10. Критика античной риторики
Скептический философ Секст-Эмпирна в трактате «Против риторов» поддерживает следующее:
1) отсутствие разграничения в значениях термина «риторика» как учения о речи и в то же время учения о собственно публичной ораторской речи, отчасти получило терминологическое различие в понятиях «собственно риторика» как учение о строении речи любой и «ораторика» – публичная ораторская речь, ее теория и практика;
2) обращение ораторики к чувствам означает пренебрежение к истинной сути обсуждаемого предмета, т. е. не существовало яркого различия между диалектикой и ораторикой;
3) изучение ораторики и воспитание ораторского искусства строилось на прецедентах, а не на определенных исходных положениях – началах, а значит, риторы на практике не учитывали зависимость от этики и государственного устройства;
4) технические, т. е. речевые, и нетехнические, т. е. вещественные, доказательства и аргументы не разделены в смысловой и действенной силе. Связь между вещами и словами не учитывалась, а значит, не была разработана предметная семантика речи;
5) не была достаточно разработана этическая основа публичной речи и законодательная основа речи. Поэтому речь могла быть неэтической и направленной против закона;
6) не были разработаны этические правила борьбы словом, отсюда возможно угодничество и другие пороки;
7) не было разработано понятие лжи как противоположности истине, так как правдоподобие и правда – разные вещи;
8) подбор слов и видов речи как цель элокуции не является целью ораторики, это лишь средство одержания победы в явном или скрытом споре, таким образом, задачи эристики и ораторики небыли разграничены. Все эти суждения справедливы по отношению к практике преподавания риторики, точнее, ораторики в Античности.
Экстеризм воспитания и обучения риторов (как правило, платного, когда ученик или его семья требовали явного и безусловного практического результата ораторских навыков для карьеры) ориентировал педагогическую деятельность не на понимание и анализ места и характера речи в обществе, а лишь на ее содержание и формы, т. е. не на научное выявление характера феномена речи, а на сиюминутный результат.
Секст указал пороки педагогической практики, не освещенной фундаментальной теорией. Но и после трактата Секста жизненная необходимость все же удержала ораторскую педагогику как необходимую часть общества.