Часть I
Преславное чудо
Пра-перепись
Благословен тот день и час,
Когда Господь наш воплотился,
Когда на землю Он явился,
Чтоб возвести на Небо нас.
В 746 году от основания Рима Цезарь Октавиан Август издал указ о переписи населения во всех провинциях своей необъятной Римской империи. Как всегда, исполняя все приказания кесаря с раболепной готовностью, Ирод Великий приказал переписать всех своих подданных немедленно.
В Иудейском царстве эта процедура существенно отличалась от римской, проводившейся по месту жительства. Здесь перепись велась по древнему иудейскому обычаю – по коленам (племенам) и родам. Поэтому каждый иудей был обязан записаться по месту происхождения его рода. Так как праведный Иосиф вел свою родословную от царя Давида, то для записи своего имени он должен был отправиться в Вифлеем – на родину своего царственного предка. Туда же, несмотря на свое положение, вынуждена была отправиться и Пресвятая Дева Мария, подлежащая переписи наравне с мужчинами как единственная оставшаяся в живых из своего рода.
И вот, навьючив нехитрые пожитки и запасы еды на вола и устроив Марию с наибольшими удобствами, какие были только возможны, на ослике, Иосиф покинул свой дом в Назарете. Путь им предстоял неблизкий (обычно на это уходило три дня) и трудный, даже и по горным, труднодоступным тропам.
Достаточно быстро они миновали густонаселенную Ездрилонскую долину, пересекли границу Галилеи и Самарии… Дорога вела путников в бывшую столицу Израильского царства, давшую теперь название всей области – великолепную Самарию, совсем недавно отстроенную Иродом. Подобострастный царь переименовал ее в Себастию (греческий синоним римского слова «август») в честь своего высокого повелителя. Вот и Самария осталась позади… Осилив Акраввимскую возвышенность, своего рода границу Самарии и Иудеи, Иосиф и Пресвятая Мария вступили на священную для всех иудеев землю.
Город Давидов
Оставив в стороне Иерусалим, порядком уставшие после пятидневного (!) «путешествия» путники спешили в Вифлеем, чтобы найти, наконец, приют и отдохнуть после утомительной дороги. Особенно тяжело приходилось Пресвятой Деве Марии – вот-вот должна была наступить самая ответственная минута Ее жизни… Уже смеркалось, когда, преодолев последний затяжной подъем, они оказались в Вифлееме.
«Город Давидов» находился в девяти километрах южнее Иерусалима и был одним из древнейших городов Иудеи. Первое его название «Ефрафа» означало «плодородный город». Вифлеемом – «домом хлеба» – промыслительно назвал его патриарх Иаков, предвозвещая, что именно здесь некогда родится Христос – «истинный хлеб небесный». Кстати, так впоследствии назовет Себя и Сам Спаситель: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35). В то время это был небольшой провинциальный городок с узкими улочками. Окруженный садами, виноградниками и хлебными полями Вифлеем живописно располагался амфитеатром по склону довольно крутой горы.
Но здесь припоздавших путников ждало разочарование – городские постоялые дворы были переполнены прибывшим сюда для переписи людом. Быстро надвигавшаяся холодная зимняя ночь не оставляла надежды найти ночлег в само м городе. Пришлось Иосифу и Марии устраиваться в пещере неподалеку от городских ворот, где обычно во время непогоды пастухи укрывали скот.
Святая ночь
В этом-то убогом пристанище, вдали от людей, в 747 году от основания Рима и свершилось величайшее Таинство Богоявления – Рождение Богочеловека, Христа Спасителя.
Важно: этот долгожданный миг был столь знаменателен в истории человечества, что отныне летоисчисление стали вести от Рождества Христова.
В эту святую ночь, как было предвозвещено когда-то легендарным царем Соломоном: «Когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое…» (Прем. 18, 14—15), исполнились все древние пророчества о времени Рождения Мессии.
Вот лишь некоторые из них:
• мировой державой, как и предсказывал пророк Даниил, стало «железное царство» – могущественнейший Рим;
• царский скипетр, по пророчеству патриарха Иакова, был в руках иноплеменника – Ирода-идумеянина;
• подошли к концу седмины Данииловы.
Блаженный Иосиф Песнописец[1] так описывает чувства Богоматери в этот священный миг: «Держа на руках Воплотившегося и Облекшегося в человеческий облик и поклоняясь Ему, и лобзая Его как Мать, Ты говорила Ему, Отроковица: „Чадо Сладчайшее! Как Я держу Тебя на руках Моих? Тебя, все творение рукою Своею держащего?“»
Спеленав Сына, Пресвятая Мария положила Его в ясли (кормушку), где обычно лежала солома для скота. Здесь же были привязаны их вол и ослик, которые своим дыханием согревали Божественного Младенца – в точном соответствии с пророческими словами Исаии, сказанными более семисот лет назад: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает 11111 Меня 22222, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3).
Необъяснимый парадокс – наконец-то Всевышний пришел к людям, а избранный народ спал… Спал не только телесным, но и духовным сном, ибо «иудеи ожидали пришествия Мессии в блеске земного величия…» Уже в самом Рождении Богочеловека в пещере для скота (!) присутствует невыразимая горечь – Богу не нашлось места среди людей!
В эти святые минуты, когда Слово стало плотию (Ин. 1, 14), радовались Небеса и лишь двое праведников – Пресвятая Мария да Иосиф. С трепетом и в благоговейном безмолвии преклонился старец перед Пречистой Матерью и Ее Сыном – его Богом…
Ангельская песнь
Первыми о сошествии Бога на землю узнали простые пастухи, которые невдалеке от Вифлеема стерегли овечьи стада. Мертвая тишина, изредка нарушаемая лишь блеянием овец, окружала их… Тысячи звезд глядели на мир с темного неба… Догорал костер… И вдруг среди этого ночного мрака и безмолвия небо озарилось дивным светом, и в славе небесной (в сиянии) явился Ангел Божий. Изумленные пастухи было устрашились, но услышали: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10—12).
Едва Ангел произнес эти слова, как небесный свет стал еще ярче. Взорам потрясенных пастухов предстало новое знамение, чудесно подтверждавшее только что сказанное Ангелом: великое множество Ангелов – все небесное воинство. Над погруженной в сон землей раздалась их торжественная песнь, возвещавшая наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Так Небо праздновало Рождение Богочеловека! Вскоре чудное явление исчезло…
Немного придя в себя, пастухи решили пойти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось, о чем возвестил… Господь (Лк. 2, 15). Необычайный свет от пещеры у городских ворот привлек их внимание. Заглянув туда, они нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2, 16). Все было так, как сказал Ангел. Простые и чистые сердцем пастухи первыми из людей безоговорочно поверили, что перед ними – Спаситель мира, и поклонились Ему. А потом пересказали Святому Семейству все, что услышали от Ангела.
Пресвятая Дева Мария внимательно слушала эти чудесные свидетельства о Богомладенце, слагая 11111 их22222 в сердце Своем (Лк. 2, 19).
По словам святителя Игнатия Брянчанинова[2], «сказанное имеет следующее значение: Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого рождения Его, замечала их, запечатлевала в памяти. Книгой для записи этих событий служило Ей Ее сердце».
Иисус Христос
На восьмой день после рождения, как было положено по Закону Моисея, над Святым Младенцем совершили обряд обрезания. Право совершения этого обряда принадлежало отцу семейства, после чего он же (конечно, по согласованию с домочадцами) давал имя сыну. «Новорожденную надежду Израиля» праведный Иосиф, нареченный отец, назвал, как и было возвещено Архангелом Гавриилом, Иисусом.
По-еврейски Иисус звучит как Иегошуа или Иешуа и означает «Иегова мое спасение», или кратко «Спаситель». Позднее Иисуса стали называть еще и Христос (Χριστος) – это греческий перевод древнееврейского слова Мессия (Машиах), то есть «Помазанник Божий, законный царь». Таким образом, уже само имя Новорожденного промыслительно указывало на особую, великую миссию Иисуса, Который в недалеком будущем отдаст Себя на страдания ради спасения рода человеческого.
Будем как дети!
В 1911 году выдающийся проповедник Никон (Рождественский), архиепископ Вологодский и Тотемский в Слове на Рождество Христово озвучил те чувства и мысли, которые (уверена!) актуальны и сегодня, спустя столетие, и присутствуют в глубине сердца каждого человека: «…Когда переносишься мыслью к священным событиям этой благословенной ночи Христова Рождества, когда созерцаешь в дали минувших веков этот дорогой нашему сердцу вертеп, эти убогие ясли – колыбель Царя царствующих и Господа господствующих, то в грешной совести невольно рождается вопрос: а для тебя, именуемого себя учеником Христовым, есть ли место в этом вертепе? Достоин ли ты, хотя бы издали, поклониться Этому Отрочати малому – превечному Богу?… Что ты принесешь Ему от нищеты твоей духовной?
Ведь было же время, время твоего детства, когда твое сердце, тогда еще невинное, радостно трепетало от одной мысли, от одного напоминания, что приближается великий праздник Рождества Христова… Было время, когда твоему детскому воображению, детскому сердцу были милы и дороги эти ясли, в которых с тихой младенческой улыбкой почивало Отроча младо – превечный Бог.
И душа твоя тянулась тогда к этим яслям, и сиял и согревал ее оттуда свет Христов, просвещающий всякого человека. И никаких вопросов не зарождалось тогда в твоей совести. С детской простотой ты устремлялся к иконе Рождества Христова и с беззаветной любовью и благоговением лобызал изображение Богомладенца и Его Пречистой Матери…
О, если бы можно было вернуть себе невинность детства, нежность детского сердца и простоту детской веры, чтобы снова и снова переживать благодатные впечатления, какими тогда была полна душа!
Увы, теперь в святые дни праздников нашей Матери-Церкви большей частью мы живем только воспоминаниями своих детских впечатлений!.. Но кто же препятствует нам эти воспоминания обратить в живую действительность? Ведь Господь наш Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Ведь затем Он и пришел к нам на землю, и Младенцем стал, и в яслях почивал, и на Кресте пострадал, чтобы сломить нашу гордыню, чтобы не только возвратить нам невинность детства, но и, омыв грехи наши Своею Кровию, пересоздать всего нашего внутреннего человека.
Он все сделал, все готов сделать, чтобы согреть наше хладное сердце Своим миром благодатным, чтобы облагоухать его веянием Святого Духа, чтобы соделать его яслями для Себя, обителью Своею… Он все сделал, а мы – ничего!
…Припадем же к Нему в простоте сердца скорбящего и кающегося, пожалуемся Ему на самих себя, восплачемся перед Ним, Спасителем нашим, и призовем себе на помощь Пречистую Матерь Его: „Господи Иисусе Христе Боже наш…, Ты изрек пречистыми устами Твоими: „…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем“ (Мф. 11, 29); „…без Меня не можете делать ничего“ (Ин. 15, 5). Ты заповедал: „…если не… будете как дети, не войдете в Царство Небесное“ (Мф. 18, 3).
Сподоби нас в этот великий и спасительный день Рождества Твоего всем сердцем и всей душой нашей припасть к священным яслям Твоим и облобызать святейшие пелены Твои. Прими вместо дара наше грешное сердце и молитвами Пречистой Твоей Матери сердце чисто созижди в нас, дух правый обнови, смирение и простоту веры даруй нам, силы ко исполнению заповедей Твоих ниспосли и, имиже веси судьбами, помилуй нас. Аминь“.»
ЗА ЛУЧИСТОЮ ЗВЕЗДОЮ
(отрывок)
В ту ночь далекую, когда в степи безбрежной,
В душистой южной мгле, в тиши паслись стада,
Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,
И в облаках зажглась лучистая звезда.
Хор светлых Ангелов, спускаясь по эфиру,
Тем гимном возвестил, что родился Христос,
Что Он всему, всему страдающему миру
С Собой великое прощение принес…