Ресторан «Ботанический Сад»
Лера и Сергей отправились в знаменитейший ресторан «Ботанический сад» (старое название – «Царица ночи»), находившийся прямо среди оранжерей ботанического сада. По дороге Сергей объяснил, что Похвалин – учитель и босс его друга детства, одноклассника Стаса Куреленкова. Стас с детства любил рисовать, после школы поступил в Мухинское училище на факультет монументально-декоративного искусства, его преподавателем по специальности «художественная керамика и стекло» был Похвалин. Учитель приметил способного студента, а после выпуска пригласил на работу в свою витражную мастерскую «Петербургский стиль»: он очень нуждался в помощнике, и в Стасе он увидел идеальный вариант ученика – спокойного, исполнительного, без вредных привычек. Сергей частенько заходил к своему другу полюбоваться на цветные картины, рождающиеся на простом стекле, и хорошо знал общительного и гостеприимного Сергея Александровича, который, не смотря на занятость, гостей любил и привечал.
Похвалин ждал у входа, вместе они зашли через щедро украшенный цветочными композициями (все-таки в Ботаническом саду!) вход в само здание. Вышедшая навстречу администратор – стройная светловолосая девушка в облегающем элегантном, но строгом костюме приветствовала Похвалина, что называется, с распростертыми объятиями:
– Сергей Александрович, как мы рады! Вас с друзьями как всегда, на ваше любимое место? – девушка радушно, даже слишком, принимала Похвалина. Лера с Сережей удивленно переглянулись.
– Доброй ночи, Екатерина! Как всегда, как всегда! Смотрю, «Царица ночи» прибавила Вам хлопот? – Похвалин галантно поцеловал руку администратора.
– Честное слово, всегда бы так! Но она ведь о нас, простых смертных, не думает, только раз в году цветет, – так, с шуточками они прошли в бар, напоминающий изнутри средневековый замок.
Заметив удивление на лицах молодых людей, Похвалин шепнул на ходу:
– Они в моей мастерской витражи для ресторана делали. Потому меня здесь и знают хорошо, уже друзьями стали. А Екатерина как раз со мной общалась по поводу заказа, вкус у нее отменный!
В банкетном зале все столы были заняты посетителями, зашедшими в романтической атмосфере выпить чашечку кофе с вкуснющими горячими вафлями – фишкой ресторана. В баре же, под кирпичными сводами, нашлось уютнейшее местечко в нише, украшенной витражом в стиле фэнтези – изображением златокудрой всадницы-амазонки со знаменем на фоне фантастического замка и мрачного леса.
Леру очень впечатлил ресторан: кованые украшения-решетки с гербами, деревянные дубовые панели, придающие месту «английскость», шикарная картина в стиле фэнтези… Девушка с легкостью закрыла глаза на несколько неуместные ярко-оранжевые кожаные диваны, с удовольствием расположившись на них. Сергей сел на стул рядом с витражистом, одобряюще улыбнулся Валерии. На столе сразу появилась бутылка красного вина, официант предложил сделать заказ. Лера была очень голодна, но не решилась заказать экзотическую свинину с кактусом. Она выбрала обыкновенный ростбиф с соусом «по-бургундски», Сергей остановился на фирменном блюде из баклажанов. Все гости ресторана оживленно разговаривали, делясь впечатлениями от уникального события – цветения «Царицы ночи». За столиком только что пришедших посетителей также завязалась непринужденная беседа:
– Как я благодарен вам, что не отказали старику и разделили со мной ночную трапезу, – Похвалин умильно посмотрел на Леру, которая за обе щеки уплетала мясо. – У нашей дамы прекрасный аппетит! А что же Вы, Сергей? Не стесняйтесь, закажите себе что-нибудь более существенное, чем пучок травы. Очень рекомендую медальоны из телятины, тают во рту! Кухня, поверьте, здесь отменная, – Похвалин с сожалением посмотрел на свою уже опустошенную тарелку.
– Спасибо огромное, Сергей Александрович, но я не голоден: плотно поужинал, да и ночью нет аппетита.
– Молодой человек, в Вашем возрасте жаловаться на отсутствие аппетита – преступление! Даже я, старик, готов повторить! – Похвалин ударил кулаком по столу в порыве эмоций. Но Сергей был непреклонен. Махнув на него рукой, Похвалин заказал себе вторую порцию медальонов.
Под кофе с десертом Сергей начал разговор об экзотическом цветке:
– Не могли бы Вы рассказать о Вашей работе, о витраже «Царица ночи»?
– Да рассказывать, собственно, нечего. Работа очень долго не шла, что-то все не получалось: то цвет не тот, то рисунок какой-то невыразительный. Очень трудно передать красоту цветка, даже белый цвет имеет разные оттенки. А золотой венец? Множество мелких деталей сложно передать в витражной технике. Возился долго, но получилось очень красиво, уж поверьте мне, без ложной скромности вам это заявляю, – Похвалин погладил бородку, что было жестом полного удовлетворения собой. Слово «шедевр» так и крутилось на языке, но осталось невысказанным, хотя и услышанным.
– Сергей Александрович, может, Вам известен художник-витражист Грант Арамаисович Багромян? – Лера задала вопрос, чтобы вступить в беседу. Тема была ей близка, ведь ее соседями по Щегловке было семейство Багромянов.
– Милое дитя, конечно, я знал Гранта! Это был настоящий художник, кстати, большой мастер именно растительных витражей, к сожалению, уже покойный. А Вам он был знаком?
– Бабушкина дача была рядом, и я в детстве часто гостила в их доме. Да и у меня в квартире есть работы Гранта Арамаисовича. Его сын Армен Грантович ведь тоже мастер-витражист и тоже известный. А общалась я больше с Рубеном, внуком Гранта Арамаисовича, он чуть постарше меня.
– Передавайте Армену от меня привет при случае. Его я тоже знаю лично, но не виделись давно. Когда Грант умер, я в Италии с выставкой был, показывал свои работы и на похороны не успел… Ну, давайте не будем о грустном, мне и так тяжело. Ведь расстаюсь со своим детищем! Уж так хороша «Царица» получилась! Я все больше по фото эскизы делал, заказ-то еще с января у меня, а вот сегодня наяву цветком полюбовался, все оттеночки уловил, – слегка захмелевший мастер трогательно делился с молодыми людьми своими переживаниями, было видно, что он очень любит свое дело.
– Отдать заказ нужно через три дня. Заказчик может забрать его в любой момент, поэтому, если хотите увидеть мою «Царицу», приходите в мастерскую прямо завтра. Вернее, уже сегодня, – посмотрев на часы, улыбнулся Похвалин.
– Сергей Александрович, спасибо за приглашение, обязательно будем! А может, расскажете о своей работе с витражами? – Лера знала, что художнику будет приятно исполнить ее просьбу.
– Эх, рискуете Вы, барышня, застрять со стариком надолго! Как начну рассказывать о своей работе – остановить меня будет не так-то просто. Ну что ж, извольте. Я человек старой формации и пользуюсь классическим способом изготовления витражей: скрепляю свинцовой проволокой фрагменты, медью не пользуюсь, стекло выдуваю сам, добиваясь нужного цвета. Если бы вы знали, как трудно добиться необходимого оттенка! Сотни красителей переберешь. Но не буду утомлять вас техническими подробностями. Кроме того, я не пользуюсь готовым стеклом, и, поверьте, таких витражистов сейчас совсем немного. В основном все количеством, а не качеством берут. Поэтому мои витражи дороги, но спрос на них есть всегда. Я уже давно сам выбираю заказы, не каждый возьму, а только интересный для меня. Эскизы рисую только сам, очень люблю растительную тематику. В мастерской у меня уже огромная коллекция образцов, выставляюсь активно, – старичок был готов выболтать все секреты, получив искренне заинтересованных слушателей.
– Приходите, молодые люди, сами увидите. Да и Станислав будет рад, он, кстати, очень помог мне с «Царицей», – неожиданно выяснилось, что гений творил не один. – Подающий надежды мастер! Зрение у него отменное, вся мелочовка была на нем.
Они еще немного посидели, но глаза у всех стали слипаться. Сергей отвез по домам Леру и изрядно захмелевшего Похвалина, а сам, возвращаясь по пустынным питерским проспектам, декламировал подсмотренные в интернете строки:
«Город спит в колыбели ветров до рассвета…
Фонари освещают холодный июнь.
Высота нашим легким дыханьем согрета,
Эти звезды так близко – погаснут, лишь дунь».9
Все-таки Сергей был неисправимым романтиком! Вечер, проведенный с Лерой, грел его душу. А вдруг когда-нибудь повезет, вдруг…