Вы здесь

Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать. Часть II. Всё о празднике Рождества (Ольга Глаголева, 2011)

Часть II

Всё о празднике Рождества




Когда начали праздновать Рождество Христово

Рождество Христово, самый радостный после Пасхи праздник, о котором святой Иоанн Златоуст говорит как о «честнейшем и важнейшем всех праздников», «матери всех праздников», входит в число великих двунадесятых праздников. Его называют еще «Зимней Пасхой» или «Пасхой тридневной».

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Подтверждением и своеобразным памятником этому является абсолютное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших дней. Когда же эти праздники были разделены (первая половина IV века), то празднование распространилось на все эти двенадцать дней, которые составили как бы один праздничный день.


Рождество Христово начали отмечать еще в апостольские времена. «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в двадцать пятый день десятого месяца (desembri)», – заповедано в Апостольских постановлениях. И далее: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во II столетии на День Рождества Христова – 25 декабря (по юлианскому календарю) – указывает Климент Александрийский.

В III веке о празднике упоминает святой Ипполит.

В IV веке, во время гонений христиан императором Диолектианом (303 год), в самый праздник Рождества Христова в храме было сожжено двадцать тысяч (!) никомидийских христиан.

С того времени, когда Церковь получает свободу и становится господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова отмечается уже всей Вселенской Церковью. Свидетельства этому находят в праздничных поучениях многих отцов Церкви IV века: святителей Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и других.

А в VI веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово уже по всей земле («Церковная история» Никифора Каллиста).

В V веке Патриарх Константинопольский Анатолий и преподобный Роман Сладкопевец, в VII веке патриархи Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, преподобный Косма Маиумский и Патриарх Цареградский Герман, в IX веке преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова большое количество священных песнопений, которые и ныне звучат в православных храмах в честь этого светло празднуемого события.

На Русь этот великий Церковный праздник пришел вместе с христианством в Х веке.

В Европе Рождество Христово стало главным религиозным праздником к 1100 году.

Особенности Рождественского

В отличие от других двунадесятых праздников у Рождества Христова (как и у Крещения), кроме предпразднства (3 января по н. ст.), есть еще один день, особо выделяемый из всех дней подготовки к празднику, – так называемое навечерие или сочельник.

Богослужение Рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с Вечерни, Малого Повечерия и Утрени. После чего читаются Рождественские или Царские Часы и служится Божественная Литургия святого Василия Великого, которая начинается Рождественской Вечерней, включающей ряд особых праздничных песнопений и чтений.

Рождественские или Царские часы

При открытых Царских вратах в центр храма из алтаря выносится богослужебное Евангелие и начинается служба, которая называется Рождественские или Царские часы

(когда-то на этом богослужении присутствовали цари). Это богослужение отличается от обычных Часов тем, что оно не присоединяется к другим службам, но представляет собой богослужебное последование, объединяющее все четыре часа – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.

Читаются и особые, соответствующие празднику паримии (избранные чтения из Библии – пророчества о явлении в мир Мессии). Это последнее размышление о вселенском значении Рождества Христова, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему тварному миру. Также читаются Апостол и Евангелие. Евангельскими чтениями Рождественских часов охватывается весь цикл событий, связанных с Рождеством Христовым, начиная со смущения Иосифа и кончая его возвращением вместе с Богомладенцем и Его Матерью из Египта.

Рождественская Вечерня

Вечерня, которая обычно следует за Часами, непосредственно начинает само празднование (напомню, что литургический день начинается с вечера). Это последняя и самая важная служба навечерия Рождества Христова, которая соединяется с Литургией святого Василия Великого – самой торжественной и протяженной, совершаемой лишь десять раз в году.

В стихирах на «Господи воззвах» изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, а с другой стороны – внешняя картина Рождества Христова: славословие Ангелов, смятение Ирода и т. д.

После пения «Свете тихий» следует исключительно торжественное чтение рождественских паримий. Вместо обычных для праздничной Вечерни трех паримий в навечерие Рождества Христова читают восемь, в которых говорится о:

• сотворении Богом человека (Быт. 1, 1-13);

• пророческом значении звезды от Иакова и рождении Мессии, Которому покорятся все люди (Чис. 24, 2-9, 17—18);

• рождении Христа в Вифлееме (Мих. 4, 2-4, 6-7; 5, 2-4);

• прозябшем (расцветшем) Жезле из корня Иессея (то есть о Мессии), на Котором пребудет Дух Божий (Ис. 11, 1-10);

• явлении на землю Бога и о Его жизни среди людей (Вар. 3, 36—38; 4, 1-4);

• восстановлении Богом Небесного Царства (Дан. 2, 31—36, 44—45).

Эти библейские чтения показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой особый смысл.

В конце Литургии на середину храма выносится свеча в память о Вифлеемской звезде. Священнослужители выходят на середину храма и первыми славят родившегося Богомладенца – поют тропарь (главное песнопение праздника): «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава тебе!» – и кондак (краткая песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию) празднику: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».

После славления все расходятся до начала Рождественского Всенощного бдения.

Всенощное бдение и Литургия

Рождественское Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, которое переходит в Литию. За ней следуют стихиры на стиховне, опущенные на Вечерне, «Ныне отпущаеши» и тропарь празднику. Затем совершается Рождественская Утреня по чину великих праздников. Перед чтением шестопсалмия церковный хор, как бы сливаясь с хором небесных сил, поет: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

После полиелея и чтения Евангелия впервые полностью поется канон Рождества Христова – один из самых красивых канонов в православном богослужении, в котором Иисус Христос называется Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти дьявола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти.

Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова и помазываются освященным маслом.

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия святого Иоанна Златоуста с ее праздничными песнопениями и колокольным звоном.

Собор Пресвятой Богородицы

На следующий день праздника Рождества Христова (попразднство) Православная Церковь прославляет Пресвятую Богородицу от Которой благоволил родиться Спаситель мира. Этот второй праздничный день, называемый «Собор[3] Пресвятой Богородицы», своей торжественностью не уступает дню первому – ибо велика слава Богоматери, явленная в Рождестве Господа Иисуса Христа. «Посмотри на таинственное рождение Девы, – говорит святой Афанасий Великий, епископ Александрийский (293—373). – Сама родила Она, Сама Своими девическими руками спеленала Младенца и Сама же положила в ясли. Не допустила Она никому коснуться нечистыми руками Богомладенца».

Это древнейший из Богородичных праздников, восходящий к IV веку начало Церковного почитания Девы Марии. Уже святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин (IV век), а также Епифаний Кипрский (V век) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве.

Указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом зафиксировано в 79-м правиле VI Вселенского Трулльского Собора (691 год).

Иконография

Икона «Собор Пресвятой Богородицы» имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века. Это один из символических вариантов иконы «Рождество Христово».

В центре композиции изображена сидящая на троне Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках в окружении Ангелов, пастухов и волхвов. Перед ними, на переднем плане, – прославляющие Ее гимнографы (авторы гимнов) и отцы Церкви.

Как проводить святки

В 567 году Вторым Туронским Собором двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Богоявления (с 7 до 18 января по н. ст.) названы праздничными и святыми, так как освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. На Руси их народное название святки, или святые вечера, так как по древнему обычаю православные христиане заканчивали свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Канун Рождества – сочельник – издревле справляли с почтительным благоговением.

В XIX веке этот великий день Рождества Христова и святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто по каким-либо причинам лишен возможности быть причастным к празднеству. В эти наполненные подарками и поздравлениями дни старались не забывать и о делах милосердия – посещать больных, сидящих в тюрьмах (пример этому подавали московские государи) и т. д.

История рождественской елки

Обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, тибетцев и даже японцев. Кельты, к примеру, считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. Именно благодаря своей вечнозелености она олицетворяла для них бессмертие и вечную молодость, смелость и верность (аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов).

Первые украшенные елки появились в XVI веке на территории современной Франции. По словам летописца, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около двухсот лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

У нас первая елка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. Однако после его смерти этот указ (как и многие другие) был позабыт…

Традиция ставить рождественскую елку, символизирующую, по мнению церковных иерархов, неувядаемую благодать Божию, вернулась в России только в двадцатых годах XIX века. Хотя поначалу она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую елочку здесь ставили прямо в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи.

Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили наряженную елку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с «Вифлеемской звездой» на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века елка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточню: на Рождество Христово , ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников – по юлианскому календарю или, как принято говорить сейчас, по старому стилю. Собственно, как оно и должно быть.

В веке ХХ рождественские елки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с православной верой и царской семьей. Как символ Рождества елку даже запретили на целых семнадцать (!) лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года. А с 1949 года этот день сделали нерабочим.