Вы здесь

Рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих. Раздел I. Основы перспективы (В. М. Саунина)

Раздел I. Основы перспективы

Перспектива. Основные понятия

Перспектива – способ изображения трехмерных объектов окружающего мира на двухмерной плоскости листа. Термин «перспектива» в переводе с латинского языка означает «смотреть сквозь». Знание перспективы необходимо каждому художнику для формирования навыков реалистического рисования.

Перспектива рассматривает предметы в пространстве. Существует несколько видов перспективы. Для решения пространственных задач в них используются разные приемы.

Виды перспективы, основанные на геометрических построениях, рассматривают объекты изображения относительно линии горизонта. Линией горизонта называется линия, где, как нам кажется, небо сходится с землей. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз наблюдателя. С изменением уровня глаз наблюдателя меняется положение линия горизонта. Изображаемый объект может находиться выше, ниже и на линии горизонта прямо перед зрителем или под углом к нему. В зависимости от этого меняется зрительное восприятие объекта и приемы его построения.

В изобразительном искусстве наибольшее значение имеет линейная перспектива. В ней выделяют фронтальную, угловую и вертикальную (наклонную) перспективы.

При фронтальной линейной перспективе предмет находится прямо перед наблюдателем, для его построения используется одна точка схода на линии горизонта.

При угловой линейной перспективе предмет располагается под углом к наблюдателю, для его построения используется две точки схода на линии горизонта.

При вертикальной или наклонной перспективе наблюдатель либо смотрит на объект изображения сверху, либо наблюдает вращающийся в пространстве объект. Для его построения используется три точки схода: две на линии горизонта, одна – ниже (надир) или выше (зенит) линии горизонта.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ

Законы перспективы сформировались не сразу. То, что сейчас нам кажется простым и естественным, формировалось коллективным разумом человечества тысячелетиями.

Этот процесс можно наглядно проследить на примере произведений изобразительного искусства разных периодов.

В эпоху Палеолита это были восхитительные по силе передачи характера, пластики и внутренней энергетики наскальные изображения отдельных животных.

Художники этого периода обладали великолепным чувством формы, пропорций, умели передавать движение и характер изображаемых животных. Для изображения ими выбиралось наиболее выгодное информационно значимое положение – вид сбоку (профильное). Осознанно или нет, художники применяли метод ортогональных проекций – мысленное проецирование на плоскость изображения животного при помощи параллельного проецирования под прямым углом по принципу отбрасываемой тени.

Художник не решал задачи изображения животного в фас или в повороте, избегал сюжетных сцен с участием человека или других животных, не изображал животного в пространстве, так как это не входило в сферу его интересов, он не владел приемами композиции и техникой перспективного изображения животного в разных ракурсах.

В эпоху Мезолита меняется отношение художника к окружающему миру. Значительно обогащается опыт его существования в природе, осваиваются новые виды деятельности, орудия труда и оружие. Образ Зверя перестает концентрировать на себе внимание человека, как нечто мощное и непостижимое.




Теперь художника больше интересует зверь, как объект охоты. На смену тщательной проработанности образа приходят сцены охоты, рыбалки, собирательства со схематичными профильными изображениями людей и животных в энергично разворачивающемся действии. Научившись строить свои отношения с окружающим миром, человек становится действующим объектом изображения.

Появляется композиция, наивная, но эмоционально насыщенная. Художника интересует событийность момента, а не пространство, в котором это событие происходит, не детальная проработка образов. Поэтому в период Мезолита перспектива в рисунках древних художников отсутствует.

Такая ситуация сохраняется в течение нескольких тысячелетий до тех пор, пока человечество не проходит сложный путь развития общества, освоения первоначальными научными знаниями, особенно в области математики и геометрии.

Новое понимание искусства мы можем наблюдать в Древнем мире на примере памятников культуры таких государств, как Шумер, Аккад, Вавилон и, конечно, Древний Египет.

В Древнем Египте за основу изображения принимается метод ортогональных проекций. Искусство развивается в рамках философии и жизненного уклада египетского общества, где признается абсолютная власть фараона, как сына бога, разрабатываются незыблемые каноны жизни и искусства. За основу выбирается профильное, фронтальное или профильно—фронтальное изображение. Например, верхняя часть торса человека и глаз изображаются в фас, тогда как, голова, нижняя часть торса и ноги – в профиль. Все египетское искусство крайне канонизировано, т.е. подчинено определенным законам. Это существенно усиливает информативность рисунка.

Характерно, что в некоторых элементах изображений просматривается попытка передачи пространства в виде изображения нескольких фигур с небольшим смещением, или наложения фигур друг на друга, что также позволяет определить их пространственное положение.




В изображениях некоторых сюжетов, египтяне используют совмещение нескольких точек зрения в одном изображении, например, во фреске «Озеро в саду Небанум».




Древние египтяне изображали окружающий мир в пределах одной плоскости, лишенной перспективы. Величина фигур определялась их положением в обществе. Несмотря на некоторую условность и искажения в изображениях, эта система была понятна и безукоризненно организована.

В античный период перспективно – пространственные представления стали исследоваться древнегреческими учеными. Особую роль сыграли работы Евклида из Александрии (III в. до н.э.) «Оптика» и «Катоптрика», посвященные геометрической оптике и перспективе. В своих исследованиях Евклид опирался на концепцию зрительных лучей, разработанную атомистами. Они считали, что при рассмотрении от предметов отделяются образы, вызывающие в глазу зрительные ощущения. Путем геометрических исследований Евклид вывел законы перспективы:

• зрительные лучи обладают одинаковой скоростью и являются бесконечными, прямолинейно расходящимися прямыми, соединяющими две точки;

• встречая на своем пути объект, они образуют конус с вершиной в глазу и основанием на поверхности объекта;

• человек видит только те предметы, на которые падают зрительные лучи;

• чем больше угол падения зрительного луча, тем больше и отчетливее видимый предмет.

Теоретическое исследование Евклида развил Птолемей (около 140 г. н.э.), введя понятие центрального визуального луча. Он исследовал проблему падающих и отраженных, падающих и преломленных лучей.

Перспективные построения использовались в театральных декорациях с 6 – 5 вв. до н. э.

В период средневековья исследования в области прямой линейной перспективы не проводятся. Это связано с новым философским пониманием мира. В этот период развивается обратная перспектива, которая позволяет использовать иную точку зрения – взгляд изнутри.

Теоретические исследования древнегреческих ученых в области перспективы нашли свое продолжение в работах исследователей и художников эпохи Возрождения.

Движение к пониманию законов перспективы было постепенным. Сначала сформировалось понимание существования единственной точки схода и системы центральной линейной перспективы. Одним из первых ощущение пространственного единства в композицию внес итальянский художник и архитектор Джотто (1267—1337 гг.).

Филиппо Брунеллески в 1425 г. продемонстрировал систему центральной перспективы. Все линии ортогональных форм соединялись в точке схода. Система построения центральной перспективы быстро распространялась среди художников и скульпторов.

Архитектор Леон Баттиста Альберти в трактатах «О статуе», «Три книги о живописи» 1436 года обосновал применение линейной перспективы в живописи. Он первым провел практические исследования в этой области, описал метод построения изображения с помощью линейной перспективы, связно изложил математические основы учения о перспективе.




Выдающийся немецкий художник и теоретик изобразительного искусства Альбрехт Дюрер был единственным мастером северного Возрождения, который в своем творчестве стремился разработать совершенные способы перспективного построения на основе «камеры – обскура», изобретенной ученым арабского происхождения Альхазеном еще в X веке.

Камера-обскура («темная комната») – инструмент древних астрономов, простейшее оптическое устройство, проецирующее изображение на плоскость.


Альберт Дюрер Приспособление для изучения перспективы


Первая книга «De Artificiali Perspectiva» (автор Жан Пелерин, или Жан Путник) по практическому построению рисунка в перспективе была опубликована в 1505 году. В ней автор проводит идею наличия двух – центральной и диагональной – точек схода. Диагональные точки схода использовались для точного и верного размещения объектов, которые находились под некоторым углом к плоскости изображения.


Тайная вечеря. Леонардо да Винчи


Параллельно с развитием представлений о центральной линейной перспективе развивалось и представление об «осевой» перспективе с несколькими отдельными точками схода. Осевая перспектива давала возможность симметричного построения параллельных контуров, соединяющихся на центральной горизонтали или вертикали.

К середине XVII века была разработана система перспективных геометрических построений при помощи пересекающихся линий – линейная перспектива. Приемы перспективных построений были обоснованы как теоретическое обобщение научных данных о зрительном восприятии. К концу XVII века теория перспективных построений получила широкое распространение в изобразительном искусстве.

К XIX веку были разработаны усложненные системы перспективы относительно кривых и сильно удаленных поверхностей.

Виды перспективных изображений

Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения при условии изображения трехмерного объекта на двухмерной плоскости с помощью научных методов геометрического построения по принципу центральной проекции, называется линейной перспективой. Линейная перспектива может быть прямой и обратной. Прямая линейная перспектива позволяет изображать объекты, уменьшающиеся по мере удаления.




Принцип центрального проецирования предполагает наличие точки пространства (центра перспективы), из которой мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета. На пути лучей ставят условную картинную плоскость, на которой получают плоское изображение, фиксируя пересечение проведенных лучей с картинной плоскостью.

Если предмет находится прямо перед наблюдателем, то все параллельные линии перпендикулярные картиной плоскости, по мере удаления от зрителя сходятся на линии горизонта в одну точку, обозначаемую латинской буквой F или Р и находящуюся за объектом изображения.

Если предмет находится под углом к наблюдателю, для его построения на линии горизонта требуется две точки схода F1, (Р1) F2 (Р2). Расстояние между ними влияет на характер изображения предмета. Чем дальше друг от друга находятся точки схода, тем меньше искажений, естественнее восприятие формы.

Несмотря на геометрическую основу, линейная перспектива является средством художественного воссоздания окружающего мира.


Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, при котором изображенные объекты представляются увеличивающимися по мере удаления от наблюдателя, называется обратной перспективой.

В обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой перспективе. Поэтому феномен обратной перспективы долгое время объяснялся неумением художников отображать реальный мир так, как видит его наблюдатель. Исследования показали, что обратная перспектива имеет строгое математическое обоснование, и, в смысле научной точности, равноценна прямой перспективе.




Обратная перспектива получила развитие в средневековом искусстве. Это связано с изменением представлений об устройстве мироздания.

В связи с этим точка зрения перемещается внутрь самого зрителя. Это позволяет создать целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отражает сакральное содержание изображения.




В XX веке с усилением интереса к символизму и средневековому художественному наследию возросло внимание к обратной перспективе в теории и художественной практике.

Панорамная перспектива

Слово «панорама» означает перспективное изображение на картинной плоскости всего того, что зритель видит вокруг себя. Панорамное изображение строится на внутренней стороне цилиндрической или шаровой поверхности. При этом точку зрения располагают на оси цилиндра или в центре шара, а линию горизонта – на окружности, находящейся на уровне глаз зрителя.

Для наилучшего обзора изображения зритель должен находиться в центре цилиндрического помещения.

Как правило, панорама предполагает наличие на переднем плане реальных предметов, дополняющих изображение. В этом случае ее называют диорамой. Для создания эффекта освещения в диорамах часто применяют подсветку.


Плафонная перспектива

При необходимости росписи потолка используется плафонная перспектива.

Особенностью этого вида перспективы является создание иллюзии пространства на горизонтальной плоскости потолка с помощью линейной перспективы. Зритель, смотрящий снизу вверх, получает ощущение глубины пространства.


Сферическая перспектива

Сферическая перспектива представляет собой способ построения изображения на плоскости картины, стены, свода, купола, который позволяет создать ощущение иллюзорного углубления пространства за счет совмещения зрительного центра с геометрическим центром композиции, тогда как остальные элементы композиции остаются в воображаемом сферическом пространстве.

Это идет от древнейших верований о центре мира как сердцевине земли.

В изобразительном искусстве этот прием имеет философский смысл отстранения художника от эвклидовой геометрии Земли и предполагает мысленный взгляд на мир из космоса.

Тенденция к сферичности изобразительного пространства прослеживается в произведениях многих художников.




При изображении предметов в сферической перспективе все линии построения имеют точку схода в главной точке, оставаясь прямыми. Строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии по мере удаления от главной точки будут изгибаться, приближаясь к окружности, не проходящие через центр – к эллипсу.


Тональная перспектива

Тональная перспектива определяет свойства изображаемых предметов изменять характеристики контрастности в сторону ослабления при удалении предметов от зрителя.

Тональная перспектива впервые была обоснована Леонардо да Винчи.


Воздушная перспектива

Воздушная перспектива определяет кажущиеся изменения объекта изображения в цвете, очертаниях, степени освещенности под воздействием пространства.


Воробьев М. Н. Итальянский пейзаж


Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости очертаний предметов по мере их удаления от наблюдателя, уменьшением насыщенности цвета и изменением его цветовых характеристик. Из-за слоев воздуха между наблюдателем и объектом изображения, цвета темных предметов светлеют, а светлых – темнеют. Удаленные предметы приобретают голубоватый, молочно-белый, фиолетовый цвет, теряется их фактурность, многоцветность, детальность восприятия.

Билатеральная перспектива

Билатеральная перспектива обозначает зеркальную двусторонность, способ изображения объемных форм, когда боковые поверхности не имеют обычной точки схода, идут в глубину параллельно, придавая симметричность рисунку, или билатеральность. Этот вид перспективы называют еще параллельной или китайской, т.к. ее можно наблюдать в средневековой японской гравюре, китайской живописи, изображениях восточных интерьеров.


Аксонометрия

Аксонометрией называют способ получение наглядного изображения при помощи проецирования. Выделяют следующие виды аксонометрии: изометрия, диметрия, триметрия. Аксонометрия используется в технических чертежах и рисунках.


Перцептивная перспектива


Перцептивной перспективой называют совмещенный способ построения, когда в одном изображении используется прямая, обратная перспектива и аксонометрия.

В перцептивной перспективе ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний – в аксонометрии, дальний – в прямой линейной перспективе.

Наблюдательная перспектива

Наблюдательная перспектива – способ построения изображений предмета без точных расчетов, путем анализа и построения на глаз.

Аспектива

Аспектива – термин противоположный термину «перспектива». В переводе с латинского он означает «обзор» и предполагает рассматривание предмета вблизи со всех сторон. Это позволяет мысленно выделить объект изображения из окружающей среды (фреска «Альдобрандинская свадьба). Этот метод характерен для античного искусства.


Построение изображений в линейной перспективе

Линейная перспектива – способ отражения реального мира на картинной плоскости при помощи геометрических построений. В ней выделяют линейную фронтальную, угловую, вертикальную или наклонную перспективы.

Линейная перспектива – раздел начертательной геометрии. Геометрические построения в рамках начертательной геометрии довольно сложные. Для художников важны общие положения, понимание основных принципов перспективных построений. Поэтому, мы рассматриваем упрощенный, но достаточный алгоритм построения перспективных изображений.

Линейная фронтальная перспектива

Линейная фронтальная перспектива используется для изображения предметов, находящихся прямо перед зрителем. Для построения изображения во фронтальной линейной перспективе используется линия горизонта, к которой привязываются все геометрические построения.




Чтобы понять принципы построения сложных предметов в линейной фронтальной перспективе, необходимо изучить приемы построения простых геометрических фигур и тел. Квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, круг, овал – это геометрические фигуры. Они плоские, имеют два измерения. Геометрическими телами называются объемные объекты изображения, имеющие три измерения. Это куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар.

Все сложные объекты окружающего мира состоят из простых геометрических тел.

Последовательность построения плоских геометрических фигур

Построим плоские геометрические фигуры в линейной фронтальной перспективе.

Упражнение №1. Построение горизонтально расположенного квадрата во фронтальной линейной перспективе ниже, выше и на уровне глаз.




В данном примере квадрат во фронтальной линейной перспективе находится ниже линии горизонта. Это наиболее часто используемая точка зрения в изобразительном искусстве, но не единственная.

Объект изображения может находиться на линии горизонта или выше нее. В этом случае принцип построения используется тот же, но линии построения будут направлены не вверх, а вниз.

Если квадрат расположить на уровне глаз горизонтально, он будет восприниматься наблюдателем, как отрезок прямой.

Во фронтальной плоскости квадрат не имеет перспективных искажений. Если квадрат располагается вертикально или под наклоном, принципы построения его во фронтальной линейной перспективе не меняются




Упражнение №2. Построение горизонтально расположенной окружности во фронтальной линейной перспективе ниже, выше, на уровне глаз.






Если окружность располагается во фронтальной плоскости (прямо перед зрителем), она изображается без перспективных искажений.




Построение окружности выше, ниже, на уровне глаз, в вертикальном и наклонном положении.

Последовательность построения геометрических тел

Умение строить плоские фигуры на плоскости позволит научиться строить простые геометрические тела, а затем предметы сложной конструкции.

Упражнение №3. Построение пирамиды во фронтальной линейной перспективе ниже и выше уровня глаз.




Если пирамида располагается выше линии горизонта, наблюдатель увидит одну грань и основание пирамиды.


Упражнение №4. Построение куба во фронтальной линейной перспективе






Если куб располагается ниже линии горизонта, наблюдатель увидит грань и верхнее основание куба, если выше линии горизонта – грань и нижнее основание куба. Три ребра куба будут строго горизонтальны, два – строго вертикальны.


Упражнение №5. Построение конуса в линейной фронтальной перспективе ниже и выше уровня глаз.




Если конус располагается ниже линии горизонта, наблюдатель не увидит основание конуса.

Если конус располагается выше линии горизонта, наблюдатель не увидит основание конуса.


Упражнение №6. Построение цилиндра в фронтальной линейной перспективе ниже и выше уровня глаз.




При положении цилиндра ниже линии горизонта, наблюдатель увидит его верхнее основание, при положении выше линии горизонта, наблюдатель увидит нижнее основание цилиндра. Чем ниже относительно линии горизонта основание, тем оно шире. Чем выше относительно линии горизонта основание, тем оно ближе к окружности.


Упражнение №7. Построение комбинации геометрических тел

Чтобы построить комбинацию геометрических тел, нужно построить каждое из них в отдельности, используя общую точку схода Р. При построении следить за тем, чтобы основания предметов (следки от предметов) не пересекались между собой.




Упражнение №8. Построение предмета сложной формы. состоящей из призмы, цилиндра, пирамиды.




Проанализировать форму заданной комбинации, выполнить последовательное построение, начиная снизу.


Построение интерьера

Упражнение №9. Построение интерьера комнаты

Фронтальная линейная перспектива часто используется для построения интерьеров.




Вначале следует изобразить дальнюю стену комнаты в виде прямоугольника, определить линию горизонта и точку схода Р.

Через точку схода построить потолок, стены, пол (рис.1).


Рис.2


Чтобы построить окно на левой стене, определим его высоту т. 1, 2, проведем через них прямые в точку Р, вертикальными прямыми обозначим ширину окна т. 3, 4, 5, 6. Через т. 4, 5 проведем отрезки горизонталей, которые покажут глубину окна. Получившиеся точки 7, 8 соединим вертикалью, проведем через т. 7, 8 линии в точку Р. Построим дверь на правой стене (рис.2).


Рис.3


Следующим этапом будет размещение мебели. Для этого надо построить по габаритным (наибольшим) размерам призмы, которые определят размеры предметов и их расположение. В построении мы можем использовать только горизонтальные, вертикальные прямые и линии связи с т. P. Построение может вестись только до линий, ограничивающих плоскости стен (рис.3).


Рис 4


Построим детали и выделим видимый контур (рис.4).

Линейная угловая перспектива

Угловая перспектива – это перспективное построение объектов изображения, расположенных под углом к наблюдателю. Угловая перспектива отображает предметы, все видимые части которых воспринимаются в ракурсе, поэтому при построении на линии горизонта используется две точки схода.


Последовательность построения плоских геометрических фигур

Упражнение №10. Построение квадрата в угловой линейной перспективе ниже, выше линии горизонта.






Упражнение №11. Построение окружности в угловой линейной перспективе ниже, выше линии горизонта.








Построение окружности в угловой линейной перспективе выше линии горизонта.

Последовательность построения геометрических тел

Упражнение №12. Построение пирамиды в угловой линейной перспективе ниже и выше линии горизонта.

Для построения пирамиды в угловой линейной перспективе необходимо выполнить следующие действия: построить квадрат в угловой линейной перспективе, провести в нем диагонали, из точки пересечения диагоналей (точка О) восстановить высоту (точка S), точку S соединить с вершинами основания (А, В, С, D), выделить видимый контур.




Упражнение №13. Построение куба, призмы в угловой линейной перспективе ниже и выше линии горизонта

Для построения куба в угловой линейной перспективе необходимо выполнить следующие действия: построить основание куба (квадрат АВСD); из т. А, В, С, D восстановить вертикали и обозначить высоту куба АА1. Точку А1 соединить с F1, F2 и на пересечениях вертикалей обозначить т. В1, D1; т. В1 соединить с F1. Точку. D1 соединить с F2, на пересечении линий В1F1 и D1F2 обозначить т. С1, соединить ее с т. С. Выделить видимый контур.




Упражнение №14. Построение конуса в угловой линейной перспективе ниже, выше линии горизонта

Для построения конуса в угловой линейной перспективе необходимо выполнить следующие действия: построить окружность в угловой линейной перспективе, из т О восстановить высоту. обозначить точку S, соединить ее с окружностью касательными, выделить видимый контур.




Упражнение №15. Построение цилиндра в угловой линейной перспективе ниже линии горизонта, выше линии горизонта

Для построения цилиндра в угловой линейной перспективе необходимо выполнить следующие действия: построить призму с квадратным основанием; построить в верхнем и нижнем основании окружности и соединить их вертикальными прямыми по касательной; выделить видимый контур.




Упражнение №16. Построение предметов сложной формы

Выполнить последовательное построение комбинации геометрических тел: призмы, цилиндра, пирамиды.






Упражнение №17. Построение комбинации предметов быта в угловой линейной перспективе.

Чтобы построить комбинацию бытовых предметов, нужно внимательно проанализировать форму и пространственное положение каждого из них, построить предметы, используя общие точки схода. При построении следить за тем, чтобы основания предметов (следки) не пересекались между собой. Это очень важно. Иначе предметы врежутся друг в друга.




Упражнение №18. Построение интерьера в угловой линейной перспективе

При построении угловой линейной перспективы интерьера провести линию горизонта, обозначить на ней точки схода (F1, F2), которые, как правило, выходят за пределы картинной плоскости, определить высоту дальнего угла (А, А1), выделить линии потолка и пола.


Рис.1


Пользуясь точками схода, построить окно и раздвижную дверь. При построении угловой перспективы интерьера используются вертикальные линии для определения высоты и прямые, уходящие в точки схода.


Рис.2


После построения общего вида комнаты, определить габаритные размеры мебели.


Рис.3


Построить детали и выделить видимый контур.


Рис.4


Упражнение №19. Построение экстерьера здания в угловой линейной перспективе

Экстерьер (внешний вид) здания часто используется художниками в композиции и натурных зарисовках. Перспективные построения помогают понять не только конструкцию дома, но и естественные перспективные сокращения. Особенностью построений экстерьера является, в большинстве случаев, изменение перспективных построений в двух направлениях: частично линии построения направляются вниз, а частично вверх. Большая величина объекта предполагает положение части элементов здания выше линии горизонта, части – ниже линии горизонта.

Конец ознакомительного фрагмента.