Вы здесь

Рождение мамы. Беседы о психологии материнства. Беседа третья. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ (Надежда Железняк, 2017)

Беседа третья

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ


СЕМЕЙНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни цивилизации выживают, а другие погибают? Засушливый климат? Отсутствие ресурсов? Не только. Часто это недальновидная, расточительная позиция людей, неумение приспособиться к новым условиям, отсутствие гибкости.

Возьмём, к примеру, интереснейшую гипотезу, выдвинутую учёным Джаредом Даймондом. Речь пойдёт о загадочном вымирании первых поселенцев Гренландии. Около 980 года н. э. вспыльчивый норвежский воин Эйрик Рыжий был обвинён в убийстве и бежал из Норвегии. Несколько лет он провёл в странствиях и поиске земли, пригодной для жизни. И вот Эйрик вместе с войском решил обосноваться в Гренландии. В результате к 1000 году его поселение составило около пяти тысяч человек. Сначала гренландцы следовали стереотипам, усвоенным ещё в Норвегии: на континенте считалось престижным иметь в хозяйстве много коров и свиней, некоторое количество овец и коз, а также несколько лошадей, уток и гусей. Подсчёт количества костей в мусорных кучах и радиоуглеродное их датирование показали, что очень скоро поселенцы поняли: идеальная для Норвегии пропорция не слишком хорошо подходит для более сурового климата Гренландии [32]. В условиях морозного климата травы произрастает недостаточно. В итоге скот начали кормить водорослями, он постепенно вырождался. Тогда гренландцы начали осваивать охоту. Однако и она не могла их прокормить.

А теперь главная загадка. Притом что скандинавы практически умирали от голода, они не ели рыбу! «Рыбьи кости составляют существенно менее 0,1 % от всех костей, обнаруженных при раскопках гренландских поселений в сравнении с 50–95 % в Исландии, Северной Норвегии и на Шетландских островах! Эта малочисленность рыбьих костей кажется особенно невероятной, если знать, как много здесь рыбы, – сейчас морская рыба, особенно пикша и треска, является первым и основным экспортным товаром Гренландии. Форель разных видов столь изобильно населяет все реки, ручьи и озёра Гренландии, что иногда её можно поймать голыми руками» [33]. Так что же произошло? Джаред Даймонд выдвигает весьма интересную гипотезу. «Возможно, Эйрик Рыжий в первые годы жизни в гренландской колонии отравился несвежей рыбой. По выздоровлении он начал рассказывать всем, кто был согласен его слушать, что рыба – очень вредный для здоровья продукт, и мы, приличные и порядочные гренландцы, никогда не будем есть эту дрянь, которой питаются всякие оборванцы-рыбоеды в Исландии и Норвегии».

Со временем история об отравлении затерялась в глубине лет и осталась лишь установка «рыбу есть нельзя». Почему нельзя? Нельзя и всё, ведь так заповедовали предки. «Заповедь отцов» и многолетняя традиция оказались ценнее, чем жизнь всех жителей. То есть они не сумели проявить гибкость, подстроиться под изменение среды, создать новые правила жизни в новых условиях.

Такая версия демонстрирует механизм работы семейного сценария. Это повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия членов семьи, обусловленные событиями семейной истории.

То есть в семье создаются определённые шаблоны поведения или даже мыслей, которые по наследству передаются детям. А дети передадут их своим дочерям и сыновьям. Именно поэтому говорят, что «яблоко от яблони недалеко падает».

Сценарии могут касаться многих вещей, начиная с финансовых отношений: «Мы люди честные, поэтому и бедные», заканчивая наставлениями в области семейной жизни: «Успешная женщина занимается карьерой, а не детьми». Так рождаются семейные мифы, например: «У нас мужчины умирают рано, зато за Родину» или «Самые сильные мужики в нашей семье – бабы».

Как работает этот механизм на биологическом уровне? Давно известно, что дети подражают родителям. Это заложено в нас природой благодаря зеркальным нейронам. Активность этих нейронов «отражает» активность нейронов другого человека. Именно эта система участвует в процессе обучения через подражание. Мы делаем это не в целях воспитания, а интуитивно. Поэтому мама открывает рот, когда кормит малыша с ложечки. А в полтора года ребёнок уже сам пытается накормить куклу, как делает это мама с ним самим. То есть копирует модели поведения. Ребёнок учится говорить, так же повторяя слова за родителями. То есть подражание родителю – базовое и глубинное свойство психики.

Но как же сделать так, чтобы ребёнок перенял у нас только здоровые сценарии и подражал именно им? Ведь идут годы, меняются времена. А установка живёт в первоначальном виде. Укоренившись в сознании людей, она мешает им приспосабливаться к изменениям условий жизни.

Работа со сценариями жизни пролегает через тернистый путь осознанности, через взгляд на ситуацию со стороны. Но, как известно, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Этим первым шагом может стать работа с интроектами. Это такие кирпичики, из которых состоит сценарий.

«Нужно выйти замуж до 30, а то нормальных мужиков разберут», «Заработать на дом можно только к старости», «Хорошие дети не плюются едой». Что общего у этих фраз? Кроме того, что звучат они уж очень категорично? Все они представляют собой этакие «правила жизни», рамки, которыми пользуется человек.

Как он оказался в тисках этих убеждениях? Скорее всего, услышал ещё в детстве от близких, или от учителя, или с экрана телевизора. Механизм подражания родителям или иным авторитетным лицам имеет и оборотную сторону медали. У ребёнка до определённого возраста критическое мышление отсутствует, а значит, то, что говорит его близкий человек или старший товарищ – стопроцентная правда. Эта информация, как капсула, которую ребёнок глотает не раскусывая – ведь он доверяет тому, кто её дал. А взрослые обычно действуют из благих побуждений, стараются «научить жизни», поделиться опытом.

Интроект – это убеждение, которое превратилось в правило жизни. У каждого из нас есть свои интроекты. Чем старше становится человек, тем больше у него появляется таких стереотипных установок. Если не предпринимать попыток избавиться от такого «жизненного багажа», он может стать неподъёмной ношей. В какой-то момент таких стереотипов может накопиться так много, что они загонят человека в тупик.

Например, молодая мама считает, что «найти хорошую добросовестную няню невозможно». Также она убеждена, что «женщине до 30 нужно состояться профессионально, а то потом будет поздно». Так наша героиня оказывается в тисках противоречия: няню найти нельзя, а на работу выйти необходимо! И чтобы разрешить это противоречие, нужно осмыслить и проработать убеждения, которые к нему привели.

Как действует механизм интроекции? Приведём пример: если женщине изменяли все её семь мужей, неудивительно, что своей дочери она будет твердить: «Все мужики гуляют, ты, дочка, не обращай внимания, хоть плохонький – да свой». Девочка превращается в девушку, и каких же мужчин она встречает? Правильно, именно таких, о которых говорила её мама. А почему? Потому что видит мужчин только определённого типа. Но вдруг происходит чудо. Ей встречается приличный мужчина, и у них любовь, а потом – семья. Но согласно её интроекту – мужчина обязательно изменяет! А значит, девушка нещадно ревнует мужа, проверяет его телефоны и звонит каждый час на работу. После такой «семейной жизни» с отсутствием личного пространства и возможностью отдохнуть вне дома как думаете, что делает мужчина?

Чем же полезное правило отличается от интроекта? Правило человек создаёт осознанно, по собственной воле. Например, после того как ребёнок стал свидетелем конфликта родителей, он стал кричать на маму, а когда близкие спросили, почему он так себя ведёт, 3-летний мальчик ответил: «Я в папу играю». После этого семья решила: «Больше никаких ссор при ребёнке». Правило? Правило. Однако в данном случае семья самостоятельно пришла к нему, выработала его.

Конец ознакомительного фрагмента.