Вы здесь

Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать. Часть III. Рождественский пост (Ольга Глаголева, 2011)

Часть III

Рождественский пост




Какие бывают посты

Церковные посты разделяются на однодневные и многодневные.

Однодневные посты

К постным дням относятся:

18 января – Крещенский сочельник;

11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи;

27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня;

• а также среда и пятница (в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу страдал и умер на Кресте).

Эти постные дни отменяются лишь во время святок (с 7 до 18 января) – с Рождества до Крещения и сплошных седмиц (недель):

• Мытаря и фарисея – третья неделя перед Великим постом;

• Сырная (Масленица) – неделя перед Великим постом;

• Светлая – неделя после праздника Пасхи;

• Троицкая – неделя после дня Святой Троицы.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре:

Великий (самый главный и строгий) – дата начала и окончания поста подвижны, поскольку связаны с «плавающей» датой празднования Пасхи;

Петров – начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла (12 июля); последний день поста (всегда!) – 11 июля;

Успенский (почти такой же строгий как Великий) – с 14 августа по 27 августа включительно;

Рождественский, или Филиппов, – с 28 ноября по 6 января включительно (день 6 января называется Рождественский сочельник ).

Важно: все даты приведены по новому стилю.

Таким образом, в году бывает от 180 до 195 постных дней (в зависимости от даты Пасхи), то есть полгода в рационе православных людей только постная пища.

Как приучить себя к посту

Основа любого поста – борьба с грехом, в том числе и посредством воздержания от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост – аскетический подвиг, требующий определенной подготовки. Необходимо входить в него постепенно, поэтапно (чему служат, к примеру, подготовительные недели Великого поста), начав хотя бы с воздержания от скоро мной (от древнерусского слова «скорÓм» – жир, масло) пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или существенно расстраивают свое здоровье, или от голода делаются раздражительными и нетерпеливыми – злятся на всех и на всё, пост становится для них невыносимым, и они бросают его.

От такого чрезмерного «усердия» остерегал святитель Игнатий Брянчанинов: «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».

Существуют даже Церковные наказания для «без разума постящихся». Так, в «Книге Правил Святых Апостолов» записано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье), или в субботу кроме единыя токмо (Великие субботы), да будет отлучен» (Правило 64 Святых Апостолов). А Правило 18 Гангрского поместного собора (середина IV века) гласило: «Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный, да будет под клятвою».

Чтобы наше намерение «держать» пост стало твердым, следует приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья; затем надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до такого объема, когда дальнейшее его сокращение может существенно ослабить и даже изнурить физические силы светского человека (что, конечно же, нежелательно).

Самое же правильное – желающим соблюдать пост следует посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение подвига поста, не забывая при этом и о его духовной составляющей. Ведь с христианской точки зрения любые самоограничения могут принести пользу душе только тогда, когда они сопровождаются молитвой и делами милосердия (примирение с недругами, помощь нуждающимся, милостыня и т. п.).

История Рождественского поста

Рождественский пост – последний многодневный в году. Начинается он 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается сорок дней – до 24 декабря (6 января) включительно. Поэтому в Церковном Уставе его именуют Четыредесятницей , так же как и Великий пост. Столь длительным постом христиане готовятся к встрече одного из главнейших Церковных праздников – Рождества Христова.

Так как заговенье[4] приходится на день памяти святого апостола Филиппа – 14 (27) ноября, – то этот пост называют еще Филипповым.

Рождественский пост был установлен в древние времена христианства (впрочем, как и другие многодневные посты). Уже с IV века его упоминают в своих творениях святители Амвросий Медиоланский и Филастрий и блаженный Августин. В V веке о древности (!) Рождественского поста писал Папа Римский Лев I Великий.

Первоначально этот пост длился у одних христиан семь дней, у других – немного дольше. Поэтому на Соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке Хризоверге и византийском императоре Мануиле I Комнине, всем христианам перед великим праздником Рождества Христова было предписано соблюдать пост сорок дней – в подражание пророку Моисею.

Как писал святитель Симеон Фессалоникийский (XIV век): «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Как поститься в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Наряду с запретом на мясные и молочные продукты, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста Уставом запрещены рыба, вино и елей и разрешается принимать пищу без масла (сухоядение) только единожды после Вечерни (вечерней службы). В остальные дни недели, включая субботние и воскресные, разрешено принимать пищу с растительным маслом.

В субботние и воскресные дни, а также в великие праздники (к примеру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, день святителя Николая Чудотворца – 19 декабря), в храмовые праздники и в дни памяти великих святых (апостолов Матфея -29 ноября и Андрея Первозванного – 13 декабря, князя Александра Невского – 6 декабря и великомученицы Екатерины – 7 декабря), если эти дни приходятся на вторник и четверг, разрешается принимать в пищу рыбу. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

За пять дней до праздника (с 3 по 7 января) пост усиливается, и в эти дни даже и в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Важно: это следует помнить особенно, потому что с введением нового стиля именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года.

Как поститься в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником потому, что Уставом в этот день положено есть со чиво (кушанье из размоченных – не вареных! – в воде зерен пшеницы или риса с медом). По-видимому во-первых, в подражание посту Даниила и трех отроков (их память празднуется 30 декабря), которые питались «от семян земных», чтобы не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь (Дан. 1, 8) и, во-вторых, согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31—32).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай вообще обходиться без пищи до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей миру о рождении Иисуса Христа. Только после Божественной Литургии разрешена постная трапеза с елеем – «сыра же и подобных ему (молочных продуктов), и рыб, никакоже дерзнем ясти».