Тема 3.
Язык, речь, речевая деятельность
Понятие языка и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.
Язык – это система знаков, служащая для общения людей; это объективное, исторически сложившееся явление духовной жизни общества. Знаком принято называть «заместителей» других объектов. Кроме языка, естественной знаковой системы, существуют искусственные, например, сигналы светофора, нотное письмо, символические записи, используемые в математике (цифры и символы; +, – , =) и других науках. В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, то есть он универсален. Жестикуляция и мимика – системы невербального общения – придают звучащей речи лишь добавочные эмоциональные и смысловые оттенки.
Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка. Таким образом, язык – это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т.е. в морфемах и т. д.
Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи информации, национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.
Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Виды речи
Выделяются следующие виды речи: внутренняя и внешняя, которая в свою очередь делится на письменную и устную, монологическую и диалогическую.
Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного – протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».
Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.
При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А.М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.
В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В.Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество – моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также … другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться»3.
Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог – это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.
Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики-стимула и реплики-реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь – первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры чаще всего не заботятся о форме и стиле высказывания. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.
Речевая деятельность и речевой акт
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими видами деятельности существует самая распространенная – речевая. Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Л.С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т.д.).
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание), передаваемая информация (сообщение).
Теория речевой деятельности учитывает прежде всего то, что коммуникация – это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» – коммуникатор, «ты» – реципиент), высказываясь об общем предмете разговора.
Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют три ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь.
Первая ступень состоит из шести этапов:
1. Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и т.п.
2. Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.
3. Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.
4. Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.
5. Языковое структурирование – это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.
6. Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики.
На второй ступени выделяются собственные «шаги»:
1. Прием звукового сигнала.
2. Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка. На данном этапе реципиент начинает понимать слова.
3. Узнавание значения каждого фонетического слова.
4. Расшифровка грамматических связей между словами.
5. Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6. Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек).
7. Оценка языкового мастерства говорящего.
Полный цикл речевого акта завершается новым действием – свидетельством результативности высказывания. Третья ступень – обратная связь – понимается широко: это вопросы, реплики, письма на телестудию после интересной передачи, голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата, ответы учащихся на уроке или экзамене, толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы…
Такова единая модель перекодировки замысла в речь и декодирования информации, реакции на нее.
Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.
Таковы составляющие системы нашего «языкового существования», при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: меньше всего мы пишем (9 %) и читаем (16 %) (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем (40 %) или говорим (35 %) (это может зависеть от личных свойств человека).
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Говорящий преследует разнообразные коммуникативные цели: согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т.д. В зависимости от этого возникают высказывания трех типов: сообщения, побуждения, вопросы. Это так называемые речевые акты.
Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.
При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, «растягивается» звук типа [э], произносятся выражения «как бы это сказать?», «ну вот» и подобные. Эти проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают психологическое состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим. Но прерывистость устной речи – свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой активизирует внимание аудитории, о чем свидетельствуют, в частности, «подсказки» тех выражений, которые «ищет» оратор.
Слушание аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.
Еще философ Зенон утверждал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». А историк Плутарх советовал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т.е. культура.
Результаты обследования множества людей указывают, что достаточными навыками аудирования обладают лишь 10 % из них. Прослушав десятиминутное сообщение, «средний» слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного.
Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания. Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5— 7 минут при дистантной коммуникации.
Можно выделить следующие «роли» слушателей: 1) «симулянт» – делающий вид, что слушает; 2) «зависимый слушатель» – легко попадающий под влияние мнений и желаний других; 3) «перебивала» – тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника; 4) «погруженный в себя»; 5) «интеллектуал» – воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.
Различают также 2 способа слушания:
1. Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
2. Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей.
Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются:
1) выяснение, т.е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения («Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»);
2) перефразирование – «передача» чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме («Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами Вы считаете…»);
3) резюмирование – подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то…», «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»;
4) подтверждение контакта – приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «это интересно», «да», «понимаю Вас», «приятно это слышать».
Залогом успехов в межличностных и профессиональных отношениях является соблюдение правил эффективного слушания:
1. Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.
2. Пытайтесь за фразами собеседника «уловить» его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.
3. Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из-за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается «свободное время».
4. Отключайтесь от внешних «помех», отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2–3 дела.
5. Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования.
6. Логически планируйте процесс слушания. «Мысленное опережение» речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.
7. Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.
8. Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место.
9. Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.
10. Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали «критические» для Вас слова, выводящие из состояния равновесия.
11. Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое).
12. Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.
13. Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге.