Вы здесь

Родом из Сибири. Тамара Федоровна (И. В. Макарова, 2016)

Тамара Федоровна

7 октября 1944 года. Москва

…Мы сейчас просто не узнаем институт. У нас такие педагоги! По литературе!!! Есть русская и западная. Изумительные профессора! А сколько движения!!! Говорят, будет дополнительное питание, не знаю как… У нас, значит, движение, ритмика, танец, физкультура! Очень интересно заниматься, только много – по восемь часов в день. Скоро будет медосмотр. Я себя чувствую и во время и после занятий хорошо…

Тра-ля-ля, тра-ля-ля, ура! Хорошо жить будем! Сейчас с танца, поэтому поется даже на санитарии…


9 октября 1944 года. Москва

…Я уже писала, что в Большом «Бахчисарайский фонтан» смотрела? Первый балет в жизни!..


13 октября 1944 года. Москва

…Сижу на марксизме. Я сегодня Вас во сне видела…

А в понедельник у нас было мастерство, и кто же у нас был! Вот считайте: Сергей Аполлинариевич, два ассистента, Тамара Федоровна, Алисова («Бесприданница», Туся из «Радуги»), Чирков («Юность Максима»), Белокуров («Чкалов») и Мельникова (она в «Цирке» Раечка) и еще кто-то и стенографистка. Вот дают!!!

Сейчас у нас на уроке сидит какой-то дядя из ЦК. Нынче вообще интересно заниматься…

Но вот в чем дело: здесь очень дорогие калоши, за восемьсот рублей мелкие если найдут, так довольны. А обыкновенные ботики при мне чуть не разорвали за тысячу шестьсот рублей!!! Это бред. Лучше я не буду покупать. В выходной пойду за картошкой. Я купила кипятильник и плитку…


26 октября 1944 года. Москва

…Вы пишете о «Зое», но я ее еще, к стыду, не видела… Сегодня была музыкальная грамота, у нас великолепные педагоги, а пианистка – лауреат Всесоюзного конкурса пианистов, и в конце каждого урока играет что-нибудь из больших произведений. Сегодня играла нам: «Лесной царь» Шуберта – Листа и «Полишинель». У нас каждый урок кончается аплодисментами. И еще, сегодня на уроке сказали нам, что на кафедре постановили учить всех нас на фортепьяно! Буду сразу играть пьесы. А заведующий кафедрой по музыке – Арнштам. Это как раз режиссер «Зои», он, оказывается, и музыкант…

Поговаривают, что якобы Тамара Федоровна хочет быть у нас ассистентом. Она еще ни одного урока с Сергеем Аполлинариевичем не пропустила…


Так в мою жизнь вслед за Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым начала входить его жена Тамара Федоровна Макарова – еще один мой учитель и друг.

Сначала, конечно, она была для меня учительницей. Дорогая учительница Тамара Федоровна Макарова!.. Нет, сначала она была для меня кинозвезда. С нее мы брали пример. На нее очень хотели походить, особенно Клара Лучко. Для Клары еще до поступления во ВГИК Тамара Федоровна была идеалом. А тут она оказалась рядом.

Я знала, что отец Тамары Федоровны был военным врачом. Поэтому ее детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. Но все изменилось после революции. После октября 1917 года ее отец погиб, семья попала в тяжелое материальное положение. Но Тамара Федоровна все же продолжала учиться в школе, одновременно занималась в балетной студии. Благодаря этому ее подвижная фигура всегда была готова к исполнению очень грациозных ролей. Редко бывает, когда актер так подготовлен физически. В Советском Союзе тем более. То, что Тамара Федоровна занималась всю жизнь хореографией, и подготовило ее к трудным ролям, таким как Нина в «Маскараде».

Уже с четырнадцати лет, так же как и я, Тамара Федоровна увлекалась театром и даже из соседских ребят создала свою труппу. Скоро ее дворовый театр стал давать свои спектакли, и в голодные революционные годы ребята даже получали хлебный паек за эти выступления. Потом, в 1924 году, Тамара Федоровна поступила в актерскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР. Там она впервые встретилась с Сергеем Аполлинариевичем, будущим кинорежиссером и ее мужем. А он обратил внимание на Тамару Федоровну, когда она танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер».

Их новая встреча произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». Тамара Федоровна попала в эту картину случайно. Она рассказывала нам, что проходила мимо «Ленфильма», ее остановила ассистентка режиссеров Козинцева и Трауберга с вопросом: «Не хотите ли сняться в кино?» Тамара Федоровна, естественно, согласилась. В картине «Чужой пиджак» она сыграла роль машинистки, изобразив настоящую женщину-вамп, соблазнительницу. Там же Сергей Аполлинариевич снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда между ними вспыхнула любовь, и год спустя они сыграли свадьбу.

По совету мужа в 1927 году Тамара Федоровна поступила на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который потом преобразовали в институт.

Ее снимали крупные режиссеры: Всеволод Пудовкин в фильме «Дезертир», Иван Пырьев в «Конвейере смерти». А дальше она уже играла у Сергея Аполлинариевича Герасимова. В 1935 году он приступил к своему знаменитому фильму «Семеро смелых» и снимать отправился на Крайний Север. Сценарий картины написал молодой писатель Юрий Герман, это была его первая работа в кино. На главные роли пригласили Олега Жакова, Петра Алейникова и Тамару Макарову.

Удивительно, как Герасимову удалось воссоздать реальную среду происходящего в фильме. Актеры действительно поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцева моря, среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах. Фильм вышел в 1936 году с оглушительным успехом.

Потом Тамара Федоровна снималась во всех фильмах Сергея Аполлинариевича. В 1938 году вышла драма «Комсомольск», чуть позже знаменитая картина «Учитель» – за роль в ней Макарова получила Сталинскую премию.

Перед самой войной появился «Маскарад», где Тамара Федоровна играла вместе с Николаем Мордвиновым. Она в роли Нины, Мордвинов сыграл Арбенина. Нам Тамара Федоровна рассказывала, что именно эта картина глубоко на нее повлияла, ведь прежде она и не думала, что способна играть трагедию. Съемки начались весной 1941 года, а закончились в ночь на 22 июня. Утром участники киногруппы узнали о начале войны. Мистическое совпадение… Впрочем, я считаю, что мистика всегда витает рядом с Лермонтовым.

Во время войны наша Тамара Федоровна обороняла Ленинград, работала инструктором в Политуправлении фронта, была сандружинницей в госпитале, медсестрой. А в 1942 году сыграла одну из главных ролей – инженера с Ижорского завода – в драме «Непобедимые», в картине о защитниках Ленинграда, которую Сергей Герасимов снял вместе с Михаилом Калатозовым.

В 1943 году Тамара Федоровна и Сергей Аполлинариевич выехали в Ташкент, были эвакуированы. Там собрался цвет советского кинематографического искусства. И там у них появился сын – правда, не родной, а приемный. Своих детей у них не было. Вышло, что родную сестру Тамары Федоровны репрессировали вслед за мужем, и ее сын Артур остался один. Вот тогда Макарова и Герасимов решили его усыновить. Фамилию Артур взял у приемной мамы – Макаров, а отчество – у приемного отца.

До конца войны Сергей Аполлинариевич снял еще одну картину – драму «Большая земля». Тамара Федоровна сыграла в ней Анну Свиридову – простую труженицу, вставшую на заводе к станку вместо мужа-фронтовика. Многие критики считают, что это была одна из ее лучших ролей. В картине снимались Петр Алейников, Марк Бернес, Вера Алтайская, другие большие актеры.

А послевоенная киносказка «Каменный цветок» Александра Птушко, в котором Макарова стала Хозяйкой Медной горы, в 1946 году была лучшей в кинопрокате – ее посмотрели 23 миллиона зрителей. Вот какая отечественная картина сегодня может собрать столько зрителей? А тогда наш прокат по-настоящему работал, и люди ждали каждый фильм. Фильмов было немного, но каждый из них становился событием. И чуть не в каждом таком событии принимали участие Макарова и Герасимов.

Есть сегодня удивляющиеся: «При чем тут Герасимов? Почему табличка с его именем на стенах ВГИКа?» Да потому, что он создал потрясающие картины! Потому что он создал школу! Из его мастерских столько актеров и режиссеров! Если собрать вместе их картины, это будет, наверное, 70 % нашей отечественной кинематографии того времени.

А Макарову еще приглашали сниматься за рубежом, в Италии, в экранизации «Анны Карениной». Только для советских актеров путь на Запад тогда был закрыт. Очень жаль, потому что Каренину Тамара Федоровна могла бы сыграть блестяще. Но и без этого ее мастерство и ее слава были очень велики.

В 1946 году она получила вторую Сталинскую премию за работу в драме «Клятва». Потом вместе с нами снималась в «Молодой гвардии» и одновременно – у Юткевича, Пудовкина, Птушко в фильме «Три встречи». И в замечательной детской картине Ильи Фрэза «Первоклассница». А еще с 1944 года Тамара Федоровна вслед за мужем занялась преподаванием во ВГИКе.

На нашем курсе вместе учились студенты и на актеров, и на режиссеров – только у Герасимова были совместные мастерские. Именно своих студентов Сергей Аполлинариевич решил определить на главные роли в свою будущую картину. Задумав снимать «Молодую гвардию», он сначала поставил спектакль на сцене Театра-студии киноактера и, можно сказать, «обкатал» молодых артистов. Сережа Гурзо появился в образе Сергея Тюленина, я сыграла Любку Шевцову, Людмила Шагалова – Валю Борц, Вячеслав Тихонов – Володю Осьмухина. Роль Елены Николаевны Кошевой, матери знаменитого краснодонца Олега Кошевого, Герасимов отвел Тамаре Федоровне.

Непросто это было – ставить спектакль, снимать фильм, который несколько раз приходилось переделывать. Но в 1948 году «Молодая гвардия» наконец вышла на экраны, и успех был огромный. Картину удостоили Сталинской премии. Тамара Макарова и Сергей Герасимов получили звания народных артистов СССР. И мне этот фильм принес всесоюзную известность.

Впоследствии Тамара Федоровна снималась гораздо реже. В «Сельском враче» у мужа, в «Дороге правды» у Яна Фрида, у Татьяны Лиозновой, своей ученицы, в «Памяти сердца». А в 60-е – 80-е годы она играла практически только у Сергея Аполлинариевича в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-матери», «В начале славных дел», «Юность Петра». И эта картина – «Юность Петра» – для меня уже по-особенному значима. В ней в роли царевны Софьи снималась моя дочь Наташа.

Последняя работа дорогих мне учителей Сергея Аполлинариевича и Тамары Федоровны вышла в 1984 году. Это биографический фильм «Лев Толстой» о последних днях великого русского писателя. Сергей Аполлинариевич сам сыграл роль Толстого, а жену его Софью Андреевну – Тамара Федоровна. Картина вся пронизана музыкой Листа, Шопена, Рахманинова. Я была тогда на съемочной площадке, смотрела, как работает Герасимов. Как ни странно, он учился ходить по-стариковски, совсем не так, как в жизни ходил сам, хотя возраст его был уже очень близок к возрасту Толстого в фильме. Даже учился шаркать. На мой взгляд, он сыграл смерть Толстого так, как ни один бы актер не сыграл.

Конец ознакомительного фрагмента.