3. В московской консерватории
Николай Федорович Сапожников пришел в Консерваторию в 27 лет на ту же должность, что и в Новом театре; он принес с собой большой трудовой стаж, звание ударника труда, музыкальные и художественные способности и инженерную специальность «монтаж и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий». Особенно плодотворной его деятельность продолжалась до середины 1970-х г.г., пока он оставался в своей должности начальника электроцеха. Сколько раз его приглашали на работу в Мосэнерго и в другие организации на более престижную, более высокую и более оплачиваемую должность. Но отец любил Консерваторию, как свое дитя, как мать, как жену или сестру, и не мог изменить ей или подвести ее, как ему казалось, своим уходом. К тому же Консерватория, с ее высоким предназначением в мире Искусства, притянула к себе отца масштабами музыки и музыкантов, тогда в ней работавших, и стала ему вторым (а скорее, первым) домом.
Было и еще одно, может быть главное положение, интуитивно или явно заставлявшее отца не бросать Консерваторию. В масштабе МГК как ВУЗа и как храма Музыки и одновременно хозяйствующей единицы с огромными старинными корпусами, великолепными классами и залами, были заложены грандиозные возможности, как для рутинной работы, так и для реализации творческих сил, которыми отец был полон. Трудно сказать, цепь случайностей или закономерность обстоятельств привела Н.Ф.Сапожникова, человека художественно одаренного и наделенного абсолютным слухом, в Московскую консерваторию, но он беззаветно прослужил ей как отдельной Музе более 50-ти лет.
Отец проработал в Консерватории до смерти в середине девяностых, оставаясь до конца востребованным в ней, хотя и заканчивал свою трудовую деятельность в должности дежурного электрика. Так, в конце февраля 1995-го года, когда отец уже не выходил из дома, ночью случилась серьезная авария, приведшая к обесточиванию электросетей и поломке ряда оборудования. По колебаниям напряжения отец сразу понял, что произошло, и объяснил нам, куда должен пойти инженер или мастер, что должен выключить, что включить, какие рубильники на какой режим перевести. Однако мы никого ночью найти не могли. Утром к нам в дом пришла целая делегация из сотрудников технических служб. Отец был смущен их появлением, поскольку решил, что они пришли навестить его как больного. Он спросил в своей манере: «Чем обязан приходу столь высоких гостей?» Однако сразу успокоился, так как оказалось, что пришли они к нему проконсультироваться по аварии. Это случилось недели за две до его смерти. Вскоре отец слег и уже не вставал. Я приходила к нему с вопросами: «Папа, может, тебе дать книгу полегче (книги стали выпадать из его рук)?» «Нет, не надо, читать не хочется.» «Может, тебе принести приемник и поставить музыку?» «Нет, музыки я уже наслушался». Тогда я спросила: «Что же ты хочешь?» Отец ответил: «Я хочу встать и действовать».
Поступив на работу в 1937-ом году, Н.Ф. начал с того, что провел серьезную реконструкцию и усовершенствование электрооборудования консерваторских помещений. Он перевел энергообслуживание здания в полуавтоматический режим, введя при этом множество соответствующих тому времени технических новшеств и собственных рационализаций. Таким образом, был заложен фундамент электротехнического обеспечения МГК в тяжелые военные годы 1941 – 1945 гг. в условиях отсутствия специалистов, средств, материалов. Сохранились некоторые документы и грамоты тех лет, свидетельствующие о высокой оценке неожиданного для всех уровня выполненной работы.
Скорее всего, новое время требует сегодня более современного оснащения, и новые люди, возможно, работают в этом направлении, но многое из того, что сделано еще молодыми руками и особенной головой моего отца, работает в МГК до сих пор.
Во время войны наша семья (отец, мама, сестра, родившаяся в 1937-ом году, и я – в сороковом) оставались в Москве, и отец работал практически сутками. Известно, что, несмотря на то что Консерватория как учебное заведение осенью 1941-го года была эвакуирована в г. Саратов, ее жизнь в Москве не останавливалась ни на минуту. В неотапливаемом помещении Большого зала проходили концерты. Многие слушатели уходили на фронт прямо из Консерватории. Отец рассказывал, что однажды во время концерта С. Рихтера в зале погас свет. С.Т. Рихтер ни на секунду не оборвал музыку и еще какое-то время играл в полной темноте, пока ему не принесли свечу. Но это было общее по Москве техническое отключение электроэнергии на пять минут и к энергетическому состоянию МГК не имело отношения. Энергетическая артерия МГК во время войны, даже в самые тяжелые для Москвы дни, когда немцы вплотную подошли к столице, была исправной и работала бесперебойно. Для Консерватории это означало в тот период не только поддержание творческой потенции, но обеспечение всей ее жизнедеятельности и сохранности, а для моего отца это было время беспримерного труда, который мог бы считаться подвигом.
Я была еще очень маленькой и сама помню только, что отец приходил домой под утро. Сохранился документ по представлению Н.Ф. Сапожникова в 1946-ом году по случаю восьмидесятилетия МГК к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В восьми пунктах неполного, как сказано, перечня его заслуг просматривается масштаб его деятельности:
«…В трудных условиях военного времени, при недостатке рабочей силы и почти полном отсутствии квалифицированных энергетиков Н.Ф.Сапожников обеспечивал нормальную работу всего электрохозяйства.…Н.Ф. Сапожниковым были оборудованы все бомбоубежища вентиляционными установками и энергопитанием, оборудована светомаскировка на всю осветительную арматуру. Во время налетов вражеской авиации была обеспечена телефонная связь всех чердаков здания Консерватории с дежурным помещением пожарной охраны, была создана новая противопожарная насосная установка с резервным мотором к пожарному насосу.».
Все хорошо знают, что во время бомбежек, особенно в первые годы войны, на город опускались сотни зажигательных бомб и люди поочередно дежурили на крышах своих домов и учреждений, чтобы вовремя собрать и загасить «зажигалки». Однажды на крышу МГК попало сразу 17 зажигательных бомб. Над Большим залом начался пожар, с которым пришлось долго бороться. Пожарные, дежурные, сотрудники (в том числе мой отец) героически тушили и пожар и зажигалки. Были раненые. Этот случай заставил Н.Ф. немедленно придумать приспособление для автоматической подачи средств гашения непосредственно на крышу. Новую установку он собрал вместе с начальником пожарной охраны, при этом продумал и осуществил полную модернизацию пожарных насосов. Установку успешно использовали до конца войны.
«…В период 41-42-43 гг. осуществлялось бесперебойное ежесуточное дежурство. В дни войны. Н.Ф.Сапожниковым были внесены несколько рационализаторских предложений, давших экономию в расходовании энергоматериалов и высвобождение рабочей силы…
…Н.Ф. Сапожников систематически производил профилактический ремонт всего электрооборудования, в результате чего по окончании Отечественной войны все объекты вступили в нормальную эксплуатацию без задержки. За время войны им подучено из подростков 10 электромонтеров».
Впоследствии отец как-то однажды сказал мне, что за долгие годы труда в МГК его руки прикоснулись практически ко всей поверхности этого здания.
Так повелось, что помимо основной работы на отце постоянно лежало множество разных проблем и задач, требующих решений.
Лаборатория музыкальной акустики МГК занималась во время войны оборонной тематикой и выполняла задания командования Советской Армии. Кто-то из сотрудников этой лаборатории (кажется, инженер Е.А. Прохоров) рекомендовал отца как инженера-электрика в штаб обороны на монтаж высоковольтной установки, создаваемой для питания радиоламп в аппаратах связи. Эту установку строили в подвале одного из домов в Архиповом переулке – туда отец отправлялся ночью пешком после всех дел в Консерватории.
Когда работа закончилась, некий генерал Присыпкин выдал отцу благодарственный документ и попрощался. Интуиция правильно подсказала отцу расстаться со своими изобретениями, невольно сделанными в процессе работы, спрятать официальную бумагу подальше и надолго забыть о своих ночных бдениях.
Понятно, что во время войны, одновременно с профессиональной деятельностью, отец, как большинство москвичей, рыл окопы, строил оборонные укрепления и вынес на своих плечах многие другие тяготы тыла. Мне запомнился такой случай вскоре после окончания войны. 3-его августа 1945 года в мой День рождения меня утешали: «Ничего, Иринушка, война закончилась, скоро будут пирожные». И я в ответ испуганно спросила: «А черный хлеб – будет?»
В многочисленных книгах, написанных о Консерватории, в том числе и к официальным датам (80, 100-летию), о работе технического отдела в годы войны и в восстановительный период дается, как правило, не более одной строчки, наподобие следующей: «Особенно много труда вложил в эти работы технический и обслуживающий персонал»[2] при этом имя Н.Ф.Сапожникова вообще не упоминается, хотя он был награжден уже в 1945-ом году медалью «За оборону Москвы», в 1946-ом году – «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941–1946 гг.» и в 1947-ом – «За трудовую доблесть». Объяснение этому очень простое: отец никогда не был членом партии, работал не по указанию и не под руководством коммунистов, а только по велению своей трудолюбивой натуры и собственному пониманию необходимости и важности приложения особенных усилий.