международными капиталистическими деятелями не были изменены, условия МВФ дисциплинированно исполнялись, а 60 процентов детей по-прежнему жили в бедности.
– Внутрипартийная демократия не получила должного развития, необходимого взаимодействия между партией и представителями правительства де факто не было.
– Профсоюзы оказались в трудной ситуации: являясь зачастую членами правящих партий, они были вынуждены поддерживать их политику. С другой стороны, они видели в политике правительства угрозу изменения баланса между трудом и капиталом. Предоставление иностранному капиталу хороших условий вело к конфликтам с правами трудящихся в этой стране, что создавало угрозу для обратной связи с социальной базой правительства.
В Бразилии левые более 15 лет делали ставку на Лулу, сконцентрировавшись на одной личности и не разработав стратегии влияния на людей на руководящих постах, стратегии, не допускающей их очевидного отчуждения от целей партий и союзных движений. Сомнения высказывались и в отношении Чавеса в Венесуэле как серьезной перспективы для Латинской Америки. Пропасть между завышенными обещаниями в ходе предвыборной борьбы и реально возможным в конкретной политике после победы также называлась как одна из причин разочарований. Резкая полемика разгорелась после того, как один из выступавших высказал мнение, что в отношении Кубы нельзя говорить о социализме, поскольку там нет демократии.
Отрадно, что такие дискуссии ведутся в деловой и аргументированной форме. Запрет думать, изоляция, претензии на истину еще не полностью исчезли, но все больше становятся побочными явлениями. Мировые социальные форумы сделали такую открытость главным лозунгом, и такой подход наблюдается на европейских и других региональных социальных форумах. Подобная политическая культура является новой для левых и представляет собой, на мой взгляд, главную предпосылку для того, чтобы левые снова стали политико-способной силой в мире, в котором далеко не все разделяют левые, социалистические, представления об устройстве общества.
По-прежнему активно обсуждаются взгляды Розы Люксембург на демократию – как в теоретическом плане, так и с точки зрения влияния на левую политику. На конференции в Китае ее воззрения на демократию сравнивали со взглядами Мао Цзедуна. На нашей конференции об этом будет говорить проф. Ванг, и я не хочу предвосхищать его выступление. Общее мнение свелось к тому, что взгляды Мао на Большую демократию сильно отличаются от точки зрения Розы Люксембург относительно прямой демократии, что культурная революция в Китае разрушила имевшиеся ростки демократии и привела к анархии, число жертв которой, по меньшей мере, не уступает жертвам сталинизма.
Обсуждалось также соотношение демократии и централизма, и при этом не оспаривалось, что в такой большой стране, как Китай, необходима определенная степень централизма. Разделение партии и правительства стало еще одной темой. Разные точки зрения высказывались по вопросу внутрипартийной демократии. КПК сталкивается с огромными проблемами в виде бюрократизма и коррупции. При этом многие выступавшие отмечали, что способность партии быть правящей зависит от того, насколько ей удастся с помощью внутрипартийной демократизации как части демократизации всего общества побороть это зло. Роза Люксембург, кстати, отвергала все, что могло поставить ее в зависимое положение.
Экономическое развитие в Китае стало предметом обсуждения на конференциях в Ухане и Гуанджоу в связи с «теорией накопления» Розы Люксембург. Знатокам ее взглядов задавали вопрос, считала ли она совместимыми рыночную экономику и демократию. Подтекст – в стремительном экономическом развитии Китая на принципах капиталистического рыночного хозяйства и в качестве участника в рамках неолиберальной глобализации на мировом рынке. Были высказаны надежды на то, что развитие можно трансформировать в социальный прогресс для населения. Но имел место и большой скепсис на этот счет. Роза Люксембург понимала процесс капиталистического накопления как глобальный феномен: она считала, что без докапиталистической и некапиталистической сред в развитых и слаборазвитых странах капитализм быстро натолкнется на пределы, ограничивающие накопления. Это не подтвердилось. Однако многие из ее предположений полезны для анализа нынешних тенденций в экономике, что впечатляюще показали состоявшиеся дебаты.
В Эрфурте на социальном форуме в Германии норвежский историк и политолог Таня Сторлоккен сравнила положения по реформе и революции в Эрфуртской программе социал-демократии и программе основанного Розой Люксембург «Союза Спартака». При этом она выделила решающие высказывания Люксембург о сути революции. Их можно охарактеризовать как демократический процесс, связь между образом цели и путем к власти. «Понятие революции в высшей степени спорно. Поэтому я считаю важной и необходимой задачей вновь отвоевать демократическое и антитоталитарное представление о революции. Помочь этому может понимание революции Розой Люксембург»[4].
Сторлоккен описывает революционный путь Люксембург как «поиск», как «попытку и ошибку» среди реальных политических и экономических боев, как необходимую предпосылку для построения социалистического общества.
Существенной доработки требует вопрос о том, насколько тесно для Розы Люксембург были связаны свобода и демократия. В Аргентине Пабло Славин, например, отметил: «Демократия теряет свою эффективность, если свобода становится привилегией. Очевидно, что при нынешней борьбе, прежде всего США, против терроризма, средством борьбы является террор. Жизнь, которую следует защищать, подвергается угрозе – со всех сторон. Свобода ограничивается вплоть до отказа от нее, и постепенно для демократии не остается пространства.».
Критика Розой Люксембург Ленина и большевиков стала особой темой на конференции в Москве. Были названы в том числе менее известные представители большевиков, которые в 1918-19 гг. выступали, как и Люксембург, с подобной критикой, однако затем исчезли с политической сцены или приспособились к большинству. Московская конференция стала первой, посвященной Розе Люксембург в России и, конечно, в Советском Союзе[5].
Официального интереса к Люксембург в СССР не проявлялось, и поэтому не было официальных исследований. Известный литератор Марлен Кораллов получил доступ к перемещенному в Москву по желанию Софи Либкнехт архиву Карла Либкнехта. С помощью этих материалов он составил биографию Люксембург, изданную в Италии, но не в Советском Союзе. Поскольку знания о Розе Люксембург в России очень мало распространены, одна из профессоров-историков, участвовавших в конференции, предложила шире включать сведения о Розе Люксембург в процесс обучения и сама обязалась это делать.
Была ли Роза Люксембург феминисткой или нет? И об этом также состоялись интересные дебаты. В смысле расхожих дефиниций феминизма, или феминизмов, она таковой не была. Она жила эмансипацией и таким образом оказала влияние на современное феминистское мышление. Следует особо выделить книгу Фригги Хауг 2007 года «Роза Люксембург и искусство политики».
Представительство Фонда в Южной Африке проводит каждый год как минимум один семинар по Розе Люксембург. Ее работы о причинах милитаризма и войны стали на одном из семинаров отправной точкой для анализа ситуации в Африке. Многие страны Африки подверглись за период колониализма и в ходе инспирированных империализмом войн разрушительной дестабилизации. Португальское и бельгийское колониальное господство принесло им болезненные потери в природных ресурсах, а также квалифицированной рабочей силе. Африка оказалась втянутой в «холодную войну», в том числе через т. н. войны заместителей. Многие лидеры освободительных движений были убиты. В ходе антиколониальной борьбы возникла сеть солидарности, но вместе с ней и новый опасный класс местных коллаборационистов и младших партнеров империализма в Африке, включая спецслужбы. Была единодушно подчеркнута необходимость укреплять демократические, ориентированные на мир движения, а также создавать новые. В семинаре участвовали в основном представители социальных и антивоенных движений. В ходе откровенной дискуссии критически анализировалась оборонная и военная политика правительства под руководством АНК. В целом обсуждение показало противоречивость военной политики Южной Африки: с одной стороны, она ориентирована на поддержание мира и разрешение конфликтов, с другой – служит строительству региональной военной державы со всеми связанными с этим опасностями. Кроме того, эта политика использует ресурсы, остро необходимые для развития страны.
Немногим представителям правящих партий (в основном – Компарии Южной Африки), согласившимся на диалог, пришлось нелегко. В то же время очевидно, что это была одна из весьма редких возможностей поговорить друг с другом и обменяться мнениями.
Одна из активисток африканского антивоенного движения заявила, что чрезвычайно важны демонстрации как символ осуждения войн, но они естественно не могут происходить постоянно и идут на спад. Поэтому антивоенному движению приходится черпать силы в непрерывной просветительской работе и убежденности в том, что борьба за мир может быть успешной в обществе, для которого мир представляет собой одно из важнейших достояний, то есть в социалистическом обществе. Так, как это представляла себе Роза Люксембург. Крайне интересный анализ сделанный этой активисткой показал, что важными исходными пунктами сегодняшних войн являются военные базы, которые располагаются по всему миру, – независимо от того, кто их содержит – США, Великобритания или другие военные державы.
Взаимосвязь между интересами империалистических держав, войнами и борьбой против терроризма стала предметом семинара в Буэнос-Айресе, причем особое внимание было уделено связям между свободной торговлей и милитаризацией. В очень критическом духе обсуждались экономические интересы США, а также интересы и действия ЕС в Латинской Америке. Высказанное мнение о том, что ЕС является вассалом США, встретило возражения со стороны европейских участников. Явно не хватало информации о ЕС, интересах его членов и противоречий между ними, не в последнюю очередь также об их военных целях, амбициях и стратегиях. Пришлось договариваться, что стоит за такими категориями, как мировой рынок или изменения в интересах власти и военных стратегиях от раннего капитализма до современности.
Актуальное значение идей Розы Люксембург, прежде всего для социальных движений, представляло особый интерес на всемирном социальном форуме и социальном форуме в Германии. Речь шла об отношениях между левыми партиями и движениями.
Отторжению партий противостояло мнение о том, что левые партии в парламентах нуждаются в давлении и поддержке со стороны движений с тем, чтобы наиболее полно представлять их на политическом уровне.
С большим интересом был встречен доклад Изабель Лоурейро о Розе Люксембург и современных социальных движениях на примере движения безземельных крестьян (MST) в Бразилии. В начале она поставила вопрос о том, что общего может быть у безземельного сельского населения в Бразилии и еврейско-польской социалистки, которая остро выступала против раздачи большевиками земли крестьянам, считая, что это создаст новый класс мелких собственников – оппонентов социализма.
Докладчик показала это общее, а также те возможности для MST учиться у Розы Люксембург, например, в том, как она отстаивала прямое действие и опыт масс. «Мысль о том, что субъекты создаются в борьбе, что борьба формирует субъекты – это то, что объединяет Розу Люксембург и MST. Для Розы классовое сознание вытекает из свободной политической практики народных масс, то есть оно не внедряется извне специальным авангардом профессиональных революционеров»[6].
Жоао Педро Стедиле, один из руководителей MST, считает: «Конкретная практика борьбы за земельную реформу научила нас: нельзя копировать опыт, поскольку каждое пространство, каждая местная реальность несут в себе новые элементы, которые по-новому складываются в зависимости от уже накопленных знаний»[7]. Лоурейро называет еще два важных совпадения между Люксембург и MST: защита радикальной демократии и социалистическая цель.
Политическая дискуссия вокруг Розы Люксембург в Германии разгорелась в 2001 году в связи с планом «красно-красного» берлинского правительства установить в столице «памятный знак» в честь этого политика. Противники коалиции из СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) и ПДС (Партия демократического социализма) нападали на Розу Люксембург как демократа, противника войны, революционного политика и, прежде всего, как символическую фигуру демократического социализма.
Как обычно, историю использовали в актуальных политических целях. И тем не менее я была тогда потрясена, как мало справедливого говорилось в ходе этой медийной дискуссии в начале XXI века о личности Розы Люксембург. Создавался образ «кровавой Розы», на нее навешивали ярлык путчиста, даже террористки, а ее известность и почитание сторонниками объявлялись ошибкой.
Всему этому мы противопоставляем трезвый подход к личности Розы Люксембург, не замалчивая и не забывая, что может существовать страх по отношению к людям и политическим деятелям, предлагающим радикальные решения, затрагивающие суть вещей.
Испанский писатель Хорхе Семпрун написал о своем пребывании в концлагере Бухенвальд и последующих годах так: «Невинной памяти не бывает».
Нам надо всегда осознавать это.