Тема 5.
Логика ораторской речи
Логические законы
При построении речи важно соблюдать логику рассуждения. Логичность рассуждения – это ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов от одной мысли к другой, аргументированное изложение материала. Именно эти качества логичного рассуждения регулируются известными в логике законами тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.
Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание». Соблюдение этого закона требует определенности, точности формулировок. Значение закона тождества для устной речи в том, что он формулирует требования правильного ее построения: прежде чем начинать обсуждение какого- либо вопроса, необходимо ясно установить точное, определенное, устойчивое, конкретное, относительно тождественное содержание его, и в ходе обсуждения твердо держаться основных определений этого содержания.
Закон противоречия : «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет». Таким образом, этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений.
Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ведется по формуле «или-или», никаких других вариантов нет. Выполнение требований закона исключенного третьего приучает оратора к последовательности и принципиальности мышления, т.е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызывающие двойного истолкования.
Закон достаточного основания относится к обоснованности речи и формулируется так: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом.
Основываясь на логических законах, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной.
Композиция текста
Композиция (лат. compositio – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста.
Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя: вступление, главную (основную) часть, заключение.
В ходе экспериментов было установлено, что запоминается и усваивается лучше всего то, что дается в начале или в конце сообщения, что объясняется действием так называемого психологического закона «края». Поэтому важно продумать содержание вступления и заключения.
Задача вступления – подготовить слушателей к восприятию темы. По мнению опытных ораторов, следует сразу привлечь внимание аудитории. «Зацепляющих крючков» (А.Ф. Кони) существует множество: интересный или даже неожиданный пример; пословица, поговорка, крылатое выражение, цитата; рассказ о каких-либо событиях, имеющих отношение к теме выступления; вопросы, позволяющие втянуть слушателей в активную умственную деятельность.
Вступление часто импровизируется, однако неудачная импровизация может испортить всю речь. Здесь необходимо усвоить несколько правил построения вступления:
1) вступление должно быть кратким;
2) вступление должно быть умеренно энергичным, т.е. не слишком эмоциональным, иначе придется продолжать речь на том же эмоциональном уровне и аудитория быстро устанет, и самому оратору вряд ли хватит сил быть эмоциональным до конца речи;
3) стилистически вступление не должно резко контрастировать с основной частью речи, т.к. может сложиться впечатление, что оратор стремится привлечь внимание к себе, а не к теме речи;
4) во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок и данных, поскольку аудитория входит в речь постепенно и вступление воспринимается на фоне внутренних или внешних помех;
5) вступление оратор сочиняет в последнюю очередь, после того, как продумана главная часть и заключение.
Композиция основной части выступления будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них:
Принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.
Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.
Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.
Принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.
Задачами основной части являются: сообщение информации, обоснование определенной точки зрения, убеждение аудитории, побуждение аудитории к конкретным действиям.
Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала главной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики:
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие- то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Заключение должно быть кратким, сжатым. В нем, как правило, подводятся итоги сказанному, делаются обобщения; кратко повторяются основные тезисы, подчеркивается главная идея и важность для аудитории разобранной темы; намечаются пути развития выраженных мыслей; ставятся новые задачи, очерчиваются перспективы, звучит приглашение высказать свое мнение, поспорить.
Методы аргументации
Истинность какого-либо тезиса доказывается или опровергается с помощью аргументов. Под аргументацией понимается разновидность рассуждения, цель которого – формирование убеждений слушателей, читателей, исследователей. Аргументация – это процесс приведения тех или иных аргументов, оснований для подтверждения выдвинутого тезиса, высказывания. Убеждение достигается логической культурой речи, а основой убедительности выступления являются доказательства.
Доказательство в риторике и логике – это средство управления мышлением аудитории, собеседника под воздействием аргументов.
Аргументами или доводами могут служить:
• законы, уставы, руководящие документы,
• известные теоретические положения,
• установленные факты,
• заключения экспертов,
• статистическая информация,
• цитаты из известных книг признанных в той или иной сфере авторитетов,
• житейские аксиомы,
• нормы права.
Дополнительными источниками аргументации, известными с древности, являются: «аргумент к смыслу» – включение предмета в более широкую область содержания, например, как часть – в целое; сравнить, сопоставить его с другими предметами, определить пространственные и временные рамки; «аргумент к личности» – обращение к индивидуальным, нравственным качествам человека; «аргумент к авторитету» – обращение к высказыванию известного человека, авторитета в данной области. Доказать мысль с помощью ссылки невозможно, но для подкрепления остальных доводов цитата может быть уместна;
«аргумент к публике» – означает обращение к общественному мнению, к опыту самой аудитории, удостоверяющему истинность того или иного положения.
Существует несколько правил отбора аргументов и их расположения:
1) сила аргумента определяется не тем, что считает правильным оратор, а тем, что убедительно и приемлемо для аудитории;
2) чем меньше доводов, тем убедительнее положение, ибо любой довод спорен сам по себе;
3) чем лаконичнее и яснее сформулирован довод, тем большее впечатление он производит;
4) в речи больше всего запоминается то, что сказано в начале и в конце выступления.