Урок третий. В поисках Хайку
Если вы всё ещё в поиске хайку, которая бы вас заинтересовала и с которой можно было работать, вот несколько мыслей на этот счёт.
Каждый из нас имеет свои личные причины, для того чтобы писать хайки, но для меня, «вся моя жизнь», означает быть готовой принимать хайку-вдохновение и это намного ценней для меня, чем те стихи, которые я напишу в финале.
Видите ли, для того чтобы нас открыли и дали в этой жизни посвящение в хайку (а я верю, что хайку – это подарок нам свыше, впрочем, и все стихи – это подарок), мы нуждаемся в определенной жизненной позиции и руководстве на дороге жизни.
В действительности люди, говорят об образе жизни на дороге хайку. Это не означает, что мы должны становиться нищим Дзен-Буддистом или переезжать на отдаленную гору, одетые в один-единственный халат с заплатами. Мы не будем сидеть со скрещенными ногами, не будет ничего такого, что сделает нас «кем-то другим», а не тем чем мы являемся «на самом деле». Есть особые подходы для нашего духовного роста в работе над хайку, но мы так же пишем и свою жизнь. Быть здесь и сейчас – это способ быть именно в этом моменте, используя чувства и проверяя, то, что тебя окружает в данное время – наблюдая, как эта окружающая середа связана с нашими чувствами.
Вместо того чтобы погрузиться в размышления мы используем свой ум для исследования окружающей середы. Это также говорит о «достижение центра жизни» потому что когда мы останавливаем «внутренний голос», который все время терзает и жалуется, мы достигаем состояния равновесия.
***
очнусь
от зимней дремоты
первый цветок
В самом деле, наблюдая, как с приходом весны просыпается природа, распускаются первые цветы и почки. Особенно это заметно в холодном климате. А увидев первые цветы, обычно это мимоза на восьмое марта, мы как бы оживаем, просыпаемся, выходим из зимней спячки вместе с первыми цветами.
Уважение к бытию – это умение ценить то малое, что есть в хайку и то, что делает это хайку большим взглядом на окружающий мир. Все люди склонны анализировать и осуждать себя, ведя большую часть жизни внутренний диалог, затрагивая вопросы; «это хорошо» а «это плохо».
Такого сорта мышление о себе содержит и ворчливый голос, который действует разрушающе на наш ментальный мир. Тогда как большой взгляд на мир не выделяет живых существ, а рассматривает их как часть всего целого. Это позволяет остановиться нашему внутреннему голосу и открыться величию мира вокруг.
Для настоящего поэта и писателя это важно. Человек – который пишет, особенно если пишет поэзию, является частью природы. Здесь я позволю себе пример из книги Джейн Рейнхолд.
***
мышка и я
делим ее норку в комоде
домик в лесу
Обнаружив мышь в комоде, попробуйте вместо удивления и воплей признать, что жизнь в лесу – где мыши и живит – может перетекать в иные русла, в частности в комод с носками.
Это не только проявление дружелюбия, к нашим близким с которыми мы живем, но и знак уважения к вещам о которых мы обычно не думаем, как о живых; скалы, реки, дома и посуда.
«От дуновения Божия происходит лёд, поверхность воды сжимается. Также влагаю он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его. И они направляются намерением Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли Иов 37: 10—12».
В этот момент каждый из нас действительно начинает понимать все дивные проявления, пронизывающие каждый квадратный дюйм земли, всё и вся содержит замысел для каждого существа на планете, и как после этого можно загрязнять ее.
Понимая это, мы начинаем жить в благородном союзе со всеми вещами, которые нас захватывают, мы испытываем родственные связи и все большую ответственность перед окружающим нас миром. Впрочем, человек часто не думает о своей ответственности перед окружающими его существами. Басё говорил: «Нужно любить то, о чём пишешь».
Рассказывают одну историю о Мацуо Басё и его любимом ученике Такараи Кикаку.
Однажды осенью он и Кикаку шли по рисовому полю. Увидев красную стрекозу Акатомбо, Кикаку сложил:
***
выдерни
крылья у стрекозы
красный перчик
«Вы наверно поняли, что имел в виду ученик Басё? Из-за своего ярко-красного тельца стрекоза Акатомбо напоминает небольшой перчик Чили, и если у нее выдернут крылья, это сходство только усилиться».
Нет, – сказал Басё, – это не хайку. Ты убил стрекозу. Если ты хочешь создать хайку и дать ему жизнь, нужно сказать:
***
соедини
крылья и красный перчик
стрекоза
Наличие единства – в этом примере показывает сочетание всех вещей между собой. Это значить, что в стрекозе можно увидеть красный перчик, и часто постижение вещей этой реальности называется нами как сатори или просветление (понимание, обучение, усвоение, освоение) всей полноты бытия в одном лишь образе.
Подобный взгляд если вы ищите точки соприкосновения, помогает соприкоснуться с различными вещами в мире людей и мире природы. Многие техники хайку построены на идее, что даже несхожие между собой вещи имеют в своей основе единство. Находка этой точки является базисом для очень многих хайку.
***
в городском саду
оркестр играет серенаду
песня лирохвоста
***
азбука морзе —
приглашают на свадьбу
и крылья мельницы
Что общего между серенадой городского оркестра и песней лирохвоста? А азбука Морзе и ветреная мельница?
Конец ознакомительного фрагмента.