12. Раннее христианство. Гомилетика
Поначалу реакция на риторику со стороны христианских идеологов была резко отрицательной, как на науку языческую. Но уже к III–IV вв. мнение категорически поменялось, так как Евангелие, Послание Апостола Павла, откровение Иоанна Богослова, проповеди Иисуса Христа являли собой лучшие, высокоталантливые образцы красноречия.
Сам Иисус Христос был превосходным оратором. Его проповеди, поучения, да и обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его речи полны афоризмами, параллелизмами, аллегориями, обращениями и призывами.
Учение, заложенное в Евангелие, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди. Так, в Евангелие от Матфея рассказывается, как Иисус Христос собрал своих апостолов и дал им задание – нести веру заблудшим овцам дома Израилева. Тут и раскрывается суть проповедника: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя. Они сами выбирают себе слушателей – это должны быть достойные люди.
Формируется новый тип оратора – проповедник. Человек бескорыстный, самоутвержденный, полный сострадания к ближнему, абсолютно убежденный в своей правоте, чувствующий
за своими плечами Бога. Проповедник должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.
Евангелие дает основное содержание проповеди (беседы апостола с Учителем). Известно, что такой тип ораторов, проповедников учения Христа, существовал и в годы преследования христиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, растерзанных, замученных, но продолжающих свято следовать речам Учителя.
После воссоединения Церкви с государственной властью уточняется догматика проповедей, начинается борьба против ереси и «инакомыслящих». Суть же гомилетики остается. Преподается эта дисциплина до сих пор на кафедрах в богословских учебных заведениях.
И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приемов, ибо учение Христа сильно своей истиной и не нуждается в украшении. Но стоит обратить внимание на тексты Евангелия, псалмов, посланий, откровений. Привлекают внимание многочисленные эпитеты, гиперболы и т. д.
Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности.
Во многом такой результат достигнут при помощи многочисленных стилевых приемов риторики, грамотно построенного текста.
Следует отметить, что в современных богословских учебных заведениях в наше время наряду с гомилетикой преподается и риторика.